Решение житейских задач: поиск меняющихся ориентиров. Одеваемся по погоде / Альманах №16 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №16 "Как сделать видимыми скрытые проблемы развития ребенка"

Решение житейских задач: поиск меняющихся ориентиров. Одеваемся по погоде

Т.К. Королевская ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва
О.И. Кукушкина ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва
Е.Л. Гончарова ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва

Чему обычно уделяется внимание?

«Одежда» — это та тема, которой уделяется достаточно много времени в процессе обучения ребенка в детском саду и в специальной школе. Однако если проанализировать сложившуюся практику и традиции обучения, легко заметить, что из-за выраженных речевых трудностей детей внимание учителя сосредоточено, главным образом, на том, чтобы научить различать и правильно называть одежду и обувь, включать эти слова во фразы, внятно произносить их, отчитываться о совершенном действии.

К сожалению, многие педагоги и родители уверены в том, что, обеспечивая развитие речи, мы тем самым уже обеспечиваем подготовку ребенка к реальной жизни. Развитие речи, действительно, одна из важнейших задач обучения детей, нуждающихся в особой помощи, однако задача подготовки к реальной жизни ею не исчерпывается. Таким детям необходимы специальные практикумы, моделирующие типичные жизненные ситуации. В процессе целенаправленного обучения ребенок должен научиться анализировать такого рода ситуации, находить необходимые ориентиры для принятия разумных житейских решений, обосновывать свой выбор, выслушивать аргументы других, и, в случае необходимости корректировать принятые решения спокойно, без раздражения. Именно этому поможет учить ребенка программа «Одеваемся по погоде».

Может ли забота быть чрезмерной?

Поскольку речь идет о детях, нуждающихся в особой помощи, нельзя не сказать о естественном желании большинства окружающих и, прежде всего, родителей, как можно больше опекать их, часто (а иногда и постоянно) совершая за них Л выбор и предлагая воспользоваться готовыми решениями. К сожалению, это происходит даже в самых простых ситуациях. Родители часто не только не имеют времени, но и не видят необходимости подумать вместе с ребенком о том, почему вчера он ходил в теплой байковой рубашке с длинным рукавом, а сегодня ему предлагают надеть легкую футболку.

Постепенно ребенок привыкает к опеке, привыкает к тому, что решение будет принято за него, и через некоторое время уже не может обойтись без помощи взрослого даже в тех житейских ситуациях, где уже вполне мог бы действовать осознанно и самостоятельно. Все те, кто работал в школах-интернатах, сталкивались с тем, что, даже имея выбор, ребенок часто не переодевается в ту одежду, которая соответствует изменившейся погоде. Так, если в понедельник мама привела ребенка в тёплом пальто, а свитер просто положила в сумку, вполне вероятно, что «наш» ребенок всю неделю будет выходить на прогулку в пальто, даже если на улице стало теплее. Он переоденется только в том случае, если ему об этом скажет взрослый: учитель или воспитатель. И дело не в том, что ребенок не осознает неудобства, просто он привык к тому, что решения принимает за него взрослый, а петому ждет его указаний.

Авторы этой программы, имеющие большой практический опыт работы с детьми, нуждающимися в особой помощи, и глубоко верящие в их огромные потенциальные возможности, ни в коей мере не хотят сказать, что эти дети вообще не задумываются о том, соответствующим ли образом они одеты. Речь идет о другом: без целенаправленной работы такие дети не могут научиться принимать самостоятельные решения даже в простых жизненных ситуациях. Вспомните, сколько раз Вы сами были свидетелем непонимания и даже конфликта между ребенком и взрослым (родителем, воспитателем, учителем) по поводу того, что и в какой ситуации следует надеть. Ребенок, не умея аргументировать свой выбор, не понимает скрытых, неявно представленных доводов взрослых. Взрослый же, не понимая, почему ребенок не хочет прислушаться, сердится на его упрямство. В результате возникает взаимное недовольство, и взрослый, как правило, подавляет ребенка, навязывая ему свой выбор вместо того, чтобы использовать сложившуюся ситуацию и научить.

Вспоминая трудности общения в подобных ситуациях и с собственными детьми, и со своими учениками, мы сочли необходимым смоделировать в компьютерной программе ряд типичных жизненных ситуаций, связанных с выбором одежды, которые помогут учить ребенка одеваться по погоде, готовить одежду на завтра, собирать вещи в дорогу.

Новый поворот темы

В программе «Одеваемся по погоде» используется традиционный материал, но, с точки зрения поставленных задач — это принципиально новый «поворот» темы «Одежда». И изменение содержания обучения происходит по линии «социализации» ребенка, целенаправленного формирования умения самостоятельно и осознанно принимать решения в житейских ситуациях, соответствующих его возрасту. Смысл всех заданий программы в том, чтобы научить ребенка подбирать одежду и обувь по погоде, объяснять свой выбор, корректно отстаивать свое решение, не конфликтуя и принимая во внимание аргументы других.

Названия блоков программы «Одеваемся по погоде», позволяют представить себе содержание, сюжетную канву предлагаемых упражнений:

  • Шуба или шорты?
  • Одеваемся по погоде
  • Одежда на завтра
  • Собираемся в дорогу

Выполняя упражнения программы, ребенок на модели учится выбирать одежду и обувь по погоде, готовить одежду на завтра, ориентируясь на телевизионный прогноз погоды; собирать чемодан в дорогу, имея в виду сезон года, место, время, цель и продолжительность поездки. Предлагаемые в программе упражнения «толкают» ребенка к поиску ориентиров для принятия решения, осмысления и аргументации выбора.

Два уровня: картинки и слова

При создании программы была учтена общая особенность детей, нуждающихся в особой помощи, — недостаточное развитие их словесной речи. При работе с такими детьми очень часто возникает проблема: если ребенок не может объясниться он, действительно, не знает или не может выразить свою мысль в речи? Это важно понимать» так как в зависимости от характера испытываемых трудностей и строится обучение. Именно поэтому в программе «Одеваемся по погоде» заложена возможность работы и с картинками, и с речевым материалом, включающими названия одежды, обуви, туалетных принадлежностей.

Работа с наглядным материалом покажет, как ребенок ориентируется в теме, может ли выбрать одежду по погоде, умеет ли анализировать житейские ситуации и выделять ориентиры для принятия решения. Успешное выполнение таких заданий будет означать, что даже если ребенок не вполне владеет словарем по теме, не следует думать, что он не ориентируется в ней. И наоборот, если ребенок уверенно называет все предметы одежды, преждевременным будет вывод о его способности найти этой одежде нужное применение. Следует специально проверить его умение самостоятельно действовать, принимать разумные решения и объяснять свой выбор.

Сравнивая успешность выполнения одного и того же задания на наглядном и речевом материале, взрослый сможет понять, в чем именно состоят трудности ребенка, и в какой помощи он нуждается.

Шуба или шорты?

Первый блок «Шуба или шорты?» является «твердым орешком» для детей, нуждающихся в особой помощи, хотя, кажется, что задания совсем несложные. В соответствии с инструкцией ученик должен помочь герою определить, что надеть на прогулку: шубу или шорты? При внимательном изучении экрана можно увидеть, что календарь закрыт, шторы на окне опущены, градусник не работает. Нет точек опоры, тех существенных для данной ситуации признаков, которые являются ориентирами для принятия разумного решения. «Изюминка» этого внешне простого задания состоит в том, что, не открыв окно и не узнав, какая погода на улице, нельзя выбрать соответствующую одежду для прогулки. Любой формальный выбор закончится поражением: герой окажется в шубе среди летних цветов, либо в шортах на снегу. Многие дети поступают именно так и, увидев героя в шубе на фоне летнего пейзажа, сначала недоумевают, а затем громко смеются, поняв абсурдность выбора. Сообразив, что шуба не подходит, они быстро меняют решение, предлагая шорты для прогулки. Но герой вновь оказывается в нелепом виде, замерзая в шортах на снегу. Выбор исчерпан, а правильного решения нет. Так программа «подталкивает» ребенка к мысли о том, что избранный путь механического перебора предложенных вариантов является тупиковым. Только тогда, когда он поймет, что выбор одежды должен основываться на анализе погоды за окном, он сможет одеть героя на прогулку так, чтобы ему было тепло и удобно.

Результаты самостоятельного выполнения этого упражнения со всей очевидностью покажут взрослому, осознает ли ребенок зависимость выбора одежды от состояния погоды, умеет ли использовать полученные в школе знания об окружающем мире в качестве ориентиров для решения житейских задач.

При использовании этого блока программы в качестве обучающего, следует сначала уделить внимание формированию у детей умения искать ориентиры (открывать окно); находить существенные признаки ситуации (выделять значимые для выбора одежды детали пейзажа); аргументировать сделанный выбор, стараться убедительно и понятно объяснить другому человеку основания для принятого решения, привлекая в качестве доказательства свой жизненный опыт (если на улице ... , то надеть нужно ... потому что ...).

Задача учителя — создать такие условия обучения, в которых ребенку становится необходимо и интересно объяснять сделанный выбор. Для этого организуется коллективное обсуждение результатов работы каждого ребенка в классе, поскольку в такой ситуации недостаточно показать, как Коля оделся в этот день на прогулку, нужно убедить других в том, что одеться следует именно так, а не иначе. В ходе обсуждения станет ясно, на что опирался каждый ребенок, одевая Колю на прогулку, что оказалось для него важным. Он сам будет стараться рассказать об этом, а педагог — помогать формулировать, уточнять и «разворачивать» аргументы, а в случае необходимости, и корректировать их.

Детей, нуждающихся в особой помощи, необходимо специально учить объяснять, аргументировать принимаемые житейские решения, даже самые элементарные. Не раз и не два в своей жизни они столкнутся с тем, что окружающие люди не понимают их или считают их решения неоправданными, необоснованными. Взрослые должны помочь детям, как можно раньше, начать учиться убеждать собеседника, а не конфликтовать с ним в подобных случаях. Упражнение «Шуба или шорты» дает возможность проводить такую работу на доступном и интересном ребенку материале.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Решение житейских задач: поиск меняющихся ориентиров. Одеваемся по погоде [Электронный ресурс] / Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2012. –  Альманах №16. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-16/reshenie-zhitejskih-zadach-poisk-menjajuschihsja
Статьи выпуска: