Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования / Альманах №14 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №14 "Разработка и внедрение дифференцированных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Н.Н. Малофеев Учреждение РАО «Институт коррекционной педагогики», Москва
О.С. Никольская Учреждение РАО «Институт коррекционной педагогики», Москва
О.И. Кукушкина Учреждение РАО «Институт коррекционной педагогики», Москва

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей (законных представителей); гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.

В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального образования детей с ОВЗ в различных видах образовательных учреждений должны создаваться условия, гарантирующие возможность:

  • достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;
  • использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;
  • адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы¸ и родителей (их законных представителей);
  • индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
  • выявления и развития способностей и одаренностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;
  • включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы начального общего образования, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
  • использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;
  • взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов.

Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования включают:

  • укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ,
  • уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ;
  • непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики;
  • включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и специальных(коррекционных) школ 1-8 видов

Непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования детей с ОВЗ, должна обеспечиваться освоением работниками дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционной педагогики в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет в научных и образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности. При поступлении в общеобразовательную школу ребенка с ОВЗ (определенной категории: с нарушением слуха, зрения и т.д.) обязательным является освоение руководящими лицами и педагогами начальной школы дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционного обучения данной категории детей в объеме не менее 72 часов. При поступлении ребенка с расстройствами аутистического спектра в специальную (коррекционную) школу, созданную для другой категории детей, обязательным является освоение руководящими лицами и педагогами начальной школы дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционного обучения детей с расстройствами аутистического спектра в объеме не менее 72 часов. В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия общеобразовательных, специальных (коррекционных) и научных учреждений, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.

Финансовые условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны:

  • обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения требований Стандарта;
  • обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от количества учебных дней в неделю;
  • отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования.

Финансирование реализации основной образовательной программы начального общего образования должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения.

Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования дополнительные финансовые средства за счет:

  • предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг;
  • добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:

  • возможность достижения обучающимися с ОВЗ установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с выбранным вариантом стандарта (1.2.3.4);
  • соблюдение:
    • санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
    • санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении  (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);
    • социально-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т.д.);
    • пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении;
    • своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении;
  • возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.

Материально-техническая база реализации основной образовательной программы начального общего образования должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждений, предъявляемым к:

  • участку (территории) образовательного учреждения с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в нем (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование);
  • зданию образовательного учреждения с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в нем (высота и архитектура здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса на ступени начального общего образования, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательного учреждения, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности);
  • помещениям библиотек с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (площадь, размещение рабочих зон, наличие специально оборудованных читального зала, читательских мест, специализированных медиатек, специального фонда библиотеки для родителей детей с ОВЗ с целью повышения их компетентности в области воспитания и образования таких детей и др.);
  • помещениям для питания, а также для хранения и приготовления пищи, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении, обеспечение возможности организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;
  • помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством, естественнонаучными исследованиями, иностранными языками, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении
  • актовому залу, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении;
  • спортивным залам, бассейнам, игровому и спортивному оборудованию с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении
  • помещениям для медицинского персонала;
  • мебели с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;
  • расходным материалам и канцелярским принадлежностям с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации).

Образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса детей с ОВЗ на ступени начального общего образования.

Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:

  • создания и использования информации с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео сопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);
  • получения информации различными способами с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);
  • проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений;
  • цифрового (электронного) и традиционного измерения с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении;
  • наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определение местонахождения, наглядного представления и анализа данных;
  • использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении;
  • создания материальных объектов, в том числе произведений искусства с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении;
  • обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении;
  • проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении;
  • исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении;
  • физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;
  • с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов) с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении;
  • размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении;
  • проведения массовых мероприятий, собраний, представлений с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении;
  • организации отдыха и питания с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции и др.); культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

  • планирование образовательного процесса;
  • размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе – работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;
  • фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
  • взаимодействие между участниками образовательного процесса (включая взаимодействие общеобразовательных, специальных (коррекционных) школ, родителей детей с ОВЗ, необходимых для обеспечения качественного обучения детей с ОВЗ научных учреждений), в том числе – дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;
  • контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, ограничение доступа к хранящейся в документации школы конфиденциальной информации о медицинских и других проблемах ребенка с ОВЗ);
  • взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями.

Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников ее использующих и поддерживающих. Функционирование информационной образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса включают:

  • параметры комплектности оснащения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования детьми с ОВЗ;
  • параметры качества обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования детьми с ОВЗ, включая параметры формирования жизненной компетенции.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания.

Образовательное учреждение должно также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ и размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.

Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована общими и специализированными для детей с ОВЗ печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.

Библиотека образовательного учреждения, где обучаются дети с ОВЗ, должна быть укомплектована научно-методической литературой по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, печатными образовательными ресурсами и ЭОР, включая формирование «академических» знаний и жизненной компетенции ребенка с ОВЗ, а также иметь фонд дополнительной литературы для педагогов и родителей детей с ОВЗ по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ, обучающихся в данной школе. Этот дополнительный фонд должен включать научно-методическую литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие обучение ребенка с ОВЗ.

Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266 -1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

Пункт 8 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266 -1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

Статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,1995, № 48, ст. 4563, Российская газета, 1995, № 234)

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451)*

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования [Электронный ресурс] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2010. –  Альманах №14. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-14/proekt-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-27
Список литературы
  1. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с. – (Стандарты второго поколения)
  2. Малофеев Н.Н. Дифференциация уровней и вариантов [Электронный ресурс] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Альманах ИКП РАО. – 2010. - № 14. – Электр. Ст. – Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-14/proekt-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-26
  3. Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 71-78.
  4. Малофеев, Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5. - С. 6-11.
  5. Малофеев, Н.Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения (по материалам Доклада Европейского агенства по развитию специального образования) [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2005. - № 5. - С. 3-18.
  6. Малофеев, Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики [Текст] / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - №6. - С. 3-10.
Статьи выпуска: