Развитие мыслительных операций: начинаем упорядочивать и классифицировать. Осваиваем и присваиваем календарь / Альманах №16 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №16 "Как сделать видимыми скрытые проблемы развития ребенка"

Развитие мыслительных операций: начинаем упорядочивать и классифицировать. Осваиваем и присваиваем календарь

Е.Л. Гончарова ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва
Т.К. Королевская ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва
О.И. Кукушкина ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва

О чем следует помнить педагогам и родителям?

Такой привычный и понятный для всех людей на Земле календарь — это своеобразная модель года, абстрактное, особым образом структурированное отображение определенного временного промежутка.

Календарь — очень сложная система, над созданием, которой работало не одно поколение, где в скрытом виде представлен опыт наблюдений многих людей: земледельцев, астрономов, философов — за течением времени, регулярностью смены природных явлений и событий общественной и хозяйственной жизни. Создание календаря — это сложнейшая задача для взрослого мышления, которое совершенствовалось от поколения к поколению. Ребенок, овладевающий календарем, конечно, не должен проходить заново весь путь, проделанный человечеством. Календарь — это средство, которое является для ребенка подарком цивилизации, одним из важнейших элементов общественно-исторического опыта, который он наследует. Однако психологи хорошо знают: для того, чтобы чужой опыт стал собственным, чтобы внешние действия стали внутренними мыслительными операциями, для того, чтобы внешние схемы стали схемами мышления самого ребенка, нужна длительная, последовательная и целенаправленная педагогическая работа.

Первый этап — это этап первоначальной ориентировки, знакомство с мерами и метками. Реальное течение времени вначале разбивается на части в соответствии с общественно выработанными мерами; каждая часть соотносится с внешними метками (листок календаря, клеточка календаря); помечается с помощью принятых внешних действий (отрыванием, перекидыванием, зачеркиванием); связывается с определенным словом (день недели, месяц, сезон). Чтобы начать формирование представлений об определенных промежутках времени у детей с отклонениями развития, педагоги и родители вынуждены искать «обходные пути» обучения. Так, например, понятие о промежутке времени в несколько суток становится для ребенка доступным, когда оно отмечено и обозначено через чередование конкретных житейских ситуаций. Например, очень часто глухим детям семи-восьми лет, живущим в интернате, в ответ на их вопрос: «Когда придет мама?» говорят: «Две ночи еще поспишь тут, и придет твоя мама». Такое определение временного промежутка детям достаточно понятно; позже оно станет основой для освоения таких принятых в обществе обозначений промежутков времени как сутки, неделя и т.п.

Далее встают более сложные задачи, особенно для наших детей: усвоение последовательностей времен года, месяцев, дней недели, которые отражены в готовом календаре.

Затем ребенок должен научиться уже без календаря, в уме представлять себе и обозначать в речи различные отрезки года, знать их последовательность, соотношения, переходы от одного к другому, правила этих переходов.

Наиболее трудная задача, в особенности для ребят, обучающихся в специальных школах, научиться пользоваться календарем как средством для упорядочивания событии жизни на шкале времени: что сначала, что потом? Для этого необходимо — уметь представлять себе время, как некую ось, уметь выделить на ней точку отсчета, связав с каким-либо событием, и отсчитывать от нее сколько-то влево, если это прошло, или вправо, если это только будет. Это очень сложная мыслительная задача для ребенка и именно этому его необходимо целенаправленно учить в специальной школе. Итак, освоение календаря предполагает формирование у ребенка сложной умственной деятельности. Это условие, без которого подлинное понимание календарной структуры года невозможно.

Наш «Компьютерный календарь» — это модель второго порядка, т.е. модель модели, вот почему нельзя предлагать эту программу тем детям, которые еще не встречались с обычным календарем и не понимают, что каждая клеточка в настенном календаре обозначает один день; что, следуя друг за другом, эти клеточки образуют разные группы, и для каждой из них люди придумали особые названия: неделя, месяц, квартал, полугодие, год, годы, столетие, тысячелетие.

Чтобы понять эти связи и отношения, каждый ребенок должен не один раз на практике проследить за «жизнью» календаря в течение года у себя дома; как он появляется в доме после новогодней ночи, как «худеет» с каждым днем. Полезно вместе с ребенком каждый день вечером или утром в одно и тоже время срывать листок у отрывного календаря и зачеркивать прошедшее число на настенном календаре. Правильно поступают те родители и учителя, которые не выбрасывают оторванные листочки, а собирают их вместе с ребенком, складывая в недельки, недельки в месяцы, месяцы в сезоны и т.п. Эти стопочки листочков станут в конце недели, месяца, очередного времени года хорошей предметной основой для первых серьезных разговоров о том, из каких «кусочков» состоит год, как называются эти «кусочки», как выглядят в жизни и на календаре.

Что выносят «наши» дети из первых походов по календарю? Насколько точны и полны их представления о календарной структуре года? Насколько они полезны ребенку в решении конкретных практических задач? Достаточны ли они для того, чтобы он легко мог ориентироваться в тексте, где эти отношения представлены в словесной форме?

Часто в ответ на все предусмотренные дошкольной и школьной программой мероприятия учителя получают значительно меньше того, чем ожидалось. Большое разочарование переживает учитель, когда оказывается, что глухой ученик, который из года в год на его глазах записывал дату в тетради, не может ответить на такие, например, вопросы: «Какой день недели будет через семь дней?», «Через сколько дней твой день рождения?», «Как долго ждать до маминого дня рождения?», «Сколько дней осталось до новогоднего праздника?».

Взрослому человеку часто кажется, что знакомство с календарем и освоение действий и слов с ним связанных, само по себе обеспечит усвоение всей системы понятий, заложенных в календаре, и с их помощью ребенок будет легко ориентироваться в реальной жизни или в жизни людей, описанной в текстах. На самом деле это не так. Ошибки, провалы детей, которые так удивляют и огорчают учителей, не случайны.

Программа «Календарь» поможет учителю проверить:

  • насколько хорошо ориентируется ребенок в различных по длительности промежутках времени (от одного дня до года);
  • понимает ли он, что такое точка отсчета во времени;
  • умеет ли он устанавливать принадлежность событий к прошлому или будущему времени;
  • может ли выразить временные представления в собственной речи.

Программа поможет определить, какие задачи по освоению Календаря уже решены, а над чем еще предстоит поработать. После того, как будет установлен реальный уровень освоения ребенком календарной структуры года, можно начинать обучение, направленное на коррекцию и развитие его представлений. Для этого предусмотрены наборы разнообразных, последовательно усложняющихся заданий для определения:

  • последовательности времен года;
  • принадлежности месяцев к тому или иному времени года;
  • последовательности месяцев в году;
  • последовательности дней недели;
  • места конкретной даты в календаре.

С помощью этих упражнений ребенок пройдет путь от наглядных представлений до словесных описаний различных временных отношений, от самой простой формулировки до усвоения целого ряда синонимов в обозначении одних и тех же временных отношений. Программа «Календарь» содержит большие наборы упражнений для усвоения практически всех мыслительных действий и операций, которые необходимы ребенку для освоения календаря. Календарь — замечательная среда для развития таких базовых мыслительных операций как классификация и сериация. Вряд ли в какой-нибудь другой области учитель найдет столько возможностей для развития этих мыслительных операций. На материале календаря очень удобно решать задачи словесного опосредования таких отношений как «было — будет», без которых невозможно полноценное усвоение временных форм глаголов.

Структура

Структура программы «Календарь» включает следующие блоки упражнений:

  • Лестница
  • Было — будет
  • Поговорим
  • Любое число.

Для каждого блока программы предусмотрены три уровня: сезоны; месяцы; дни недели. Учитель свободен в выборе нужного уровня. В этой программе дети будут упорядочивать соответствующие отрезки времени в календарной структуре года («Лестница»); определять взаимное расположение элементов в календаре по отношению к выбранной точке отсчета во времени («Было — будет»); учиться обозначать такого рода отношения в речи («Поговорим»), практически пользоваться календарем, находя в нем нужную дату («Любое число»).

В каждом из блоков программы предусмотрены серии упражнений, которые позволяют последовательно усложнять деятельность ребенка при решении одной и той же задачи.

Перед тем, как начать работу с программой, полезно познакомиться со всеми ее меню и подменю.

Лестница: строим ряд, начинаем с любой ступеньки

Последняя ступенька, что дальше?

Познакомимся с этим упражнением на примере уровня «сезоны года». Задания блока «Лестница» рассчитаны на тех детей, кто уже знает, что в году четыре времени года: весна, лето, осень и зима. С помощью программы Вы сможете проверить, насколько хорошо они освоили последовательность смены сезонов и понимают ли круговой порядок их следования.

Первая серия содержит несколько заданий игрового типа. На экране изображена лестница из пяти ступенек, по которой поднимается герой нашей программы. Он прыгает на следующую ступеньку только в том случае, если ребенок правильно отгадает название следующего сезона года. На экране всегда указано время года на первой ступеньке — это точка отсчета для построения ряда. Меняется экран — меняется точка отсчета. Каждый раз ребенок воспроизводит последовательность времен года, выстраивая ряд от новой точки отсчета — произвольно выбранного элемента. На одном экране он начинает с зимы, на другом — с лета, на третьем — с осени и др. Задача ребенка — угадать следующий сезон года. Писать название следующего сезона не требуется, он выбирает их из меню названий времен года.

Помогая герою программы четыре раза подняться по такой «хитрой» лестнице, ребенок несколько раз выполнит на ваших глазах сложную мыслительную операцию, которая называется сериация. Если он осознанно усвоил последовательность сезонов и точно знает, какой за каким следует, ему не составит труда одинаково быстро «провести» героя по всем четырем лестницам. Если порядок следования сезонов усвоен ребенком формально — он выучил его как стихотворение — Вы легко заметите это по значительной разнице во времени, с которой он будет выполнять то задание, которое начинается так же, как «его стихотворением», и во всех других случаях, когда заученная схема не помогает. Например, ребенок легко выстраивает последовательность, если первое слово «зима», и долго не может привести в порядок свои мысли, если первое слово «весна», «лето» или «осень».

Данные упражнения помогут убедить ребенка в том, что одного «стихотворения» для описания последовательности времен года мало, нужно уметь «строить ряд, начиная с любой ступеньки».

Работая с блоком «Лестница», обязательно обратите внимание и на то, как реагирует ребенок на пятую ступеньку. Ведь он заучил, что в году четыре времени года и его «стихотворение» кончается на четвертом слове. Как же называется пятая ступенька? Для маленького формалиста — это очень сложная задачка. Наша лестница заставит его призадуматься о круговом порядке следования времен года и понять, что, зная четвертую ступеньку на календарной лестнице, можно угадать название пятой.

Вторая серия несколько сложнее. На экране лестница из четырех ступенек. В маленьком окошечке в случайном порядке по одному появляются названия четырех времен года. Каждому нужно найти подходящее место на лестнице. Название первой ступеньки служит точкой отсчета. Сложность задания в том, что ребенку придется заполнять лестницу не по порядку, как в предыдущей серии, а как бы «скачками». Такое задание предполагает, что ребенок каждый раз достраивает всю «лестницу» в уме, и только после этого вставляет сезон на нужное место в соответствии с представляемой последовательностью.

Аналогичным образом устроены упражнения блока «Лестница» применительно к уровням — «Месяцы» и «Дни недели».

Было — будет

Прошедшее, настоящее, будущее. Меняем точку отсчета

Блок упражнений «Было — будет» играет очень важную роль в программе. Эта группа заданий вводит ребенка в круг условных ситуаций типа: «Если сейчас весна, то была ...», «Если сейчас весна, то будет...», «Если сейчас апрель, то был ...», «Если сегодня вторник, то завтра будет ...»; «Если сейчас ... (время года), то, какое время прошло, а какое настанет?». В этих упражнениях моделируются различные варианты задачи на ориентировку в календарной структуре года. По существу, это та же лестница, но уже из трех ступенек, которые соотносятся с настоящим, прошлым и будущим временем. Задание предлагает устанавливать временные отношения, между тремя ближайшими элементами на шкале сезонов, месяцев, дней недели. Для ребенка это еще один шаг в освоении календарной структуры года. Особенно полезна эта группа заданий тем детям, которые путались на «лестнице» из-за того, что плохо усвоили взаимное расположение элементов в календаре.

Поговорим...

Прошедшее, настоящее, будущее. Как сказать об этом?

Как сказать об этом по-разному? В блоке «Поговорим» детям предлагаются упражнения в словесном обозначении отношений между элементами календарной структуры года, усвоенных в предыдущих блоках программы. Предусмотрено три уровня сложности, рассматривать которые мы будем на примере сезонов года.

На первом уровне детям предлагается закончить предложения типа:

  • «Сначала лето, потом ...»
  • «Было лето, сейчас ...»
  • «Кончилась весна, сейчас ...»
  • «Скоро придет весна, сейчас ...»
  • «Скоро наступит зима, сейчас ...»
  • «Будет осень, сейчас ...».

Компьютер предлагает ребенку решить «задачку», в которой задано время года и его отношение в календаре с одним из соседних сезонов, требуется определить, что это за сезон.

В предложениях, которые должны закончить дети, отношения между сезонами года выражены по-разному: как с помощью глаголов (была, будет, было, придет, наступило, прошло и др.), так и с помощью наречий (сейчас, потом, скоро). Это означает, что трудность мыслительной задачи неизменна в том случае, если ребенок одинаково хорошо владеет всеми глаголами и наречиями, выражающими соотношения времен года между собой. Если же ребенок не знает значения того или иного слова, задача с одним неизвестным превращается для него в задачу с двумя неизвестными. Вы сможете увидеть это и «развести» трудности мыслительные и языковые.

На втором уровне трудности задаются два времени года и требуется определить их взаимное расположение на шкале времени. Например: «... весна, ... лето», и т.д. После всей проделанной работы само установление отношений типа: «было или будет» — уже не должно вызывать заметных трудностей, однако теперь нужно выразить эти отношения с помощью такой трудной для «наших» детей части речи, как глагол. Эти задания помогут проверить, насколько хорошо усвоено детьми значение глаголов, которые обслуживают сферу временных отношений. Кроме того, программа предлагает ребенку набор синонимичных глаголов для выражения временных отношений. Судя по тому, какие именно глаголы он будет выбирать, Вы сможете определить объем его глагольного словаря. Например, дети правильно устанавливают временные отношения, но при этом выбирают только глаголы «было» — «будет». Ваша попытка обратить их внимание на возможность использования других, более сложных глаголов не приводит к успеху. Это значит, что мыслительную задачу они решают хорошо, а вот над словарем детей необходимо работать. Задача учителя — помочь таким детям выбирать синонимичные глаголы для выражения понятных временных отношении, всякий раз обращая их внимание на взаимозаменяемость этих слов. Если же дети, вставляя даже самые простые глаголы, ошибаются, это значит, что еще рано переходить к освоению синонимов, еще нет достаточных предпосылок для этой деятельности. Если ребенок легко устанавливает сами отношения и при этом использует разные речевые формы для их выражения, это означает, что ему доступны задачи данного уровня. Можно выходить за рамки компьютерной программы, наращивая сложность заданий и в мыслительном, и в речевом плане.

На третьем уровне сложности программа предлагает детям решать аналогичные задачи на определение соотношений элементов в календаре, но при этом самим печатать название сезона, которого требует смысл фразы. Появление на экране «окошечка» с курсором означает, что программа готова «принимать» то, что будет печатать ребенок. После того, как название времени года напечатано, следует подтвердить свой выбор, нажав Enter. В том случае, если верно выбран сезон, и его название напечатано правильно, введенное слово окрашивается так же, как и вся фраза. На ошибку программа отреагирует и предоставит возможность ее исправить. Обратите внимание: если требуется изменить окончание глагола («лето наступил ...»), компьютер попросит ребенка сделать это. Программа специально устроена так, чтобы ребенок вписывал окончание глагола, ставя к нему вопрос от существительного. В блоке «Поговорим» вводится возможность регулировать количество фраз, в соответствии с индивидуальными возможностями детей: на экран можно вывести любое количество предложений. Вы увидите две кнопки, на одной из которых написано «Все фразы», а на другой — «только отмеченные фразы». Если Вы решили ограничить число предлагаемых ребенку фраз, следует «пометить» нужные, после чего нажать на кнопку «Только отмеченные фразы».

Любое число

Учимся пользоваться календарем

Мы предлагаем искать в календаре важные для ребенка даты: день его рождения, дни рождения близких, друзей, именины, новый год, начало учебного года, дату школьного или классного праздника, начало планируемого путешествия и т.д.

Чтобы найти дату в календаре, потребуется:

  • отметить в календаре года тот сезон, на который попадает выбранная дата;
  • указать месяц по порядку;
  • отметить искомую дату в календаре месяца.

Программа предлагает два варианта организации работы с этим заданием. В первом случае компьютер задает ребенку дату, которую следует искать в календаре. Во втором — дату может задать учитель или любой ребенок. Таким образом, задание по ориентировке в календаре превращается в решение значимой житейской задачи, например: поиск своего дня рождения, дня рождения мамы, Нового года, первого дня каникул, дня прихода в школу после болезни и др. Подобное построение упражнения позволяет организовать работу детей парами: один придумывает событие, другой находит дату в календаре.

Скорость и результат выполнения заданий «Любой день года» достаточно убедительно покажут Вам, насколько хорошо дети усвоили порядок следования и соотношение элементов в календаре.

В программе это заключительное, и в значительной степени – итоговое упражнение, поэтому оно вынесено в последнюю часть программы. моделируется житейская ситуация — поиск конкретной даты в календаре. При выполнении этого задания ребенок может продемонстрировать все свои достижения в освоении календарной структуры года, показать, научился ли он пользоваться календарем на деле.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Развитие мыслительных операций: начинаем упорядочивать и классифицировать. Осваиваем и присваиваем календарь [Электронный ресурс] / Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2012. –  Альманах №16. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-16/razvitie-myslitelnyh-operacij-nachinaem-uporjadochivat
Список литературы
  1. Корсунская, Б.Д. О постановке понятий в младших классах школы глухонемых [Текст] : из опыта работы / Б.Д. Корсунская, Н.Г. Морозова. – М.: Учпедгиз. – 1939. – 80 с.
  2. Кукушкина, О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования [Электронный ресурс]: монография / О.И. Кукушкина. –– М.: Полиграф Сервис, 2005.
  3. Мещеряков, А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения [Текст] / А.И. Мещеряков. – М.: Педагогика, 1974. – 328 с.
  4. Основы специального обучения слабослышащих детей [Текст] / Под ред. Р.М. Боскис. - М.: Просвещение, 1968. - 310 с.
  5. Психология глухих детей [Текст] / под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. - 2-е изд., стереот. - М.: Советский спорт, 2006. - 448 с.: ил. - (Золотые страницы сурдопедагогики). - Доп. тит. л. изд. 1971 г. - Библиогр.: с. 460-494.
  6. Тигранова, Л.И. Развитие мышления слабослышащих детей [Текст] : дис. ... докт. психол. наук : 19.00.10 / Людмила Иосифовна Тигранова. - М., 1985. - 280 с.
  7. Тигранова, Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей [Текст]: младший школьный возраст / Л.И. Тигранова. - М.: Педагогика, 1978. - 96 с.: ил. - Библиограф.: 92 с.
Статьи выпуска: