Из опыта образовательной интеграции: Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом (из опыта работы), Москва. ГОУ ДЕТСКИЙ САД № 1365 / Альманах №11 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №11 "Опыт интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии"

Из опыта образовательной интеграции: Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом (из опыта работы), Москва. ГОУ ДЕТСКИЙ САД № 1365

В.Н. Сводина Детский сад № 1365, Москва

Наш детский сад находится в отдаленном районе Москвы - Марьино. Он работает уже 14 лет, из которых последние шесть как учреждение комбинированного типа, в котором воспитываются нормально развивающиеся дети (от 1,5 до 6 лет) и дошкольники с нарушенным слухом.

В 1991 г. была открыта первая группа для неслышащих детей. Мы хотели удовлетворить естественное и справедливое желание родителей (детей с нарушенным слухом) приблизить к месту жительства возможность получения ребенком коррекционной помощи.

Наше дошкольное образовательное учреждение достаточно хорошо оснащено и эстетически оформлено: музыкальный и физкультурный залы, изостудия, комната занятий по экологии, компьютерно-игровой комплекс на 10 детей (с 1992 г.). В группах различное оборудование, дидактические материалы, игрушки размещены так, чтобы создать необходимые условия для самостоятельной деятельности ребенка, его отдыха. Хотелось, чтобы все это стало доступно и эффективно использовалось не только в массовых группах, но и в специализированных группах. Но мы очень мало, почти ничего не знали об особенностях детей с нарушенным слухом, не умели общаться с ними, не понимали их. Слышащие дети не хотели вступать в контакт, играть со слабослышащими и глухими сверстниками, которые, в свою очередь, не понимали их. Родители нормально развивающихся дошкольников просто запрещали своим детям дружить с неслышащими.

В настоящее время это позади, острота проблемы снята. Сформировался новый педагогический коллектив учителей-дефектологов и воспитателей специализированных и массовых групп, сложился дружный детский коллектив, найдено взаимопонимание с родителями. В нашем учреждении 10 групп: 6 массовых, 2 специализированные и 2 смешанные, где вместе воспитываются восемь слышащих детей и четыре дошкольника с нарушенным слухом.

Часто вспоминаем нашу первую специализированную группу, первых воспитанников. Их было 8 человек, но все такие разные и по состоянию слуха (ребенок со средней тугоухостью и дети с тяжелой тугоухостью; пограничным состоянием слуха и глухотой) и по состоянию речи (ребенок с развернутой аграмматичной фразовой речью, дети с короткой выученной фразой, с отдельными словами и фактически неговорящие).

Учитель-дефектолог Т.Ф. Разбоева проводила занятие малыми группами, индивидуально, но и при этом было трудно обеспечить каждого ребенка необходимой индивидуальной помощью. По предложению учителя-дефектолога девочка, уже владевшая развернутой фразовой речью, хотя и аграмматичной и со значительными фонетическими искажениями, была переведена на занятия в массовую группу, индивидуальные коррекционные занятия продолжались с ней в специальной группе. Это был наш первый опыт интегрированного воспитания.

Мы хотели придать процессу интегрирования целенаправленный характер, включить в него всех детей. Большую помощь в реализации наших планов мы получили от Института коррекционной педагогики РАО, с которым заключили договор о сотрудничестве. Детский сад стал экспериментальной площадкой Юго-Восточного учебного округа Москвы, который оказывает постоянную поддержку всем нашим начинаниям.

Началась очень интересная, совершенно необычная работа, которая увлекла весь педагогический коллектив, коллектив единомышленников, стабильно работающий, дружный, хорошо профессионально подготовленный, который был значительно усилен влившимися в него высококвалифицированными учителями-дефектологами с большим стажем работы с детьми с нарушенным слухом.

Педагоги поставили перед собой задачу создать оптимальные условия для психического и физического здоровья детей, развития личности каждого ребенка, понимая, что это является центральной задачей в воспитательно-образовательном процессе. Особое внимание было уделено реализации индивидуального подхода к ребенку.

В условиях работы нашего детского сада, в котором мы постарались создать благоприятные условия для общения детей, жизни в одном коллективе здоровых ребят и детей с нарушенным слухом, именно индивидуальный подход - залог успешности работы, определения эффективных путей дальнейшего развития дошкольного учреждения.

На базе нашего детского сада началась разработка и апробация различных моделей интеграции, Принципиально важным для нас было определить каждому ребенку с нарушенным слухом ту форму общения со слабослышащими детьми, которая будет ему полезна, с учетом уровня общего и слухоречевого развития. Так родились три формы интеграции: полная, частичная и временная.

Дети с сохранным интеллектом, высоким уровнем общего развития, развернутой фразовой речью и внятно (понятно) говорящие, хорошо понимающие обращенную к ним речь взрослых и детей, определяются в массовые группы, где они воспитываются и обучаются по программе для нормально развивающихся детей, так как способны ее усвоить. В дальнейшем такие дети могут быть подготовлены к успешному обучению в общеобразовательной школе.

Интегрированный ребенок получает необходимую ему коррекционную помощь (по развитию речи, совершенствованию произношения и навыков восприятия устной речи) учителя-дефектолога специальной группы, который также оказывает помощь воспитателям в организации обучения ребенка с нарушенным слухом в коллективе слышащих сверстников.

Такая форма интеграционного воспитания была названа полной. Именно здесь создаются наиболее благоприятные условия для совершенствования устной речи неслышащего ребенка: он постоянно находится в коллективе нормально говорящих детей, воспитатель знает его особенности и учитывает их при проведении занятий, игр, в быту. Воспитанник с нарушенным слухом систематически получает адекватную помощь специалиста. Эта форма воспитания помогает детям, имеющим сниженный слух, уже в дошкольном возрасте успешно адаптироваться в среде нормально слышащих детей и взрослых.

Слабослышащие и глухие дети, уже овладевшие фразовой речью на том уровне, когда возможно общение со слышащими детьми в быту, в играх, продолжают обучаться в специальных группах по программе воспитания и обучения слабослышащих или глухих детей, но часть времени (как правило, вторую половину дня) они проводят (по 1-2 человека) в массовых группах, участвуя в играх, изобразительной деятельности, режимных моментах, прогулке и т.п. Учитель-дефектолог помогает воспитателю наладить контакты ребенка с нарушенным слухом с нормально слышащими детьми, вместе с ним планирует работу по интеграции, способствует ее адекватному проведению. Такую форму интеграции мы называем частичной.

Но далеко не все воспитанники специальных групп оказываются готовыми и к такой интеграции. Относительно низкий уровень слухоречевого развития части детей (а иногда и при наличии у них дополнительных отклонений в развитии) не позволяет им на равных ежедневно общаться со слышащими детьми. Вместе с тем и они остро нуждаются в контактах с нормально развивающимися сверстниками, в социальной адаптации в обществе слышащих. Для таких детей разработана иная форма интеграции - временная. Именно она наиболее сложна в реализации. Каждая специальная группа имеет массовую группу-побратима, в которой воспитываются дети такого же возраста или на год моложе. Один-два раза в месяц проводятся совместные мероприятия: праздники, досуги, прогулки, игры, занятия (физкультурные, музыкальные, аэробика и т.п.). В них участвуют все дети специальной группы и часть (обычно половина) или все воспитанники массовой группы.

Временная интеграция требует тщательного специального планирования. Важна подготовка слышащих детей к встрече и общению с дошкольниками с нарушенным слухом, важно отобрать интересные для детей виды совместной деятельности с учетом посильного участия в них неслышащих детей, продумать методику их проведения, чтобы они были интересны и полезны всем воспитанникам. Необходимо заранее подготовить глухих и слабослышащих детей к восприятию материала, с которым они столкнутся в ходе проведения совместных мероприятий: с содержанием инсценировок, которые дети увидят, с заданием по изобразительной деятельности, с правилами подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых игр и т.п.

Таким образом, весь детский коллектив вовлечен в процесс интеграции. У неслышащих детей появилась возможность постоянно или периодически на равных общаться со слышащими сверстниками. Различные формы интеграции позволяют подобрать для каждого ребенка ту, которая сегодня ему доступна и полезна. По мере повышения уровня общего и слухоречевого развития неслышащий ребенок может постоянно подниматься по лестнице интеграции к более совершенным ее формам. Вместе с тем, если дошкольник с нарушенным слухом, находящийся в условиях полной интеграции (воспитывающийся в массовой группе) несмотря на постоянную коррекционную поддержку учителя-дефектолога и индивидуальный подход воспитателя массовой группы, не справляется с программными требованиями, начинает значительно отставать от слышащих сверстников, он переходит на фронтальные занятия в специальную группу, а все остальное время может проводить с нормально развивающимися детьми.

Нам посчастливилось: мы смогли показать фламандцам-коллегам свои первые шаги по интеграции дошкольников с нарушенным слухом в коллектив слышащих детей. Продемонстрировали им результаты работы в первые два месяца, которые были высоко оценены. Мы стали коллективными участниками Российско-Фламандского проекта "Интеграция" программы "Специальное образование", утвержденном Министерствами образования России и Фландрии.

В последующем познакомились с работой по интеграции детей с отклонениями в развитии во Фландрии, учитывали их опыт в своей деятельности. Зарубежные коллеги неоднократно посещали наше учреждение, мы обсуждали проблемы, которые нас волновали, и постоянно получали одобрение наших действий, удовлетворенность результатами работы. Выступление на международной конференции, показ видеофильма о первых шагах по интегрированному воспитанию нашли положительный отзыв коллег.

Мы прекрасно осознаем выигрыш, который получают дети с нарушенным слухом в процессе интеграции. Но для нас крайне важно было проследить, не проиграют ли при этом слышащие дети. Многолетний эксперимент показал, что проведение целенаправленной работы по интеграции оказывает большое воспитательное и нравственное влияние на слышащих детей и их родителей. Дети массовых групп хорошо принимают неслышащих детей, стараются им помогать (но без лишней опеки). На глазах взрослых наворачиваются слезы, когда они видят, как ребята "болеют", переживают на праздниках, соревнованиях за товарищей с нарушенным слухом, уступают им более удобное место, чтобы они могли хорошо видеть и слышать, что происходит вокруг. Для этих детей мир не делится на слышащих и неслышащих. Это один мир, их мир, где есть те, кто в чем-то слабее, уязвимее, и которым нужно помогать, а не жалеть.

Значительно сложнее с родителями. Нет, они теперь не препятствуют контактам их детей с неслышащими ребятами. Но... Всего один пример. В 1996/97 учебном году в дошкольном учреждении создана новая группа - смешанная: 8 слышащих и 4 слабослышащих ребенка трехлетнего возраста. При комплектовании группы мы столкнулись с тем, что, несмотря на всю предварительную подготовительную работу, родители слышащих малышей, воспитывающихся в ясельной группе, под любым предлогом отказывались от посещения группы, в которой будут и неслышащие дети. Она была укомплектована вновь поступившими в дошкольное учреждение ребятами. Слышащие малыши не выделяли детей с нарушенным слухом, они не обращали особого внимания ни на их слуховые аппараты, ни на их особенности поведения. Для них они были такими же. Родители внимательно присматривались. Но уже через 1 - 1,5 месяца они оказались наиболее заинтересованными в такой форме интеграции: детей в группе меньше, воспитатель проводит все те же занятия, которые предусмотрены для массовых групп, но, более того, со всеми дошкольниками, а не только со слабослышащими, работает опытный учитель-дефектолог, Да и неслышащие дети мало чем отличаются от их дочек и сынков. Такие же дети, но с проблемами.

Методические приемы обучения детей с нарушенным слухом очень заинтересовали и детей и родителей: слышащие ребята тоже хотят складывать слова из букв (и получается!), с интересом следят за использованием табличек. При комплектовании в настоящем учебном году 2-й такой группы проблем с родителями не было. Наоборот, мы уже отбираем детей в смешанную группу.

Работа в смешанных группах организована очень интересно. Учителя-дефектологи проводят совместные занятия по формированию элементарных математических представлений, речевой ритмике, рассказыванию, сенсорному воспитанию, занятия по развитию речи проводятся раздельно. Но талант и опыт учителя-дефектолога Л.Н.Терьяновой, для которой характерны тщательная индивидуальная подготовка слабослышащих детей, индивидуальный подход, что позволило в течение всего первого года обучения проводить эти занятия совместно. Учителя-дефектологи занимаются с неслышащими детьми развитием их речи и слуха, формированием произношения (индивидуально и малой группой). Все остальные занятия ведут воспитатели.

Фламандские коллеги в свой последний приезд познакомились с работой смешанной группы. Они высказали не только одобрение, поддержку, но и проявили крайнюю заинтересованность в столь необычной и новой для них форме обучения. У нас нет еще ответов на многие вопросы. Эксперимент только начался, но мы убеждены в его положительном результате.

Известно, что результативность коррекционной работы с неслышащими детьми, а, следовательно, и интеграция в мир слышащих тем выше, чем раньше начато адекватное воспитание.

Одним из приоритетных направлений развития нашего учреждения считается раннее (с первых месяцев жизни ребенка) выявление и коррекция нарушенной слуховой функции. Учитель-дефектолог детского сада совместно с сотрудником Института коррекционной педагогики РАО постоянно проводят обследование слуха детей младенческого, раннего и дошкольного возраста в муниципальном районе "Марьино" (в соответствии с четырехсторонним договором между ЮВУО, здравоохранением округа, Московским городским детским сурдоцентром и Институтом коррекционной педагогики РАО). При первом подозрении на снижение слуха дети направляются в сурдоцентр для специального углубленного обследования.

В условиях нашего дошкольного учреждения мы оказываем консультативную помощь родителям малышей, проводим коррекционную помощь в группе кратковременного пребывания (дети раннего возраста, не посещающие дошкольное учреждение, школьники начальной школы - пока только наши выпускники).

Создание гибкой системы коррекционного обучения, проведение целенаправленной работы по интеграции дошкольников с нарушенным слухом в коллектив слышащих сверстников, активное вовлечение родителей в воспитание детей - путь развития нашего детского сада во имя нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Сводина, В.Н.  Из опыта образовательной интеграции: Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом (из опыта работы), Москва. ГОУ ДЕТСКИЙ САД № 1365 [Электронный ресурс] / В.Н. Сводина // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2007. –  Альманах №11. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-11/integrirovannoe-vospitanie-doshkolnikov-s-narushennym
Список литературы
  1. Из опыта работы по интеграции детей с нарушенным слухом [Текст] / И.И. Дорофеева, Е.А. Гиндина, И.А. Теплоухова, Л.Л. Лосева // Дефектология. – 2003. – № 1. – C. 54-60.
  2. Малофеев, Н.Н. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001. – С. 47-55.
  3. Миронова, Э.В. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа [Текст] / Э.В. Миронова, Н.Д. Шматко // Дефектология. - 1995. - № 4. - С. 66-74.
  4. Отношение педагогов и родителей к интегрированному обучению детей с нарушенным слухом [Текст] / С.А. Алейникова, М.М. Маркович, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2005. – № 5. – C. 19-30.
  5. Теплоухова, И.А. Опыт вовлечения родителей дошкольников с нарушенным слухом в работу по развитию речи [Текст] / И.А. Теплоухова // Дефектология. – 2006. – № 4. – С. 50-54.
  6. Терьянова, Л.Н. Интегрированное обучение дошкольников с нарушенным слухом в смешанной группе [Текст]: (из опыта работы) / Л.Н. Терьянова, М.Г. Гуревич // Дефектология. – 2001. – № 2. – С. 65-69.
  7. Шматко, Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение [Текст] / Н.Д. Шматко // Дефектология. – 1999. – № 1. – С. 41-46.; № 2. – С. 49-56.
Статьи выпуска: