Формирование игровой деятельности дошкольников-сирот с задержкой психического развития / Альманах №12 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №12 "Новые исследования в приоритетных направлениях развития отечественной дефектологии"

Формирование игровой деятельности дошкольников-сирот с задержкой психического развития

И.А. Ткачева Окружной учебно-методический центр Северо-Восточного окружного управления образования Департамента образования города Москвы, Москва

На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Е.А. Гончарова, О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев).

В настоящее время одной из самых острых социальных проблем Российской Федерации является проблема воспитания детей, лишенных родительского попечительства. По данным Министерства внутренних дел РФ на январь 2007 года 700 тысяч детей в стране являются сиротами. Среди них значительная группа (65 -77%) - это дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые нуждаются в специальном психолого-педагогическом сопровождении. В психологии и педагогике имеются работы, посвященные изучению психического развития, проблем социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в интернатных учреждениях (И.В. Анисимова, Л.И. Божович, Л.Н. Галигузова, И.Ф. Дементьева, И.В. Дубровина, Н.П. Иванова, И.А. Коробейников, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухина, Г.В. Семья, В.М. Слуцкий, Е.О. Смирнова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Л.М. Царегородцева).

Дошкольное детство – время интенсивного вхождения в мир социальных отношений, усвоения общественного опыта или, по словам Л.С. Выготского, «врастания в культуру». Овладение опытом в это время происходит в процессе становления всех видов детской деятельности. Известно, что наиболее эффективно социальное взросление дошкольника происходит в игре (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

В специальных психолого-педагогических исследованиях обобщены научные данные изучения игровой деятельности дошкольников с умственной недоста-точностью (Л.Б. Баряева, Т.Н. Исаева, Л.В. Кузнецова, Е.А. Медведева, Е.С. Слепович, Н.Д. Соколова), детей с нарушениями зрения (И.Г. Корнилова, Л.И. Солнцева), детей с нарушениями слуха (Г.Л. Выгодская, Л.А. Головчиц), детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Н.В. Симонова). Однако специальных работ, посвященных изучению педагогических условий, способствующих формированию сюжетно-ролевой игры у дошкольников-сирот с ЗПР, не проводилось.

Возникает противоречие между потребностями коррекционно-педагогического процесса обучения и воспитания детей в детском доме, направленного на формирование игровой деятельности, и отсутствием научно- методического и дидактического обеспечения, необходимого и достаточного для формирования игровой деятельности дошкольников-сирот с ЗПР, что и обуславливает актуальность исследования.

Цель исследования: научное обоснование и разработка коррекционно-развивающего комплекса мероприятий, направленных на формирование игровой деятельности дошкольников-сирот с ЗПР.

Задачи исследования:

  • на основе анализа исследований по изучаемой проблеме определить методологические подходы к ее решению;
  • разработать диагностическую методику изучения игровой деятельности дошкольников, воспитывающихся в разных социальных условиях;
  • изучить педагогические условия, способствующие становлению игровой деятельности детей дошкольного возраста;
  • провести сравнительный анализ игровой деятельности дошкольников, воспитывающихся в разных социальных условиях;
  • изучить профессиональную компетентность педагогов как одно из условий становления игровой деятельности дошкольников;
  • научно обосновать и разработать направления, организационные формы, содержание, методические приемы работы по формированию игровой деятельности дошкольников-сирот с ЗПР;
  • разработать и апробировать систему методической работы с педагогическими кадрами по повышению их профессиональной компетентности;
  • экспериментально доказать эффективность применения в педагогической практике предложенного коррекционно-развивающего комплекса мероприятий по формированию игровой деятельности у детей-сирот с ЗПР.

Объект исследования: сюжетно-ролевая игра дошкольников-сирот с ЗПР.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие форми-рованию сюжетно-ролевой игры у дошкольников-сирот с ЗПР.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что для своевременного формирования игровой деятельности у дошкольников-сирот с ЗПР необходимо разработать и внедрить коррекционно-развивающий комплекс последовательно осуществляемых педагогических мероприятий, включающий работу с детьми и организацию специальной методической работы с воспитателями.

Методологической основой исследования явились следующие:

  • положения отечественной психологии и коррекционной педагогики: роль дошкольного детства в личностном развитии ребенка; единство биологического и социального (культурного) планов развития; соотношение первичных нарушений и вторичных отклонений; зона ближайшего развития; сенситивные периоды в развитии; роль обучения в развитии; коррекции и компенсации; единство диагностики и развития; зависимость коррекционного воз-действия от времени его начала и содержания (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.А. Катаева, А.Н. Леонтьев, В.И. Лубовский, Н.Г. Морозова, Д.Б. Эльконин);
  • теория игры как ведущей деятельности в дошкольном детстве; социальная природа и социальное содержание игры; значение игры для социально-личностного развития дошкольника; коррекционно-развивающие возможности игры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, Г.П. Новикова, С.Л. Новоселова, Л.С. Славина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин);
  • теория интенсификации педагогического процесса (Ю.К. Бабанский);
  • представления о педагогической поддержке ребенка в образовании (О.Г. Газман), о педагогической среде (А.М. Анохин);
  • представления о компетентности педагогических кадров как одного из условий успешной интеграции «особого ребенка» в среде сверстников (Р.П. Дименштейн, И.А. Коробейников, В.И. Липакова, Н.Н. Малофеев);
  • теоретические позиции отечественных психологов по проблеме социальной адаптации воспитанников детских домов (М.А. Егорова, И.А. Коробейников, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Е.О. Смирнова, Н.Н. Толстых, В.М. Холмогорова);
  • научно-методические работы, посвященные изучению особенностей познавательной деятельности и эмоционально-личностных особенностей детей с ЗПР (Н.В. Бабкина, Н.Ю. Борякова, Л.П. Григорьева, А.О. Дробинская, З.М Дунаева, Т.В. Егорова, Е.А. Екжанова, Г.И. Жаренкова, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, Л.И. Переслени, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, Н.А. Цыпина, С.Г. Шевченко).

Методы исследования: аналитический обзор теоретических и методологических источников по общей и специальной педагогике и психологии; эмпирические методы: интервью, наблюдение за игровой деятельностью, изучение продуктов изобразительной деятельности детей и анализ педагогической документации, интервью, анкетирование, наблюдение за общением воспитателя с детьми; констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты; качественный и количественный анализ экспериментальных данных; методы математической статистики: критерий знаков (G - критерий) и критерий углового преобразования Фишера (φ*- критерий).

Научная новизна исследования заключается в том, что:

  • проведен целенаправленный анализ игровой деятельности детей, воспитывающихся в разных социальных условиях (детский сад и детский дом);
  • выявлены и описаны общие закономерности, а также специфические особенности игровой деятельности дошкольников, воспитывающихся в разных социальных условиях;
  • изучены педагогические условия, способствующие становлению игровой деятельности детей дошкольного возраста в детском саду и детском доме;
  • определены критерии качественного анализа профессиональной компетентности педагогов, влияющие на становление игровой деятельности детей;
  • разработан и научно обоснован коррекционно-развивающий комплекс мероприятий, обеспечивающий динамику сюжетно-ролевой игры дошкольников-сирот с ЗПР и способствующий их социально-личностному развитию.

Теоретическая значимость исследования:

  • дополнены научные сведения об особенностях игровой деятельности дошкольников с разным уровнем психического развития, воспитывающихся в детском саду и детском доме;
  • расширены и уточнены научные представления о педагогических условиях, влияющих на формирование сюжетно-ролевой игры дошкольников;
  • определены теоретические основы коррекционно-педагогической работы по формированию игровой деятельности детей в условиях детского дома;
  • проведено теоретико-методологическое и методическое обоснование технологии повышения эффективности коррекционно-педагогической работы по формированию игровой деятельности дошкольников-сирот с ЗПР.

Практическая значимость исследования:

  • создана диагностическая программа изучения игровой деятельности дошкольников, воспитывающихся в разных социальных условиях;
  • разработана методика изучения влияния педагогических условий на формирование игровой деятельности детей дошкольного возраста;
  • представлено содержание и дидактическое оснащение технологии формирования сюжетно-ролевой игры дошкольников-сирот с ЗПР;
  • составлен комплекс взаимодействия субъектов коррекционно-педагогического процесса с целью формирования игровой деятельности дошкольников-сирот;
  • разработана программа повышения квалификации педагогов детских домов.

Организация исследования. Экспериментальной базой служили общеобразовательные дошкольные учреждения (ГОУ д/с №№ 1353, 1327, 1194); образовательные учреждения компенсирующего вида (ГОУ д/с №№ 1537, 425, 1822), детские дома (ГОУ д/д №№ 5, 43, 59) Северо-Восточного окружного управления образования Департамента образования города Москвы. В экспериментальной работе приняли участие 150 детей дошкольного возраста и 20 воспитателей этих же учреждений, 100 слушателей курсов повышения квалификации Московского института открытого образования г. Москвы (2005-07 гг.).

Основные выводы:

  1. Анализ коррекционно-воспитательной работы в детском доме выявил проблемы в воспитании дошкольников-сирот с ЗПР: отсутствие научно-методического обеспечения, ориентированного на своеобразие социальной ситуации развития детей; использование в процессе работы методов и приемов, не учитывающих образовательные потребности детей с ЗПР. Полученный экспериментальный материал показал качественное своеобразие игровой деятельности дошкольников-сирот с ЗПР (безынициативность детей в игре, слабая эмоциональная окрашенность игр, неустойчивость и фрагментарность игровых предпочтений, несформированность игровых умений, бедность речевого сопровождения и символизации, отсутствие интереса к сверстнику как партнеру по игре, неразвитость представлений о социальном мире). Изучение педагогических условий, способствующих формированию сюжетно-ролевой игры у дошкольников, свидетельствует о низкой профессиональной компетентности педагогов детских домов (они предпочитают организованные, четко спланированные формы работы с детьми; их знания о предметно-игровой среде бессистемны; в их взаимодействии с детьми преобладает дисциплинарная модель; в общении они недостаточно используют эмоционально-выразительные средства).
  2. Опытно-экспериментальным путем подтверждена возможность формирова-ния игровой деятельности у дошкольников-сирот с ЗПР в специально созданных педагогических условиях при комплексном подходе к организации обучения. Важным педагогическим условием формирования игровой деятельности дошкольников-сирот с ЗПР является профессиональная компетентность педагогов. Методическая работа с педагогическими кадрами по повышению их профессиональной компетентности включает: формирование у них знаний по психолого-педагогическим основам игровой деятельности дошкольников (владение методикой обучения детей игровым умениям и навыкам), формирование у воспитателей осознанной позиции по отношению к своей роли хранителя и транслятора игровой культуры детям (желание и умение выступить в качестве организатора и соучастника детской игры), формирование у педагогов эмоционального компонента в общении с детьми.
  3. Содержательную основу коррекционно-развивающего комплекса по формированию игровой деятельности дошкольников-сирот с ЗПР составляет специальная работа с детьми: развитие игровой мотивации, формирование представлений детей о социальных явлениях, обучение игровым умениям, формирование совместной деятельности воспитанников. Применение коррекционно-развивающего комплекса мероприятий обеспечило позитивные сдвиги в формировании игровой деятельности дошкольников-сирот с ЗПР: они проявляют эмоциональное отношение к участию в игре, осознанность игровых предпочтений (любят играть в сюжетно-ролевые игры, выбирают роли людей разных профессий); у них формируются элементарные игровые умения (могут предложить сверстнику тему игры, пытаются распределять роли, стараются согласовывать свои действия с партнером, пользоваться в игре ролевой речью, используют предметы-заместители, подчиняются правилам); игры со сверстником становятся более предпочтительными; событийная сторона игры обогащается социально-бытовым опытом детей. Эффективность работы подтверждается широким развивающим эффектом, что выражается в положительной динамике профессиональной компетентности педагогов: воспитатели осознают важность проведения специальной работы по формированию игровой деятельности дошкольников, выделяют в режиме дня время для организации сюжетно-ролевых игр, проводят занятия по обогащению событийной стороны игры, активно используют косвенные приемы организации игровой деятельности, применяют личностно-ориентированную модель взаимодействия, используют эмоционально-выразительные средства в общении с воспитанниками.
  4. Разработанная система коррекционно-педагогической работы по формированию игровой деятельности дошкольников-сирот с ЗПР может быть использована в работе с детьми с ЗПР в коррекционной группе детского сада. Технология методической работы с педагогическими кадрами в детском доме с успехом может быть внедрена в систему повышения квалификации и профессионального мастерства воспитателей детского сада.
Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Ткачева, И.А.  Формирование игровой деятельности дошкольников-сирот с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / И.А. Ткачева // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2008. –  Альманах №12. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-12/formirovanie-igrovoj-deyatelnosti-doshkolnikov-sirot-s-zaderzhkoj-psixicheskogo-razvitiya
Список литературы
  1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб: Союз, 2004. - 224 с.
  2. Гальперин П.Я. Лекции по психологии - М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2005. - 399 с.
  3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.
  4. Запорожец А.В. Проблемы детской игры и руководство ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии личности ребенка. - М., 1978. - 3-7.
  5. Комарова Н.Ф. Диагностика игры детей. - Н. Новгород, 1992. - 23 с.
  6. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.
  7. Коробейников И.А., Слуцкий В.М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации // Дефектология. - 1990. - № 3. - 19-23.
  8. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М.: Издательский центр Академия, 2003. - 144 с.
  9. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Советская педагогика. - 1944. - № 8-9. - 37-47.
  10. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых 7 лет жизни // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1978. - 237-252.
  11. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. - 1997. - № 4. - 3-15.
  12. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2000. - 149 с.
  13. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе / Под ред. В.Ф. Мачихиной, Н.А. Цыпиной. - М.: Просвещение, 1987. - 142 с.
  14. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. - СПб.: ЛОИУУ, 1996. - 95 с.
  15. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1985. - 207 с.
  16. Смирнова Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Лишенные родительского попечительства / Под ред. B.C. Мухиной. - М.: Просвещение, 1991. - С. 59-63.
  17. Соколова Н.Д. Особенности руководства игрой умственно отсталых детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1973. - 18 с.
  18. Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Владос, 1999. - 360 с.
Статьи выпуска: