Дифференциация уровней и вариантов / Альманах №14 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №14 "Разработка и внедрение дифференцированных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Дифференциация уровней и вариантов

Н.Н. Малофеев Учреждение РАО «Институт коррекционной педагогики», Москва
О.С. Никольская Учреждение РАО «Институт коррекционной педагогики», Москва
О.И. Кукушкина Учреждение РАО «Институт коррекционной педагогики», Москва

Диапазон возможностей развития и обучения детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от способности обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками до необходимости построения специально адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы образования. Такой диапазон присутствует в каждой категории детей, составляющих группу школьников с ОВЗ.

Неоднородность состава группы требует предусмотреть соответствующий диапазон различий в уровне, содержании и результатах начального школьного образования детей с ОВЗ. СФГОС дифференцируется за счет наличия вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей адекватным образованием, преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребенка к освоению цензового уровня образования. Дифференцированные варианты специального стандарта характеризуются: уровнем результата (цензовый – нецензовый); структурой основной образовательной программы; планируемыми результатами обучения, условиями, необходимыми ребенку с ОВЗ для их освоения.

Предлагается четыре варианта данного стандарта, которые представляют собой системные характеристики требований к уровню конечного результата школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.

Стандартизация промежуточных результатов образования на каждой его ступени должна обеспечить сохранение возможности перехода ребенка с одного варианта стандарта на другой в процессе школьного обучения. Это необходимо для максимального использования потенциальных способностей ребенка с ОВЗ и реализации его права на получение образования, адекватного его возможностям, которые раскрываются в самом процессе обучения.

Кардинальное отличие от ФГОС состоит в том, что стандарт образования детей с ОВЗ может быть представлен только в описании вариантов, прямо соответствующих наличествующему диапазону различий детей с ОВЗ в возможностях и потребностях получения образования.

Каждый вариант СФГОС определяет:

  • требования к структуре основной образовательной программы (соотношение академического компонента и жизненной компетенции);
  • требования к результатам школьного образования на каждой его ступени (цензовый, нецензовый, индивидуальный)
  • требования к условиям, необходимым для освоения детьми с ОВЗ планируемых результатов образования

Первый вариант СФГОС (цензовый уровень)

Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Полноценное освоение первого варианта СФГОС возможно при создании условий для реализации особых образовательных потребностей, включая специальную систематическую помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. Обязательной является подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ, способного освоить первый вариант СФГОС. Невозможность в полной мере освоить отдельный предмет школьной программы не является препятствием для выбора или продолжения освоения ребенком с ОВЗ первого варианта СФГОС.

Второй вариант СФГОС (цензовый уровень)

Ребенок получает цензовое образование, в более пролонгированные сроки, в среде сверстников со сходными проблемами здоровья. Допускается введение 1-2 учащихся с иными проблемами здоровья, но сходными возможностями в получении цензового образования в данных условиях. Среда и рабочее место организуются в соответствии с составом учащихся класса. Полноценное освоение второго варианта стандарта возможно при создании специальных условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей всех обучающихся детей. Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в повседневной жизни. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к особенностям детей, ограничивающей их жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду - поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Обязательной является организованная интеграция, выбор ее формы должен отвечать индивидуальным потребностям каждого учащегося.

Третий вариант СФГОС (не цензовый)

Предусматривается для детей с ОВЗ, не способных к освоению цензового уровня начального школьного образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения. Этот вариант СФГОС ориентирован на детей с умеренной умственной отсталостью или детей с множественными нарушениями развития, чьи возможности в получении образования сопоставимы с ними. Ребенок получает начальное школьное образование, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной отсталостью в группе детей со сходными образовательными потребностями. Обязательной является организация специального обучения и воспитания. В структуре основной образовательной программы при неизбежном значительном редуцировании “академического” компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции. В связи с вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально адаптированной к особенностям таких детей, но ограничивающей их жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду с целью расширения опыта контактов и максимально возможной для него социальной интеграции.

Четвертый вариант специального стандарта (индивидуальный уровень конечного результата школьного образования)

Этот вариант стандарта предусматривается для детей, в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего времени вне системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми». Ребенок получает начальное школьное образование, уровень которого определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья. Обязательной и единственно возможной является индивидуальная основная образовательная программа. В структуре индивидуальной основной образовательной программы при неизбежном и существенном редуцировании “академического” компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции. Предусматривается специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома. Программой предусматривается специальная работа по включению ребенка в детский коллектив, введение в более сложную предметную и социальную среду. Поэтапно и планомерно расширяется жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребенка пределах. Исключается изоляция от образовательной системы и замыкание в условиях дома или учреждения социальной защиты.

2.2. Варианты СФГОС, предусмотренные для детей с ОВЗ:

Категория детей с ОВЗ Варианты СФГОС
Глухие дети 1; 2; 3; 4
Слабослышащие 1; 2; 3; -
Слепые дети 1; 2; 3; 4
Слабовидящие дети 1; 2; 3; -
Дети с речевыми нарушениями 1; 2; 3; -
Дети с двигательными нарушениями 1; 2; 3; 4
Дети с ЗПР 1; 2; 3; -
Умственно отсталые дети -; -; 3; 4
Дети с расстройствами аутистического спектра 1; 2; 3; 4

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Дифференциация уровней и вариантов [Электронный ресурс] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2009. –  Альманах №14. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-14/proekt-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo
Список литературы
  1. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М. Боскис ; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. - М. : Советский спорт, 2004. - 303,[1] с. : ил. - (Золотые страницы сурдопедагогики). - Библиогр.: с. 287-302.
  2. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Альманах ИКП РАО. – 2002. - № 5. – Электр. Ст. – Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami?catoffset=10
  3. Дети с нарушениями общения [Текст] : учеб. издание / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, Р.К. Ульянова, Т.И. Морозова. - М.: Просвещение, 1989. - 95 с. - Библиогр.: с. 94.
  4. Кукушкина О.И. Коррекционная (специальная) педагогика [Электронный ресурс] / О.И. Кукушкина // Альманах ИКП РАО. – 2002. - № 5. – Электр. Ст. – Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/korrekcionnaja-specialnaja-pedagogika?catoffset=10
  5. Лебединская, К.С. Проблемы аномальной психической конституции в детском возрасте [Электрон. ресурс] / К.С. Лебединская // Альманах ИКП РАО. - 2005. - № 9. - Электр. ст. - Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-9/problemy-anomalnoj-psihicheskoj-konstitucii-v
  6. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под. ред. Р.Е. Левиной. - М., 1967. - С. 7-30.
  7. Никольская, О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение [Текст] / О.С. Никольская. – М. : МГППУ, 2008. – 464 с.
  8. Основы обучения и воспитания аномальных детей [Текст] / под общей редакцией проф. А.И. Дьячкова. – М.; Просвещение, 1965. – 343 с.
Статьи выпуска: