Использование компьютерной программы SpeechViewer (Видимая речь) в процессе логопедического воздействия / Альманах №12 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №12 "Новые исследования в приоритетных направлениях развития отечественной дефектологии"

Использование компьютерной программы SpeechViewer (Видимая речь) в процессе логопедического воздействия

Ю.Б. Зеленская Средняя школа № 31, Мурманск

Одним из важнейших направлений исследований отечественной и зарубежной специальной педагогики является разработка «обходных путей» и специальных средств обучения детей с различными нарушениями развития, необходимых для удовлетворения их особых образовательных потребностей. Закономерно, что особое место в этом ряду всегда занимала проблема разработки и применения вспомогательных средств формирования и коррекции произносительной стороны устной речи у детей с нарушенным слухом и у детей с речевыми нарушениями (Heinicke, 1727-1790; Барани; Деражне; Ф.А. Рау 1931; М.А. Свищев, 1936, 1946; Е.Ф. Рау, 1950; А.Г. Ипполитова, 1955;Ф.Ф. Рау 1959, 1973, 1976; М.Е. Хватцев, 1964; В.А. Цукерман, 1964; В.Д. Лаптев, 1964,1972; В.А. Раздольский, 1966; Р.Е. Левина, 1968; Н.Ф. Слезина, 1969; Л.Н. Мещерская 1973; Л.Я. Миссуловин 1988 Т.К. Королевская 1991, 1993,1995,1996, 1998,1999; О.И. Кукушкина 1991, 1994, 1999; В.А. Минькович 1992; R. Potter, G. Kopp, H. Green, 1947; Е. Bieri, 1950; W. Pronovost, 1964, 1968; M. Maulet, 1990; A. Foursin, E. Abberton, V. Ball, 1991; P. Nolte, R. Prinzen, G. Esser, 1991; F. Destombes, 1991; B. Allen,1998 и др.).

На протяжении ХХ века в разных странах мира велась разработка вспомогательных средств обучения - приборов и устройств, обеспечивающих нуждающимся в этом детям восполнение дефицита информации о звучащей речи, дополняющих структуру обратной связи за счет подключения зрительного восприятия.

В период 40-70-х гг. ХХ века отечественные и зарубежные разработки в области со-здания технических, вспомогательных по своему характеру, средств коррекции произношения базировались на идентичной технической базе и были сопоставимыми по своим возможностям и функциям.

С конца 70-х годов разработки зарубежных специалистов начали базироваться на использовании микропроцессоров, что позволило им перейти к созданию нового поколения средств формирования и коррекции произносительной стороны речи, основанных на доступных детям способах визуализации основных акустических компонентов речи в режиме реального времени (Guttman, Levitt & Bellefleur, 1970; Foursin, Abberton, 1971; Strong,1975; Levitt, Picket & Houde, 1980; Lippman,1982; McGarr, Head, Friedman, Behrman & Youdelman, 1986; Stevens, Kalikow & Willemain; Povel & Wansink, 1986).

Результаты проведенных в конце 80-х начале 90-х гг. исследований, доказывающих более высокую эффективность технических средств нового поколения, обусловили отказ западноевропейских и американских специалистов от использования предшествующих по-колений приборов и устройств. [Levit, Youdelman, 1986; Oster, 1989; Maulet, 1990; Foursin, Abberton, Ball, 1991; Nolte, Prinzen, Esser, 1991; Destombes, 1991; Allen, 1998; Elsendoorn, Coninx, 1991, 1999].

В 70-90 гг. отечественными специалистами не был осуществлен аналогичный переход к созданию нового поколения средств формирования и коррекции произносительной стороны речи, базирующихся на использовании микропроцессоров и информационных технологий. Доступ к использованию микропроцессоров и информационных технологий в начале 90-х годов позволил им создать на этой базе первое российское вспомогательное средство формирования произносительной стороны речи – сурдо-логопедический тренажер «Дэльфа – 130», однако по своим функциональным возможностям он значительно уступал разработанной в 1989 году корпорацией IBM компьютерной программе SpeechViewer («Видимая речь»). Благодаря дальнейшему развитию западными специалистами системы SpeechViewer, ее функциональные возможности были существенно расширены, система удовлетворяла всем базовым педагогическим требованиям к вспомогательным средствам обучения, основанным на визуализации акустических компонентов речи, что привело к ее использованию сурдопедагогами и логопедами более чем 30 стран мира.

Освоение SpeechViewer («Видимой речи») в России было начато сурдопедагогами (О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская 1991). Отечественной сурдопедагогике удалось накопить значительный опыт успешного применения данного средства обучения в системе формирования и коррекции устной речи детей с нарушенным слухом младшего школьного возраста. Было доказано, что при правильном использовании «Видимой речи» в качестве вспомогательного средства обучения удается существенно повысить мотивацию детей к занятиям произношением; сократить время формирования и автоматизации ряда речевых навыков; облегчить ребенку освоение навыков самоконтроля над произношением; сделать видимым для ребенка его уровень достижений в произношении, предоставить возможность самому сопоставлять свое произношение с эталоном внятной речи и осознанно ставить перед собой новые задачи (Т.К.Королевская, 1993, 1998).

Необходимость широкого применения в логопедии развивающихся технических средств обучения, основанных на использовании информационных технологий, отмечается ведущими исследователями в этой области (Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, 1989; Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова 1998; Л.С. Волкова, 1998; О.С. Орлова, 2000; Г.В. Чирки-на, 2002 и др.). Вместе с тем, до настоящего времени не проводилось специальных исследо-ваний в области применения наиболее мощного технического средства такого рода - SpeechViewer («Видимой речи») при коррекции речевых нарушений у детей.

Актуальность осмысления отечественной логопедией опережающего западного опыта определяется необходимостью включения современных средств обучения, основанных на новейших информационных технологиях, в арсенал российских специалистов-логопедов с целью оптимизации практики помощи детям с различными нарушениями произносительной стороны речи и модернизации системы их образования. Таким образом, выбор темы диссертационного исследования обусловлен актуальностью и неизученностью данной проблемы.

Гипотеза исследования заключается в том, что включение компьютерной программы SpeechViewer («Видимая речь») в арсенал средств логопеда может способствовать развитию мотивации к занятиям; сокращению сроков формирования ряда навыков, необходимых для фонетического оформления речи; развитию работоспособности и сохранению продуктивности деятельности на протяжении всего логопедического занятия у детей с различными нарушениями произносительной стороны речи.

Объект исследования: структурно-функциональная организация компьютерной си-стемы SpeechViewer («Видимой речи»).

Предмет исследования: результаты включения компьютерной программы SpeechViewer («Видимая речь») в систему логопедической помощи, направленной на коррекцию нарушений произносительной стороны речи различного генеза и степени выраженности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Целью исследования явилось введение зарубежной компьютерной программы SpeechViewer («Видимая речь») в качестве средства обучения в контекст отечественной традиции логопедической помощи детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста с различными расстройствами фонационного оформления речи.

Основные задачи исследования:

  • на основании анализа отечественных и зарубежных литературных данных реконструировать основные этапы эволюции технических, вспомогательных по своему характеру, средств формирования и коррекции произносительной стороны речи детей;
  • систематизировать и обобщить зарубежные и отечественные литературные данные о современном состоянии проблемы разработки и практического использования нового поколения средств формирования и коррекции произносительной стороны речи, базирующихся на микропроцессорах и информационных технологиях;
  • проанализировать структурно-функциональную организацию компьютерной системы SpeechViewer («Видимая речь»);
  • проанализировать функциональные возможности компьютерной системы SpeechViewer («Видимая речь») в аспекте основных задач работы логопеда над произноси-тельной стороной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
  • обобщить результаты практического применения SpeechViewer («Видимой речи») при коррекции расстройств фонационного оформления речи детей старшего до-школьного и младшего школьного возраста;
  • оценить эффективность включения SpeechViewer («Видимой речи») в систему логопедической помощи, направленной на коррекцию различных расстройств фонационного оформления речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрас-та.

Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта исследования и соответствуют задачам и гипотезе работы. В процессе исследования применялись следующие методы:

  • Анализ и обобщение литературных данных по теме исследования;
  • Анкетирование;
  • Количественный и качественный анализ данных анкетирования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В данной работе впервые реконструированы: педагогические требования к техническим средствам обучения, основанным на визуализации акустических компонентов речи; выделены содержательные этапы эволюции технических средств формирования и коррекции произносительной стороны речи, впервые проанализированы функциональные возможности компьютерной системы SpeechViewer («Видимая речь») в аспекте основных задач работы логопеда над произноси-тельной стороной речи; описана профессиональная логика включения данного средства в систему логопедического воздействия; доказана возможность его применения при коррекции различных расстройств фонационного оформления речи в контексте отечественного системного подхода к коррекции речевых нарушений у детей; выявлены эффекты развития мотивации к занятиям; сокращения сроков формирования ряда речевых навыков, развития работоспособности, которые достигаются благодаря включению SpeechViewer («Видимой речи») в систему логопедического воздействия. Проведенное исследование показывает необходимость дальнейшего изучения уникальных эффектов в развитии и обучении детей с нарушениями речи, которые могут быть достигнуты только благодаря применению вспомогательных средств обучения нового поколения. Данная работа служит обоснованием необходимости широкого внедрения зарубежной компьютерной программы SpeechViewer («Видимая речь») в отечественную практику логопедической помощи.

Практическая значимость работы. Данное исследование открывает новые возможности оптимизации процесса формирования и коррекции произносительной стороны речи детей за счет включения в арсенал логопеда средства обучения нового поколения, основанного на микропроцессорах и информационных технологиях. Представленное в работе подробное описание функциональных возможностей компьютерной программы SpeechViewer («Видимая речь») в аспекте основных задач работы логопеда над произносительной стороной речи детей облегчает ее освоение специалистами практиками и студентами профильных факультетов педагогических Вузов страны. В исследовании представлена профессиональная логика включения нового средства обучения в процесс логопедического воздействия и те задачи в области коррекции произношения детей, которые могут быть более успешно решены при условии применения SpeechViewer («Видимой речи»).

Полученные данные могут быть использованы в работе логопедов-практиков системы образования и здравоохранения (детские сады, школьные логопедические пункты, кабинеты логопеда в детских поликлиниках и др.); при подготовке специалистов-логопедов в педагогических Вузах и в системе повышения их квалификации.

Основные выводы

  1. Педагогическая целесообразность применения SpeechViewer («Видимой речи») в качестве средства логопедического воздействия определяется широким спектром ее функциональных возможностей, использование которых позволяет удовлетворить особые образовательные потребности детей с различными нарушениями произносительной стороны речи в дополнительной информации о звучащей речи, в динамической наглядной опоре для анализа собственной речевой деятельности в режиме реального и отсроченного времени.
  2. Программа SpeechViewer («Видимая речь») в процессе коррекции недостатков произносительной стороны речи детей может быть эффективно использована при решении следующих задач: включения ребенка в целенаправленный логопедический процесс; формирования установки на занятия и осознанного отношения к ним; формирования правильного речевого дыхания; развития и коррекции голоса; развития голосовых модуляций; формирования нормального темпа и слитности речи; соблюдения слоговой структуры высказывания; выделения словесного и логического ударения; коррекции звукопроизношения; формирования навыков самоконтроля произношения.
  3. Применение программы SpeechViewer «Видимая речь» возможно на следующих этапах логопедического воздействия:
    • обследования ритмико-интонационной стороны речи ребенка;
    • автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
    • введения полученных произносительных навыков в спонтанную речь;
    • формирования звуко-слогового анализа и синтеза;
    • воспитания навыков самоконтроля за произношением.
  4. При работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста SpeechViewer («Видимая речь») может быть использована в качестве средства коррекции: патологии дыхания и голоса; нарушений произношения отдельных звуков; нарушений темпо-ритмической организации речи; нарушений интонационного оформления речи.
  5. На основе отечественной концепции системного подхода к коррекции речевых нарушений, положения о необходимости применения развивающихся технических средств в процессе комплексного логопедического воздействия, а также разработанного в сурдопедагогике методологического подхода к использованию SpeechViewer («Видимая речь») были определены основные принципы включения данного вспомогательного средства обучения нового поколения в систему логопедической помощи:
    • SpeechViewer («Видимая речь») расширяет арсенал средств, используемых в системе работы логопеда над расстройствами фонационного оформления речи, ее включение дополняет выработанную в отечественной логопедии систему построения логопедического воздействия;
    • применение данного средства целесообразно в тех случаях, когда традиционные средства логопедического воздействия оказываются малоэффективными.
  6. Включение SpeechViewer («Видимой речи») в арсенал средств логопеда оказывает позитивное влияние на формирование, развитие и поддержание мотивации к занятиям у детей с различными нарушениями фонационного оформления речи.
  7. Включение SpeechViewer («Видимой речи») в арсенал средств логопеда позволяет ускорить процесс формирования ряда произносительных навыков, необходимых для правильного фонетического оформления речи.
  8. Доказана экспериментально возможность и целесообразность внедрения SpeechViewer («Видимой речи») в систему логопедической помощи детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста с расстройствами фонационного оформления речи с целью оптимизации процесса коррекционного обучения, обновления средств логопедического воздействия, перевода их на качественно новый, современный уровень.
  9. Полученные в исследовании данные свидетельствуют о необходимости широкого и оперативного внедрения компьютерной программы SpeechViewer («Видимая речь») в отечественную систему логопедической помощи детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста с расстройствами фонационного оформления речи; специальной подготовки и переподготовки логопедов-практиков, работающих в различных типах логопедических учреждений системы здравоохранения и образования; разработки специальных курсов обучения студентов профильных факультетов педагогических ВУЗов страны.
Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Зеленская, Ю.Б.  Использование компьютерной программы SpeechViewer (Видимая речь) в процессе логопедического воздействия [Электронный ресурс] / Ю.Б. Зеленская // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2008. –  Альманах №12. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-12/ispolzovanie-kompyuternoj-programmyi-speechviewer-(«vidimaya-rech»)-v-proczesse-logopedicheskogo-vozdejstviya
Список литературы
  1. Pay Ф.Ф. Устная речь глухих. - М.: Педагогика, 1973. - 302 с.
  2. Аутичный ребенок: Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - М.: Теревинф, 1997. - 341 с.
  3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. - 524.
  4. Карелина И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 2000. - 23 с.
  5. Компьютеры в дефектологии / Труш В., Голод В. // Информатика и образование. - 1986. - № 2. - С. 24-28.
  6. Королевская Т.К. «Видимая речь»: новая технология новые отношения // Дефектология. - 1996. - №2. - С. 51-57.
  7. Королевская Т.К. Компьютерная поддержка работы по формированию произношения у детей с нарушениями слуха // Дефектология. - 1995. - № 1. - С. 58-65.
  8. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски // Дефектология. - 1998. - № 1. - С. 47-55.
  9. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы. // Дефектология. - 1994. - № 5. - С. 3-9.
  10. Кукушкина, О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования [Электронная книга] (5,5 Мб) : монография. – М. : Полиграф сервис, 2005.
  11. Лаптев В.Д., Цукерман В.А. Приборы видимой речи для глухих // Специальная школа. М., 1964. - Вып. 4 (112). - С. 101-104.
  12. Левина Р.Е. Недостатки произношения сопровождающиеся нарушениями чтения и письма // Логопедическая работа в школе : Сб. ст. в помощь учителю логопеду / Под. Ред. Р.Е. Левиной. - М., 1953. - С. 317.
  13. Логопедия: Учеб. Для студентов дефектол. Фак. Пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 1998. - 677 с.
  14. Методика обучения глухих устной речи / Под ред. проф. Ф.Ф. Рау. - М.: Просвещение, 1976. - 279 с.
  15. Основы логопедии / Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.. - М.: Просвещение, 1989. - 221 с.
  16. Основы логопедической работы с детьми / Под общей ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2002. - 239 с.
  17. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1968. - 367 с.
  18. Преодоление заикания у дошкольников / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Педагогика, 1975. - 160 с.
  19. Рау Ф.А., Pay Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. - М., Учпедгиз, 1941. - 130 с.
  20. Слезина Н.Ф. Применение технических средств в обучении глухих произношению. - М.: Педагогика, 1975. - 142 с.
  21. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. - М.: Просвещение, 1989. – 238 с.
  22. Хватцев М.Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей. М.: Изд - во АПН РСФСР, 1962. - 88 с.
  23. Хватцев М.Е. Логопедия: Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей спец. шк. - 5-е изд. - М.: Учпедгиз, 1959. - 476 с.
Статьи выпуска: