Отражение особенностей взаимодействия с предметным и социальным миром в лексическом развитии детей с аутизмом / Альманах №12 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №12 "Новые исследования в приоритетных направлениях развития отечественной дефектологии"

Отражение особенностей взаимодействия с предметным и социальным миром в лексическом развитии детей с аутизмом

О.Б. Додзина Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург

Известна высокая распространённость расстройств аутистического спектра, составляющая не менее 10-15 детей на 10000 детского населения. Детский аутизм рассматривается как биологически обусловленное особое нарушение психического развития, центральное место в котором занимают трудности коммуникации и социализации (L.Wing, 1976; M.Rutter, 1978; К.С. Лебединская, 1989; В.В. Лебединский, 2003), тесно связанные с речевыми проблемами. Одной из основных причин первичного обращения родителей аутичных детей к специалистам является, как правило, именно «задержка» речевого развития.

Особенности речевых проявлений детей с аутизмом широко представлены в клинических исследованиях. Описаны феномены мутизма, эхолалии, реверсии местоимений, «телеграфной» и «фонографической» речи, характерные нарушения просодики (L. Kanner, 1943; H. Asperger, 1944, M. Rutter, 1978; К.С. Лебединская, 1981, 1991; В.М. Башина, 1981; В.М. Башина, Н.В. Семашкова, 1993; С.С. Мнухин, А.Е. Зеленецкая, Д.Н. Исаев, 1968, 1997). Очерчен диапазон проявления речевых проблем от мутизма до нарушения коммуникативной функции формально сохранной речи с большим словарным запасом и развернутой «взрослой» фразой.

В психологических исследованиях нарушения речевого развития при аутизме рассматриваются в контексте проблем коммуникации и особенностей когнитивного стиля детей с аутизмом (B. Prizant, 1989), в структуре нарушения аффективного развития (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг,1997). Накапливаются данные о характерной динамике раннего речевого развития (О.С. Никольская, 1985, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, 1991, Е.Р. Баенская, 2001).

Существуют предположения, что специфика нарушений речевого развития так называемых «низко функциональных» детей с аутизмом (IQ < 70) может определяться неспособностью усваивать категории, лежащие в основе значений слов (W.H. Fay, A.L. Schuler,1980), подчёркивается, однако, недопустимость распространения этих предположений на «высоко функциональных» детей с аутизмом. Исследование показало, что эти дети понимают значение существительных и способны их адекватно использовать (M. Sigman, J.A. Ungerer, 1984). Затруднения были выявлены в использовании ими глаголов, предлогов и прилагательных (P. Menyik, K. Quill, 1985).

При всей значимости накопления данных об особенностях освоения детьми с аутизмом лексических форм, не менее важным представляется выявление специфики их смыслового содержания, однако таких работ, насколько нам известно, не проводилось. Между тем, в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, Р.Е. Левиной, А.М. Шахнаровича показана взаимообусловленность процессов овладения языком и становления сознания и самосознания. Смысловой анализ лексики детей открывает возможность выявления и изучения психологических факторов ее развития. Такой подход позволит уточнить закономерности формирования особой картины мира детей с аутизмом, трудности и возможности взаимодействия с окружающей средой.

Гипотеза исследования. Сравнительный анализ смысловых характеристик лексики детей с аутизмом в сопоставлении с лексикой нормально развивающихся детей позволяет продвинуться в понимании особенностей их отношений с миром и способности взаимодействовать с окружающим. Определение психологического контекста проблем лексического развития таких детей позволит уточнить ориентиры психологической коррекционной работы.

Цель исследования: определить отраженные в лексике особенности представлений аутичных детей об окружающем и охарактеризовать специфику их взаимоотношения с предметным и социальным миром.

Объект исследования: особенности лексики аутичных детей в период наиболее выраженных поведенческих проблем (дошкольный возраст) в сравнении с показателями нормального лексического развития до и после стадии «лексического взрыва».

Предмет исследования: смысловые характеристики лексики детей с разной глубиной аутизма как отражение особенностей их миропонимания и взаимодействия с окружающим миром.

Задачи исследования:

  • обобщить литературные данные об отражении в лексическом развитии детей растущих возможностей понимания происходящего вокруг, характера общения и взаимодействия с окружающим миром и об особенностях лексического развития детей с аутизмом;
  • разработать метод качественного смыслового анализа лексики детей, позволяющий охарактеризовать развитие их активности и избирательности во взаимодействии со средой и людьми;
  • получить данные, позволяющие оценить лексику детей с разной глубиной аутизма в период наиболее выраженных поведенческих проблем в сравнении с лексикой нормально развивающихся детей до и после «лексического взрыва»;
  • сравнить качественно-количественные особенности лексики детей с разной глубиной аутизма и охарактеризовать на этой основе специфику развития их миропонимания и взаимодействия с окружающим;
  • сопоставить особенности овладения лексикой детей с аутизмом и нормально развивающихся малышей и выделить специфические и общие черты их представлений об окружающей действительности и взаимодействия с предметным и социальным миром;
  • уточнить и обосновать ориентиры для психологической поддержки лексического развития детей с аутизмом.

Методологической основой исследования являются отечественные психологические традиции: положение Л.С. Выготского о единстве когнитивного и аффективного развития, труды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, посвященные вопросам взаимосвязи речевого развития и формирования сознания. Работа опирается на исследования процесса аффективного развития ребенка, ведущиеся в ИКП РАО Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг, О.С. Никольской.

Методы исследования. Анализ литературных данных, анкетирование и структурированное интервью родителей аутичных и нормально развивающихся детей; метод наблюдения; смысловой анализ лексики детей; сравнительный анализ динамики формирования начального детского лексикона у детей с разной глубиной аутизма и нормально развивающихся детей; статистические методы обработки экспериментальных данных.

Научная новизна исследования. Впервые изучены особенности лексического развития детей с аутизмом, выявленные в сопоставлении с ходом нормального речевого развития в раннем детстве. Определены и проанализированы качественные и количественные характеристики нарушения лексического развития в зависимости от глубины аутизма. Разработан авторский метод смыслового анализа лексики, позволяющий охарактеризовать полноту образа внешнего и внутреннего мира ребёнка, определить специфику формирующегося индивидуального опыта, возможности активного и гибкого взаимодействия со средой и людьми.

Теоретическая значимость. На основе смыслового анализа лексики детей выявлен и проанализирован психологический контекст речевого развития при детском аутизме. Охарактеризованы содержание картины мира детей с разной глубиной аутизма, характер их отношения к окружающему и особенности его понимания. Показано, что специфика лексического развития связана как с проблемами коммуникации и социализации, так и с более общими сложностями аффективного развития таких детей – с трудностями развития избирательности, дифференциации и осмысления окружающего, выделения себя как субъекта действия. В развитии представлений детей с аутизмом об окружающем мире выделены тенденции, соответствующие логике нормального развития и отличные от него. Показаны как стойкие, специфичные для таких детей трудности, так и потенциальные возможности нормализации их развития.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для психологической поддержки лексического развития аутичных детей. Полученные данные позволяют оценить ход лексического развития ребенка с аутизмом в более общем контексте аффективного и социо-эмоционального развития, определить место коррекции лексического развития в общей системе коррекционной помощи детям с аутизмом. Это дает возможность осуществлять обоснованную профилактику типичных отрицательных последствий ошибочного коррекционного подхода к лексическому развитию детей с аутизмом.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются исходными методологическими позициями, соответствием методов целям и задачам исследования, применением апробированных методов, взаимодополнением избранных параметров смыслового анализа, сочетанием количественного и качественного анализа результатов.

Основные выводы исследования.

На основании результатов исследования можно заключить, что смысловой анализ лексики позволяет охарактеризовать полноту и дифференцированность формирующегося образа внешнего и внутреннего мира аутичного ребенка, раскрыть особенности развития индивидуального аффективного опыта, выявить возможности и трудности в организации активного и гибкого взаимодействия со средой и людьми.

В ходе экспериментального исследования выявлено, что дети с разной глубиной аутизма имеют выраженные отличия в качественных характеристиках лексического развития. В особенностях лексики отражена разная степень полноты и осмысления картины мира; уровень активности детей, трудности и возможности развития избирательности в контакте с миром, различия в пластичности, стабильности и гибкости во взаимодействии с близкими людьми.

Аутичные и нормально развивающиеся дети раннего возраста при сходных количественных показателях овладения лексикой различаются в качественном характере её распределения. Выявленные отличия в распределении лексики показывают специфические для детей с аутизмом проблемы, связанные с тормозимостью и ранимостью в контактах со средой, с нарушением возможности активного и гибкого взаимодействия, с трудностями уяснения функциональных отношений и активного упорядочивания окружающего пространства. Вместе с тем, выявлены и общие с нормой тенденции лексического развития, отражающие возможности продвижения детей с аутизмом к более полному и детализированному восприятию мира, более разнообразному взаимодействию со средой и людьми.

Полученные результаты расширяют представления о психологических факторах лексического развития детей с аутизмом. Показано, что лексическое развитие аутичных детей тесно связано с дифференциацией и осмыслением окружающего мира, усложнением способов активного взаимодействия с ним, что позволяет сформулировать рекомендации по психологической коррекции лексического развития детей с аутизмом. Основополагающим положением этих рекомендаций является необходимость включения этой работы в общую систему психологической помощи ребенку в аффективном развитии.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Додзина, О.Б.  Отражение особенностей взаимодействия с предметным и социальным миром в лексическом развитии детей с аутизмом [Электронный ресурс] / О.Б. Додзина // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2008. –  Альманах №12. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-12/otrazhenie-osobennostej-vzaimodejstviya-s-predmetnyim-i-soczialnyim-mirom-v-leksicheskom-razvitii-detej-s-autizmom
Список литературы
  1. Asperger Н. Die «Autistischen Psychopathen» // im Kindesalter. Archw frir Psychiatrie und Nervenkrankheiten. 1944 - vol. 117. - P. - 76-136.
  2. Frith U. Autism: explaining the enigma. Oxford: Basil Blackwell, 1989. - 204 p.
  3. Hermelin В., O'Connor N. Psychological experiments with autistic children. - Oxford: Pergamon Press, 1970. - 142 p.
  4. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact // Nervous Child. -1943.- v. 2.-P. 217-250.
  5. Lewis M.M. Infant speech. A study of the beginnings of language. L.: Paul, Trench, Trubner, 1936. – 335 p.
  6. Wing L. Diagnosis, clinical description and prognosis // Early childhood autism, 2nd edn, / Ed. L. Wing. Oxford, 1976. - P. 15-64.
  7. Wulff S.B. The symbolic and object play of children with autism: a review// Journal of Autism and Developmental Disorders. - 1985. -№ 15. P. 39-48.
  8. Авдеева Н.Н. Развитие эмоционального самоощущения у ребёнка первого года жизни // Новые исследования в психологии. - 1976. - №2. - С. 75-79.
  9. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Известия АПН РСФСР - 1948. - Вып. 18. - С. 101-124.
  10. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., и др. М.: Полиграф сервис, 2003. – 232 с.
  11. Аутичный ребёнок. Пути помощи / Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - М.: Теревинф, 1997. - 341 с.
  12. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития детей с аутизмом: Автореф. дис. канд. психол. наук - М., 2000. - 21 с.
  13. Баенская Е.Р. Ранние этапы аффективного развития в норме и патологии. М.: Изд-во УРАО, 2001. - 88 с.
  14. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. – 335 с.
  15. Боулби Дж. Привязанность. М., Гардарки, 2003. - 477 с.
  16. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: книга для воспитателей дет. сада. М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
  17. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
  18. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000 – 1008 с.
  19. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 470 с.
  20. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребёнка-Куйбышев: Изд-во Сарат. ун-та. Куйбыш. фил., 1990. – 104 с.
  21. Гезел А. Педология раннего возраста. М.-Л.: Гос. учеб. педагог, изд., 1932. - 248 с.
  22. Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм / Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. М.: Просвещение, 1989. - 95 с.
  23. Додзина О.Б. Психологические характеристики речевого развития детей с аутизмом // Дефектология. - 2004. - №6. - С.44-52.
  24. Каверина Е.К. О развитии речи детей первых двух лет жизни. М.: Медгиз, 1950. - 123с.
  25. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. М.: Просвещение, 1991. - 96 с.
  26. Левина Р.Е. К психологии детской речи в патологических случаях (автономная детская речь). М.: Эксперим. - дефектологический ин-т, 1936. - 78 с.
  27. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. – 285 с.
  28. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1997. – 384 с.
  29. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. - 416 с.
  30. Никольская О.С. Аффективная сфера как система организации сознания и поведения при нормальном и аномальном развитии; Автореф. дис. д-ра. психол. наук. М., 1999. - 48 с.
  31. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. М.: Педагогическое общество Россия, 2001. 442 с.
  32. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 526 с.
  33. Розенгарт-Пупко Г.Л. Речь и развитие восприятия в раннем детстве. М.: Изд-во Акад. мед. наук СССР, 1948. - 200 с.
  34. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
  35. Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи. M.-JI.: Соцэкгиз, 1934. - 223 с.
  36. Ульяшова Е. Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 8. - С. 25-27.
  37. Ушакова Т.Н., Бартенева З.С. Психологическое содержание речи ребёнка 3-5 лет // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. – С. 56-65.
  38. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: уч. пособие. М.: Владос, 2000. - 240 с.
  39. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте // Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М., 1989. - С. 130-142.
  40. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МО ДЕК, 1997. - 414 с.
Статьи выпуска: