От редакции / Альманах №28 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №28 "Игра. К 120-летию Льва Семеновича Выготского"

От редакции

Публикуемый выпуск обращает читателя к первоисточникам формирования культурно-исторического подхода в понимании происхождения и сущности детской игры, ее значения в онтогенезе психики. Лекции Л.С. Выготского «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка», прочитанной им в 1933 году в ЛГПИ им А.И. Герцена и главе «Игра и психическое развитие» из книги Д.Б. Эльконина «Психология игры». Предлагается рассмотреть в их контексте работы современных авторов, принадлежащих отечественной школе дефектологии, посвященные месту игры в психолого-педагогической коррекционной помощи детям раннего и дошкольного возраста с выраженными трудностями в психическом и социальном развитии: при аутизме и сенсорных нарушениях.

В статье М.М. Либлинг «Роль игры в коррекционной работе при расстройствах аутистического спектра» игра рассматривается в русле эмоционально-смыслового подхода, как базовая форма коррекционной помощи при детском аутизме. Цели и содержание игровых занятий определяются в традиции отечественной психологии, где игра понимается не как сумма игровых навыков, а как целостная деятельность ребенка, ведущая в развитии дошкольника. Показывается, что для эмоционально-смыслового подхода сутью индивидуальных игровых занятий является вовлечение аутичного ребенка в процесс совместно-разделенного переживания (Е.Р. Баенская, 2008). В этом случае совместное проживание и осмысление игровых впечатлений открывает ребенку возможность продвижения в эмоциональном и социальном развитии, развития внимания и интереса к сюжетам собственной жизни, т.е. преодоления неполноты и фрагментарности в понимании житейских событий. На основе закономерностей развития игры ребенка в нормальном онтогенезе представлена логика коррекционной работы в совместной игре специалиста с аутичным ребенком, различающаяся в зависимости от тяжести аутистических проблем.

Обращаем внимание, что в этой статье даны смысловые ссылки, непосредственно адресующие читателя к материалам, позволяющим более подробно ознакомиться с особенностями нарушения развития аффективной сферы при аутизме, с разработанным в ИКП РАО эмоционально-смысловым подходом к психологической помощи ребенку с аутизмом, с понятием совместно-разделенного переживания и с особой логикой психологической коррекционной работы, ведущейся в форме игровых занятий.

Последующие две статьи посвящены организации групповых игровых коррекционных занятий с дошкольниками с РАС. Статья Н.С. Гращенковой «Дошкольное образование: программа, основанная на методе игровой терапии» знакомит с хорошо показавшей себя развивающей игровой программой, разработанной для группы детей с тяжелыми нарушениями психического развития (детский аутизм, синдром Дауна, выраженная умственная отсталость). Она основана на методе коррекционной игры, являющейся базовой частью эмоционально-смыслового подхода к коррекции аутизма, но, что особенно ценно, предназначена для занятий уже с малыми группами детей, посещающими ДОУ. Описаны этапы и методы организации занятий, нацеленных на развитие эмоционального контакта, подражания, игровой инициативы, самостоятельности детей. Содержание статьи раскрывается в видеозаписях занятий.

Статья Н.Л. Белопольской и О.В. Рубан «Развитие игрового взаимодействия у дошкольников с расстройствами аутистического спектра методом «Хороводные игры»» представляет результаты исследования, свидетельствующие о плодотворности включения детей с аутизмом в традиционные фольклорные формы игрового взаимодействия. Показывается, что создание подобной естественной игровой среды продвигает детей в развитии навыков коммуникации, а доступность образного содержания хороводных игр и их сюжетных композиций позволяет детям осваивать социально-приемлемые формы социального взаимодействия. И, что особенно важно, показывается, что приобретенный в естественной игровой среде опыт коммуникации и социального взаимодействия может использоваться детьми в других игровых ситуациях, переноситься в другие условия.

В статье Т.П. Кудриной и Ю.А. Разенковой «Взаимодействие матери и слепого младенца: удовольствие от совместной игры» характеризуются трудности развития общения матери и слепого младенца, обусловленные как сужением сенсорной основы восприятия ребенка, так и тяжелыми переживаниями возникающими в связи с этим у его мамы. Показывается, что использование в педагогической работе с семьей слепого младенца игр, дающих ребенку и его близким удовольствие от совместной игры позволяет матери испытать успешность и получить уверенность в своих силах, а ребенку выделить близкого взрослого сначала как объект чувственного восприятия, а затем и как партнера по взаимодействию. Отслеживается динамика и логика развития эмоционально насыщенной игры, направленной на тонизирование ребенка и вовлечение в активный контакт с окружением. Показано, что именно такие игры стимулируют развитие взаимодействия взрослого и ребенка, они готовят малыша к ситуативному пониманию речи, в них развиваются перцептивные действия, необходимые для дальнейшего освоения предметного мира, формируется система аффективно-личностных связей с матерью и другими близкими. Текст статьи иллюстрирован примерами работы с конкретными детьми и видеозаписями игровых занятий.

В статье Г.Ю. Одиноковой «Игра взрослого и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна: развитие активности во взаимодействии» предлагается система игр, используемая на индивидуальных развивающих занятиях с детьми раннего возраста с синдромом Дауна. Педагогические занятия направлены на развитие у ребенка активного желания играть и общаться со взрослым. Вначале таким взрослым является педагог, а потом - мать, которая наблюдает и постепенно подключается к коррекционному занятию. Представленная система игр объединена общими задачами: вовлечение ребенка в игру и общение со взрослым, создание условий для развития инициативного поведения ребенка и совершенствование у него средств общения, при этом для каждого ребенка игры подбираются индивидуально, с учетом уровня нервно-психического развития и владения средствами общения. К тексту статьи также прилагаются видеозаписи занятий.

Таким образом, в представленных работах игра, коррекционные игровые занятия рассматриваются, рекомендуются, прежде всего, как средство установления и развития эмоциональной общности матери и ребенка, его взаимодействия с близкими взрослыми, с другими детьми, вне которого невозможно его психическое и социальное развитие.

Такой подход естественен для отечественной дефектологии, но этот выпуск Альманаха предлагает возможность ознакомиться и с дискуссионными работами, рассматривающими место игры ребенка и детства в целом в условиях изменения установок современной культуры. Представлены статьи К.Н. Поливановой «Детство сегодня – в науке и в жизни» и О.С. Никольской «Игра детей в пространстве культуры, впадающей в детство».

Рассмотрение потенциала игры в психолого-педагогической коррекции нарушений психического развития детей дополняется обращением к изучению закономерностей развития игры обычных детей раннего и дошкольного возраста, понимание, которых, как известно, чрезвычайно важно для специалистов, имеющих дело с аномальным развитием. Дается фрагмент книги Е.Е. Кравцовой «Разбуди в ребенке волшебника», посвященной развитию воображения детей, как известно, теснейшим образом связанному и переплетенному с развитием детской игры. И, как развитие этой темы, представлен отрывок из книги Т.И. Пуховой «Символическая игра и общее развитие от двух до трех лет», где на основе лонгитюдного наблюдения за развитием символической игры одного ребенка дается яркое феноменологическое описание первых моментов становления «мнимой ситуации» - превращения манипулятивных и предметных действий ребенка в символические.

Статья Е.В. Филипповой «Игровая терапия», являющаяся главой учебника «Детская и подростковая психотерапия» содержит необходимые сведения, позволяющие отечественным специалистам, использующим игру в традиционных для отечественной дефектологии формах коррекционной помощи разным категориям детей с нарушениями психического развития сопоставить их с наиболее значимыми подходами к игровой терапии, сложившихся в других традициях – психоаналитической, гуманистической, поведенческой.

Печать
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Статьи выпуска: