Формирование готовности к обучению математике детей с общим недоразвитием речи / Альманах №12 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №12 "Новые исследования в приоритетных направлениях развития отечественной дефектологии"

Формирование готовности к обучению математике детей с общим недоразвитием речи

Л.Е. Томме Омский государственный педагогический университет, Омск

Одним из важнейших направлений исследований специальной педагогики является разработка теоретических основ комплексной диагностики и коррекции нарушений развития детей с особыми образовательными потребностями (Н.Н. Малофеев, 1996). Ведущие исследования в отношении детей с речевыми нарушениями освещают проблему воспитания и обучения полноценной речи (Р.Е. Левина, 1961, 2005; Т.Б. Филичева, 1994; Г.В. Чиркина, 1991, 2005; и др.). Однако сегодня, в связи с возрастающими требованиями к уровню образованности детей, возникает необходимость коррекции не только речевого недоразвития, но и нормализации всей психической сферы ребенка. В научной литературе имеются данные о том, что у детей с речевым недоразвитием наблюдаются трудности в обучении, связанные с недостаточностью высших психических функций: речи, мышления, памяти, восприятия, внимания (Р.Е. Левина, 1961, 2005; Е.М. Мастюкова, 1976, 1983; Е.Ф. Соботович, 2003; О.Н. Усанова, 2006; Т.А. Фотекова, 1993, 1994; Г.В. Чиркина, 1991, 2005; и др.). Поэтому процесс обучения математике, требующий слаженной работы комплекса сенсорно-перцептивных, речевых и интеллектуальных функций, представляет значительный научный интерес в аспекте взаимодействия речи и других психических функций (Л.С. Выготский, 1983; П.Я. Гальперин, Л.С. Георгиев, 1960; Н.А. Менчинская, 1950; Н.И. Непомнящая,1983; Ж. Пиаже, 1966; и др.).

В ряде исследований отмечается, что дети с общим недоразвитием речи (ОНР) с трудом усваивают пространственные и временные отношения (А.Н. Корнев, 2007; Р.И. Лалаева, 2000), затрудняются в понимании и усвоении арифметического и геометрического материала (А. Гермаковска, 1992, 2005; Р.Е. Левина, 1961, 2005). Это негативно влияет на познавательное развитие ребенка с нарушениями речи в целом и на усвоение математических знаний в частности. Однако коррекционная работа с детьми с речевой патологией традиционно рассматривается с позиций преодоления нарушений речи, вопросы же математического образования данной категории детей остаются практически неизученными. В настоящее время в специальной педагогике имеются единичные исследования, рассматривающие проблемы усвоения математики детьми с речевой патологией (А. Гермаковска, 1992; О.В. Степкова, 2008). В данных работах проанализированы только трудности усвоения детьми с речевыми нарушениями счета и счетных операций (дискалькулии), при этом дискалькулия рассматривается как следствие речевого недоразвития. На наш взгляд, такой подход является дискуссионным, так как, во-первых, обучение математике не сводится к формированию только понятия числа и счета, и, во-вторых, неправомерно связывать трудности усвоения математики только с недоразвитием речи, так как полноценная речь, опосредуя математический материал, является важным, но не единственным условием его усвоения.

Тем самым, можно констатировать, что в настоящее время проблемы математического образования детей с речевым недоразвитием остаются практически неисследованными. Не определены особенности готовности к усвоению математики у дошкольников с речевой патологией; не изучены факторы, влияющие на успешность усвоения математики детьми с недоразвитием речи и имеющие прогностическое значение в последующем обучении; не определены направления работы по формированию готовности к усвоению математики детей с ОНР дошкольного возраста. Формирование математических представлений у детей с недоразвитием речи осуществляется без учета специфики их развития, с применением технологий обучения, рассчитанных на ребенка без отклонений развития, что препятствует созданию полноценной основы для усвоения систематического курса математики в школе.

Таким образом, для логопедии является актуальным исследование состояния готовности к обучению математике детей с ОНР и разработка системы коррекционной работы, направленной на подготовку дошкольников с ОНР к усвоению математики.

Цель исследования: разработать содержание и методы коррекционной работы, направленной на формирование компонентов готовности к обучению математике у детей с ОНР.

Объект исследования: процесс формирования готовности к обучению математике детей с ОНР.

Предмет исследования: система коррекционной работы по формированию готовности к обучению математике с учетом индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР.

Гипотеза исследования: у детей с ОНР под влиянием речевого недоразвития и особенностей психических процессов возникают трудности в усвоении математики. Мы предположили, что формирование готовности к обучению математике детей с ОНР будет более эффективным, если деталь-но изучить влияние речевого недоразвития на усвоение математического материала; определить типологию затруднений, возникающих у детей с ОНР при усвоении математического материала; разработать целостную систему коррекционной работы, включающую развитие всех компонентов готовности к обучению математике.

Задачи исследования:

  • на основании анализа имеющихся теоретических данных рассмотреть понятие готовности к обучению математике и выделить ее функциональные компоненты;
  • изучить соотношение компонентов готовности к обучению математике и в соответствии с этим выделить индивидуально-типологические особенности детей с ОНР, определяющие степень готовности к обучению математике;
  • разработать содержание и дифференцированные методы коррекционной работы с учетом превалирующей недостаточности деятельностного, речевого, когнитивного компонентов готовности к обучению математике детей с ОНР;
  • определить эффективность разработанной системы формирования готовности к обучению математике детей с ОНР.

Методологической основой исследования являлись теория развития высших психических функций Л.С. Выготского; концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений Р.Е. Левиной.

Методы исследования:

  • теоретические: анализ и обобщение литературы по теме исследования;
  • эмпирические: изучение психолого-педагогической и медицинской документации; диагностические методы (тест, беседа); констатирующий, обучающий, контрольный эксперимент; анализ практики обучения;
  • методы обработки данных: количественный, качественный, статистический анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов.

Научная новизна исследования. Обоснована целесообразность исследования психолого-педагогической готовности к обучению математике детей с ОНР. Определена специфика состояния и взаимовлияния деятельностного, речевого и когнитивного компонентов готовности к обучению математике при недоразвитии речи. На основе системного изучения готовности к обучению математике выделены типологические группы, различающиеся уровнем развития компонентов готовности к обучению математике и их соотношением. Выделены прогностически значимые признаки недостаточной готовности к обучению математике детей с ОНР. Разработаны содержание и методы системной коррекционной работы по формированию готовности к обучению математике детей с ОНР.

Теоретическая значимость исследования. Поставлена и исследована проблема определения готовности к обучению математике детей с недоразвитием речи. Установлена роль речевого недоразвития в формировании математических представлений у детей с ОНР. Определены особенности формирования математических представлений при недостаточности деятельностного, речевого и когнитивного компонентов готовности к обучению математике. Полученные результаты позволяют расширить и углу-бить представления об особенностях обучения математике детей с ОНР; определить механизмы и методы формирования готовности к обучению математике детей с ОНР.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана методика, позволяющая устанавливать на ранних этапах обучения при-чины затруднений в усвоении математики и в зависимости от этого определять специфику коррекционной работы. Разработана и реализована на практике целостная система формирования готовности к обучению математике детей с ОНР. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями речи; при подготовке специалистов в вузах в хо-де лекционных и семинарских занятий; на курсах повышения квалификации учителей-логопедов. Проведенное исследование может служить основой для обоснования и разработки программного содержания по формированию элементарных математических представлений детей с ОНР с учетом особых образовательных потребностей.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологической целостностью исследования; использованием комплекса методов, адекватных его предмету, цели и задачам, а так же сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных; продолжительностью и объемом проведенных исследований; статистически подтвержденной эффективностью результатов экспериментального обучения.

База исследования: исследование проводилось в течение 2004-2008 гг.на базе дошкольных и школьных образовательных учреждений г. Омска: МОУ НШДС № 245 компенсирующего вида, ГОУ СКОШ № 19 (V вида) для детей с ТНР, ДОУ № 359 общеразвивающего вида. В исследовании участвовали 35 детей 6-7 лет с диагнозом ОНР (II, III уровень) и 43 ребенка 6-7 лет без отклонений речевого развития.

Основные выводы.

Полноценность усвоения математического материала детьми с нарушениями речевого развития определяется взаимодействием и степенью развития деятельностного, речевого и когнитивного компонентов математической готовности.

Доказано, что исследование математической готовности выявляет трудности усвоения математического материала, которые могут быть как общими для всех детей с ОНР, так и специфичными в зависимости от превалирующей недостаточности того или иного компонента математической готовности. Эти трудности могут быть обусловлены собственно недоразвитием речи; сочетанием речевого недоразвития с нарушениями организации и регуляции деятельности; сочетанием речевого недоразвития с недостаточностью когнитивных функций. Это послужило основой для выделения трех типологических групп, различающихся уровнем развития и соотношением компонентов готовности к обучению математике.

Выявлено, что недостаточность разных компонентов математической готовности вызывает качественно различные трудности в усвоении математического материала. Собственно недоразвитие речи вызывает трудности усвоения вследствие нарушений речевого опосредования, что препятствует переходу от конкретных действий с предметами к абстрактным математическим действиям. Сочетание недоразвития речи с недостатками организации деятельности затрудняет усвоение математического материала из-за нарушений планирования и контроля, что приводит к фрагментарности формируемых представлений. Сочетание речевого недоразвития с недостаточностью когнитивных функций затрудняет усвоение математического материала из-за трудностей его восприятия, понимания и запоминания, что нарушает формирование математических представлений в целом.

