Реформы, осуществляемые в России, вызывают кардинальные изменения в обществе. Преобразованиями затронуты практически все сферы жизни и деятельности людей.
В отношении системы специального образования научно обоснован новый широкомасштабный подход к решению проблем обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев). Как правило, любое отклонение в развитии ребенка влечет за собою нарушение его взаимодействия со сверстниками и окружающими взрослыми. Лица с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от ряда объективных и субъективных причин имеют определенные трудности социальной адаптации. В рамках содержательной модернизации образования признается необходимым усилить внимание к социально-эмоциональному, личностному развитию, сознательной регуляции поведения ребенка в социуме.
Известно, что 35-40% детей с нарушениями слуха имеют комплексные нарушения развития. В научной литературе отражены данные клинико-психологических исследований глухих детей со сложными нарушениями развития старшего дошкольного и школьного возраста, неуспевающих глухих и слабослышащих учащихся, школьников с ЗПР, слепоглухих детей (Г.П. Бертынь, Л.А. Головчиц, М.С. Певзнер, Т.В. Розанова, И.А. Соколянский, Е.А. Стребелева, Л.И. Тигранова, В.Н. Чулков, А.В. Ярмоленко и др.). Чаще всего у дошкольников констатируются сочетания снижения слуха с первичной задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, первичными речевыми нарушениями. Глухие и слабослышащие дети со сложной структурой нарушения развития имеют иной исходный уровень и другие темпы развития в процессе коррекционного обучения. Психическое развитие глухих и слабослышащих детей требует особого психолого-педагогического подхода к обучению и воспитанию (Г.П. Бертынь, М.С. Певзнер, А.И. Мещеряков, Т.В. Розанова).
Наши наблюдения и практика обучения глухих и слабослышащих детей показывают, что лица с недостатками слуха со сложными нарушениями развития испытывают значительные трудности при включении их в социум не только слышащих людей, но и в микросоциум глухих и слабослышащих.
Проблема социального развития глухих и слабослышащих детей при сложной структуре нарушений развития является значимым направлением в современной отечественной сурдопедагогике.
До последнего времени проблемы социального воспитания, социального развития ребенка с нарушениями слуха в сурдопедагогике не были объектом специального изучения, не разрабатывалось программно-методическое обеспечение этого процесса. На первый план выдвигалась проблема обучения глухих и слабослышащих языку, математике и другим учебным предметам. Достижения в социальной адаптации рассматривались чаще всего в качестве побочного результата обучения и воспитания школьников с нарушениями слуха. Однако результаты подобной работы, как показывает практика, не удовлетворяли педагогов и родителей. Вместе с тем известно, что этап детства особенно важен для становления личности, для освоения жизненных ценностей, норм, образцов поведения, для присвоения культуры общества. Процесс социализации начинается с самого рождения человека и продолжается всю жизнь; для данного процесса характерна последовательность постепенно усложняющихся этапов, их преемственность. Запаздывание с решением вопросов социализации на каждом этапе отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка. Старший дошкольный период имеет особое значение для социального развития ребенка, имеет свои задачи и содержание воспитания. Важно определить подходы к изучению основных показателей социального развития дошкольника с недостатками слуха со сложной структурой нарушений с тем, чтобы обеспечить ему наилучшие условия для социализации в дошкольный период и овладение новой социальной ролью школьника на следующем этапе своего развития. Нам представляется чрезвычайно актуальным охарактеризовать достижения и недостатки в социальном развитии глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития, чтобы иметь возможность целенаправленно и вовремя оказывать необходимую поддержку и руководить процессом их социализации.
Цель исследования – изучить социальное развитие дошкольников 5-7 лет с недостатками слуха со сложными нарушениями развития и определить условия, обеспечивающие социальное развитие и плавный переход к школьному обучению.
Задачи исследования: 1) проанализировать научно-методическую литературу с целью выявления существующих показателей социального развития детей дошкольного возраста; 2) изучить существующую организацию педагогической работы по социальному воспитанию глухих и слабослышащих дошкольников, а также дошкольников с недостатками слуха со сложными нарушениями развития; 3) выявить особенности социального развития глухих и слабослышащих старших дошкольников со сложной структурой нарушений; 4) определить содержание и методы работы по социальному воспитанию детей данной категории с учетом уровня их психофизического развития.
Объектом исследования является процесс социального воспитания глухих и слабослышащих старших дошкольников, имеющих сложные нарушения развития.
Предмет исследования – педагогические условия, способствующие социальному развитию глухих и слабослышащих старших дошкольников, имеющих сложные нарушения развития.
Гипотеза исследования заключалась в том, что:
- неотъемлемым направлением обучения и воспитания глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития является систематическая и целенаправленная работа по социальному воспитанию;
- содержание работы по данному направлению возможно определить на основе понимания общих и особых образовательных потребностей данной категории детей;
- эффективная организация процесса социального воспитания предполагает специальную подготовку педагогов и обучение родителей результативному взаимодействию с детьми.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют культурно-историческая теория развития высших психических функций; положение об общности закономерностей развития нормального ребенка и ребенка с психофизическими нарушениями (Л.С. Выготский); психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев); психолого-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха (Р.М. Боскис, Г.Л. Выгодская, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Б.Д. Корсунская, Н.Г. Морозова, Л.И. Тигранова); теория обучения и воспитания слепоглухих детей (Т.А. Басилова, А.И. Мещеряков, И.В. Саломатина, И.А. Соколянский); нейрофизиологические исследования детей со сложной структурой нарушения (З.С. Алиева, Л.П. Григорьева, М.Н. Фишман); теория воспитания и обучения дошкольников с недостатками слуха при комплексных нарушениях развития (Л.А. Головчиц, Т.В. Розанова).
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; изучение личных дел детей; психолого-педагогическое обследование, беседа и анкетирование педагогов, родителей; констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.
Организация исследования. Исследование проводилось в 2002-2007 гг. на базе специальных образовательных дошкольных и школьных учреждений для глухих и слабослышащих детей г. Челябинска. На разных этапах в соответствии с поставленными задачами в исследовании принимали участие воспитанники ДОУ № 263 комбинированного вида, дошкольного отделения МСКОУ № 10 (I вида), всего - 24 чел. В целом в исследовании приняли участие дошкольники и школьники с нарушениями слуха – 653 человека (с учетом изученных личных дел по г. Челябинску и Челябинской области), родители – 51 чел., педагоги – 30 чел., студенты ЧГПУ – 104 чел.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- впервые представлены данные об особенностях социального развития старших дошкольников с недостатками слуха, имеющих сложные нарушения развития;
- предложены методики психолого-педагогического изучения уровня социального развития данной категории детей;
- определены специальные образовательные потребности глухих и слабослышащих со сложными нарушениями в области социального развития;
- доказана необходимость своевременной целенаправленной коррекционной работы по социальному воспитанию глухих и слабослышащих дошкольников со сложной структурой нарушений;
- научно обоснованы и экспериментально разработаны содержание, методы и приемы коррекционно-педагогической работы по социальному воспитанию с указанной категорией детей.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций по оценке социального развития глухих и слабослышащих детей со сложными нарушениями развития. Определены направления, содержание и методика социального воспитания детей, соответствующие их специальным образовательным потребностям. Материалы исследования могут быть использованы специалистами в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками данной категории в дошкольных учреждениях, а также преподавателями дефектологических факультетов ВУЗов при чтении лекций по проблемам социального воспитания дошкольников с недостатками слуха, имеющих сложную структуру нарушений развития. Результаты исследования могут стать основой для разработки методических рекомендаций для работы специалистов с родителями глухих и слабослышащих детей со сложными нарушениями развития.
Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется теоретико-методологическим обеспечением исследования, его комплексностью, адекватностью методов исследования поставленным целям и задачам, репрезентативностью полученных данных, длительным и разносторонним характером наблюдений за постоянным составом испытуемых, положительными результатами апробации материалов исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования.
Основные выводы:
Изучение состава специальных (коррекционных) учреждений для дошкольников и школьников с нарушениями слуха показало, что категория детей с нарушениями слуха со сложными нарушениями развития является разнородной и многочисленной. Исследование выявило значительное отставание в социальном развитии глухих и слабослышащих дошкольников, имеющих сложную структуру нарушения, от их сверстников, страдающих нарушениями слуха.
Дошкольники с недостатками слуха, имеющие сложные нарушения развития, испытывают трудности в социальных контактах со сверстниками и взрослыми, в налаживании этих контактов, в поддерживании общения на положительном эмоциональном уровне. Вместе с тем в ходе изучения социального развития выявлены факты, характеризующие потенциальные возможности данной категории детей в аспекте их социализации, условия, обеспечивающие социальное развитие детей.
В процессе исследования определились особые образовательные потребности в сфере социального развития данной категории детей, обуславливающие содержание и методику воспитательного воздействия. Доказано, что осуществление социального воспитания глухих и слабослышащих детей со сложными нарушениями развития является одним из направлений обучения и воспитания дошкольников, требует систематической и целенаправленной педагогической работы, содержание которой определяется с учетом общих и особых образовательных потребностей детей. Такой подход повышает результативность социального развития дошкольников и позволяет одновременно формировать предпосылки плавного перехода к школьному обучению. Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками может быть эффективна при условии овладения педагогами содержанием и методами социального воспитания детей, а также при систематической консультативно-обучающей работе с родителями. Результаты исследования открывают большие возможности для дальнейшего решения организационных, содержательно-методических проблем социального воспитания.