Новое звено в системе подготовки к самостоятельному чтению детей с нарушениями зрения и слуха

Новое содержание уроков чтения

Рассматривая уроки чтения как главную организационную форму для решения задач целенаправленного формирования читательской деятельности учащихся, мы разработали программу курса специальных занятий, соответствующую выбранному нами маршруту усложнения текстов.

Программа курса состоит из двух блоков. С содержанием первого блока занятий мы уже частично познакомили читателей, когда рассматривали условия формирования сотрудничества читателя и автора текста. Этот блок обеспечивает самый первый и самый ответственный шаг в переходе от ситуативной к контекстной речи (переход к чтению текстов, авторы которых знакомые читателю люди):
А1+В1+С1 -> А2+В1+С1

В рамках этого блока ставятся и решаются следующие методические задачи.
  • Укрепить и расширить у ребенка опыт "бывания" в авторской позиции
  • Помочь ребенку осознать изменение своей позиции по отношению к описанным в тексте событиям при переходе от ситуативной к контекстной речи
  • Сформировать установку на восприятие содержания текста, выходящего за рамки личного опыта
  • Научить оценивать преимущества автора текста в воспроизведении полной картины описанных в тексте событий
  • Научить различать позиции читателя и автора текста, и таким образом научить практически, различать ситуативную и контекстную речь
  • Научить с позиции автора текста контролировать действия читателя по воспроизведению действий героя в наглядном плане, правильность его ответов на вопросы по контексту описанных в тексте событий
  • Научить с позиции читателя замечать неполноту авторского текста, его недостаточность для воспроизведения полной картины описанных в тексте событий
  • Обеспечить продуктивное сотрудничество читателя и автора в воспроизведении максимально полной картины описанных в тексте событий
  • Научить оценивать условия восприятия текста: возможно или невозможно непосредственное общение с автором
  • Научить выбирать в соответствии с условиями коммуникации читателя и автора текста приемы работы по восстановлению полной картины описанных в тексте событий
  • Научить восстанавливать последовательность действий героя по полному и неполному тексту в форме рассуждений без обращения к автору

Второй блок программы поддерживает несколько преобразований формулы текста:
1) переход от текстов, авторы которых знакомые читателю люди, к чтению текстов, авторы которых неизвестные читателю люди и которые описывают правдоподобные действия героев;
2) переход от бывальщины к сказке;
3) переход от описания действий к описанию поведения героя, последовательность которых представлена на схеме:

Схема. Формула текста

Представим примерный список задач, которые решаются в рамках этого блока:
  • Предоставить возможность для упражнения учащихся в восстановлении содержания, которое не выражено прямо, но подразумевается
  • Сформировать установки на оценку действий героя с точки зрения их соответствия поставленной цели; соответствия некоторым нормативным способам действия в заданной ситуации; с точки зрения правдоподобия
  • Обеспечить упражнение в выявлении небывальщин и элементов сказочного вымысла в специально подготовленных текстах
  • Упорядочить полученные в опыте представления детей о правилах поведения и взаимоотношениях между детьми и взрослыми, между детьми, между детьми и животными
  • Обеспечить накопление у учащихся представлений о различных вариантах поведения героя в сходных ситуациях
  • Сформировать у учащихся установку на оценку намерений героя, лежащих в основе его поведения
  • Научить сравнивать намерения разных героев, действия которых разворачиваются в сходных ситуациях
  • Упорядочить полученные в опыте личных взаимоотношений представления учащихся о различных основаниях поступков (целях, мотивах, намерениях)
  • Специальным подбором текстов обеспечить углубление и обобщение этих представлений и их словесное опосредствование
  • Научить выводить основание для поступков героя из контекста
  • Научить сопоставлять намерения героев и результаты их поступков

Таким образом, содержание работы в пределах каждого блока направлено на то, чтобы на очередном этапе усложнения формулы текста помочь ребенку-читателю:
заметить усложнение предлагаемого для чтения материала;
осознать непригодность для решения новых читательских задач приемов и установок, сложившихся на предыдущих этапах обучения при работе с текстами другого типа;
освоить адекватные данному типу текста приемы и установки умственной деятельности.

Решение этих задач требует специального методического обеспечения. В первом блоке - это особые методические приемы и специально организованные ситуации, во втором блоке основной упор делается на подбор материала для чтения, в качестве которого выступают специально разработанные, модельные тексты, обеспечивающие контролируемое усложнение трудностей в понимании контекстной речи. Тексты и задания для этого блока обучения собраны в учебном пособии "Прочитай, подумай, ответь".[32]

Итак, мы представили задачи и основные методические приемы для целенаправленного формирования читательской деятельности у учащихся I-IV классов школы для слепоглухих.

Как показала опытно-экспериментальная работа, такое программно-методическое обеспечение, безусловно, вооружает практику необходимыми средствами для целенаправленного формирования у ребенка с глубокими нарушениями зрения и слуха базовых компонентов чтения как коммуникативной, творческой и познавательной деятельности.
Но достаточно ли этого, чтобы слепоглухой ребенок стал настоящим читателем?

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности