Подготовка умственно отсталых воспитанников-сирот к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения VIII вида / Альманах №12 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №12 "Новые исследования в приоритетных направлениях развития отечественной дефектологии"

Подготовка умственно отсталых воспитанников-сирот к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения VIII вида

Н.В. Москоленко Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии № 80 , Москва

Современные социально-экономические условия, сложившиеся в России, неоднозначно сказываются на процессе вхождения в самостоятельную жизнь подрастающего поколения (С.А. Беличева, Г.М. Иващенко, М.М. Плоткин, Л.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн). В настоящее время лишь начинают складываться институты поддержки молодежи в ее взрослении (М.Н. Руткевич, В.П. Потапов, Л.С. Яковлев). При этом традиционно основную функцию поддержки по отношению к молодому человеку выполняет его семья (Ф.В. Бассин, И.С. Кон, В.Е. Рожнов). Молодые люди, лишенные помощи семьи, зачастую оказываются в сложных житейских, бытовых, социальных обстоятельствах (В.В. Беляков, В.И. Брутман, О.В. Заводилкина, В.Ф. Кондратюшко, С.А. Левин, Н.В. Малярова, Н.Н. Юдицева).

Воспитание в интернатных условиях не обеспечивает в должной мере формирования необходимых в самостоятельной жизни личностных качеств, знаний и умений, что приводит к неуспешности выпускников в решении задач независимого жизнеустройства (И.В. Дубровина, И.А. Коробейников, B.C. Мухина, А.Г. Рузская, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, В.А. Юницкий). По данным Российского детского фонда, в течение года после выхода из сиротских интернатов треть выпускников становится преступниками, пятая часть не имеет определенного места жительства, каждый десятый совершает самоубийство. Наши наблюдения свидетельствует о снижении у педагогов и воспитателей - практических работников интернатов - чувства профессионального оптимизма.

Недостатки физического или психического здоровья еще более затрудняют процесс вхождения в социум выпускников-сирот (А.Н. Голик, Э.А. Михайлова, Т.Н. Матковская, Ю.М. Шикин). Такое нарушение психического развития как умственная отсталость снижает возможности ребенка в приобретении им социального опыта и подготовке к самостоятельной жизни (Г.А. Аванесов, Х.С. Замский, А.В. Погосов; С.Л. Мирский, П.И. Новиков и др.). Процесс вхождения в самостоятельную жизнь выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида труден (Г.Г. Запрягаев, В.Ю. Карвялис, Л.Г. Красовская, И.А. Коробейников, М. Малинаускене, В.Т. Хабаров). Зачастую умственно отсталые выпускники не владеют необходимыми для самостоятельной жизни житейскими знаниями и навыками (Е.А. Гордиенко, С.Ю. Коноплястая, B.C. Луценко, Е.И. Разувай, Н.П. Павлова, К.А. Саруханян, A.M. Щербакова, O.K. Фоменко). Сложившаяся практика обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами не всегда отвечает задаче формирования необходимых в жизни личностных качеств, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, коммуникативность, а также уточнения их жизненной перспективы (Н.М. Барская, И.М. Бгажнокова, В.И Бондарь, И.Г. Еременко, В.В. Коркунов, Е. Разувай). При этом, выпускники вспомогательных школ-интернатов, имеющие медицинский диагноз "олигофрения в степени дебильности", не имеют никаких льгот в трудоустройстве и жизнеобеспечении. Они должны вливаться в сложнейшую жизнь на общих основаниях (А.Н. Гамаюнова, П. И. Новиков, Н.Н. Юдицева).

Приведенные данные свидетельствуют о необходимости переориентирования целей специального образования умственно отсталых детей-сирот в сторону поддержки их социально-эмоционального развития и повышения жизненной компетенции в рамках Концепции развития государственной системы специального образования в современных условиях (Н.Н. Малофеев, 1999 и др.). Положения Концепции конкретизируются в подходах к образованию разных категорий детей с особыми образовательными потребностями, разрабатываемых в Институте коррекционной педагогики РАО. Программа «Внутренний мир человека» (Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, 1998) предлагается авторами как смыслообразующая парадигма для проектирования нового содержания специального образования. Важным шагом в совершенствовании действующей системы специального дошкольного воспитания является разработка нового раздела программы коррекционно-развивающего обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста «Социальное развитие», в котором впервые выделены три основных концентра: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир» (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, 1999). Задача отхода от дидакто-центристской системы в пользу развивающей среды с гуманистической и социокультурной направленностью является концептуальной и при определении нового содержания школьного образования умственно отсталых детей (Бгажнокова И.М.).

Предложения, определяющие конкретное содержание отдельных подходов к обучению и воспитанию умственно отсталых учащихся (в том числе, детей-сирот) нацелена на повышение их готовности к независимому жизнеустройству, выдвигались И.М. Бгажноковой, А.Н. Гамаюновой, И.В. Евтушенко, В.И. Красным, Е.А. Ковалевой, С.Л. Мирским, У.М. Муртузылиевой, Б.П. Пузановым. Нами ставилась задача создания целостной программы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников-сирот специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, что делает тему нашего исследования весьма актуальной и значимой для современной педагогической теории и практики.

Цель исследования - обоснование и разработка целостной программы подготовки умственно отсталых воспитанников-сирот к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения. Такая программа не должна являться дополнением к традиционной учебной и воспитательной работе, ее задача - объединять их в единый образовательный процесс.

Проектирование программы, которая включала бы различные направления и объединяла бы как традиционные, так и новые формы педагогической работы, предполагает определение целей и задач процесса подготовки к самостоятельной жизни, создание необходимых для реализации такой программы условий, учет проявлений последствий сиротства, специфики интеллектуального дефекта, особенностей социального окружения.

Объектом исследования является процесс подготовки к самостоятельной жизни учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Предметом исследования являются педагогические и организационные условия формирования у умственно отсталых воспитанников-сирот готовности к самостоятельной жизни.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать и обобщить параметры, характеризующие успешность самостоятельного жизнеустройства; выявить и систематизировать причины, обусловливающие неуспешность в самостоятельной жизни выпускников-сирот с интеллектуальной недостаточностью; определить показатели готовности к самостоятельной жизни учащихся старших классов – воспитанников интернатных учреждений VIII вида для детей-сирот.
  2. Обосновать направления, содержание и формы педагогической работы, способствующей повышению готовности умственно отсталого воспитанника-сироты к самостоятельной жизни.
  3. Разработать целостную программу подготовки учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида к самостоятельной жизни.
  4. Выявить условия, необходимые для успешной реализации заявленной программы.
  5. Экспериментально проверить эффективность использования разработанной программы.

Гипотеза исследования основывается на уверенности в том, что низкий уровень готовности умственно отсталых воспитанников-сирот - учащихся старших классов интерната; к самостоятельной жизни вызван не только нарушениями их психофизического развития, но и недостаточной направленностью образовательных учреждений соответствующего вида на формирование необходимых ценностных ориентации, личностных качеств, знаний и навыков. Результативность подготовки может быть обеспечена, если:

  • программа педагогической деятельности будет разработана с учетом особенностей развития воспитанников специального (коррекционного) учебного заведения VIII вида;
  • содержание программы будет ориентировано на подготовку молодых людей данной категории к самостоятельному решению основных проблем самостоятельного жизнеустройства после выпуска из школы;
  • условия интернатного учреждения будут позволять реализовать эту программу.

Методологической базой исследования являются диалектические положения о единстве человека и социальной среды, культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского, рассматривающая процесс становления личности как путь от социального к индивидуальному; психологические концепции личности, деятельности, общения (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин); исследования, обосновывающие необходимость целенаправленной психолого-педагогической поддержки социально-эмоционального развития личности, в том числе и в условиях депривации (B.C. Мухина, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.); исследования Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник, Г.М. Дульнева, В.И. Лубовского, В.Г. Петровой, Б.И. Пинского и др., описывающие подходы к формированию личности умственно отсталого ребенка в ходе его специального образования; новейшие достижения коррекционной педагогики и психологии, отраженные в работах Н.Н. Малофеева, Е.Л. Гончаровой, О.И. Кукушкиной, О.С. Никольской, Е.А. Стребелевой.

В ходе исследования нами использовались следующие методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, а также необходимой нормативной документации; изучение и обобщение практического опыта работы в учреждениях для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; сбор и анализ катамнестических данных; педагогическое наблюдение; констатирующее исследование; разработка и экспериментальная реализация новой программы работы; анкетирование, интервьюирование, тестирование; статистическая обработка, анализ и обобщение полученных результатов.

В качестве опытно-экспериментальной базы исследования были избраны специальные (коррекционные) школы-интернаты VIII вида для детей-сирот №№ 8, 53, 80 г. Москвы. Исследованием было охвачено 242 воспитанников и выпускников (из них в констатирующем эксперименте - 177, в обучающем - 25 и в сравнительном - 40 человек), в работе приняли участие 30 педагогов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ходе его уточнены и конкретизированы причины, затрудняющие интеграцию в общество выпускников-сирот с интеллектуальной недостаточностью. Выделены показатели готовности к самостоятельной жизни учащихся старших классов школ-интернатов VIII вида. Определены направления и разработано содержание целостной программы по подготовке к самостоятельной жизни названной категории лиц в условиях образовательного интернатного учреждения VIII вида. Предложены способы оценки эффективности реализации такой программы.

Практическая значимость исследования определяется конкретным и тиражируемым характером предлагаемых решений проблемы. Созданная программа подготовки к самостоятельной жизни умственно отсталых детей-сирот в условиях интерната может быть использована в работе аналогичных коррекционных учреждений. Разработанные анкетные материалы представляют собой диагностический инструментарий, позволяющий оценивать уровень готовности к самостоятельной жизни учащихся старших классов интернатов VIII вида для детей-сирот.

Проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни является одной из наиболее сложных и актуальных в философии, психологии, социологии, педагогике. В современной науке не выработан единый понятийный аппарат, определяющий сущность и характеристики процесса и результата подготовки к самостоятельной жизни, показатели готовности к ней. Еще менее разработана указанная проблема применительно к умственно отсталым детям, лишившимся попечения родителей. Попытка найти педагогические пути, обеспечивающие повышение возможности успешного самостоятельного жизнеустройства таких детей, является "пилотной". Проведенное нами исследование направлено на поиски целостного подхода к формированию готовности детей-сирот с интеллектуальным недоразвитием к самостоятельной жизни и носит предварительный характер. Дальнейшие исследования должны будут конкретизировать и уточнить выдвигаемые нами пути и способы решения заявленной проблемы.

В процессе настоящего исследования получены следующие результаты:

  1. Определено понятие «подготовка к самостоятельной жизни». Конкретизированы параметры успешности независимого жизнеустройства.
  2. Выявлены и уточнены аспекты неуспешности умственно отсталых выпускников в самостоятельной жизни и причины их неготовности к независимому жизнеустройству. Выведены показатели готовности к самостоятельной жизни воспитанников данной категории.
  3. Разработаны программа подготовки умственно отсталых детей-сирот к самостоятельной жизни в условиях школы-интерната VIII вида, методические рекомендации по ее реализации, дидактическое сопровождение решения ряда задач программы.
  4. Разработан диагностический инструментарий, позволяющий выявить показатели готовности к самостоятельной жизни учащихся старших классов школы-интерната VIII вида для детей-сирот.
  5. Определены и созданы в конкретном интернатном учреждении условия, необходимые для реализации процесса подготовки к самостоятельной жизни воспитанников-сирот.
  6. Определена этапность и содержание предварительной работы с педагогическим коллективом интерната, которая заключалась в формировании у них установки педагога-дефектолога, характеризующейся принятием ответственности за жизнедеятельность воспитанника и выпускника с интеллектуальной недостаточностью.
  7. По итогам предварительной работы отмечено изменение профессиональной позиции членов педагогического коллектива в сторону признания приоритетов формирования у воспитанников качеств и способностей, обеспечивающих их успешность в самостоятельной жизни.
  8. Результатом реализации программы стало повышение готовности к самостоятельной жизни умственно отсталых воспитанников интерната.

Основные выводы:

  1. Подготовка к самостоятельной жизни есть одна из важнейших задач взросления, понимаемого как процесс развития личности от социального к индивидуальному.
  2. Параметрами успешного жизнеустройства как позитивного результата взросления являются профессиональное самоопределение, стабильная трудовая занятость, создание семьи, возможность установления разнообразных контактов в социуме, соответствие морально-правовым нормам и требованиям общества.
  3. Ход и результаты взросления искажаются в результате нарушения его механизмов и условий, в особенности, в случае нарушения взаимодействия ребенка со взрослым.
  4. В случае раннего сиротства и воспитания в условиях депривации у ребенка не формируется в достаточной мере готовность к самостоятельной жизни.
  5. Нарушения психического развития значительно затрудняют процесс подготовки к самостоятельной жизни.
  6. Сущность подготовки к самостоятельной жизни учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, должна заключаться в формировании определенных качеств личности, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, продуктивная коммуникативность, а также необходимых ценностных ориентации, прежде всего, жизненной перспективы.
  7. Показателями готовности к самостоятельной жизни умственно отсталых старшеклассников-сирот являются адекватное профессиональное самоопределение, реальная временная составляющая жизненных планов, готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи, соответствие моральным нормам и требованиям общества, использование личного опыта в изменяющихся условиях.
  8. Программа коррекционно-педагогического воздействия с целью подготовки воспитанников к самостоятельной жизни должна иметь целостный характер.
  9. Условиями, необходимыми для успешной реализации программы в интернатном учреждении, должны быть следующие: достаточная психолого-педагогическая грамотность педагогического коллектива, создание защищающей среды, психолого-педагогическое сопровождение, учет возрастного фактора, соответствующая материальная база.
  10. Предложенные нами пути формирования готовности к самостоятельной жизни учащихся старших классов могут эффективно использоваться в широкой образовательной практике, так как наш поиск основывался на признании общности закономерностей развития детей, как в норме, так и при различных нарушениях развития.
Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Москоленко, Н.В.  Подготовка умственно отсталых воспитанников-сирот к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения VIII вида [Электронный ресурс] / Н.В. Москоленко // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2008. –  Альманах №12. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-12/podgotovka-umstvenno-otstalyix-vospitannikov-sirot-k-samostoyatelnoj-zhizni-v-usloviyax-internatnogo-uchrezhdeniya-viii-vida
Список литературы
  1. Агавелян О.К. Социально-трудовая адаптация выпускников вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1974. - 21 с.
  2. Арнольдов М.А. Из опыта организации детского самоуправления во вспомогательной школе // Дефектология. - 1981. - № 2. - С. 63-67.
  3. Асафова А.Г. Изучение катамнезов умственно отсталых детей, окончивших вспомогательную школу // Доклады Акад. пед. наук РСФСР. - 1962. - № 6. - С. 123-124.
  4. Барская Н.М. Работа по социально - трудовой адаптации учащихся вспомогательных школ // Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей. Тез. X науч. Сессии 18-20 апреля 1990 г. - М., 1990. - С. 173-174.
  5. Бгажнокова И.М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. - 1995. - № 1. - С. 37-41.
  6. Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1977. - 112 с.
  7. Бондарь В.И., Еременко И.Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду // Дефектология. - 1990. - № 3. - С. 36-42.
  8. Воспитательная работа во вспомогательной школе (некоторые вопросы воспитания умственно отсталых детей) // Под ред. Г.М. Дульнева: Сб. ст. М.: Изд-во АПН, 1961. - 240 с.
  9. Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития аномального ребенка // Вопросы дефектологии. - 1931. - № 1. - С. 9-16.
  10. Гамаюнова А.Н. Особенности социальной адаптации детей-сирот с нарушением интеллекта: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. - 16 с.
  11. Голик А.Н. Социальная психиатрия сиротства. М.: Лаборатория базовых знаний. - 2000. - 192 с.
  12. Гончарова Е.Л, Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения // Дефектология. – 1998. - № 3. - С. 3-14.
  13. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под. ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998. - С. 10-21.
  14. Зицер Э.Я. Пути социальной адаптации учащихся вспомогательных школ // Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей. Тез. X науч. сессии 18-20 апреля 1990 г. М., 1990. – 200 с.
  15. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. Киев, 1978. - 87 с.
  16. Коробейников И.А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития: Автореф. дис. ... д-ра. психол. наук. М., 1997. - 41 с.
  17. Кукушкина О.И. Мир за твоим окном : Времена года : вторая компьютерная версия программ // Дефектология. - 1996. - № 5. - С. 65-70.
  18. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. - 1997. - № 4. - С. 3-15.
  19. Мачихина В.Ф. Опыт работы вспомогательной школы-интерната по воспитанию и социальной адаптации учащихся // Дефектология. - 1989. - № 3. - С. 32-36.
  20. Психологическое изучение детей в школе-интернате / Под ред. Л.И. Божович. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. - 207 с.
  21. Разуван Е.И. Некоторые особенности делового общения умственно отсталых школьников // Дефектология. - 1987. - № 4. - С. 32-38.
  22. Трошихина Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности и психическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью: Дис. . канд. психол. наук. - Спб., 1997. - 219 с.
  23. Фомичев С.В. Опыт работы по патронажному воспитанию учащихся во вспомогательной школе // Дефектология. - 1980. - № 1. - С. 25-28.
  24. Щербакова А.М., Матвеева Б.Н., Наливайко Г.А. Создание групп постинтернатной реабилитации и адаптации подростков с умственной отсталостью // Дефектология. – 1995. - № 2. - С. 32-36.
  25. Щербакова А.М., Москоленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида, сооб 1 // Дефектология. - 2001. - № З. - С. 19-34.
Статьи выпуска: