Формирование предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы / Альманах №12 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №12 "Новые исследования в приоритетных направлениях развития отечественной дефектологии"

Формирование предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы

М.В. Браткова ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

В настоящее время наиболее актуальной в специальной педагогике является проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Исследователями отмечается, что среди детей с ограниченными возможностями здоровья большую группу составляют дети с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС).

Современные исследования доказывают, что при раннем начале целенаправленного коррекционного воздействия создается возможность скорригировать и предупредить вторичные отклонения в развитии детей (В.В. Лебединский, Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко, Л.И. Фильчикова).

Отечественные психологи рассматривают развитие ребенка как процесс присвоения им общественно-исторического опыта человечества, фиксированного в продуктах материальной и духовной культуры, при этом указывают на зависимость психических процессов от характера детской деятельности. Особое значение в развитии ребенка раннего возраста имеет ведущая деятельность - предметная. Исследователи отмечают, что на основе практических действий у детей начинают складываться элементарные формы мышления, развиваются память, внимание и речь. Сформированность предметных действий во многом определяет дальнейшее психическое развитие ребенка, оказывает влияние на становление разных видов детской деятельности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Важность ранней коррекционно-педагогической работы по формированию предметных действий у детей с органическим поражением ЦНС отмечается многими исследователями в области специальной педагогики и психологии. У детей с органическим поражением ЦНС выявляются низкий уровень сформированности интереса к сотрудничеству со взрослым и ориентировочно-исследовательской деятельности, задержка в становлении первых предметных действий. Таким образом, предметная деятельность не становится ведущей в раннем возрасте, что отрицательно сказывается на всем ходе психического развития ребенка (М.Г. Блюмина, Е.А. Екжанова, А.А. Катаева, Н.Г. Морозова, Е.А. Стребелева).

Анализ литературных источников в области коррекционной педагогики показал недостаточность научно-обоснованного содержания педагогической работы, направленного на формирование предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС.

Учет особенностей раннего возраста - сензитивного периода в становлении предметных действий, а также отсутствие научно-методической литературы по формированию предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС определили актуальность темы исследования в области коррекционной педагогики.

Цель исследования разработать научно-обоснованные содержание, методы и приемы коррекционно-педагогической работы по формированию предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС.

Задачи исследования:

  • разработать и апробировать серию методик изучения уровня сформированности предметных действий у детей раннего возраста;
  • определить критерии уровня сформированности предметных действий;
  • выявить особенности развития предметных действий у детей раннего возраста;
  • разработать и апробировать содержание, методы и приемы по формированию предметных действий у детей с органическим поражением ЦНС;
  • оценить эффективность разработанного содержания и методы коррекционно-педагогической работы с детьми изучаемой категории.

Объект исследования – коррекционно-педагогическое воздействие на процесс становления предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС.

Предмет исследования – педагогические условия, способствующие формированию предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС.

Гипотеза исследования: включение в систему коррекционно-педагогического обучения и воспитания детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС работы по завершению этапа сформированности манипулятивных и развитию ориентировочно-исследовательских действий в процессе совместной деятельности со взрослым будет способствовать становлению предметной деятельности как ведущей.

Методы исследования: изучение литературных источников по проблеме исследования; наблюдение; изучение истории развития детей; констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе экспериментов.

Методологическую основу исследования составили следующие теоретические положения:

  • о понимании психического развития ребенка как процесса присвоения им общественно-исторического опыта человечества, фиксированного в продуктах материальной и духовной культуры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
  • закономерностях развития нормально развивающихся детей и детей с психофизическими нарушениями, а также концепция единства биологических и социальных факторов в культурно-историческом развитии личности и положение о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка (Л.С. Выготский);
  • о развитии ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка в результате накопления собственного практического опыта (И.М. Сеченов);
  • о предметной деятельности как ведущей деятельности в раннем возрасте, которая играет большую роль в развитии восприятия и является основой для становления различных видов детской деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной) (А.Н. Леонтьев);
  • интериоризации действий, т.е. постепенного преобразования внешних действий в действия внутренние, умственные (П.Я. Гальперин);
  • деятельностного подхода к становлению личности (А.Н. Леонтьев);
  • о ведущей роли взрослого в развитии личности ребенка (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин).

Научная новизна исследования:

  • разработана и апробирована методика изучения предметных действий детей раннего возраста;
  • разработаны содержание, методы и приемы работы по формированию предметных действий детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС;
  • выявлены особенности предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС;
  • разработаны критерии уровня сформированности предметных действий детей раннего возраста;
  • доказана эффективность предложенной коррекционно-педагогической работы.

Теоретическая значимость исследования:

  • научно обоснована необходимость включения целенаправленной педагогической работы по формированию предметных действий в систему коррекционной помощи детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС;
  • определены педагогические условия коррекционного воздействия в работе с детьми раннего возраста с органическим поражением ЦНС.

Практическая значимость исследования:

  • предложенная методика может быть рекомендована педагогам-дефектологам для работы в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов, в реабилитационных центрах и др.;
  • материалы исследования могут быть включены в программу учебных курсов по подготовке специалистов-дефектологов педагогических вузов и курсов повышения квалификации.

Основные выводы:

  1. Доказано, что при отсутствии целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС отмечается незавершенность этапа формирования манипулятивных и первых предметных действий.
  2. Разработаны критерии уровня сформированности предметных действий детей раннего возраста: принятие и понимание задания; наличие интереса к заданию; способы выполнения задания (совместные действия, действия по жестовой инструкции с речевым сопровождением, по показу, по речевой инструкции); характер предметных действий (переход от неспецифических манипуляций к предметным действиям); наличие ориентировки у ребенка на оценку взрослым его действий.
  3. Определено, что содержание коррекционно-развивающего обучения детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС разрабатывается на основе онтогенетического подхода к становлению предметных действий и учета особенностей развития детей изучаемой категории.
  4. Доказана необходимость включения целенаправленной работы по формированию предметных действий в систему коррекционно-педагогического воздействия с детьми раннего возраста с органическим поражением ЦНС.
  5. Подтверждено, что становление предметных действий основывается на формировании у ребенка интереса к предметам, игрушкам при усвоении поисковых ориентировочно-исследовательских действий в совместной деятельности с взрослым.
  6. Определение соответствующих педагогических условий и разработка содержания коррекционной работы по формированию предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС способствуют завершенности предшествующего этапа развития - манипулятивной деятельности; обеспечивают развивающий эффект в становлении предметной деятельности как ведущей; создают, таким образом, предпосылки к появлению игровой и продуктивных видов детской деятельности.

Представленное исследование, направленное на разработку содержания, методов и приемов коррекционно-педагогической работы по формированию предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС, не претендует на исчерпывающее решение данной проблемы, но намечает перспективы для дальнейших исследований в этой области.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Браткова, М.В.  Формирование предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы [Электронный ресурс] / М.В. Браткова // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2008. –  Альманах №12. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-12/formirovanie-predmetnyix-dejstvij-u-detej-rannego-vozrasta-s-organicheskim-porazheniem-czentralnoj-nervnoj-sistemyi
Список литературы
  1. Блюмина М.Г. Олигофрения пренатального происхождения // Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. - М., 1976. - С. 6-28.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.-Т. 2, 5 - М.: Педагогика, 1983.
  3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 45 с.
  4. Запорожец А.В. Психология действия. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 736 с.
  5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М: Просвещение, 1988. - 140 с.
  6. Лисина М.И. Особенности общения у детей раннего возраста в процессе действий, совместных с взрослыми // Развитие общения у дошкольников. - М., 1974. - С. 113-152.
  7. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь - приоритет современной коррекционной педагогики Российской Академии Образования // Дефектология. - 2003. - № 4. - С. 7-11.
  8. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М.: Просвещение, 1969. - 280 с.
  9. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. - М.: Шк. Пресса, 2003. - 155 с.
  10. Разенкова Ю.А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни группы риска в условиях дома ребенка: Дис. ... канд. педаг. наук. - М., 1997. - 193 с.
  11. Стребелева Е.А. Создание в России единой системы раннего выявления и ранней коррекции отклонений в развитии детей // Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства: Тез. докл. Министерство общего и профессионального образования РФ. - М., 1998. - С. 116-119.
  12. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, 1960. - 328 с.
  13. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6 - 20.
Статьи выпуска: