От редакции / Альманах №14 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №14 "Разработка и внедрение дифференцированных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья"

От редакции

С 4 по 6 октября 2010 года в Москве, в Институте коррекционной педагогики РАО прошло Всероссийское совещание специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии, посвященное разработке и внедрению специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В предлагаемом выпуске Альманаха можно ознакомиться с основными положениями разработанных в ИКП РАО и обсуждавшихся Проектов «Специального федерального государственного стандарта начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (СФГОС), а также резолюцией, принятой участниками совещания.

В данном выпуске впервые представлен макет специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ», который будет конкретизирован по отношению к каждой категории детей: глухим; слабослышащим; слепым; слабовидящим; детям с нарушениями речи; опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; умственно отсталым; детям с расстройствами аутистического спектра. Макет создан на основе разработанной в Институте концепции построения СФГОС, предусматривающей дифференцированные уровни и варианты образования, описание требований к структуре основной образовательной программы, результатам ее освоения и условиям реализации...

Знакомство с макетом позволит убедиться, что разработка и внедрение СФГОС направлены на введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, благодаря чему исключается возможность определения ребенка как «необучаемого». В то же время первый вариант СФГОС направлен на гарантию адекватной специальной помощи самым благополучным детям с ОВЗ, способным получать образование в среде своих здоровых сверстников, тем самым исключается возможность недооценки особых образовательных потребностей.

В макете выделяются области образования, и по отношению к каждой «прописываются» взаимодополняющие компоненты образования: «академический» и «жизненной компетенции». Показывается, что образование ребенка с ОВЗ на начальной ступени может считаться качественным и удовлетворять взрослых лишь при условии продвижения ребенка по этим двум направлениям.

Разработанный макет подготовлен нами как общая основа для создания макетов СФГОС для разных категорий детей с ОВЗ. Институт коррекционной педагогики РАО завершил разработку проектов СФГОС: для глухих; детей с нарушениями речи; расстройствами аутистического спектра. В стадии разработки находится Проект СФГОС для детей с задержкой психического развития и слабослышащих учащихся. Планируется разработка проектов СФГОС для других категорий детей с ОВЗ: слепых, слабовидящих, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственно отсталых. (Заметим: для последних планируется разрабатывать третий и четвертый варианты СФГОС, характеризующиеся нецензовым уровнем образования).

Впервые в истории государства разработан проект дифференцированного стандарта начального школьного образования детей с расстройствами аутистического спектра. Мы сочли необходимым представить именно этот Проект в полном объеме, чтобы помочь читателю составить представление о системе школьного образования детей с расстройствами аутистического спектра, которую необходимо, по мнению Института, начать формировать в стране. Знакомство с этим Проектом может оказаться полезным и по другой причине – это пример конкретизации общего макета СФГОС по отношению к категорий детей с широким спектром особых образовательных потребностей.

Проведенное Всероссийское совещание мы рассматриваем как продолжение профессионального обсуждения дифференцированных требований к стандартам образования разных категорий детей, а также детей одной категории, но обладающих разными образовательными потребностями. Проекты СФГОС должны стать инструментом разрешения многих проблем, с которыми сталкивается каждый специалист, сопровождающий ребенка с ОВЗ в поле образования.

Обобщение полученных аналитических материалов представляет собой особую задачу, решение которой предполагает получение новых информационных стимулов как для рациональной корректировки уже подготовленных проектных документов, так и для продолжения разработки образовательных стандартов применительно к другим категориям детей с ограниченными возможностями здоровья. Все участвующие в обсуждении СФГОС регионы и специалисты единодушно признают актуальность и ценность разработки дифференцированных образовательных стандартов для детей с ОВЗ, отмечают необходимость их внедрения в практику. Проблемами, обсуждавшимися региональными экспертами, являются разобщенность систем общего и специального образования, мешающая развитию системы специальной поддержки ребенку с ОВЗ, обучающемуся в условиях массовой школы; отсутствие сложившихся механизмов взаимодействия семьи и специалистов при определении образовательного маршрута ребенка. Вкладом в решение этих сложных проблем эксперты сочли определение (в первом варианте СФГОС для каждой категории детей с ОВЗ) обязательных направлений коррекционной работы и специальных требований к результатам образования в области формирования жизненной компетенции детей, обучающихся в среде здоровых сверстников (интеграция/инклюзия).

Тревожит экспертов не достаточная разработанность механизмов изменения образовательного маршрута при выявлении у ребенка новых возможностей в процессе обучения (переход в конце первого класса или по завершению начальной школы на иной вариант СФГОС).

Продолжает обсуждаться вопрос о том, как обеспечить в целом успешному ребенку возможность законного перехода на следующую ступень образования при «западении» в освоении отдельных учебных предметов; как гарантировать ему помощь в развитии избирательных способностей, которые могут способствовать его социализации и, в дальнейшем стать основой его профессионального развития.

Обсуждалась проблема оценки достижений детей с ОВЗ. В ходе работы совещания был представлен разработанный подход к дифференцированной оценке развития жизненной компетенции и академических достижений ребенка с учетом его особых образовательных потребностей и индивидуальных способностей. Наличие общих со здоровыми сверстниками образовательных потребностей требует согласованности не только стандартов их образования (ФГОС и СФГОС), но и систем оценки результатов, но не должна механически переноситься из ФГОС в СФГОС. Требуется учесть как общее, так и специфическое в развитии детей с ОВЗ, в построении систем их образования, в структурах основных образовательных программ, планируемых результатах обучения и необходимых для этого условиях. В ходе разработки СФГОС создана концепция построения инструментария оценки академических достижений и развития жизненной компетенции детей с ОВЗ.

Пользуемся возможностью выразить благодарность коллегам за уже высказанные замечания и предложения. Они, несомненно, помогут нам в уже идущих разработках специальных стандартов образования слабослышащих и детей с задержкой психического развития детей, а также планируемых на будущее проектах СФГОС для слепых, слабовидящих, умственно отсталых, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Важнейшим итогом Совещания для нас стало принятие резолюции, поддерживающей разработку и внедрение дифференцированного СФГОС для детей с ОВЗ.

Печать
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Статьи выпуска: