Особенности использования знаково-символических средств дошкольниками с задержкой психического развития / Альманах №12 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №12 "Новые исследования в приоритетных направлениях развития отечественной дефектологии"

Особенности использования знаково-символических средств дошкольниками с задержкой психического развития

А.А. Гостар Иркутский государственный университет, Иркутск

Использование знаково-символических средств, без которых неосуществимо современное школьное и даже дошкольное обучение, считается важнейшим компонентом в структуре общепознавательных умений (Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Н.Г. Салмина и др.). Замещение, удерживание «алфавита» условных значений заместителей, установление отношений между ними составляет ориентировочную основу сложных действий кодирования-декодирования, моделирования, схематизации (Т.П. Будякова, Г.А. Глотова, Н.М. Лебедева, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова и др). Недостатки этих компонентов действия, а также его исполнительской и контрольной частей, порождающие особенности использования знаково-символических средств у дошкольников с ЗПР, не были объектом специального изучения.

Значимость проблемы для практики связана с тем, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) церебрально-органического генеза, приходя в школу, испытывают существенные трудности в понимании наглядных моделей, графических схем и других видов знаково-символических средств.

Результаты анализа игровой (Е.С. Слепович), изобразительной (Е.А. Екжанова) деятельности дошкольников с ЗПР, их целенаправленного обучения замещающим действиям (О.А. Науменко), наглядному моделированию (Л.А. Пепик) дают возможность сделать вывод о наличии недостатков использования знаково-символических средств у изучаемой категории детей. Неоднородность этой группы предполагает более точное понимание психологических механизмов имеющихся трудностей, а также индивидуально-типических различий в способности использовать обозначенные средства. Этого требует и современный подход к психолого-педагогическому сопровождению ребенка (Е.Л. Гончарова, И.А. Коробейников, О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев и др.).

В настоящее время у разработчиков педагогических программ коррекционно-развивающего обучения не всегда достаточно сведений о сензитивных периодах, позволяющих осуществлять эффективное формирование тех или иных умений. В связи с этим важно уточнить, в каком возрасте у дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью (УО) появляется возможность использовать знаково-символические средства. Следует вы-делить факторы, определяющие успешность этого процесса и апробировать пути формирования способности к использованию знаково-символических средств.

Мы полагали, что данные такого рода очень важны для обеспечения сотрудничества педагога и психолога в процессе сопровождения, а также преемственности между дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) и школой. Перечисленные проблемы послужили основанием для проведения нашего исследования.

Цель: выделить особенности использования знаково-символических средств у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза и апробировать пути развития их способности осуществлять действия с такими средствами.

Объект исследования: психологические механизмы использования знаково-символических средств.

Предмет исследования: возрастные и индивидуальные особенности использования знаково-символических средств дошкольниками с ЗПР церебрально-органического генеза и умственной отсталостью.

Гипотеза исследования. При отставании в интеллектуальном развитии реализуются разные психологические механизмы, предопределяющие трудности использования знаково-символических средств: недоразвитие познавательных способностей при УО, преимущественные недостатки мотивации достижения успеха и регуляции своих действий при ЗПР.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать проблему развития способностей к использованию знаково-символических средств у дошкольников с разными вариантами интеллектуального развития (норма, ЗПР, УО).
  2. Выявить возрастные сроки появления у дошкольников с ЗПР и УО способности использовать символические (предметы-заместители) и знаковые (наглядные модели) средства, сопоставив их с показателями, полученными у сверстников с нормальным интеллектуальным развитием.
  3. Охарактеризовать типические особенности и индивидуальные различия в развитии способности использовать знаково-символические средства у детей с ЗПР церебрально-органического генеза в сопоставлении с показателями при УО.
  4. Установить зависимость успешности выполнения заданий с использованием знаково-символических средств дошкольниками с разными вариантами нарушения интеллектуального развития от различных факторов (характера интеллектуальной недостаточности, возраста, уровня познавательного развития, проявлений дезадаптивного по-ведения, длительности пребывания в коррекционно-развивающей среде ДОУ, микросоциальных условий).
  5. Определить пути формирования умений использовать знаково-символические средства старшим дошкольникам с задержкой психического развития церебрально-органического генеза.

Теоретическая и методологическая основа данного исследования:

  • положения культурно-исторической теории развития психики о приоритетной значимости знаково-символического опосредствования для усложнения познавательной деятельности (Л.С. Выготский и др.);
  • положение о возможности определения познавательных способностей ребенка дошкольного возраста при помощи обучения его использованию знаково-символических средств (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.);
  • положения о неоднородности познавательных возможностей и личностных особенностей детей с задержкой психического развития, доказанные исследованиями Н.Л. Белопольской, Н.В. Бабкиной, Е.С. Слепович и др.;
  • системный подход к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта (Е.А. Екжанова, А.А. Катаева, Е.А. Стребелева);
  • концепция функционального диагноза (И.А. Коробейников), предполагающая всестороннюю оценку изменений психосоциального развития ребенка в ходе психолого-педагогического сопровождения.

Методы и методики исследования:

Поставленные в исследовании задачи решались с помощью экспериментально-психологического, психодиагностического, анамнестического методов, метода экспертных оценок, методов количественной (статистический анализ) и качественной обработки материала. Для изучения возможности использовать изучаемые средства в процессе игрового и знакового замещения применялись экспериментальные задания с условными названиями («Завтрак», «Больница», «Волшебник», «Три медведя»). Формализованная оценка сформированности действий знаково-символического замещения осуществлялась с помощью методики «Линейная последовательность» Р.И. Говоровой, Т.В. Лаврентьевой. Применялся комплекс психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей до-школьного возраста, предложенный Е.А. Стребелевой.

Для оценки доли влияния различных факторов на уровень становления возможности использовать знаково-символические средства предлагался укороченный опросник «Оценка негативных факторов семейной социализации» (И.А. Коробейников), а также опросники для получения от педагогов данных о проявлениях у детей дезадаптивного поведения, успешности усвоения ими программного материала на учебных занятиях.

Пути улучшения использования знаково-символические средства определялись в ходе апробации трех различных комплексов коррекционно-развивающих занятий, содержание которых составляли работа над литературным произведением, строительная и сюжетно-ролевая игра.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались теоретической обоснованностью его исходных позиций, применением комплекса исследовательских методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, лонгитюдным характером исследования, использованием статистико-математических методов обработки полученных данных в сочетании с качественным анализом результатов.

Организация исследования. Исследование проводилось в период с 2002 по 2007 год на базе дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида: МДОУ д/с №168 и НДОУ «РЖД» д/с № 221 г. Иркутска. В нем приняли участие 99 дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза. В контрольные группы были включены дошкольники с умственной отсталостью и с нормальным интеллектуальным развитием, посещающие вышеуказанные ДОУ (по 60 детей). Обследование проводилось в средней, старшей и подготовительной группах.

В лонгитюдном исследовании развития способности к использованию знаково-символических средств от средней (старшей) до подготовительной группы приняли участие 23 ребенка с ЗПР и 22 с умственной отсталостью. В обучающем эксперименте в три экспериментальные группы было включено в общей сложности 34 ребенка с ЗПР.

Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что в области специальной психологии получены новые эмпирические данные об использовании знаково-символических средств дошкольниками с разными вариантами интеллектуального развития (норма, ЗПР, умственная отсталость). Во всех группах выявлены возрастные сроки появления и совершенствования возможности замещения одних объектов другими. Систематизированы другие предпосылки успешных действий со знаково-символическими средствами. Выделены разные психологические механизмы, затрудняющие овладение этими действиями (дефицит познавательных способностей, недостатки мотивации и регуляции). Дана сравнительная характеристика типичных вариантов осуществления обозначенных действий у детей с разным характером интеллектуальной недостаточности. Уточнены особенности усвоения дошкольниками знаний, базирующихся на умении использовать знаково-символические средства.

Теоретическая значимость исследования: выявлены разные психологические механизмы трудностей в использовании знаково-символических средств у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза и умственной отсталостью, а также разные индиви-дуальные варианты развития этой способности, что доказывает право-мерность концепции функционального диагноза и необходимость индивидуального подхода к коррекции недостатков когнитивного развития детей с ЗПР.

Практическая значимость и внедрение результатов. Предложены способы диагностики и критерии оценки сформированности действий со знаково-символическими средствами, которые могут использоваться психологами-практиками. На основе понимания характера затруднений ребенка можно прогнозировать успешность усвоения образовательных про-грамм. Полученные результаты позволяют пересмотреть содержание этих программ и уменьшить дисбаланс между обучением и развитием. Апробированы практические пути для включения занятий по формированию необходимых предпосылок в коррекционно-развивающей работе психолога.

Полученные результаты используются психологами МДОУ № 168 и 221 г. Иркутска при оценке индивидуальных особенностей и организации коррекционной работы с детьми с ЗПР, включены в учебный курс «Психокоррекция познавательной деятельности» на факультете специальной педагогики и психологии ИГПУ. Материалы исследования используются при чтении лекций по предметам, «Психология детей с ЗПР», «Работа психолога с дошкольниками», на курсах повышения квалификации педагогов и психологов дошкольного образования, в лекциях для родителей. Основные результаты проведенного исследования отражены в семи публикациях автора.

Основные выводы:

  1. Основные типические особенности использования знаково-символических средств у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза включают недостатки удержания значений заместителей, быструю потерю интереса к выполнению заданий, трудности планирования выполняемых действий и контроля их правильности.
  2. У детей с ЗПР церебрально-органического генеза выделяются индивидуальные варианты развития способности в использовании знаково-символических средств. Большинство детей обнаруживает недостатки в исполнительской и контрольной части действия; определен-ная часть испытуемых достигает уровня нормально развивающихся дошкольников, у остальных - затрудненно формируется ориентировочная основа действия.
  3. Возрастные сроки проявления способности использовать символические и знаковые средства существенно отличаются: при ЗПР возможность совершать единичные замещения обнаруживается преимущественно в четыре года, при умственной отсталости в пять лет и позже. Выделены различия психологических механизмов трудностей использования знаково-символических средств: в группе УО на первый план выходит недостаток познавательных способностей, в группе ЗПР – недостатки мотивации достижения успеха (поисковой активности) и регуляции.
  4. Развитие способности в использовании знаково-символических средств у дошкольников с ЗПР зависит от возраста, общего познавательного уровня, степени выраженности признаков дезадаптивного поведения, а также длительности пребывания в коррекционно-развивающей среде ДОУ и факторов семейной социализации.
  5. Работа психолога над развитием способности использования знаково-символических средств у детей с ЗПР может осуществляться разными способами, которые выбираются с учетом психологических механизмов, обусловливающих затруднения в процессе их использования; она заключается в закреплении умения осуществлять замещение, устанавливать отношения между заместителем и замещаемым и воспроизводить их в действиях.
Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Гостар, А.А.  Особенности использования знаково-символических средств дошкольниками с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / А.А. Гостар // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2008. –  Альманах №12. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-12/osobennosti-ispolzovaniya-znakovo-simvolicheskix-sredstv-doshkolnikami-s-zaderzhkoj-psixicheskogo-razvitiya
Список литературы
  1. Белопольская Н.Л. Личностные особенности детей с ЗПР в си-стеме дифференциально-психологической диагностики: Автореферат дисс. .докт. психол. наук. М., 1996. - 47 с.
  2. Венгер A.Л. Обучение детей шестилетнего возраста: Метод, рекомендации для учителей и руководителей школ / Под ред. A.Л. Венгера. М.: АПН СССР, 1985. - 104 с.
  3. Веракса А.Н. Роль символического и знакового опосредствования в познавательном развитии // Вопросы психологии. - 2006. - №6. - С. 14-24.
  4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 15-22.
  5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 т. Т.З / Под ред. A.M. Матюшкина М.: Педагогика, 1983. - С.6- 328.
  6. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Умственное развитие детей в процессе обучения. М.-Л.: Учпедгиз, 1935. - С. 20-32.
  7. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий // Вест. Моск. ун-та. - сер. 14. - Психология. - 1979. - № 4. - С. 54-61.
  8. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.И. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984. - 255 с.
  9. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. - 247 с.
  10. Домишкевич С.А. Функционально-уровневый подход к психодиагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонениях в развитии // Дефектология. - 2005. - № 4. - С. 47-53.
  11. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. - 316 с.
  12. Инденбаум Е.Л. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование в специальной психологии: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2007. - 126 с.
  13. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2005. - 207 с.
  14. Коробейников И.А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста: Автореферат дисс. ... канд. психол. наук. М., 1980 - 24 с.
  15. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.
  16. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. - 584 с.
  17. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 480 с.
  18. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера - М.: Педагогика, 1988. - 135 с.
  19. Пепик Л.А. Использование моделирования в коррекционно-педагогической работе по формированию пространственной ориентировки у дошкольников с отставанием в умственном развитии: Дисс. .канд. пед. наук.-М., 2000. - 190 с.
  20. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития [Текст] / Под общей ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 96 с.
  21. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1993. - 264 с.
  22. Слепович Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте: Автореферат дисс. .докт. психол. наук. - М., 1994.-45 с.
  23. Слепович Е.С., Харин С.С. Становление сюжетно-ролевой игры как совместной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. - 1988. - №6. - С. 72-78.
  24. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под ред. Венгера Л.А. М.: ИНТОР, 1996. - 128 с.
  25. Стребелева Е.А. Наглядно-действенное мышление у умственно отсталых детей дошкольного возраста // Дефектология. - 1991. - №3. - С. 77-82.
  26. Ульенкова У.В. Психологические особенности дошкольников с ЗПР и коррекционно-педагогическая работа с ними: Автореферат дисс. . докт. психол. наук - М., 1983. - 38 с.
  27. Эльконин Б.Д. Роль знакового опосредствования в процессе решения задач «на соображение»: Автореферат дисс. .канд. психол. наук. - М., 1982. - 26 с.
  28. Эльконин Б.Д., Выготский Л.С., Д.Б. Эльконин: знаковое опосредствование и совокупное действие // Вопросы психологии. - 1996. - №5. - С. 57 - 63.
Статьи выпуска: