В этом выпуске альманаха мы предлагаем читателю две работы одного автора – Н.Н.Малофеева. Это работы разного жанра: первая – «Похвальное слово инклюзии» - представляет иронический подход к рассмотрению болезненных и дискуссионных вопросов развития инклюзивного образования в России; вторая – часть серьезного исторического исследования, освещающая драматический период развития советской специальной школы, связанный со знаменитым постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Объединяет эти работы обращение к сложным, переломным периодам становления специального образования в России, когда реальные экономические и социальные трудности и доминирующие идеологические установки начинают достаточно жестко диктовать свои условия и определять, менять направление развития системы помощи детям с проблемами в развитии. Мы не хотим выстраивать прямые аналогии между процессами, происходившими в тоталитарном государстве и в условиях развивающегося гражданского общества, и все же общее есть – резкая смена ориентиров, понимания того, что хорошо и что плохо для ребенка.
Сейчас вопрос часто ставится так: что лучше, интеграция или специальное образование. Понятно, что где-то там, в будущем, традиция вберет в себя новые тенденции, и будет странно непонимание того, что ребенку для развития и социализации нужна интеграция в условия обычных детских садов и школ, в общество обычных сверстников, и доля ее должна быть разумно выверенной, не превышающей и не занижающей его возможностей, т.е. соответствующей зоне ближайшего развития. Общим местом станет понимание, что заранее подготовить «особого ребенка» к беспроблемной инклюзии невозможно, что такой ребенок, как правило, имеет не только общие, но и особые образовательные потребности, определенные его индивидуальными особенностями и спецификой проблем развития и нуждается поэтому в специальной психолого-педагогической помощи, а ресурсом средств такой поддержки является опыт исследований и практики дефектологии.
Надеемся, что когда-нибудь мы все скажем, что наши сегодняшние трудности дали импульс развитию всей системы образования и общей и специальной и созданию общей, безбарьерной образовательной среды. Но сейчас встает вопрос, что делать с поколением «особых детей», попавших в поток необеспеченной инклюзии, как им помочь. Число таких вопросов, пришедших на образовательный портал ИКП РАО от родителей и учителей обычной школы, за последние три года возросло в шесть раз. И, возможно, здесь будут нам полезны уроки прошлого, хотя бы потому, что показывают, как много в условиях ломки привычного зависит от порядочности и ответственности конкретных людей, от уровня развития добротной профессиональной традиции, от стремления специалистов разных образовательных сред к сотрудничеству, от выстраивания баланса влияния государственных и общественных структур.