Генезис и особенности полоролевых представлений у подростков с интеллектуальной недостаточностью / Альманах №12 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №12 "Новые исследования в приоритетных направлениях развития отечественной дефектологии"

Генезис и особенности полоролевых представлений у подростков с интеллектуальной недостаточностью

Н.В. Заиграева Иркутский государственный университет, Иркутск

В последние десятилетия многими исследователями отмечаются недостатки в усвоении традиционных полоролевых моделей, появление специфических затруднений и особенностей в усвоении гендерной роли (В.В. Абраменкова, Ю.Е. Алешина, Т.В. Бендас, Г.М. Бреслав, А.С. Волович, И.С. Клецина, И.С.Кон, Н.Ю. Флотская, Б.И. Хасан и др.). Невнимание к гендерной социализации в современном обществе порождает немало проблем, связанных, прежде всего, с недостаточной готовностью молодых людей к выполнению семейных ролей. Современная практика воспитания испытывает ощутимые трудности в формировании у подрастающего поколения эталонных качеств – женственности у девочек и мужественности у мальчиков, обусловленных психологическим полом.

Актуальность проблемы усиливается в связи с появлением таких тенденций в обществе как неустойчивость браков среди молодежи, распад молодых семей, рост числа безнадзорных детей и т.д. Эти же проблемы актуальны и для лиц с нарушениями интеллектуального развития, по-скольку их ограниченные психофизические и интеллектуальные возможности снижают способность ориентироваться на полоролевые эталоны и нормы взаимоотношений, затрудняют возможность рефлексии, позволяющей соотносить знания с индивидуальным эмоциональным опытом.

Одной из важнейших задач специальной психологии и педагогики является изучение закономерностей социального развития детей с нарушениями интеллекта. В психологической науке имеется немало исследований, посвященных социализации детей с отставанием в интеллектуальном развитии, под которой понимается процесс включения их в общественную и трудовую жизнь. Проявляя заботу о социальной зрелости выпускников, специальная школа уделяет внимание, главным образом, вопросам общего образования и профориентации, как основы их социально-трудовой адаптации.

Внепроизводственная сфера индивидуальной жизни учащихся остается в тени: как бы исходно предполагается, что многие стороны личной жизни выпускники способны освоить самостоятельно, опытным путем. Исследования А.Н. Гамаюновой, В.Ю. Карвялиса, Б.Г. Шаумарова и др. сви-детельствуют о неправомерности такой позиции. Специальная коррекционная образовательная школа (СКОШ) во многом ответственна за овладение учащимися полоролевыми функциями. Однако практика показывает, что выпускники СКОШ оказываются неподготовленными в вопросах семьи, брака, полоролевых отношений.

Сложности процесса гендерной социализации детей и подростков с отставанием в интеллектуальном развитии обусловливаются многими факторами, в том числе и недостаточно успешной предшествующей семейной социализацией (Е.Н. Денисова, И.А. Коробейников, Е.А. Морщинина, Б.Г. Шаумаров, Л.М. Шипицына).

Психологическая наука располагает сведениями о полоролевых представлениях подростков из полных/неполных семей, детей, воспитывающихся в условиях депривации (Т.А. Арканцева и Е.М. Дубровская, И.В. Дубровина, В.Е. Каган, Н.Н. Крыгина, М.Л. Лисина, А.М. Прихожан, А.Г. Рузская, Т.И. Юферева, И.В. Ярославцева и др). В отношении подростков с нарушениями интеллектуального развития такие сведения отсутствуют, недостаточно изученными остаются вопросы о взаимосвязи уровня интеллектуального развития, семейной социализации и полоролевых представлений, чем, на наш взгляд и определяется актуальность настоящего исследования.

Цель исследования – изучение специфики онтогенеза полоролевых представлений подростков с отставанием в интеллектуальном развитии.

Объект исследования – процесс гендерной социализации в детском и подростковом возрасте.

Предмет исследования – полоролевые представления у подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Гипотеза исследования заключается в том, что характер и качество исследуемых представлений будут определяться как уровнем интеллектуального развития подростка, так и приобретаемым в разных микросоциальных условиях индивидуальным опытом, связанным со сферой половой идентификации.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ теоретических аспектов проблемы формирования полоролевых представлений в подростковом возрасте.
  2. Сконструировать и апробировать психодиагностический комплекс для сравнительного изучения обозначенных представлений в норме и при легких формах интеллектуальной недостаточности.
  3. Проанализировать возможные зависимости характера и качества поло-ролевых представлений от уровня интеллектуального развития подростков и влияния социальных факторов.
  4. Провести сопоставление характера полоролевых представлений под-ростков с их половой идентификацией и мерой удовлетворенности своим полом.

Методологическая основа исследования

  • положения Л.С. Выготского об общих закономерностях нормально-го и аномального развития психики ребенка, о качественном своеобразии развития психики аномального ребенка;
  • труды отечественных ученых о приоритетности социального фактора в формировании представлений о гендере (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон); о значении роли семьи в психическом и социальном развитии ребенка, в формировании у детей личностных и поведенческих полоролевых особенностей (В.Н. Дружинин, А.И. Захаров, В.С. Мухина, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, Т.И. Юферева);
  • теория гендерной схемы (С. Бем), разработанная в русле нового направления в зарубежной психологии, связанного с изучением формирования психологического пола. Именно данный подход, объединяя черты двух теорий (социального научения и когнитивного развития), способен, на наш взгляд, с достаточной полнотой рас-крыть формирование полоролевых представлений.

Методы исследования: экспериментально-психологический, психо-диагностический (тестирование, беседа, интервью, опрос), анамнестический (анализ школьной документации и медицинских карт, сведения о семье), методы количественной (статистический анализ) и качественной (контент-анализ) обработки материала.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью его исходных позиций, анализом теоретических аспектов проблемы, применением комплекса исследовательских методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, использованием статистико-математических методов обработки полученных данных в сочетании с качественным анализом результатов.

Практической базой исследования явились МОУ СОШ (муниципальные общеобразовательные учреждения средние общеобразовательные школы), СКОШ VII и VIII вида г.Иркутска. Общая выборка испытуемых представлена в составе 251 человека. Группу подростков составили 205 человек (из них 102 девочки и 103 мальчика) в возрасте 10 – 15 лет с разным уровнем интеллектуального развития: с нормальным интеллектуальным развитием, с задержкой психического развития (ЗПР) и общим интеллектуальным недоразвитием (ОИН). Родительская выборка представлена 46 матерями подростков из перечисленных групп.

Научная новизна исследования заключается в том, что в области специальной психологии получены новые эмпирические данные о полоролевых представлениях подростков с отставанием в интеллектуальном развитии, выявлены особенности указанных представлений с учетом их возрастной динамики и половых различий, а также показано влияние психо-социальных характеристик семьи на содержание этих представлений. Осуществлен сравнительно-сопоставительный анализ полоролевых представлений подростков с отставанием в интеллектуальном развитии и их нормально развивающихся сверстников.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования уточняют существующие в специальной психологии сведения о закономерностях социального становления личности в условиях дизонтогенеза. Выявленные особенности полоролевых представлений подростков с интеллектуальной недостаточностью позволяют рассматривать генезис усвоения ими гендерных ролей как важную составляющую целостного процесса социализации, протекающего на основе сложного динамического взаимодействия факторов органического и социального ряда. В частности, установлены достоверные связи между качеством и характером гендерных представлений у изучаемой категории подростков с уровнем их интеллектуального развития и особенностями семейной социализации.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут послужить основой для создания психолого-педагогической про-граммы по формированию полоролевых представлений, половой идентификации школьников с интеллектуальной недостаточностью в рамках психологического сопровождения ребенка в образовательном учреждении, а также могут быть использованы при чтении курса специальной психологии в ВУЗах, на курсах усовершенствования учителей и школьных психологов, в лекциях и беседах для родителей.

На основе полученных результатов возможна разработка методических рекомендаций по теме «Социально-бытовая ориентировка» в разделах «Семья», «Семейные отношения» для специальных школ VIII вида, а также введение в программу школ VII вида и коррекционные классы обычных школ аналогичного предмета, где будут рассматриваться гендерные особенности учащихся.

Основные выводы:

  1. Общим в полоролевых представлениях подростков всех исследованных групп является их наполненность универсальными качествами, а также трансляция мужского гендерного стереотипа. Специфические особенности полоролевых представлений у подростков с отставанием в интеллектуальном развитии проявляются в их содержании, качественных характеристиках и эмоциональной окраске, что подтверждает наше предположение о наличии общих (с нормой) закономерностей и специфических особенностей формирования изучавшихся представлений у подростков с нарушениями интеллектуального развития.
  2. Содержание и качество полоролевых представлений определяется как уровнем интеллектуального развития подростка, так и приобретаемым в разных микросоциальных условиях индивидуальным опытом, что подтверждается наличием корреляций между уровнем интеллектуального развития подростков, качеством семейной социализации и полоролевых представлений. Интеллектуальная недостаточность подростков влияет на качественные характеристики полоролевых представлений: полноту, обобщенность, дифференциацию гендерных ролей. Неблагоприятные микросоциальные условия препятствуют выделению полоспецифических особенностей мужчин и женщин, что наблюдается как у матерей, так и у их детей.
  3. Недостаточно позитивная эмоциональная окраска полоролевых представлений является следствием неблагополучия семьи. Представления подростков из таких семей носят компенсаторный характер, который проявляется в специфических указаниях на недопусти-мость аморального поведения. Полученные данные подтвердили выдвинутую гипотезу: качество полоролевых представлений зависит от интеллектуального уровня, но микросоциальные условия определяют их содержание и эмоциональную окраску.
  4. На формирование гендерной идентичности определяющее влияние оказывают такие факторы, как идентификация себя со значимыми взрослыми, эмоциональная привязанность. Идентификация с образом отца у мальчиков и матери у девочек наиболее выражена у под-ростков из благополучных семей. В тех семьях, где ребенка эмоционально не принимают, отвергают, он идентифицируется в большинстве случаев не с родителями, а с другими эмоционально значимыми и привлекательными для него людьми.
Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Заиграева, Н.В.  Генезис и особенности полоролевых представлений у подростков с интеллектуальной недостаточностью [Электронный ресурс] / Н.В. Заиграева // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2008. –  Альманах №12. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-12/genezis-i-osobennosti-polorolevyix-predstavlenij-u-podrostkov-s-intellektualnoj-nedostatochnostyu
Список литературы
  1. Bern S.L. Gender schema theory and its implications for child development: raising gender-aschematic children in a gender-schematic society // The psychology of women: Ongoing debates. Nev Haven; L., 1987. P. 226-245.
  2. Bern S.L. Probing the promise of androgyny // The psychology of women: Ongoing debates. Nev Haven; L., 1987. P. 206-225.
  3. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе [Текст] / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 70-78.
  4. Алешина Ю.Е. Проблема усвоения ролей мужчины и женщины [Текст] / Ю.Е. Алешина, А.С. Волович // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - С. 74-82.
  5. Арканцева Т.А. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки [Текст] / Т.А. Абраменкова, Е.М. Дубровская // Мир психологии. - 1999. - № 3. - С. 147-155.
  6. Белопольская H.Л. Психологическое исследование половозрастной идентификации у детей со сниженным интеллектом [Текст] / Н.Л. Белопольская // Дефектология. - 1992. - № 1. - С. 5-11.
  7. Бреслав Г.М. Половые различия и современное школьное образование [Текст] / Г.М. Бреслав, Б.И. Хасан // Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С. 64-69.
  8. Варга А.Я. Идентификация с родителями и формирование психологического пола // Семья и формирование личности. Сборник науч. трудов. Под ред. А.А. Бодалева. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1981. - С. 21-25.
  9. Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. - 1993. - № 2. С. 63-71.
  10. Выготский Л.C. Собрание сочинений. В 6-ти тт. Т.2. С. 160-180.
  11. Ильин Е.Н. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.: (Серия «Мастера психологии»).
  12. Ильченко Л.B. Развитие психологического пола ребенка дошкольника (4-7 лет): Дисс. … канд. психол. наук. - Ростов-на-Дону, 1995. - 160 с.
  13. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб.: Речь, 2003. - 309 с.
  14. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков / Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С. 54-61.
  15. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального. - М., 1975.
  16. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - С. 47-57.
  17. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.
  18. Крыгина Н.Н. Особенности половой идентификации старших подростков, воспитывающихся в условиях детского дома. Дисс. … канд.психол.наук. - М., 1993. - 172 с.
  19. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1996. -168 с.
  20. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Издательский центр «Академия». 2003. - 456 с.
  21. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с.
  22. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. - 656 с.
Статьи выпуска: