Использование знаково-символических средств, без которых неосуществимо современное школьное и даже дошкольное обучение, считается важнейшим компонентом в структуре общепознавательных умений (Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Н.Г. Салмина и др.). Замещение, удерживание «алфавита» условных значений заместителей, установление отношений между ними составляет ориентировочную основу сложных действий кодирования-декодирования, моделирования, схематизации (Т.П. Будякова, Г.А. Глотова, Н.М. Лебедева, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова и др). Недостатки этих компонентов действия, а также его исполнительской и контрольной частей, порождающие особенности использования знаково-символических средств у дошкольников с ЗПР, не были объектом специального изучения.
Значимость проблемы для практики связана с тем, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) церебрально-органического генеза, приходя в школу, испытывают существенные трудности в понимании наглядных моделей, графических схем и других видов знаково-символических средств.
Результаты анализа игровой (Е.С. Слепович), изобразительной (Е.А. Екжанова) деятельности дошкольников с ЗПР, их целенаправленного обучения замещающим действиям (О.А. Науменко), наглядному моделированию (Л.А. Пепик) дают возможность сделать вывод о наличии недостатков использования знаково-символических средств у изучаемой категории детей. Неоднородность этой группы предполагает более точное понимание психологических механизмов имеющихся трудностей, а также индивидуально-типических различий в способности использовать обозначенные средства. Этого требует и современный подход к психолого-педагогическому сопровождению ребенка (Е.Л. Гончарова, И.А. Коробейников, О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев и др.).
В настоящее время у разработчиков педагогических программ коррекционно-развивающего обучения не всегда достаточно сведений о сензитивных периодах, позволяющих осуществлять эффективное формирование тех или иных умений. В связи с этим важно уточнить, в каком возрасте у дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью (УО) появляется возможность использовать знаково-символические средства. Следует вы-делить факторы, определяющие успешность этого процесса и апробировать пути формирования способности к использованию знаково-символических средств.
Мы полагали, что данные такого рода очень важны для обеспечения сотрудничества педагога и психолога в процессе сопровождения, а также преемственности между дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) и школой. Перечисленные проблемы послужили основанием для проведения нашего исследования.
Цель: выделить особенности использования знаково-символических средств у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза и апробировать пути развития их способности осуществлять действия с такими средствами.
Объект исследования: психологические механизмы использования знаково-символических средств.
Предмет исследования: возрастные и индивидуальные особенности использования знаково-символических средств дошкольниками с ЗПР церебрально-органического генеза и умственной отсталостью.
Гипотеза исследования. При отставании в интеллектуальном развитии реализуются разные психологические механизмы, предопределяющие трудности использования знаково-символических средств: недоразвитие познавательных способностей при УО, преимущественные недостатки мотивации достижения успеха и регуляции своих действий при ЗПР.
Задачи исследования:
- Проанализировать проблему развития способностей к использованию знаково-символических средств у дошкольников с разными вариантами интеллектуального развития (норма, ЗПР, УО).
- Выявить возрастные сроки появления у дошкольников с ЗПР и УО способности использовать символические (предметы-заместители) и знаковые (наглядные модели) средства, сопоставив их с показателями, полученными у сверстников с нормальным интеллектуальным развитием.
- Охарактеризовать типические особенности и индивидуальные различия в развитии способности использовать знаково-символические средства у детей с ЗПР церебрально-органического генеза в сопоставлении с показателями при УО.
- Установить зависимость успешности выполнения заданий с использованием знаково-символических средств дошкольниками с разными вариантами нарушения интеллектуального развития от различных факторов (характера интеллектуальной недостаточности, возраста, уровня познавательного развития, проявлений дезадаптивного по-ведения, длительности пребывания в коррекционно-развивающей среде ДОУ, микросоциальных условий).
- Определить пути формирования умений использовать знаково-символические средства старшим дошкольникам с задержкой психического развития церебрально-органического генеза.
Теоретическая и методологическая основа данного исследования:
- положения культурно-исторической теории развития психики о приоритетной значимости знаково-символического опосредствования для усложнения познавательной деятельности (Л.С. Выготский и др.);
- положение о возможности определения познавательных способностей ребенка дошкольного возраста при помощи обучения его использованию знаково-символических средств (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.);
- положения о неоднородности познавательных возможностей и личностных особенностей детей с задержкой психического развития, доказанные исследованиями Н.Л. Белопольской, Н.В. Бабкиной, Е.С. Слепович и др.;
- системный подход к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта (Е.А. Екжанова, А.А. Катаева, Е.А. Стребелева);
- концепция функционального диагноза (И.А. Коробейников), предполагающая всестороннюю оценку изменений психосоциального развития ребенка в ходе психолого-педагогического сопровождения.
Методы и методики исследования:
Поставленные в исследовании задачи решались с помощью экспериментально-психологического, психодиагностического, анамнестического методов, метода экспертных оценок, методов количественной (статистический анализ) и качественной обработки материала. Для изучения возможности использовать изучаемые средства в процессе игрового и знакового замещения применялись экспериментальные задания с условными названиями («Завтрак», «Больница», «Волшебник», «Три медведя»). Формализованная оценка сформированности действий знаково-символического замещения осуществлялась с помощью методики «Линейная последовательность» Р.И. Говоровой, Т.В. Лаврентьевой. Применялся комплекс психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей до-школьного возраста, предложенный Е.А. Стребелевой.
Для оценки доли влияния различных факторов на уровень становления возможности использовать знаково-символические средства предлагался укороченный опросник «Оценка негативных факторов семейной социализации» (И.А. Коробейников), а также опросники для получения от педагогов данных о проявлениях у детей дезадаптивного поведения, успешности усвоения ими программного материала на учебных занятиях.
Пути улучшения использования знаково-символические средства определялись в ходе апробации трех различных комплексов коррекционно-развивающих занятий, содержание которых составляли работа над литературным произведением, строительная и сюжетно-ролевая игра.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались теоретической обоснованностью его исходных позиций, применением комплекса исследовательских методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, лонгитюдным характером исследования, использованием статистико-математических методов обработки полученных данных в сочетании с качественным анализом результатов.
Организация исследования. Исследование проводилось в период с 2002 по 2007 год на базе дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида: МДОУ д/с №168 и НДОУ «РЖД» д/с № 221 г. Иркутска. В нем приняли участие 99 дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза. В контрольные группы были включены дошкольники с умственной отсталостью и с нормальным интеллектуальным развитием, посещающие вышеуказанные ДОУ (по 60 детей). Обследование проводилось в средней, старшей и подготовительной группах.
В лонгитюдном исследовании развития способности к использованию знаково-символических средств от средней (старшей) до подготовительной группы приняли участие 23 ребенка с ЗПР и 22 с умственной отсталостью. В обучающем эксперименте в три экспериментальные группы было включено в общей сложности 34 ребенка с ЗПР.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что в области специальной психологии получены новые эмпирические данные об использовании знаково-символических средств дошкольниками с разными вариантами интеллектуального развития (норма, ЗПР, умственная отсталость). Во всех группах выявлены возрастные сроки появления и совершенствования возможности замещения одних объектов другими. Систематизированы другие предпосылки успешных действий со знаково-символическими средствами. Выделены разные психологические механизмы, затрудняющие овладение этими действиями (дефицит познавательных способностей, недостатки мотивации и регуляции). Дана сравнительная характеристика типичных вариантов осуществления обозначенных действий у детей с разным характером интеллектуальной недостаточности. Уточнены особенности усвоения дошкольниками знаний, базирующихся на умении использовать знаково-символические средства.
Теоретическая значимость исследования: выявлены разные психологические механизмы трудностей в использовании знаково-символических средств у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза и умственной отсталостью, а также разные индиви-дуальные варианты развития этой способности, что доказывает право-мерность концепции функционального диагноза и необходимость индивидуального подхода к коррекции недостатков когнитивного развития детей с ЗПР.
Практическая значимость и внедрение результатов. Предложены способы диагностики и критерии оценки сформированности действий со знаково-символическими средствами, которые могут использоваться психологами-практиками. На основе понимания характера затруднений ребенка можно прогнозировать успешность усвоения образовательных про-грамм. Полученные результаты позволяют пересмотреть содержание этих программ и уменьшить дисбаланс между обучением и развитием. Апробированы практические пути для включения занятий по формированию необходимых предпосылок в коррекционно-развивающей работе психолога.
Полученные результаты используются психологами МДОУ № 168 и 221 г. Иркутска при оценке индивидуальных особенностей и организации коррекционной работы с детьми с ЗПР, включены в учебный курс «Психокоррекция познавательной деятельности» на факультете специальной педагогики и психологии ИГПУ. Материалы исследования используются при чтении лекций по предметам, «Психология детей с ЗПР», «Работа психолога с дошкольниками», на курсах повышения квалификации педагогов и психологов дошкольного образования, в лекциях для родителей. Основные результаты проведенного исследования отражены в семи публикациях автора.
Основные выводы:
- Основные типические особенности использования знаково-символических средств у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза включают недостатки удержания значений заместителей, быструю потерю интереса к выполнению заданий, трудности планирования выполняемых действий и контроля их правильности.
- У детей с ЗПР церебрально-органического генеза выделяются индивидуальные варианты развития способности в использовании знаково-символических средств. Большинство детей обнаруживает недостатки в исполнительской и контрольной части действия; определен-ная часть испытуемых достигает уровня нормально развивающихся дошкольников, у остальных - затрудненно формируется ориентировочная основа действия.
- Возрастные сроки проявления способности использовать символические и знаковые средства существенно отличаются: при ЗПР возможность совершать единичные замещения обнаруживается преимущественно в четыре года, при умственной отсталости в пять лет и позже. Выделены различия психологических механизмов трудностей использования знаково-символических средств: в группе УО на первый план выходит недостаток познавательных способностей, в группе ЗПР – недостатки мотивации достижения успеха (поисковой активности) и регуляции.
- Развитие способности в использовании знаково-символических средств у дошкольников с ЗПР зависит от возраста, общего познавательного уровня, степени выраженности признаков дезадаптивного поведения, а также длительности пребывания в коррекционно-развивающей среде ДОУ и факторов семейной социализации.
- Работа психолога над развитием способности использования знаково-символических средств у детей с ЗПР может осуществляться разными способами, которые выбираются с учетом психологических механизмов, обусловливающих затруднения в процессе их использования; она заключается в закреплении умения осуществлять замещение, устанавливать отношения между заместителем и замещаемым и воспроизводить их в действиях.