Новое содержание уроков чтения / Новое звено в системе подготовки к самостоятельному чтению детей с нарушениями зрения и слуха / Как помочь ребенку с нарушениями зрения и слуха стать читателем / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Новое содержание уроков чтения

Рассматривая уроки чтения как главную организационную форму для решения задач целенаправленного формирования читательской деятельности учащихся, мы разработали программу курса специальных занятий, соответствующую выбранному нами маршруту усложнения текстов.

Программа курса состоит из двух блоков. С содержанием первого блока занятий мы уже частично познакомили читателей, когда рассматривали условия формирования сотрудничества читателя и автора текста. Этот блок обеспечивает самый первый и самый ответственный шаг в переходе от ситуативной к контекстной речи (переход к чтению текстов, авторы которых знакомые читателю люди):
А1+В1+С1 -> А2+В1+С1

В рамках этого блока ставятся и решаются следующие методические задачи.

Второй блок программы поддерживает несколько преобразований формулы текста:
1) переход от текстов, авторы которых знакомые читателю люди, к чтению текстов, авторы которых неизвестные читателю люди и которые описывают правдоподобные действия героев;
2) переход от бывальщины к сказке;
3) переход от описания действий к описанию поведения героя, последовательность которых представлена на схеме:

Схема. Формула текста

Представим примерный список задач, которые решаются в рамках этого блока:

Таким образом, содержание работы в пределах каждого блока направлено на то, чтобы на очередном этапе усложнения формулы текста помочь ребенку-читателю:
заметить усложнение предлагаемого для чтения материала;
осознать непригодность для решения новых читательских задач приемов и установок, сложившихся на предыдущих этапах обучения при работе с текстами другого типа;
освоить адекватные данному типу текста приемы и установки умственной деятельности.

Решение этих задач требует специального методического обеспечения. В первом блоке - это особые методические приемы и специально организованные ситуации, во втором блоке основной упор делается на подбор материала для чтения, в качестве которого выступают специально разработанные, модельные тексты, обеспечивающие контролируемое усложнение трудностей в понимании контекстной речи. Тексты и задания для этого блока обучения собраны в учебном пособии "Прочитай, подумай, ответь".[32]

Итак, мы представили задачи и основные методические приемы для целенаправленного формирования читательской деятельности у учащихся I-IV классов школы для слепоглухих.

Как показала опытно-экспериментальная работа, такое программно-методическое обеспечение, безусловно, вооружает практику необходимыми средствами для целенаправленного формирования у ребенка с глубокими нарушениями зрения и слуха базовых компонентов чтения как коммуникативной, творческой и познавательной деятельности.
Но достаточно ли этого, чтобы слепоглухой ребенок стал настоящим читателем?