Разработано, научно обосновано и апробировано содержание системы коррекционной работы, направленной на своевременное формирование готовности к обучению математике старших дошкольников с ОНР. Данная система включает формирование элементарных математических представлений у детей с недоразвитием речи, а также специальные приемы, направленные на развитие деятельностного, речевого и когнитивного компонентов готовности к обучению математике. Доказана эффективность разработанной системы формирования готовности к обучению математике детей с ОНР. Установлено, что ее применение позволяет сформировать готовность к обучению математике у детей с недостаточностью деятельностного и речевого компонента. У детей с недостаточностью когнитивного компонента удается существенно сгладить трудности формирования математических представлений.

Установлено, что выявление различных типов недостаточности компонентов готовности имеет прогностическое значение для эффективности усвоения курса математики. При применении предлагаемой нами системы коррекционной работы у детей с преимущественной недостаточностью деятельностного компонента успешно формируются все виды математических представлений; у детей с недостаточностью речевого компонента относительно хорошо формируются количественные представления, однако остаются затруднения в усвоении величинных и геометрических представлений; у детей с недостаточностью когнитивного компонента остаются трудности формирования всех видов математических представлений. Учитывая особенности мыслительных процессов детей этой группы, необходимо предусмотреть более раннее начало коррекционно-развивающей работы для предупреждения отставания в развитии когнитивных функций.

Результаты исследования в целом позволяют расширить научные представления о взаимосвязи речи, речевого мышления и особенностей формирования мыслительной деятельности, осуществляемой на математическом материале. Перспективы дальнейшего исследования в данном направлении лежат в области ранней диагностики трудностей в обучении математике, на стыке изучения двух предметных областей – речевого недоразвития и познавательной деятельности в целом, а также в области разработки дидактических основ обучения математике детей с ОНР.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Томме, Л.Е.  Формирование готовности к обучению математике детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Л.Е. Томме // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2008. –  Альманах №12. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-12/formirovanie-gotovnosti-k-obucheniyu-matematike-detej-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi
Список литературы
  1. Geary, D.C. Mathematics and learning disabilities. Journal of Learning Disabilities, 37, 2004. - Pages 4-15.
  2. Jordan, N. C., Hanich, L. B., & Kaplan, D. Arithmetic fact mastery in young children: A longitudinal investigation. Journal of Experimental Child Psychology, 85, 2003. - Pages 103-119.
  3. Nancy C.Jordan and Laurie B.Hanich. Mathematical Thinking in Second-Grade Children with Different Forms of LD / Journal of Learning Disabilities, Volume 33, Number 6, November / December 2000, Pages 567-578.
  4. Белошистая А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования: Дис. … д-ра.пед.наук. – М., 2003. - 405 с.
  5. Власенко И.Т.Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.
  6. Выготский Л.С. Развитие арифметических операций / Полн.собр.соч.: Т.3. – М.: Педагогика, 1983. – С. 200-205
  7. Гальперин П.Я., Георгиев Л.С. К вопросу формирования начальных математических понятий. – Доклады АПН РСФСР. – 1960. - № 1-6. – С. 63-66.
  8. Георгиев Л.С. Формирование начальных математических понятий: Автореф. дис. … канд. псих. наук. – М., 1960. – 18 с.
  9. Гермаковска А. Коррекция дискалькулий у школьников с тяжелыми нарушениями речи: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 1992. – 16 с.
  10. Кондратьева С.Ю. Профилактика дискалькулии у дошкольников с задержкой психического развития: Дис. ... канд. пед. наук: - СПб., - 2006. - 264 с.
  11. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. – 2000. - №4. – С.17-20
  12. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). - М.: Учпедгиз, 1951. - 120 с.
  13. Мастюкова Е.М. О нарушении гностических функций у учащихся с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. – 1976. - № 1. – С. 13-17.
  14. Менчинская Н.А. Очерки психологии обучения арифметике. - М., 1950. - 120 с.
  15. Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материалах математики). – М.: Просвещение, 1983. – 150 с.
  16. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Вопросы психологии. – 1966. - № 4. – С. 121-128.
  17. Степкова О.В. Профилактика дискалькулии у дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. … канд.пед.наук. – С-Пб., 2008. – 21 с.
  18. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1994. – 101 с.
  19. Фотекова Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1994. - № 2. – С. 9-14.
  20. Чиркина Г.В. Изучение нарушений речи в теории и практике логопедии // Детская речь: психолингвистические исследования / Отв.ред. Т.Н. Ушакова и Н.В. Уфимцева. – М.: Персэ, 2001. – С. 187-192.
Статьи выпуска: