Феномен тревожности у подростков с нарушением зрения / Альманах №12 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №12 "Новые исследования в приоритетных направлениях развития отечественной дефектологии"

Феномен тревожности у подростков с нарушением зрения

А.Н. Шимгаева Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида № 2, Москва

Основным направлением современного этапа развития системы специального образования в России является интеграция в общество, в рамках которой осуществляется ориентация специального образования на подготовку ребенка с особыми образовательными потребностями к будущей взрослой жизни в обществе (Н.Н. Малофеев, 2003).

Интенсивность макросоциальных изменений провоцирует увеличение и утяжеление тревог и страхов, связанных с социально-экономическим, идеологическим, нравственным состоянием общества не только у взрослых, но и у детей. Очевидно, что эти страхи преломляются на микросоциальном уровне сквозь призму сложившихся устойчивых представлений о влиянии ограниченных возможностей здоровья на жизнь и будущее детей. Как отмечал Л.С. Выготский, любой дефект изменяет отношения человека с окружающим миром, что в результате дает «социальную ненормальность поведения». В практике работы специальных школ в этой связи существует острая потребность в организации психологической помощи, направленной на формирование личностно-ориентированных, эмпатийных отношений, без которых невозможно развертывание интегративных процессов. Вследствие этого возрастает значимость целенаправленного исследования эмоциональной сферы детей и ее формирования в русле гуманистического мировоззрения. Человек изменяется не только в силу приобретения учебных знаний, а более всего под влиянием эмоциональных открытий, откровений, развития эмоционально насыщенных отношений (P.O. Агавелян, 1999; А.Г. Литвак, 1985, 1989, 1998; Л.И. Плаксина, 1998; Л.И. Солнцева, 1997, 2000, 2006, и др.).

Вместе с тем, в отечественной тифлологии неоднократно подчеркивается значимость эмоциональной сферы в процессах компенсации дефекта и интеграции в общество лиц с нарушением зрения (A.M. Виленская, 1990; М.И. Земцова, 1973; И.Г. Корнилова, 2001, 2004; А.Г. Литвак, 1985, 1998; Л.И. Плаксина, 1998; Л.И. Солнцева, 1997, 2000, 2004, 2006).

Устойчивая тревожность, возникающая на фоне социально-психологического неблагополучия и чувства собственной неполноценности, традиционно рассматривается в современных исследованиях как составляющая подросткового периода развития в условиях зрительной депривации. Однако проблема изучения тревожности и оказания психологической помощи подросткам с нарушением зрения относится к малоразработанным.

Эмоции, окрашивая все психические процессы и стороны жизнедеятельности, являются универсальным регулятором изменений, происходящих во внутреннем и внешнем мире человека. Зрительный дефект и его последствия, нарушая внутреннюю гармонию личности, необходимую для социализации, препятствует успешному вхождению ребенка в социум. Это является дополнительной предпосылкой к переживанию эмоционального неблагополучия в жесткой, не всегда терпимой к инвалидам среде нормально видящих людей. Очевидно, что чувство нестабильности, незащищенности перед сложностями окружающего мира аффективно насыщенно неадекватными представлениями о влиянии зрительного дефекта на жизнь и будущее подростков, переживаниями эмоционального дискомфорта, расхождением между уровнем самооценки и притязаниями; в целом формируют тревожность как эмоциональное состояние или как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

Тревожность - одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки и является предметом исследования как зарубежных, так и отечественных ученых на протяжении многих лет (В.М. Астапов, 1995, 2001; А.И. Захаров, 1986, 2000; Н.Д. Левитов 1969; R. May, 1950; A.M. Прихожан, 1995,1990, 2000; Ch.D. Spielberger, 1983, и др.). Несмотря на то, что многие отечественные и зарубежные психологи утверждают, что определенный уровень тревожности в норме свойственен всем людям и является необходимым для оптимального приспособления человека к действительности, практически в каждой исследовательской работе встречается ссылка на неразработанность этой проблемы, неопределенность, неточность и многозначность самого понятия. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей в детском возрасте. В частности, тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения. Наличие тревожности - как устойчивого свойства - свидетельство нарушений в личностном развитии (Г.Ш. Габдреева, 1991; А.И. Захаров, 1986, 2000; Н.В. Имедадзе, 1969; Д. Тейлор, 1953, 1956; Ю.Л. Ханин, 1978; К. Ногпеу, 1950; и др.).

В работе осуществляется целенаправленное исследование тревожности подростков с нарушением зрения как фактора, определяющего эмоциональные и поведенческие реакции в сложных ситуациях, как существенную переменную величину, воздействующую на развитие личности в целом. Тот или иной уровень тревожности выступает как непременное сопровождение проработки переживаний периода полового созревания через сомнения в себе и окружающих, через процесс идентификации и персонификации. Этот период для подростков с нарушением зрения тем болезненнее, чем сильнее они ощущают многочисленные перемены, неуверенность, противоречия, носителем которых являются. Состояние тревожности тесно связано с осознанием и отношением детей к зрительному дефекту; отношением к нему окружающих людей; успешностью социальных взаимоотношений; опытом общения и самореализации. В диссертационном исследовании обосновывается дифференцированный подход к организации психологической помощи слабовидящим подросткам в соответствии с их возрастными и личностными особенностями, что подчеркивает актуальность выбранной темы.

Цель исследования

Изучение специфики проявлений тревожности слабовидящих подростков и определение путей коррекции нарушений, выявленных в области эмоциональной сферы.

Задачи исследования

  1. Проанализировать и обобщить существующие в психологической и тифлологической литературе современные подходы к диагностике и коррекции нарушений в эмоциональной сфере.
  2. Изучить особенности тревожности у слабовидящих подростков в сравнении с их нормально видящими сверстниками.
  3. Выявить взаимосвязь возрастных, половых, социально-психологических компонентов развития тревожности как личностного компонента в подростковом возрасте в условиях зрительной депривации.
  4. Разработать и апробировать систему психологической помощи тревожным слабовидящим подросткам.
  5. Изучить эффективность системы психологической помощи тревожным слабовидящим подросткам.

Объект исследования - эмоциональная сфера слабовидящих подростков.

Предмет исследования - особенности тревожности слабовидящих подростков и пути ее преодоления средствами коррекционного воздействия.

Гипотезы исследования

  1. В подростковом возрасте под воздействием социально-психологических факторов тревожность приобретает характер устойчивого личностного качества и специфику, связанную с негативным влиянием зрительного дефекта. Упрощение поведенческих реакций, приверженность малоэффективным защитным механизмам в хронических фрустрирующих ситуациях, болезненность острой тревожности и симптоматичность чрезмерного спокойствия тесно связаны с половозрастными, социально-психологическими и зрительными характеристиками подростков.
  2. Исследование тревожности, выявление специфики ее развития в условиях зрительной депривации служат основанием для разработки системы психологической помощи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей слабовидящих подростков.
  3. Разработанная система психологической помощи способствует формированию адекватного уровня тревожности и укреплению эмоционального благополучия слабовидящих подростков.

В соответствии с целью исследования и поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования.

  • изучение специальной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
  • анализ и обобщение данных, полученных в ходе изучения анамнеза, результатов интервью и экспериментальных методик;
  • констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
  • количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов; статистические методы обработки экспериментальных результатов.

Методологическую основу исследования составили: теоретико-методологические позиции и основополагающие исследования отечественных специалистов в области коррекционной педагогики и психологии (А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова); положение о единстве возрастных закономерностей развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер); учение Л.С. Выготского о роли социальных факторов в профилактике и коррекции нарушений развития; исследования в области тревожности взрослых (В.М. Астапов, Г.Ш. Габдреева, Н.Д. Левитов, Ю.Л. Ханин) и детей (А.И. Захаров, Б.И. Кочубей, А.Н. Прихожан, Ch.D. Spielberger, Ю.Л. Ханин); современные представления о природе и функционировании механизмов психологической защиты (P.M. Грановская, И.М. Никольская, Р. Плутчик); концепции социально-психологического тренинга (А. Бек, И.В. Вачков, Д. Морено, К. Роджерс, К. Рудестам); основные разработки в области когнитивно-поведенческого направления психотерапии (А. Бандура, Д. Вольпе, А. Эллис).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными теоретическими положениями, применением комплекса методов, соответствующих предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, статистическим анализом результатов.

Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении коррекционной психологии научными сведениями об особенностях и механизмах формирования тревожности у подростков с нарушением зрения, рассматриваемой в контексте социального становления личности в условиях зрительной депривации.

Научная новизна исследования определяется получением новых данных о формировании тревожности у слабовидящих подростков в сравнении с их нормально видящими сверстниками.

Рассмотрены общие и специфические аспекты тревожности, механизмы ее формирования у нормально видящих и слабовидящих подростков; выделены и описаны уровни тревожности; исследованы половозрастные особенности проявления тревожности как личностного свойства. Научно обоснованы и определены подходы к коррекционной помощи тревожным слабовидящим подросткам в условиях школьной психологической службы.

Практическая значимость исследования

Разработана система психологической коррекционной помощи слабовидящим подросткам, которая может быть использована тифлопсихологами, тифлопедагогами, работниками реабилитационных центров, родителями, имеющими детей со зрительной патологией. Результаты исследования могут быть использованы в организации всех направлений деятельности школьного психолога, в том числе в разработке и осуществлении самостоятельных программ профилактики эмоциональных нарушений.

Основные выводы

Система психологической помощи включает в себя работу психолога специального коррекционного образовательного учреждения во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Результаты реализации системы психологической помощи слабовидящим подросткам позволяют говорить о существенных позитивных изменениях в эмоциональной и поведенческих сферах слабовидящих подростков. В основе положительных эффектов - овладение подростками конструктивными способами решения актуальных и ранее трудноразрешимых проблемных ситуаций, приемами регуляции своего эмоционального состояния и коррекции отношения к себе и окружающим. Разработанный подход к работе со слабовидящими подростками, педагогами и семьями учащихся может успешно применяться в деятельности психолога специальных (коррекционных) школ IV вида.

  1. Тревожность как личностное образование отражает потенциальную предрасположенность подростков к оценке различных ситуаций (в том числе и нейтральных) как содержащих в себе угрозу, складывается прижизненно и закрепляется в результате действия социальных факторов. Доминирование эмоционального аспекта и выраженное действие психологических защит обусловливает стереотипы реагирования и изменение чувствительности к различным эмоциогенным стимулам.
  2. Особенности тревожности, обусловленные подростковым кризисом развития, являются общими для подростков с нормальным зрением и нарушением зрения. Противоречивое отношение слабовидящего подростка к себе, идентификация и социальное сравнение с нормально видящими окружающими, целенаправленное игнорирование либо преувеличение неудач и проблем, связанных с наличием дефекта зрения, недостаточный или противоречивый характер информированности о социальной среде являются предпосылкой в формировании и закреплении крайне высоких и крайне низких уровней тревожности.
  3. В возрасте 15-16 лет отмечается рост высоких показателей тревожности у слабовидящих подростков обоего пола, а в контрольной группе в основном у мальчиков. Однако в экспериментальной группе происходит поляризация контингента по крайним вариантам выраженности тревожности (высокая и крайне низкая тревожность).
  4. Сложившиеся стереотипы в восприятии слабовидящими детьми себя и окружающего мира, переживание зрительного дефекта, экзальтированные черты характера, наличие низкого социального статуса, неадекватная самооценка и недостаточный уровень развития волевых черт личности в условиях ограничения социальных контактов и стереотипизации жизненной среды школы-интерната предопределяют появление повышенной тревожности. У большинства мальчиков контрольной группы высокий уровень тревожности диагностируется при наличии акцентуаций по эмотивному типу, в сочетании с защитными механизмами регрессии и замещения, нормально видящие девочки с высоким уровнем тревожности демонстрируют акцентуации по экзальтированному типу, используют механизм компенсации.
  5. Важными факторами формирования тревожности являются сложившиеся защитные механизмы и специфика их использования при заострении отдельных личностных черт. Слабовидящими подростками с крайними вариантами выраженности тревожности вырабатываются определенные комбинации защитных механизмов, которые привычно, на установочном уровне, актуализируются в любых травмирующих ситуациях. Это приводит к блокированию способности к осмысленной переработке субъективно значимой информации, закрепляет стереотипное воспроизведение прошлого опыта и способы поведенческого реагирования без учета специфики конкретной ситуации.
  6. В формировании чрезмерного спокойствия слабовидящих подростков ведущую роль играет защитный механизм отрицания на фоне гипертимных черт характера, а также обнаруживается связь с теми акцентуированными чертами личности, которые в значительной степени обусловливаются слабостью, истощаемостью, повышенной чувствительностью нервной системы, педантичностью и тревожностью. Чрезмерно спокойные слабовидящие подростки в большинстве случаев занимают неблагополучное положение в группе сверстников, но проявляют нечувствительность к своему реально неблагополучному положению, отрицают влияние зрительного дефекта на различные стороны жизни и самооценку. В образовании чрезмерного спокойствия у нормально видящих подростков большую роль играет акцентуация по циклоидному типу, используются механизмы психологической защиты - компенсация и вытеснение.
  7. Выявленные в ходе констатирующего эксперимента особенности тревожности легли в основу разработанной нами системы психологической помощи, включающей специально разработанные коррекционно-развивающие занятия, направленные на укрепление эмоционального благополучия слабовидящих подростков. Эффективность выбранной формы работы в виде психологического тренинга когнитивно-поведенческой направленности доказана статистическим анализом результатов, полученных на разных этапах эксперимента.
  8. Система психологической помощи включает в себя работу психолога специального коррекционного образовательного учреждения во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Это предполагает создание условий, способствующих преодолению негативных эмоциональных, когнитивных и поведенческих стереотипов, на основе сотрудничестве с педагогическим коллективом и семьями воспитанников.
  9. В диссертации описаны содержательные и методические аспекты работы, которые могут быть использованы в исследовательской и практической деятельности тифлопсихологов, тифлопедагогов, работников реабилитационных центров, а также родителями, имеющими детей со зрительной патологией.
Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Шимгаева, А.Н.  Феномен тревожности у подростков с нарушением зрения [Электронный ресурс] / А.Н. Шимгаева // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2008. –  Альманах №12. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-12/fenomen-trevozhnosti-u-podrostkov-s-narusheniem-zreniya
Список литературы
  1. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2001. - 160 с.
  2. Басов А.В., Тихомирова Л.В. Тревожность у детей школьного возраста. - Ярославль, 1991. - 28 с.
  3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. - 270 с.
  4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 87 с.
  5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. - 140 с.
  6. Воликова С.В. Системно-психологические характеристики родительских семей пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами: Дис. канд. психол. наук. М., 2005. - 194 с.
  7. Волков Б.С. Психология подростка: Учебное пособие. М.: Гаудеамус: Акад. Прект, 2005. - 205 с.
  8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. - 220 с.
  9. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. - 524 с.
  10. Гудонис В.П. Социализация взрослых инвалидов и детей со специальными потребностями // Дефектология. 1996. - № 6. - С. 89-92.
  11. Гудонис В.П. Социальные и психолого-педагогические основы интеграции лиц с нарушенным зрением: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. - М., 1995. - 46 с.
  12. Денискина В.З. Актуальные аспекты подготовки учащихся школ для детей с нарушением зрения к получению профессионального образования // Проблемы социализации детей и молодежи с нарушением зрения - М.: Флинта: Наука. 2004. - С. 105-110.
  13. Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения: Методические рекомендации. Верхняя Пышма, 1997. - 22 с.
  14. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. М.: Просвещение, 1973. - 159 с.
  15. Корнилова И.Г. Личность и проблемы адаптации: Личностное своеобразие и особенности социально-психологической адаптации подростков с патологией зрения: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 143 с.
  16. Костючек Н.С. Развитие речи у учащихся школ слепых. М.: Просвещение, 1967. - 167 с.
  17. Морозова Е.А. Особенности развития эмоционально-личностной сферы слабовидящих детей в период подросткового кризиса: Дис. .канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2002. - 176 с.
  18. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. М.: Налоговый вестник, 2004. - 320 с.
  19. Солнцева Л.И. Воспитание слепых и слабовидящих детей подросткового возраста в условиях школы-интерната: Проблемы и трудности. М.: Рос. гос. б-ка для слепых, 2004. - 68 с.
  20. Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. - 2000. - № 4.-С. 3-8.
  21. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: Полиграф сервис, 2000. - 249 с.
  22. Хорош С.М. Влияние позиций родителей на раннее развитие слепого ребенка // Дефектология. 1991. - № 3. - С. 15-23.
  23. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. М.: Изд-воМГУ, 1990. - 197 с.
Статьи выпуска: