Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна / Альманах №12 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №12 "Новые исследования в приоритетных направлениях развития отечественной дефектологии"

Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна

С.Е. Иневаткина Мордовский республиканский институт образования, Саранск

В раннем детстве закладываются основы личности и формируется образовательный потенциал ребенка. Выявление нарушений в развитии ребенка раннего возраста и оказание ему своевременной психолого-педагогической помощи способны предупредить появление вторичных отклонений в развитии и обеспечить максимальную реализацию его возможностей. Поэтому развитие системы ранней помощи семье с проблемным ребенком является на сегодняшний день одним из приоритетных направлений модернизации системы специального образования (Е.Р. Баенская, Л.А. Головчиц, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, Т.В. Николаева, О.С. Никольская, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина, Л.И. Фильчикова, Н.Д. Шматко).

Разработка организационных моделей и методического обеспечения системы ранней помощи семье с проблемным ребенком предполагает необходимость учета специфики социальной ситуации развития ребенка младенческого и раннего возраста. Взаимодействие малыша с близким взрослым на этом этапе является основным фактором его благополучного психического развития (Л.С. Выготский, Н.Н. Авдеева, Е.Р. Баенская, А.Д. Кошелева, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Р.Ж. Мухамедрахимов, О.С. Никольская, Г.Н. Рошка, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Д.Б. Эльконин, M.D. Ainsworth, J. Bowlby, D.W. Winnicott и др.).

В контексте психолого-педагогической практики это означает, что без активного участия родителей «особого» ребенка в коррекционно-развивающей работе даже самые качественные коррекционные мероприятия рискуют оказаться малоэффективными. В связи с этим отечественными специалистами проведен ряд экспериментальных исследований, в которых определены педагогические и организационные условия включения родителей в реализацию индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения, разработаны и апробированы формы взаимодействия семьи и системы коррекционной поддержки; определены задачи психологического консультирования семей; выявлены наиболее важные аспекты про¬филактической работы с родителями по освоению эффективных и доступных форм взаимодействия с ребенком (Н.А. Александрова, О.С. Аршатская, Е.Р. Баенская, Т.А. Басилова, М.В. Браткова, И.А. Выродова, Л.А. Головчиц, О.Е. Громова, А.В. Закрепина, О.А. Копыл, С.Б. Лазуренко, И.Ю. Левченко, М.М. Либлинг, Э.И. Леонгард, З.В. Луковцева, Г.А. Мишина, Т.В. Николаева, О.С. Никольская, Т.В. Пелымская, О.Б. Половинкина, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова, Л.И. Солнцева, Е.А. Стребелева, В.В. Ткачева, С.М. Хорош, Г.В. Чиркина, Е.В. Шереметьева, Н.Н. Школьникова, Н.Д. Шматко).

Однако опыт включения родителей в систему коррекционной помощи показал, что стратегии их поведения и степень активности, напрямую влияющие на эффективность коррекционного воздействия, характеризуются большим разнообразием. Это обстоятельство указывает на необходимость всестороннего изучения индивидуально-психологических факторов, обусловливающих различие в поведение родителей во взаимодействии с «особым» ребенком. В последние десятилетия в психологии появились работы, показывающие, что в ситуации рождения и воспитания ребенка-инвалида эмоциональное состояние родителей и детско-родительские отношения претерпевают специфические изменения (И.С. Багдасарьян, Е.Р. Баенская, А.Я. Варга, Е.М. Мастюкова, О.С. Никольская, Л.С. Печникова, А.М. Прихожан, Е.А. Савина, А.С. Спиваковская, В.В. Ткачева, О.Б. Чарова, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.). Однако вопрос о психологических механизмах этих изменений и факторов, лежащих в основе индивидуальной вариативности родительского поведения, изучен недостаточно.

Таким образом, развитие системы ранней помощи семье с проблемным ребенком требует проектирования и реализации экспериментальных научных исследований, направленных на изучение условий и факторов, обусловливающих индивидуальные особенности взаимодействия матери с «особым» ребенком.

Для разработки данной проблематики наиболее адекватным эвристическим инструментом представляется теоретический конструкт «внутренняя материнская позиция», определяемый как «форма отражения, принятия и освоения женщиной своей социальной позиции матери» (Е.И. Захарова). Данный конструкт позволяет изучать в целостности и взаимовлиянии ряд феноменов, регулирующих материнское поведение в детско-родительских отношениях: личностные смыслы материнства и их место в системе актуальных мотивов; эмоциональное отношение к материнству, к себе в роли матери и к ребенку; образ ребенка, образ себя в роли матери; представления о воспитании ребенка и отношениях с ним.

В данной работе, являющейся частью научно-исследовательской программы Института коррекционной педагогики РАО по изучению особенностей развития внутренней материнской позиции в условиях воспитания ребенка раннего возраста с различными отклонениями в развитии, экспериментальную группу составили матери и их дети раннего возраста с синдромом Дауна. Эта генетическая аномалия характеризуется высокой частотой в популяции: среди новорожденных частота ее появления составляет в среднем 1:600-1:900, а при возрасте матери, превышающем 45 лет, – 1:32. Кроме того, эта нозологическая группа может служить моделью для изучения развития внутренней позиции матери ребенка с умственной отсталостью, поскольку типичные характеристики ее социального опыта здесь проявляются с максимальной определенностью.

В первую очередь, ситуация рождения ребенка с синдромом Дауна, установление диагноза и известие об умственной отсталости могут рассматриваться как серьезный стресс, способный значимо изменять психологическое состояние матери. По мнению ряда исследователей, рождение ребенка с нарушениями в развитии, которые не оставляют надежды на его «выздоровление», часто переживается родителями как потеря здорового ребенка (D. Duncan, A.J. Solnit, M.N. Stark). Такое событие требует пересмотра представлений семьи о будущем, однако решение этой задачи затрудняется невозможностью прогнозировать ход психического развития ребенка с умственной отсталостью, доступ к образовательным и иным ресурсам и, в целом, социальные перспективы семьи (М. Селигман, Р.Б. Дарлинг).

Появление в семье ребенка с синдромом Дауна может изменить всю систему отношений матери – как внутри семьи, так и вне ее. Во-первых, особенности развития ребенка с синдромом Дауна (возможные соматические проблемы, сниженная познавательная активность, слабый отклик на коммуникацию, запоздалое развитие улыбки и контакта «глаза в глаза» и т.д.) могут затруднять взаимодействие матери с ребенком и формирование привязанности с ее стороны (Л.Ю. Панарина, О.И. Пальмов, J. Berger, C. Brown, R.N. Emde, C. Cunningham и др.). Во-вторых, увеличение потребности матери в поддержке может встречать различную реакцию со стороны членов семьи и ближайшего окружения. В-третьих, отношение общества к семье с ребенком, имеющим заметные для окружающих отклонения в развитии, зачастую оказывается противоречивым и «нагруженным» предубеждениями (Н.Н. Малофеев, М. Селигман, Р.Б. Дарлинг, B.A. Wright, E. Goffman). В этой связи возрастает потребность семьи в новых социальных контактах: большое значение может приобретать общение со специалистами, семьями, оказавшимися в сходной ситуации, ассоциациями и организациями, оказывающими помощь людям с нарушениями в развитии.

Таким образом, ситуация рождения и воспитания ребенка с синдромом Дауна характеризуется рядом особенностей, которые могут находить отражение как в специфике содержания и динамики развития внутренней позиции его матери, так и в характеристиках детско-родительского взаимодействия.

Цель исследования. Изучение развития внутренней материнской позиции у матерей, воспитывающих детей первых трех лет жизни с синдромом Дауна.

Объект исследования. Психологические особенности матери, регулирующие ее поведение в отношениях с ребенком с синдромом Дауна.

Предмет исследования. Структура, содержание, динамика и факторы развития внутренней материнской позиции у матерей, воспитывающих детей первых трех лет жизни с синдромом Дауна.

Гипотезы исследования.

  1. Ситуация рождения и воспитания ребенка с синдромом Дауна характеризуется рядом особенностей, которые могут проявиться в специфике содержания и динамике развития внутренней позиции его матери.
  2. Особенности развития внутренней позиции матери в ситуации рождения и воспитания ребенка с синдромом Дауна могут отражаться в характеристиках ее поведения в детско-родительских отношениях и взаимодействии с ребенком.
  3. Особенности поведения матери в детско-родительских отношениях и взаимодействии с ребенком раннего возраста с синдромом Дауна являются одним из факторов, определяющих актуальный уровень психического развития ребенка.

Задачи исследования:

  1. Анализ и систематизация литературных данных по проблеме исследования.
  2. Анализ структуры, содержания и особенностей внутренней материнской позиции матерей, воспитывающих детей младенческого и раннего возраста с синдромом Дауна.
  3. Анализ опыта воспитания здорового ребенка как фактора, обусловливающего особенности развития внутренней позиции матерей детей первых трех лет жизни с синдромом Дауна.
  4. Изучение динамики развития внутренней материнской позиции на протяжении первых трех лет жизни ребенка с синдромом Дауна.
  5. Изучение вариантов внутренней материнской позиции у матерей, воспитывающих детей младенческого и раннего возраста с синдромом Дауна.
  6. Исследование взаимосвязи между особенностями внутренней материнской позиции, характеристиками поведения матери в детско-родительских отношениях и актуальным уровнем психического развития ребенка.
  7. Определение направлений психологической помощи матерям, воспитывающим детей первых трех лет жизни с синдромом Дауна.

Методологическая основа исследования.

  1. Положения культурно-исторической теории развития личности человека о структуре социальной ситуации развития и «внутренней позиции» субъекта как движущей силе развития новых психических качеств (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Т.А. Нежнова, О.А. Карабанова).
  2. Положения о социальной природе вторичных нарушений в развитии детей и теория социальной компенсации, лежащие в основе современной дефектологии (Л.С. Выготский).
  3. Концепция генезиса общения в младенческом и раннем возрасте (А.В. Запорожец, М.И. Лисина).
  4. Концепция эволюции отношения общества и государства к людям с отклонениями в развитии (Н.Н. Малофеев).
  5. Положения о «внутренней материнской позиции» как форме отражения, принятия и освоения женщиной социальной позиции матери (Е.И.Захарова).

Методы исследования:

  • теоретические методы: анализ, систематизация и обобщение литературных данных по теме исследования;
  • эмпирические методы: цветовой тест отношений (А.М. Эткинд, Е.Ф. Бажин); тест «Эмоционально-ценностное отношение к материнству» (Г.А. Арина, Е.Б. Айвазян); модифицированная методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн; опросник PARI (Е. Шеффер, Р. Белл); методика диагностики нервно-психического развития детей первых трех лет жизни (Э.Л. Фрухт, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина); контент-анализ видеоматериалов взаимодействия матери и ребенка в ситуациях общения; интервьюирование матерей и специалистов, работающих с парами «мать – ребенок с синдромом Дауна»;
  • методы обработки данных: количественный, качественный, статистический анализ. При статистической обработке данных использовались многофункциональный критерий углового преобразования Фишера, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, непараметрический критерий Манна-Уитни, метод факторного анализа. Обработка данных проводилась с использованием статистического пакета Statistika 6.0.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

  1. Описаны особенности внутренней материнской позиции у матерей в ситуации воспитания ребенка с синдромом Дауна первых трех лет жизни, характеризующие образ ребенка, представления о воспитании и собственной самореализации в материнской роли.
  2. Определено влияние опыта воспитания здорового ребенка на внутреннюю материнскую позицию у матерей, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста.
  3. Описаны две линии развития внутренней позиции матери ребенка с синдромом Дауна в первые три года его жизни: динамика образа ребенка и динамика образа себя как матери.
  4. Выявлены факторы, обусловливающие индивидуальную специфику содержания внутренней материнской позиции у матерей с детьми с синдромом Дауна; описаны варианты внутренней материнской позиции матерей в ситуации воспитания ребенка с синдромом Дауна первых трех лет жизни, различающиеся содержанием эмоционального отношения к материнству, ребенку и себе в роли матери, ценностных ориентаций, представлений и ожиданий относительно материнства и детско-родительских отношений.
  5. Определена и описана взаимосвязь вариантов внутренней материнской позиции с уровнем активности участия матери в процессе реабилитации ребенка и особенностями ее поведения во взаимодействии с ребенком, оказывающими непосредственное влияние на психическое развитие ребенка.
  6. Сформулированы основные направления психологической помощи матерям, воспитывающим детей первых трех лет жизни с синдромом Дауна.

Теоретическая значимость исследования. Анализ своеобразия развития внутренней материнской позиции в условиях воспитания ребенка младенческого и раннего возраста с синдромом Дауна расширяет предметное поле специальной психологии, открывая новые пути поиска психологических механизмов развития вторичных отклонений в психическом развитии проблемного ребенка. Исследование внутренней материнской позиции как личностного новообразования в психике женщины расширяет представления о ее развитии во взрослом возрасте, что актуально для общей психологии. Изучение становления внутренней материнской позиции в первые три года жизни ребенка может внести вклад в психологию материнства, изучающую особенности формирования детско-родительских отношений и взаимодействия в паре «мать-ребенок».

Практическая значимость исследования.

  1. Полученные данные могут быть использованы при разработке содержания и методов психологической помощи семьям, воспитывающим детей младенческого и раннего возраста с синдромом Дауна, коррекции отклонений в развитии материнского отношения.
  2. Разработанная методическая схема может послужить основой для составления диагностической программы, направленной на раннее выявление отклонений в развитии внутренней материнской позиции и оценку эффективности психокоррекционных мероприятий, проводимых специалистами служб ранней помощи.
  3. Результаты исследования могут быть использованы для разработки учебных программ и пособий по подготовке и переподготовке психологов для системы ранней помощи семье с проблемным ребенком.
  4. Организация исследования. Экспериментальная часть работы выполнена на базе лаборатории содержания и методов ранней помощи детям с выявленными отклонениями в развитии Учреждения Российской академии образования «Институт коррекционной педагогики» г. Москвы, специализированного Центра ранней помощи детям с синдромом Дауна «Даунсайд Ап» г. Москвы, Центра специального образования Самарской области, семей, воспитывающих детей младенческого и раннего возраста с синдромом Дауна г. Саранска.

Основные выводы:

  1. Содержание внутренней позиции матерей детей с синдромом Дауна раннего возраста характеризуется рядом особенностей:

    • в системе ценностных ожиданий, адресованных ребенку, значимым становится не только социальная состоятельность ребенка, но и удовлетворение его внутренних, психологических потребностей;
    • представления о воспитании характеризуются большей демократичностью, ответственностью, заинтересованностью по отношению к ребенку;
    • содержание образа себя как матери характеризуется высокой индивидуальной вариативностью и низкой ориентацией на «нормативные», социально желательные ценности, связанные с материнством.
  2. Наличие или отсутствие опыта воспитания старшего здорового ребенка не связано с содержанием внутренних конфликтов и знаком эмоционального отношения к ребенку и себе в материнской роли; опыт материнства определяет специфику представлений о супружеских отношениях, лидерской позиции и ценностных материнских качествах. При отсутствии опыта материнства обнаруживается особая ценность супружеских и теплых детско-родительских отношений, которые переживаются как источник счастья и благополучия, а также значимость ребенка и изменений, связанных с ним. Наличие опыта материнства соотносится с ценностью самореализации и саморазвития в активной деятельности, как в семье, так и в профессии.

  3. Возрастное развитие ребенка в первые три года его жизни не связано с динамикой внутренних конфликтов в структуре внутренней материнской позиции. Возрастное развитие ребенка находит отражение в развитии структуры образа ребенка (в процессах индивидуализации ценностных ожиданий, адресованных ребенку, и в процессах стереотипизации декларируемых ценностей, связанных с ребенком); а также в трансформации ценностного содержания образа себя в материнской роли, связанном с изменением социальной ситуации развития (на втором году жизни ребенка повышается ценностный статус вопросов, связанных с выбором путей дальнейшей самореализации, а на третьем году – вопросов, связанных с зависимостью-независимостью в супружеских отношениях).

  4. Уровень психического развития ребенка с синдромом Дауна в первые три года жизни качественно взаимосвязан с характеристиками поведения матери – как в рамках взаимодействия с ребенком, так и в деятельности по его реабилитации:

    • незначительная глубина отставания психического развития ребенка от возрастной нормы соотносится с такими характеристиками поведения матери во взаимодействии с ребенком, как высокая чувствительность к сигналам ребенка, эмоциональная отзывчивость и близкая дистанция в общении; а значительная глубина отставания – с низкой чувствительностью к сигналам ребенка, эмоциональной отстраненностью, большой дистанцией в общении;
    • значительная глубина отставания психического развития ребенка от возрастной нормы соотносится с «отказом» матери от активных действий по реабилитации ребенка («передачей» функций воспитания ребенка третьим лицам; формальным отношением к посещению центров ранней помощи; игнорированием рекомендаций специалистов и т.д.)
    • сочетание активности матери в рамках реабилитации ребенка с эмоциональной отстраненностью, большой дистанцией в общении и низкой чувствительностью к сигналам ребенка во взаимодействии с ним отражает стремление матери к формальному достижению ребенком нормативных показателей развития и препятствует развитию у ребенка инициативности в общении.
  5. Особенности поведения матери в детско-родительских отношениях качественно взаимосвязаны с вариантом внутренней материнской позиции:

    • Эмоциональная отзывчивость, близкая дистанция в общении и высокая чувствительность к сигналам ребенка при взаимодействии с ним, а также активное участие в реабилитации ребенка соотносятся с III вариантом внутренней материнской позиции (позитивным эмоциональным отношением к ребенку и амбивалентным отношением к себе как матери, связанным с противоречивостью представлений о материнской роли);
    • Эмоциональная отстраненность, большая дистанция в общении и низкая чувствительность к сигналам ребенка при взаимодействии с ним соотносятся со II вариантом внутренней материнской позиции (наличием негативных эмоций как в отношении к ребенку, так и в отношении к себе в роли матери, связанным с восприятием синдрома Дауна как препятствия для собственной самореализации и самореализации ребенка);
    • Активность матери в реабилитации ребенка в сочетании с вариативным поведением во взаимодействии соотносится с I вариантом внутренней материнской позиции (позитивным эмоциональным отношением к ребенку и материнству, обусловленном недооценкой особых потребностей и возможностей ребенка).
  6. Основным принципом оказания ранней психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с синдромом Дауна, должен стать принцип дифференцированности, означающий необходимость учета индивидуальных особенностей матери, в частности, варианта внутренней материнской позиции при определении:

    • содержания, методов и приемов психологической и коррекционно-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна;
    • стратегий междисциплинарного взаимодействия специалистов в службах ранней помощи при работе с семьей;
    • организационных форм оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна.
Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Иневаткина, С.Е.  Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна [Электронный ресурс] / С.Е. Иневаткина // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2008. –  Альманах №12. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-12/vnutrennyaya-pozicziya-materi-rebenka-rannego-vozrasta-s-sindromom-dauna
Список литературы
  1. Айвазян Е.Б. Развитие телесного и эмоционального опыта женщины в период беременности: Дис. . канд. психол. наук. М., 2005. - 321 с.
  2. Арина Г.А. Теоретическая модель ВКБ // Психологическое обеспечение психического и физического здоровья человека: Тез. докл, к VII съезду Об-ва психологов СССР. М., 1989. - С. 98-99.
  3. Баенская Е.Р. Нарушение аффективного развития ребенка в раннем возрасте как условие формирования детского аутизма: Автореф. дис. . д-ра психол.наук. М., 2008. - 46 с.
  4. Бажин Е.Ф., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л.: Ленингр. н.-и. психоневрол. ин-т, 1985.- 18 с.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
  6. Брутман В.И., Варга А.Я., Радионова М.С., Исупова О.В. Девиантное материнское поведение // Московский психотерапевтический журнал. -1996. - № 4. - С. 81-98.
  7. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1986. - 206 с.
  8. Выготский Л.С. Вопросы детской-психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. – 224 с.
  9. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр.соч.: В 6т. Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - 400 с.
  10. Захарова Е.И. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Семейная психология и семейная терапия. - 1997. - № 1. - С. 67-76.
  11. Исенина Е.И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери // Журнал практического психолога. - 2003. - №3-4. - С. 49-63.
  12. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 208 с.
  13. Коробейников И.А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития: Автореф. дис. . д-ра психол. наук. М., 1997. - 41 с.
  14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. - 584 с.
  15. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. - 143 с.
  16. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.
  17. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. - СПб.: СПбГУ, 2003. - 288 с.
  18. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестн. Моск. Ун-та. - Сер. 14. Психология. - 1988. - № 1. - С. 50-59.
  19. Обычные семьи, особые дети / Селигман М., Дарлинг Р.М.: Теревинф, 2007. - 368 с.
  20. Печникова Л.С. Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом: Дисс. … канд. психол. наук. - М., 1997. – 144 с.
  21. Савина Е.А., Чарова О.Б. Материнские установки к детям с нарушениями в развитии // Вопросы психологии. - 2002. - № 6. - С. 14-19.
  22. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. - 1996. - № 6. - С. 76-88.
  23. Собчик Л.Н. МЦВ метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. - СПб.: Речь, 2001. - 112 с.
  24. Столин В.В. Исследования эмоционально-ценностного отношения к себе с помощью методики управляемой проекции // Психологический журнал. -1981. - № 3. - С. 104-117.
  25. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.
  26. Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей 1 года жизни // Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. — М.: ЦОЛИУВ, 1983. - С. 6-56.
Статьи выпуска: