Психодиагностическая методика выявления минимальных отклонений развития у детей дошкольного возраста / Альманах №12 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №12 "Новые исследования в приоритетных направлениях развития отечественной дефектологии"

Психодиагностическая методика выявления минимальных отклонений развития у детей дошкольного возраста

В последние годы в системе дошкольных образовательных учреждений возникла служба практической психологии. В рамках своей профессиональной деятельности психолог призван решать спектр прикладных задач в диагностическом, психокоррекционном, консультативном направлениях с целью поддержания психического и личностного развития ребенка, сохранения и развития его индивидуальных особенностей, определения психологических причин нарушений личности и интеллекта и их профилактики (И.В. Дубровина, Т.В. Лаврентьева, 1996; Т.Д. Марцинковская, 1998; Е.В. Шилова, 1998).

В настоящее время отмечается значительное ухудшение психофизического здоровья детского населения из-за экономических, экологических, социальных и других причин. По данным научного Центра здоровья детей РАМН, 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи в дошкольном возрасте, по данным разных авторов, достигает от 25% до 40%. Свыше 60% относятся к так называемой «группе риска» (А.О. Дробинская, 1997; В.И. Селиверстов, 2000; О.Н. Усанова, 1995; У.В. Ульенкова, 2002; С.Г. Шевченко, 1999).

Увеличивается количество детей с пограничными и сочетанными нарушениями развития, которые нельзя с достаточной определенностью отнести к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза (З.М. Дунаева, Л.В. Кузнецова, И.Ю. Левченко, 1998). Своеобразие современной педагогической ситуации в специальном образовании таково, что отмечается утрата его престижа у родителей детей с нарушениями в психофизическом развитии, что приводит к их стихийной интеграции в образовательное пространство массовых учреждений (Е.М.Борисова, 1998, У.В. Ульенкова, 2002). В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении встречается достаточно большое количество детей с проблемами в психофизическом развитии. Выраженность отклонений в развитии у этих детей различна. Среди них можно выделить группу детей с нерезко выраженными, минимальными, а, следовательно, трудно выявляемыми и часто неправильно диагностируемыми нарушениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сфер. Данная категория включает в себя детей с недостатками речи, эмоциональными и поведенческими расстройствами, нарушениями слуха, зрения, двигательной сферы, фонематического восприятия, оптико-пространственных представлений, задержкой психофизического развития, астеническими проявлениями (Е.М.Мастюкова, 1997; О.В. Преснова, 1998; Б.П. Пузанов, 1998; В.И. Селиверстов, 1997; Н.Д. Шматко, 1999).

Если выраженные нарушения психического развития к старшему дошкольному возрасту, как правило, бывают выявлены, то дети с минимальными отклонениями остаются длительное время без должного внимания специалистов. Связано это с целым рядом объективных и субъективных причин.

В частности, среди специалистов существуют значительные расхождения в определении категории «проблемный» ребенок (Н.М. Назарова, 2001; Б.П. Пузанов, 1998; Е.А. Стребелева, 2002; Л.М. Шипицына, 1999). Объясняется это различием методологических подходов к пониманию «нормы» в психическом развитии (А.Ф. Ануфриев, 1993; А. Анастази, 1982; К.М. Гуревич, 1996). Дети, имеющие парциальные нарушения психического развития, являются той специфичной категорией, в отношении которой эта неоднозначность наиболее заметна (Г.Ф. Кумарина, 2000; А.В. Семенович, 2002).

Современный диагностический инструментарий не позволяет выявлять и тонко дифференцировать имеющиеся у ребенка нарушения в ранние периоды, когда они еще не осложнены нарушениями вторичного и третичного уровней (Е.А. Стребелева, 1998).

Недостаточный уровень теоретической подготовки практических психологов, в том числе в области дефектологии, и организационно-методическое несовершенство направлений деятельности психологической службы не позволяют своевременно и качественно организовать психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольного образовательного учреждения (И.В. Дубровина, 1996; М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, 2000; Т.И. Чиркова, 1999).

Отсутствие преемственности между дошкольным и школьным образованием, нацеленность дошкольного образования на подготовку детей к школе по преимуществу через развитие игровой деятельности не позволяют работникам детских садов выявлять у ребенка негрубые нарушения отдельных психических функций, способных привести впоследствии к школьной дезадаптации.

Перечисленные причины приводят к тому, что дошкольники с нарушениями в психофизическом развитии испытывают затруднения при освоении некоторых или всех разделов программы детского сада, так как оказываются стихийно интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников без предоставления специально организованной коррекционно-педагогической помощи. Традиционные педагогические приемы в таких случаях часто не дают желаемого результата. Несмотря на то, что для некоторой части этих детей не требуется серьезная коррекционно-педагогическая работа в условиях специализированного учреждения (Т.В. Ахутина, 2000; Т.Н. Доронова, 2000; Б.П. Пузанов, 1998), отсутствие своевременной помощи силами семьи и детского сада может привести к патологическому развитию, когда у ребенка развивается множество сопутствующих ведущему нарушений.

Следует отметить, что с увеличением количества детей, имеющих различную степень и качественное своеобразие отклонений в развитии, все больше ощущается недостаточная оснащенность специалистов удобными и эффективными диагностическими методиками. В связи с этим становится актуальной проблема совершенствования психодиагностической работы практического психолога в дошкольном образовательном учреждении на основе достижений специальной психологии.

Цель исследования: разработка психодиагностического инструментария для выявления нерезко выраженных отклонений в психическом развитии у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: организация и содержание психологического изучения дошкольников в процессе первичного обследования.

Предмет исследования: психодиагностический инструментарий для выявления отклонений развития у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: эффективное выявления детей с отклонениями развития в популяции при психологическом исследовании может быть обеспечено за счет совершенствования психолого-педагогического инструментария на основе теоретико-аналитического обоснования подходов к изучению нарушений развития у детей и статистико-математического анализа результатов обследования.

Инновационные подходы к выявлению недостатков психофизического развития у дошкольников при психологическом обследовании в массовом детском саду позволят дифференцировать испытуемых по уровню необходимого психолого-педагогического сопровождения.

Задачи исследования:

  • дать теоретико-методологическое обоснование психодиагностической методики выявления отклонений психического развития у детей старшего дошкольного возраста;
  • разработать и апробировать методику выявления отклонений психического развития у детей старшего дошкольного возраста;
  • оценить эффективность разработанной методики на основе статистико-математического анализа;
  • выявить и проанализировать характер возможных корреляций между количественными показателями результатов диагностики и качественными особенностями психического развития дошкольников.
  • разработать методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию разработанной методики в практике дошкольных образовательных учреждений.

Теоретической основой работы являются труды известных отечественных исследователей в области общей и специальной психологии:

  • теоретические положения C.Л. Рубинштейна о единстве сознания и деятельности и А.Н. Леонтьева о единстве структуры психической и практической деятельности человека; Л.С. Выготского, В.В. Лебединского об иерархической соподчиненности нарушений психического развития у детей; Т А. Власовой, В.И. Лубовского о структурной совокупности общих и специфических закономерностей аномального развития; специальные принципы психологического изучения детей (комплексность, системность, динамичность, качественно-количественный подход к оценке результатов обследования) А.Р. Лурии, В.И. Лубовского, С.Д. Забрамной, И.А. Коробейникова, У.В. Ульенковой; положения о деятельностном подходе к диагностике психического развития ребенка Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн;
  • требования к разработке стандартизированных психодиагностических методик, отраженные в работах А. Анастази, Л.А. Венгера, А.Г. Шмелева, К.М. Гуревича.

Направленность исследования на разработку психодиагностического инструментария для выявления негрубых отклонений в развитии детей дошкольного возраста определила выбор методов исследования:

  • анализ научно-методической литературы по проблеме психодиагностического изучения детей;
  • научный поиск наиболее продуктивных подходов к разработке психодиагностического инструментария для обследования дошкольников;
  • наблюдение за детьми в процессе экспериментально-психологического исследования;
  • психологический эксперимент; методы статистико-математической обработки результатов экспериментального исследования.

Научная новизна исследования. Разработан инновационный подход к дифференциации детей по результатам диагностики на основе качественного анализа количественных показателей психической деятельности ребенка.

Впервые осуществлена апробация разработанной психодиагностической методики на различных категориях дошкольников с проблемами в развитии (с задержкой психического развития, нарушениями речи, слуха, зрения).

Впервые предложена статистико-математическая модель обработки результатов исследования, позволяющая объективизировать процесс разработки психодиагностического инструментария, а также осуществлять дифференциацию детей по уровню психического развития.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что осуществлена теоретически обоснованная разработка методики психологического обследования дошкольников для выявления негрубых нарушений в психическом развитии, позволяющая дифференцировать детей по уровню необходимого психолого-педагогического сопровождения.

Теоретически определена и экспериментально апробирована обобщенная система общих и частных (для конкретных методик) качественных показателей различных сторон психической деятельности дошкольников, ранжированная по уровню отклонения от нормы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложен диагностический комплекс для выявления отклонений в развитии детей старшего дошкольного возраста. Ряд показателей качественного анализа психической деятельности детей, апробированных в исследовании, может использоваться при интерпретации результатов психологического обследования с использованием других психодиагностических методик. Выделены и описаны группы детей на основе предложенной системы оценки результатов диагностики, что ориентирует психолога на осуществление дифференцированного подхода к ребенку в условиях дошкольного образовательного учреждения, а также может учитываться при комплектовании специальных образовательных учреждений. Результаты исследований могут быть включены в курсы предметной подготовки специалистов на дефектологических и психологических факультетах педагогических вузов, а также при переподготовке и повышении квалификации психологов дошкольных образовательных учреждений.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений: №№ 196, 76, 123, 177, 221, 113, 202, 3, 36 г. Краснодара. На этапе экспериментальной разработки методики первичного психологического обследования дошкольников в исследовании участвовало 163 ребенка в возрасте 5,5-6,5 лет. Из них 61 человек - дети, посещающие массовые группы дошкольного учреждения; 41 человек - дети, посещающие группы для детей с речевыми нарушениями; 22 человека - дети, посещающие группы для детей с косоглазием и амблиопией; 29 человек - дети, посещающие группы для детей с задержкой психического развития; 10 человек - дети, посещающие группы для детей с нарушениями слуха. На этапе экспериментальной апробации разработанной методики на расширенном контингенте детей в эксперименте принимали участие 110 воспитанников 5,5-6,5 лет, посещающих массовые группы дошкольных учреждений №№ 3, 196 г. Краснодара.

Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе осуществлялось теоретическое обоснование структуры и содержания методики выявления отклонений психического развития у детей старшего дошкольного возраста.

На втором этапе была произведена апробация разработанной методики на детях, посещающих массовое дошкольное учреждение, определены диагностируемые группы.

На третьем этапе разработанная методика была апробирована на детях, посещающих коррекционные дошкольные учреждения, после чего произведена доработка методики.

На четвертом этапе производилось экспериментальное подтверждение валидности и надежности методики выявления отклонений психологического развития детей 5,5-6,5 летнего возраста.

Основные выводы:

  1. Среди детей, посещающих общеобразовательные учреждения, достаточное количество лиц с отклонениями в развитии. Качественные особенности и глубина этих нарушений разные. Несовершенство психодиагностического инструментария и процедуры диагностики приводит к тому, что такие дети остаются длительное время без должного внимания специалистов, оказываясь в условиях педагогического пространства, неадекватного их состоянию, рискуя дезадаптироваться в нем. Все это определяет практическую значимость разработки оригинальных стандартизированных психодиагностических методик, направленных на выявление детей с различным уровнем и качественным своеобразием отклонений в развитии из детской популяции массового дошкольного образовательного учреждения.
  2. Внедрение в практику профессиональной деятельности педагога-психолога массового образовательного учреждения унифицированного и стандартизированного психодиагностического инструментария, направленного на выявление отклонений развития у детей, позволит охватить первичным психологическим обследованием всех детей определенной возрастной группы.
  3. Психодиагностические методики, используемые практическим психологом массового дошкольного учреждения в процессе первичного психологического обследования детей, должны также дифференцировать испытуемых по уровню необходимого психолого-педагогического сопровождения, выявляя среди них лиц, для которых организация такого сопровождения может быть организована в разных условиях (массового, либо специализированного дошкольного образовательного учреждения).
  4. Разработка методики выявления отклонений развития у детей дошкольного возраста в процессе первичного психологического обследования осуществлялась в рамках следующих принципиальных организационно-методических подходов, сформулированных нами на основе анализа специальной литературы:

    • экспериментальное исследование по разработке психодиагностической методики выявления отклонений психического развития у детей предполагается осуществлять на недифференцированной по нозологии популяции дошкольников, что вытекает из современных представлений о нарушениях развития у детей;
    • в экспериментальном исследовании должны принять участие различные группы дошкольников, как из массовых, так и из специальных учреждений. Причем, качественный состав выборки из специальных учреждений должен соответствовать частотности, с которой различные нарушения встречаются в детской популяции (А.Г. Шмелев, 1996);
    • предполагаемый возраст участников экспериментального исследования будет составлять 5,5-6,5 лет, поскольку он оптимален в плане сочетания возможностей выявления минимальных нарушений психического развития и наличия достаточного промежутка времени для их коррекции и компенсации до начала школьного обучения;
    • объектом диагностики должны стать результаты и индивидуальные особенности деятельности ребенка (В.И. Лубовский, 1989; У.В. Ульенкова, 2002);
    • подбор комплекса заданий для психологического обследования дошкольников желательно осуществлять из числа широко апробированных и достаточно надежных экспериментально-психологических методик, рекомендованных для детей данного возраста, с учетом их способности выявлять общие психологические особенности дошкольников с проблемами в развитии;
    • при составлении комплекса заданий важно учитывать также возможность каждого из них выявлять уровень развития и качественное своеобразие психических функций и свойств, включать дозированную помощь для оценки зоны ближайшего развития испытуемого;
    • подбор методик не должен быть интуитивно-эмпирическим. Без четкой позиции относительно содержания психодиагностических методик становятся бессмысленными все усилия по увеличению надежности, валидности, улучшению методов обработки данных. Поэтому, не исключая значение интуиции диагноста при разработке диагностического инструментария, следует, тем не менее, предусматривать обязательное теоретическое обоснование вводимого в задания содержания (В.И. Лубовский, 1989);
    • методики, используемые для психологического обследования детей в условиях массового детского сада, должны обладать всеми преимуществами тестов, а именно: удобством пользования, возможностью стандартизации и математической обработки данных (т.е. быть психометрическими). Но в отличие от тестов они должны учитывать не только количественные результаты, но и особенности процесса выполнения заданий, т.е. предусматривать качественно-количественную оценку результатов (В.И. Лубовский, 1989);
    • психодиагностическая методика должна представлять собой комплекс вербальных и невербальных заданий (С.Д. Забрамная, 1996);
    • при подборе заданий необходимо предусматривать различную степень трудности их выполнения. С одной стороны, это дает возможность оценить уровень актуального развития ребенка данной возрастной группы, с другой стороны, ребенок, начиная выполнять задание с более легких вариантов, приобретает уверенность, становится раскованным в незнакомой ситуации эксперимента. Ранжирование заданий по степени сложности позволяет выяснить, чем можно объяснить неуспех ребенка в процессе обследования -временным функциональным состоянием или относительно низким уровнем психического развития (И. А. Коробейников, 1980; И.Ю. Левченко, 2000);
    • количество методик, входящих в комплекс, должно быть таким, чтобы обследование ребенка занимало не более 30-35 минут; при разработке системы качественно-количественной оценки результатов изучения психической деятельности ребенка должны учитываться качественные возрастные новообразования (У.В. Ульенкова, 2002);
    • каждая диагностическая методика и весь их комплекс в целом должны быть выстроены на основе критериально-ориентированного подхода. Это значит, что каждый выделенный в диагностическом задании качественный показатель должен иметь определенный разброс оценочных уровней от высшего к низшему. Количество уровней должно быть оптимальным, чтобы сделать методику в целом надежной и в то же время удобной и простой в применении. Характеристика уровней зависит от возможных проявлений качественного показателя в процессе обследования ребенка (К.М. Гуревич, 1992; В.И. Лубовский, 1989; У.В. Ульенкова, 2002);
    • разработка шкалы качественно-количественной оценки результатов диагностики должна осуществляться через выявление дифференциально-значимых качественных показателей на основе обработки экспериментальных данных с использованием аппарата математической статистики;
    • при интерпретации итогов диагностики в качестве анализируемой информации должны использоваться содержательные характеристики психической деятельности испытуемого. К «норме» психического развития будем относить испытуемых из экспериментальной выборки, у которых отсутствуют признаки психофизического развития, характерные для всех категорий нарушений (А.Ф. Ануфриев, 1993);
    • дифференциацию детей по итогам диагностики предполагается осуществлять на основе определенного количественного показателя;
    • выделение диагностических групп должно производиться на основе поиска объективных критериев через анализ качественно-количественных результатов экспериментального исследования;
    • подведение итогов психологического обследования желательно компьютеризировать;
    • надежность и валидность разрабатываемой методики должна подтверждаться статистико-математической обработкой результатов исследования (А.Г. Шмелев, 1996).
  5. В результате теоретико-экспериментального исследовании разработан инновационный подход к дифференциации детей по результатам диагностики на основе качественного анализа количественных показателей психической деятельности ребенка.

  6. Впервые осуществлена апробация разработанной психодиагностической методики на различных категориях детей с нарушениями развития (с задержкой психического развития, нарушениями речи, зрения, слуха).

  7. Впервые предложена статистико-математическая модель обработки результатов исследования, позволяющая объективизировать процесс разработки психодиагностического инструментария, а также осуществлять дифференциацию детей по уровню психического развития.

  8. По результатам экспериментальной апробации разработанной методики на полиморфном контингенте детей (воспитанников массовых и специализированных дошкольных учреждений) опытно-аналитическим путем были выделены 6 групп различных по уровню и качественному своеобразию психического развития. Методы математической статистики позволили доказать объективность различий данных групп, модифицировать методику первичного психологического обследования детей 5-6-летнего возраста.

  9. В результате апробации модифицированной методики на расширенном контингенте воспитанников дошкольных образовательных учреждений оказалось возможным выделить 4 группы детей (с уровнем развития выше среднего, средним, ниже среднего, низким), различающихся по качественным особенностям психического развития и уровню психолого-медико-педагогического сопровождения. Наибольшую группу (72%) составили дети, нуждающиеся в психолого-медико-педагогическом сопровождении в условиях массового дошкольного образовательного учреждения.

  10. Практические рекомендации по использованию разработанной методики следующие:

    • методика предназначена для использования в практике работы педагога-психолога массового дошкольного образовательного учреждения при проведении психологического обследования детей;
    • рекомендуемый возраст испытуемых 5,5-6,5 лет;
    • первоначальный вариант методики может быть использован в целях дифференциальной диагностики нарушений развития у детей в совокупности с данными клинико-педагогического обследования;
    • модифицированный вариант методики психологического обследования может использоваться для дифференциации детей по уровню последующего психолого-педагогического сопровождения, означающего организацию формы и содержания работы с ребенком по коррекции выявленных отклонений и его подготовке к школе;
    • практическое использование разработанной методики предусматривает индивидуальную процедуру ее проведения, гибкость в определении предъявляемой последовательности заданий и применении всех рангов сложности задания в зависимости от индивидуальных особенностей испытуемого; ориентировочное время, затрачиваемое на процедуру психологического обследования, составляет в среднем: 50 минут при использовании первоначального варианта методики и 35 минут при использовании модифицированного варианта, в зависимости от особенностей деятельности ребенка;
    • при проведении психологического обследования по разработанной методике психолог должен придерживаться следующей схемы: а) перед началом обследования необходимо подготовить стимульный материал для всех методик, расположить его так, чтобы он не был виден ребенку. Окружающее ребенка пространство не должно отвлекать его от работы: не рекомендуется сажать дошкольника лицом к окну, проводить обследование в сенсорно-насыщенном помещении и т.п.; б) после предварительной беседы ребенку можно предложить выполнять задания; в) важное условие обследования приспособление к индивидуальным особенностям ребенка: его темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т.д. Так, в случае быстрого утомления можно сделать перерыв и поговорить с ребенком на отвлеченную тему, давая ему возможность отдохнуть; г) важно удержать заинтересованность ребенка и быстро провести каждое задание. Следует заменять одно задание на другое, если появятся признаки пресыщения. В специальных целях, например для определения состояния произвольной регуляции поведения или подчиняемости ребенка требованиям взрослого, а также для расширения представлений об особенностях эмоционального реагирования, можно требовать доведения ребенком неинтересного задания до конца; д) в случаях отказа ребенка от выполнения заданий надо попытаться привлечь его к деятельности с помощью тактильного контакта, шепотной речи или же продемонстрировать задание наглядно, а также избегать употребления императивных высказываний типа «сделай», «скажи» в собственной речи; е) процедуру обследования желательно завершить краткой беседой, подводящей итог работе, направленной на качественную характеристику умения ребенка оценить результаты своей работы. ж) по ходу обследования необходимо вести протокол, где фиксировать качественные особенности выполнения ребенком заданий. з) по итогам выполнения всех заданий производится математическая обработка результатов и составляется психологическое заключение.
    • для подведения итогов диагностики рекомендуется использовать компьютерную обработку результатов обследования.

Проведенное исследование позволяет также определить перспективы дальнейших научно-практических разработок в исследуемой области.

  1. Для увеличения валидности и надежности разработанной методики целесообразно апробировать ее на более масштабном (в количественном и качественном отношении) контингенте детей дошкольного возраста.

  2. Для разработки научно-обоснованной стратегии, тактики и технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими парциальные нарушения психического развития, необходимо организовать дальнейшее углубленное психологическое изучение данной категории дошкольников, дифференцировав их по соответствующим категориям нарушенного развития.

  3. Для повышения эффективности практической деятельности педагогов-психологов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, необходимо решить спектр вопросов организационно-методического блока с учетом современных проблем специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Киселева, Н.А.  Психодиагностическая методика выявления минимальных отклонений развития у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н.А. Киселева // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2008. –  Альманах №12. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-12/psixodiagnosticheskaya-metodika-vyiyavleniya-minimalnyix-otklonenij-razvitiya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta
Список литературы
  1. Абдурасулова Т.Д. Социально-психологический норматив как критерий психологической диагностики развития дошкольников // Психолог в детском саду. - № 1. – 1999. - С. 18-23.
  2. Агафонова И.Н. Экспресс-диагностика готовности к школе: Учеб. пособие / С. Петерб. гос. ун-т пед. мастерства, Фак. психологии. - СПб: СПбГУПМ, 1997. - 61 с.
  3. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, в 2-х томах.
  4. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - М.: ТЕРЕВИНФ, 1997. - 344 с.
  5. Богачек И.С. Понимание наглядно-образных заданий детьми с задержкой психического развития 6-7 лет // Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья: СПб, 1999.
  6. Брокане И.Н. Особенности вербально-ассоциативной и мыслительной деятельности у шестилетних детей с разным уровнем умственного развития: Дисс. ... канд. псих. наук. - М. 1981. - 177 с.
  7. Гуревич К.М. Об индивидуально-психологических особенностях школьников. М., 1982.
  8. Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие (Автор-составитель Н.Д. Шматко). - М.: АКВАРИУМ ЛТД. - 2001. - 128 с.
  9. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Полиграф сервис. - 1998. - 336 с.
  10. Дробинская А.О. Школьные трудности "нестандартных" детей. 2-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2001. - 144 с.
  11. Изучение психического развития аномальных детей [Текст] / А.П. Гозова, Ю.А. Кулагин, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова // Дефектология. - № 6. - 1983. - С. 3-16.
  12. Коробейников И.А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. ... канд. псих. наук. - М. 1980. - 139 с.
  13. Лубовский В.И. Дифференциальная психодиагностика // Школьный психолог. - № 5. – 1999. - С. 14-15.
  14. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 176 с.
  15. Новичкова И.В. Коррекция недостатков развития речи у дошкольников с косоглазием и амблиопией: Дисс. ... канд. пед. наук. - М. - 1997. - 123 с.
  16. Решетникова О. Обследование: процедура и результаты: (Орг. работы школ, психолога при определении готовности ребенка к шк. // Школьный психолог. - № 12. - 1999. - С. 5.
  17. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: ЗААО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 448 с.
  18. Семаго Н.Я. Технология психологического обследования ребенка старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. - № 2. – 1998. - С. 34-45.
  19. Слепович Е.С. Психологическая структура ЗПР в дошкольном возрасте. Автореф. дисс. ... докт. псих. наук. - М., 1998. - 37 с.
  20. Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. - № 4. – 1998. – С. 9-15.
  21. Шиф Ж.И. Проблемы развития умственно отсталых учащихся в исследованиях советских авторов // особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж.И. Шиф. - М., 1965.
  22. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М., Ростов-на-Дону: Феникс. - 1996. - 544 с.
Статьи выпуска: