Прочитанный текст как источник нужной информации: читаем осмысленно. Рассказы о временах года / Альманах №16 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №16 "Как сделать видимыми скрытые проблемы развития ребенка"

Прочитанный текст как источник нужной информации: читаем осмысленно. Рассказы о временах года

Е.Л. Гончарова ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва
О.И. Кукушкина ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва
Т.К. Королевская ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва

Чем может помочь эта программа?

Проблема приобщения детей к чтению, и, прежде всего, — к чтению художественной литературы, была и остается одной из самых актуальных проблем современной школы.

Сегодня ясно, что без глубокого понимания процессов читательского развития ребенка, без эффективных методик педагогической диагностики и коррекции сложнейшей умственной деятельности, лежащей в основе понимания текста, школа не сможет преодолеть феномена «нечтения», который поразил современное образование. Именно поэтому сейчас расширяется круг исследований в области психологии и педагогики чтения; предпринимаются попытки разработки специальных практикумов для совершенствования приемов работы с книгой; открываются школы рационального чтения. И чем больше специалисты вникают в эту проблему, тем яснее становится, насколько школа сегодня не подготовлена для реальной работы по целенаправленному формированию у детей навыков и умений, необходимых для самостоятельного чтения.

Особенно критическим в этом отношении является положение в начальной школе, где, собственно, и должен закладываться у детей фундамент настоящего чтения как коммуникативной, познавательной и творческой деятельности. В этот период должны быть обеспечены условия для формирования таких важных его составляющих, как, например, умение замечать новизну, неполноту и противоречивость текста, умение восстанавливать контекст и подтекст, прослеживать и оценивать действия героев во времени и пространстве и т.п.

Чтение как предмет обучения в специальной школе «отвечает» за формирование у детей собственно читательских умений и навыков, однако для этих уроков до сих пор не разработаны специальные «задачники», как для уроков математики; сборники упражнений, как для уроков русского языка; нет и системы контрольных работ, позволяющих оценивать уровень читательской подготовки разных детей и, наконец, у учителя нет времени и специальных педагогических «инструментов» для целенаправленной, кропотливой, индивидуализированной работы с трудными детьми.

Чтобы кардинально изменить эту ситуацию, необходимо, на наш взгляд, изменить содержание этого учебного предмета применительно к детям, нуждающимся в особой помощи, и выделить в качестве основной задачи — читательское развитие ребенка, формирование собственно читательской деятельности.

Мы убеждены в том, что важную роль в создании необходимых условий для формирования читательской деятельности младших школьников может сыграть внедрение в практику начального обучения современных компьютерных технологий. Компьютерная программа «Рассказы о временах года» дополняет традиционное обучение, поддерживает наиболее сложные, специфические и «проваливающиеся» в традиционной практике этапы формирования читательской деятельности.

Эта программа представляет собой инструмент педагогической диагностики основных элементов читательской деятельности (на примере одной конкретной темы «Времена года»). С помощью данных компьютерных упражнений станут видимыми скрытые трудности детей в понимании текста и причины, их порождающие. «Рассказы о временах года» помогут учителю отделить читательские трудности детей, обусловленные особенностями их развития, от трудностей, порождаемых просчетами в их обучении.

Компьютерная форма заданий значительно увеличит «пропускную способность» урока, позволит значительно увеличить объем предлагаемых и прорабатываемых с каждым ребенком текстов-упражнений.

Компьютерная программа помогает не только проконтролировать качество выполнения отдельных заданий, но и предоставляет учителю большой материал для анализа особенностей познавательной и умственной деятельности отдельного ребенка и группы детей в целом. Вы сможете также, убедиться в том, что при использовании компьютерных технологий меняется позиция учителя, он освобождается от подготовки некоторых заданий к уроку и от контроля за выполнением каждого отдельного задания, но делается «открытым» для решения главных задач: изучения проблем читательского развития каждого отдельного ребенка и обдумывания индивидуальной стратегии обучения, как в рамках компьютерной программы, так и за ее пределами.

Реализуя эти преимущества новых технологий применительно к задачам читательской подготовки детей, мы включили в программу достаточно большую по объему и дифференцированную по степени сложности систему текстов, продумали такую организацию их предъявления в разнообразных заданиях, которая позволяет учителю за относительно короткое время получить как можно больше данных о том:

  • какие трудности испытывает ребенок в смысловом анализе текста;
  • какими приемами анализа текста он владеет;
  • в какой помощи нуждается для повышения уровня своей читательской подготовки.

Как мы обычно учим?

В начальной школе, будь то массовая или любая специальная школа, в течение года дети обязательно читают и разбирают на уроках по 1—2 текста о каждом времени года. Таким образом, за год набирается до 6—8 текстов, и это достаточно много от общего объема прочитываемого детьми программного материала.

Из года в год тексты усложняются по структуре, содержанию, лексико-грамматическому оформлению. При проработке каждого нового текста учитель, прежде всего, стремится к тому, чтобы содержание текста было хорошо понято каждым ребенком. С этой целью он объясняет непонятные слова и выражения, приводит примеры, показывает иллюстрации, задает детям вопросы по содержанию и т.п., и, как будто, достигает успеха в понимании каждого отдельного текста.

Вместе с тем, учителя хорошо знают, что как бы тщательно не проводилась работа, например, с текстом о весне в прошлом году, следующий — новый текст о весне вызовет у детей большие затруднения. Чем обусловлены эти затруднения детей? Ответить на этот вопрос на том материале, который предоставляет обычный школьный учебник, практически невозможно. В традиционных учебниках материал для чтения по этой теме подобран так, что ребенок при знакомстве с новым текстом сталкивается с целым «букетом» трудностей: тут и непонятные слова, и незнакомые грамматические конструкции предложений, и новая информация, и новые, не всегда осознаваемые взрослыми, трудности смыслового анализа текста. Даже если внимательный учитель заподозрит у какого-то ребенка несформированность приемов смыслового анализа текста, проверить свое предположение на довольно скудном и плохо дифференцированном по типам и уровням сложности читательском материале, который ему предлагает обычный школьный учебник, он не может.

Программа «Рассказы о временах года» — это первая попытка реализовать преимущества компьютерных технологий для решения задач педагогической диагностики и педагогической коррекции собственно читательского развития детей, нуждающихся в особой помощи.

Структура

Программа «Рассказы о временах года» состоит из трех больших частей:

  • Готовимся
  • В чем проблема?
  • Учимся думать

Первая часть программы «Готовимся» поможет Вам разобраться в том, насколько сформированы у учащихся такие важные для понимания текстов предпосылки как: умение ориентироваться в наглядных признаках различных времен года; понимание словесных обозначений этих признаков в изолированных фразах; умение соотносить описания признаков сезонных явлений с их изображением на картинке; умение описывать сезонные приметы в собственных текстах. Иначе говоря, эта часть программы поможет узнать, насколько готов ребенок к восприятию текста как целого.

Часть «Готовимся» состоит из следующих упражнений:

  • Пейзажи
  • Мини-тексты: 1 серия (списки 1—3); 2 серия (списки 1—3)
  • Пишем сами

Вторая часть программы «В чем проблема?» поможет Вам убедиться в том, что понимание слов и предложений не обеспечивает понимания целого текста. Обучение ребенка умению понимать текст как единое смысловое целое — специальная задача, решение которой требует особых методов и инструментов. Упражнения «В чем проблема?» помогут провести педагогическую диагностику понимания текста ребенком на примере темы «Времена года». Вы сможете разобраться в том, какие этапы формирования читательской деятельности были пропущены, и что, вследствие этого, он не научился делать.

Блок «В чем проблема?» включает три типа упражнений:

  • Пейзажи и тексты
  • Тексты без пейзажей (библиотеки 1—5)
  • Тексты по частям

В заключительном разделе «Учимся думать» собраны задания обучающего характера:

  • Бывает — не бывает: занятия людей (списки 1—4); погода (списки 1—5); события и праздники (списки 1—3)
  • Обсуждаем идеи: серия 1; серия 2; серия 3.

Упражнения «Бывает — не бывает» помогут учить ребенка понимать одну и ту же фразу вне контекста и затем — в различных временных контекстах. Такая работа поможет сделать важный шаг в обучении детей пониманию значения контекста отдельного речевого высказывания.

Упражнения «Обсуждаем идеи» помогут целенаправленно формировать у детей умение строить гипотезы по ходу чтения текста, переосмысливать их под влиянием новой порции информации, связывать возникающие по ходу чтения фрагменты рассуждений в единое смысловое целое.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Прочитанный текст как источник нужной информации: читаем осмысленно. Рассказы о временах года [Электронный ресурс] / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2012. –  Альманах №16. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-16/prochitannyj-tekst-kak-istochnik-nuzhnoj
Статьи выпуска: