Альманах №28

От редакции

Публикуемый выпуск обращает читателя к первоисточникам формирования культурно-исторического подхода в понимании происхождения и сущности детской игры, ее значения в онтогенезе психики. Лекции Л.С. Выготского «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка», прочитанной им в 1933 году в ЛГПИ им А.И. Герцена и главе «Игра и психическое развитие» из книги Д.Б. Эльконина «Психология игры». Предлагается рассмотреть в их контексте работы современных авторов, принадлежащих отечественной школе дефектологии, посвященные месту игры в психолого-педагогической коррекционной помощи детям раннего и дошкольного возраста с выраженными трудностями в психическом и социальном развитии: при аутизме и сенсорных нарушениях.

В статье М.М. Либлинг «Роль игры в коррекционной работе при расстройствах аутистического спектра» игра рассматривается в русле эмоционально-смыслового подхода, как базовая форма коррекционной помощи при детском аутизме. Цели и содержание игровых занятий определяются в традиции отечественной психологии, где игра понимается не как сумма игровых навыков, а как целостная деятельность ребенка, ведущая в развитии дошкольника. Показывается, что для эмоционально-смыслового подхода сутью индивидуальных игровых занятий является вовлечение аутичного ребенка в процесс совместно-разделенного переживания (Е.Р. Баенская, 2008). В этом случае совместное проживание и осмысление игровых впечатлений открывает ребенку возможность продвижения в эмоциональном и социальном развитии, развития внимания и интереса к сюжетам собственной жизни, т.е. преодоления неполноты и фрагментарности в понимании житейских событий. На основе закономерностей развития игры ребенка в нормальном онтогенезе представлена логика коррекционной работы в совместной игре специалиста с аутичным ребенком, различающаяся в зависимости от тяжести аутистических проблем.

Обращаем внимание, что в этой статье даны смысловые ссылки, непосредственно адресующие читателя к материалам, позволяющим более подробно ознакомиться с особенностями нарушения развития аффективной сферы при аутизме, с разработанным в ИКП РАО эмоционально-смысловым подходом к психологической помощи ребенку с аутизмом, с понятием совместно-разделенного переживания и с особой логикой психологической коррекционной работы, ведущейся в форме игровых занятий.

Последующие две статьи посвящены организации групповых игровых коррекционных занятий с дошкольниками с РАС. Статья Н.С. Гращенковой «Дошкольное образование: программа, основанная на методе игровой терапии» знакомит с хорошо показавшей себя развивающей игровой программой, разработанной для группы детей с тяжелыми нарушениями психического развития (детский аутизм, синдром Дауна, выраженная умственная отсталость). Она основана на методе коррекционной игры, являющейся базовой частью эмоционально-смыслового подхода к коррекции аутизма, но, что особенно ценно, предназначена для занятий уже с малыми группами детей, посещающими ДОУ. Описаны этапы и методы организации занятий, нацеленных на развитие эмоционального контакта, подражания, игровой инициативы, самостоятельности детей. Содержание статьи раскрывается в видеозаписях занятий.

Статья Н.Л. Белопольской и О.В. Рубан «Развитие игрового взаимодействия у дошкольников с расстройствами аутистического спектра методом «Хороводные игры»» представляет результаты исследования, свидетельствующие о плодотворности включения детей с аутизмом в традиционные фольклорные формы игрового взаимодействия. Показывается, что создание подобной естественной игровой среды продвигает детей в развитии навыков коммуникации, а доступность образного содержания хороводных игр и их сюжетных композиций позволяет детям осваивать социально-приемлемые формы социального взаимодействия. И, что особенно важно, показывается, что приобретенный в естественной игровой среде опыт коммуникации и социального взаимодействия может использоваться детьми в других игровых ситуациях, переноситься в другие условия.

В статье Т.П. Кудриной и Ю.А. Разенковой «Взаимодействие матери и слепого младенца: удовольствие от совместной игры» характеризуются трудности развития общения матери и слепого младенца, обусловленные как сужением сенсорной основы восприятия ребенка, так и тяжелыми переживаниями возникающими в связи с этим у его мамы. Показывается, что использование в педагогической работе с семьей слепого младенца игр, дающих ребенку и его близким удовольствие от совместной игры позволяет матери испытать успешность и получить уверенность в своих силах, а ребенку выделить близкого взрослого сначала как объект чувственного восприятия, а затем и как партнера по взаимодействию. Отслеживается динамика и логика развития эмоционально насыщенной игры, направленной на тонизирование ребенка и вовлечение в активный контакт с окружением. Показано, что именно такие игры стимулируют развитие взаимодействия взрослого и ребенка, они готовят малыша к ситуативному пониманию речи, в них развиваются перцептивные действия, необходимые для дальнейшего освоения предметного мира, формируется система аффективно-личностных связей с матерью и другими близкими. Текст статьи иллюстрирован примерами работы с конкретными детьми и видеозаписями игровых занятий.

В статье Г.Ю. Одиноковой «Игра взрослого и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна: развитие активности во взаимодействии» предлагается система игр, используемая на индивидуальных развивающих занятиях с детьми раннего возраста с синдромом Дауна. Педагогические занятия направлены на развитие у ребенка активного желания играть и общаться со взрослым. Вначале таким взрослым является педагог, а потом - мать, которая наблюдает и постепенно подключается к коррекционному занятию. Представленная система игр объединена общими задачами: вовлечение ребенка в игру и общение со взрослым, создание условий для развития инициативного поведения ребенка и совершенствование у него средств общения, при этом для каждого ребенка игры подбираются индивидуально, с учетом уровня нервно-психического развития и владения средствами общения. К тексту статьи также прилагаются видеозаписи занятий.

Таким образом, в представленных работах игра, коррекционные игровые занятия рассматриваются, рекомендуются, прежде всего, как средство установления и развития эмоциональной общности матери и ребенка, его взаимодействия с близкими взрослыми, с другими детьми, вне которого невозможно его психическое и социальное развитие.

Такой подход естественен для отечественной дефектологии, но этот выпуск Альманаха предлагает возможность ознакомиться и с дискуссионными работами, рассматривающими место игры ребенка и детства в целом в условиях изменения установок современной культуры. Представлены статьи К.Н. Поливановой «Детство сегодня – в науке и в жизни» и О.С. Никольской «Игра детей в пространстве культуры, впадающей в детство».

Рассмотрение потенциала игры в психолого-педагогической коррекции нарушений психического развития детей дополняется обращением к изучению закономерностей развития игры обычных детей раннего и дошкольного возраста, понимание, которых, как известно, чрезвычайно важно для специалистов, имеющих дело с аномальным развитием. Дается фрагмент книги Е.Е. Кравцовой «Разбуди в ребенке волшебника», посвященной развитию воображения детей, как известно, теснейшим образом связанному и переплетенному с развитием детской игры. И, как развитие этой темы, представлен отрывок из книги Т.И. Пуховой «Символическая игра и общее развитие от двух до трех лет», где на основе лонгитюдного наблюдения за развитием символической игры одного ребенка дается яркое феноменологическое описание первых моментов становления «мнимой ситуации» - превращения манипулятивных и предметных действий ребенка в символические.

Статья Е.В. Филипповой «Игровая терапия», являющаяся главой учебника «Детская и подростковая психотерапия» содержит необходимые сведения, позволяющие отечественным специалистам, использующим игру в традиционных для отечественной дефектологии формах коррекционной помощи разным категориям детей с нарушениями психического развития сопоставить их с наиболее значимыми подходами к игровой терапии, сложившихся в других традициях – психоаналитической, гуманистической, поведенческой.

Статьи выпуска:

    Игра и ее роль в психическом развитии ребенка

    Выготский Л.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Игра и ее роль в психическом развитии ребенка

    культурно-историческая теория
    генезис игры
    роль игры в развитии
    психическое развитие
    методология психологии игры
    ведущая деятельность
    зона ближайшего развития
    Аннотация

    Игра и ее роль в психическом развитии ребенка

    Лекция Л.С. Выготского «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка», прочитанная в 1933 году в ЛГПИ им А.И. Герцена возвращает нас к первоисточникам формирования культурно-исторического подхода к пониманию происхождения и сущности детской игры, движущих сил и этапов ее развития, значения в онтогенезе психики.

    Игра и психическое развитие

    Эльконин Д.Б.

    Читать

    Ключевые слова

    Игра и психическое развитие

    игра
    психическое развитие
    формирование детской игры
    онтогенез психики
    культурно-историческая дефектология
    Аннотация

    Игра и психическое развитие

    Глава «Игра и психическое развитие» из книги Д.Б. Эльконина «Психология игры» возвращает нас к первоисточникам формирования культурно-исторического подхода к пониманию происхождения и сущности детской игры, движущих сил и этапов ее развития, значения в онтогенезе психики.

    Роль игры в коррекционной работе при расстройствах аутистического спектра

    Либлинг М.М.

    Читать

    Ключевые слова

    Роль игры в коррекционной работе при расстройствах аутистического спектра

    детский аутизм
    игровые занятия
    движение от аутостимуляции к разделенному переживанию
    эмоционально-смысловой комментарий
    понимание житейских событий
    Аннотация

    Роль игры в коррекционной работе при расстройствах аутистического спектра

    В статье обсуждается специфика игровых занятий с аутичными дошкольниками с позиций эмоционально-смыслового подхода к коррекции аутизма, разработанного в Институте коррекционной педагогики РАО. Обсуждаются основные цели, методы и общая логика игровой коррекционной работы.

    Дошкольное образование: программа, основанная на методе игровой терапии

    Гращенкова Н.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Дошкольное образование: программа, основанная на методе игровой терапии

    игровые занятия
    развитие эмоционально-смысловой сферы
    непосредственное взаимодействие
    игровое событие
    самостоятельность
    игровая инициатива
    Аннотация

    Дошкольное образование: программа, основанная на методе игровой терапии

    Статья знакомит со специальной развивающей игровой программой, разработанной для детей с ОВЗ (детским аутизмом, синдромом Дауна, умственной отсталостью). Программа предназначена для занятий с малыми группами детей, посещающими ДОУ. Описаны этапы занятий, нацеленных на развитие эмоционального контакта, подражания, игровой инициативы, самостоятельности.

    Развитие игрового взаимодействия у дошкольников с расстройствами аутистического спектра методом «Хороводные игры»

    Рубан О.В. , Белопольская Н.Л.

    Читать

    Ключевые слова

    Развитие игрового взаимодействия у дошкольников с расстройствами аутистического спектра методом «Хороводные игры»

    аутизм
    дети с расстройствами аутистического спектра
    игровое взаимодействие
    коррекция коммуникативных нарушений
    хороводные игры
    Аннотация

    Развитие игрового взаимодействия у дошкольников с расстройствами аутистического спектра методом «Хороводные игры»

    В статье рассматриваются особенности развития игрового взаимодействия у детей с расстройствами аутистического спектра. Обсуждаются результаты коррекционного исследования с применением метода «Хороводные игры». Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о необходимости создания естественной игровой среды для гармоничного развития ребенка, в которой предоставляется возможность для получения и реализации игрового опыта.

    Взаимодействие матери и слепого младенца: удовольствие от совместной игры

    Разенкова Ю.А. , Кудрина Т.П.

    Читать

    Ключевые слова

    Взаимодействие матери и слепого младенца: удовольствие от совместной игры

    ранняя помощь
    слепые младенцы
    непосредственно-эмоциональное общение
    игра матери с ребенком
    Аннотация

    Взаимодействие матери и слепого младенца: удовольствие от совместной игры

    В статье характеризуются трудности развития общения матери и слепого младенца, связанные как с сужением сенсорной основы восприятия ребенка, так и с переживаниями его мамы. Показывается, что дающие общее удовольствие эмоционально насыщенные телесные игры позволяют матери получить опыт успешности во взаимодействии с ребенком, а ребенку выделить близкого как партнера по взаимодействию. Прослеживается, как в игровом взаимодействии повышается психическая активность слепого младенца, складываются его аффективно-личностные связи с матерью, развивается первая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение.

    Игра взрослого и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна: развитие активности во взаимодействии

    Одинокова Г.Ю.

    Читать

    Ключевые слова

    Игра взрослого и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна: развитие активности во взаимодействии

    ранняя помощь
    синдром Дауна
    ребенок раннего возраста
    игра матери и ребенка
    общение матери и ребенка
    потребность в общении
    налаживание взаимодействия матери и ребенка
    Аннотация

    Игра взрослого и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна: развитие активности во взаимодействии

    В статье предлагается система игр, используемая на индивидуальных развивающих занятиях с детьми раннего возраста с синдромом Дауна. Педагогические занятия направлены на развитие у ребенка активного желания общаться и взаимодействовать со взрослым. Вначале таким взрослым является педагог, а потом - мать, которая наблюдает и постепенно активно подключается к коррекционному занятию. Представленная система игр объединена общими задачами: вовлечение ребенка в игру и общение со взрослым, создание условий для развития инициативного поведения ребенка и совершенствование у него средств общения, при этом для каждого ребенка игры подбираются индивидуально, с учетом уровня нервно-психического развития и владения средствами общения. К тексту статьи прилагаются видеозаписи развивающих игровых занятий.

    Детство сегодня - в науке и в жизни

    Поливанова К.Н.

    Читать

    Ключевые слова

    Детство сегодня - в науке и в жизни

    детство в культуре
    понятие возраста
    семья
    детская игра
    культурные и личные ценности
    Аннотация

    Детство сегодня - в науке и в жизни

    Детство – социальный конструкт, меняющийся во времени. Ключевым при описании детства является понятие возраста. В последние десятилетия, однако, детство все более рассматривается в связи с другими характеристиками, в первую очередь с семьей. Речь идет не просто об описании, например, детско-родительских отношений, а о более широкой методологической рамке: об описании понятия «ребенок» как производной от понятия «семья».

    Игра ребенка в пространстве культуры, впадающей в детство. Взгляд специального психолога

    Никольская О.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Игра ребенка в пространстве культуры, впадающей в детство. Взгляд специального психолога

    игра как инструмент коррекционной помощи при аутизме
    сближение игры при аутизме и игры обычных современных детей
    детство в культуре постмодерна
    старение современной культуры
    дисбаланс в системе культурных и личностных ценностей
    Аннотация

    Игра ребенка в пространстве культуры, впадающей в детство. Взгляд специального психолога

    Особенности изменений, происходящих в игре современного ребенка, рассматриваются с позиции психолога, занимающегося расстройствами аутистического спектра. В особенностях игры современных детей выделяются черты сходства с игрой при аутизме. Показывается, что они проявляются в условиях заданных культурой детства формирующейся на современном этапе развития культуры «постмодерна». Выделяются признаки ее старения, проявляющиеся в нарастающем дисбалансе в системе культурных ценностей, отрицательно отражающиеся на условиях психического развития. Высказывается мнение о необходимости смещения акцента от прямого контакта ребенка с предметами культуры к его опосредованию взаимодействием с другими людьми, что может реализоваться, в частности и в игре.

    Что такое игра

    Кравцова Е.Е.

    Читать

    Ключевые слова

    Что такое игра

    критерий игры
    воображаемая (мнимая) ситуация
    «по-нарошку»
    «как будто»
    психология игры
    культурно-историческая теория Л.С. Выготского
    игра и обучение
    становление и развитие игры
    воображение ребенка
    психологическая готовность к школе.
    Аннотация

    Что такое игра

    В главе из книги («Разбуди в ребенке волшебника») рассматриваются две фундаментальные проблемы психологии игры – проблема критерия игры и проблема взаимосвязи игры и обучения. Основываясь на взглядах Л.С. Выготского, о том, что критерием игры является мнимая ситуация, автор показывает роль воображения в становлении и развитии игры. Именно воображение обеспечивает расхождение смыслового и реального поля и превращает ребенка в волшебника. Воображение помогает понять специфику игры, условия, необходимые для ее реализации, позволяет сочетать игру и обучение, обеспечивает формирование психологической готовности к школьному обучению.

    Появление элементов символической игры

    Пухова Т.И.

    Читать

    Ключевые слова

    Появление элементов символической игры

    игра
    лонгитюдное наблюдение
    символическая игра
    общее развитие ребенка
    феноменология развития игры
    Аннотация

    Появление элементов символической игры

    Отрывок из книги «Символическая игра и общее развитие от двух до трех лет», где на основе лонгитюдного наблюдения за развитием символической игры одного ребенка дается яркое феноменологическое описание первых моментов становления «мнимой ситуации» - превращения манипулятивных и предметных действий ребенка в символические.

    Игровая терапия

    Филиппова Е.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Игровая терапия

    игровая психотерапия
    детский психоанализ
    игра
    символическая деятельность
    поведенческая терапия
    психодрама
    диагностика в игровой терапии
    Аннотация

    Игровая терапия

    Игра — это, несомненно, наиболее распространенный метод, который используется в психотерапевтической работе с детьми, независимо от школ и направлений. Статья содержит необходимые сведения, позволяющие отечественным специалистам, использующим игру в традиционных для отечественной дефектологии формах коррекционной помощи разным категориям детей с нарушениями психического развития сопоставить их с наиболее значимыми подходами к игровой терапии, сложившихся в других традициях – психоаналитической, гуманистической, поведенческой.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности