Восприятие и переработка информации. Сопоставление оценок и мнений в общении. Обсуждаем погоду / Альманах №16 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №16 "Как сделать видимыми скрытые проблемы развития ребенка"

Восприятие и переработка информации. Сопоставление оценок и мнений в общении. Обсуждаем погоду

О.И. Кукушкина ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва
Е.Л. Гончарова ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва
Т.К. Королевская ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва

Чем может помочь вторая часть программы «Погода»?

При выполнении заданий этой части программы, детям будет казаться, что они смотрят вместе с героем телевизор, разговаривают с ним о погоде, играют в «Бюро прогнозов», однако суть их деятельности иная. Они будут учиться описывать одно и то же явление в разных знаковых формах, перекодируя информацию из символов в слова, и из слов в символы, соотносить часть с целым, составляя из фрагментов описаний целостную и непротиворечивую характеристику явления; извлекать из общения нужную информацию; выражать свое отношение к погодным явлениям и сравнивать с оценками других людей, переходить от оценки к факту и от факта к оценке, учиться быть терпимым к мнению другого человека.

Названия блоков программы «Погода» позволяют определить сюжетную канву предлагаемых упражнений:

  • Погода на завтра
  • Нравится не нравится
  • Поговорим о погоде
  • Сочиняем прогнозы
  • Поиграем.

Компьютерная программа «Погода» дополняет традиционную работу по этой теме в начальной школе по нескольким направлениям. Она поддерживает развитие знаковой деятельности, в частности — умение представлять одно и то же предметное содержание в разных знаковых формах и свободно переходить от одних к другим. Данная задача должна ставиться и решаться в пределах любой темы начального школьного обучения детей, нуждающихся в особой помощи. В программе « Мир за твоим окном» показано, как с помощью специальных упражнений можно вызвать интерес детей к выполнению этой сложной для них деятельности. В контексте игры в бюро прогнозов погоды ребята будут с интересом переводить символы в слова, и слова в символы, т.е. перекодировать информацию. Программа «Погода» дополняет традиционную работу, выделяя формирование умения ребенка извлекать информацию из общения, «слушать» и «слышать» собеседника, сотрудничать с ним в ходе разговора, приучаться уточнять и переспрашивать то, что остается непонятным или не совсем понятным.

Программа «Погода» вносит в тему новый аспект — обсуждение эмоционального отношения к погоде. Предлагаются упражнения, помогающие формировать у ребенка умение выражать свое отношение к погоде, переходить от оценки к факту и от факта к оценке, сопоставлять свои и чужие оценки, быть терпимым к иному мнению.

Небольшое отступление... Социально-эмоциональное развитие ребенка

Нам представляется важным использовать предоставляемые компьютерной программой возможности для развития эмоциональной сферы ребенка. К сожалению, до настоящего времени в программах школьного обучения детей это наиболее уязвимое место, несмотря на то, что дети, о которых идет речь в этой книге, особенно нуждаются в специальном обучении именно в этой области. Сегодня уже есть все основания утверждать, что без специальной помощи ребенку в осмыслении эмоциональных связей и отношений между людьми мы не сможем, даже при хороших результатах в познавательном и речевом развитии, достичь его полноценного включения в социум. Ребенок будет испытывать явные затруднения в понимании смысла происходящего с ним и вокруг него, будет недостаточно гибок в общении и налаживании взаимодействия с окружающим миром. Вот почему необходимо как можно раньше учить ребенка выражать свое отношение к происходящему, учить воспринимать эмоциональные оценки других людей, сопоставлять свое и чужое мнение, тем самым, обогащая личный эмоциональный опыт. Необходимо учить делиться своим переживанием, как положительным, так и отрицательным, и быть чутким к переживаниям других людей.

В содержание школьного обучения детей с различными отклонениями в развитии необходимо, как можно скорее, ввести специальный раздел «Социально-эмоциональное развитие», разработать психолого-педагогический подход, содержание и методики работы педагога в этой сложнейшей области, оснастив его необходимыми учебными пособиями для детей. Эта работа только начата исследователями, и понятно, что потребуется время для ее системного завершения. Понимая важность специальной педагогической поддержки социально-эмоционального развития детей, необходимо уже сегодня начинать работу в этой области на близком ребенку жизненном материале, используя имеющиеся возможности, и, в частности, специально разработанные упражнения, которые содержатся в компьютерной программе «Мир за твоим окном». Они помогут взрослым целенаправленно формировать у ребенка умение выражать свое отношение к явлениям окружающего мира, переходить от оценки к факту, интересоваться мнением другого человека, сопоставлять оценки одних и тех же фактов и явлений, понимать, что каждый из окружающих людей имеет право на свое мнение, и нужно быть терпимым к нему. Компьютерная программа поможет начать целенаправленную педагогическую работу в области социально-эмоционального развития детей на близком им материале темы «Погода».

Погода на завтра

Так называется первый блок упражнений программы «Погода». Он включает три типа заданий, представленных в подменю:

  • Подбор символов к словам
  • Подбор слов к символам
  • Работаем вместе: серии 1 и 2.

Сначала увидеть и понять...

Блок «Погода на завтра» открывается демонстрационной серией. Ребенок только наблюдает за тем, что происходит на экране. Герой программы сидит в своей комнате. Вечер. Включается телевизор, и на его экране появляются хорошо известные всем символы, описывающие погоду, точнее, прогноз погоды на завтра. Внизу, в рабочем поле появляется строка с неоконченной фразой «Будет...» В демонстрационной серии компьютер сам заканчивает предложение, заменяя символы словами. Демонстрационный экран помогает ввести ребенка в задачу, показывая, что теперь от него требуется представить себе погоду на основании символов, а затем точно описать ее словами.

Теперь можно действовать...

Во всех упражнениях этого блока ребенок будет смотреть телепередачу о прогнозе погоды, который представлен на экране то в символах, то в виде словесного описания. Задача ребенка — перекодировать информацию, заменяя символы соответствующими словами и наоборот.

Если ребенок совершает ошибку и подбирает слово, не соответствующее заданному символу, или выбирает символ, несоответствующий слову, — на экране появляется расстроенный герой - он всем своим видом показывает, что сожалеет о допущенной ошибке, просит еще раз подумать и повторить попытку. Если ребенок вновь ошибается, компьютер предлагает содержательную помощь. В правой части экрана появляется меню всех символов, используемых в программе и соответствующее ему меню слов. Компьютер не выделяет ошибку, ребенок должен сам найти нужную пару и воспользоваться предоставленной помощью.

Стереотипы и реальность...

Обратите внимание: всякий раз компьютер будет «сочинять» прогноз погоды, используя несколько символов или слов. Например: «Холодно. Снег. Ясно». Так выглядит характеристика «классической» зимней погоды. Подобные комбинации признаков дети знают лучше всего, однако весьма часто эти сочетания усваиваются ими как стереотипы, поэтому наряду с привычными и часто встречающимися описаниями сезонной погоды, авторами предусмотрены и менее типичные. Не укладываясь в ранее сложившиеся стереотипные представления, они стимулируют ребенка к осмыслению своего опыта, размышлениям о том, какой еще бывает погода на протяжении того или иного сезона года. Например: «Ясно. Мороз» и «Ясно. Жарко».

Работаем вдвоем: «автор и переводчик»

После того, как каждый ребенок с помощью компьютера поупражнялся в описании одной и той же погоды в символах и словах, предлагается игра для пары детей. Вновь на экране комната, работает телевизор. Первый участник, пользуясь меню символов, должен «сочинить» прогноз погоды на завтра, выбрав два сочетаемых между собой признака, т.е. «сложить» из фрагментов целостное и непротиворечивое описание погоды. Заметьте, что компьютер будет следить за этим и «не примет» такой, например, прогноз: «Дождь. Ясно». Как только первый «игрок» сочинит прогноз погоды, меню символов исчезнет, и «вступит в силу» меню слов. С его помощью второй партнер «переводит» прогноз погоды из символов в слова. Автор прогноза проверяет переводчика.

Предмет обсуждения — соответствие словесного и символьного описания прогноза погоды. Умение перекодировать информацию, представлять погоду в разных знаковых формах становится предметом внимания, обсуждения и оценки детей в паре. Организуя работу парами, мы создаем условия для коммуникации детей и передаем им функции контроля правильности выполнения задания.

От работы парами к работе всем классом...

В результате работы каждой пары на экране появляется прогноз погоды и в символах, и в словах. Важнейшим результатом совместной деятельности пары должна быть уверенность обоих детей в том, что, во-первых, такой прогноз возможен и вероятен, и, во-вторых — что выбранные символы и слова соответствуют друг другу. Только убедившись в этом, можно привлекать внимание всего класса к экрану компьютера, на котором представлен сочиненный парой прогноз погоды.

Целесообразно предложить ребятам собраться вместе и обойти компьютеры, оценивая представленные прогнозы погоды. Результат работы каждой пары должен стать предметом оценки всего класса.

В ходе обсуждения каждой паре придется аргументировать свой выбор, опираясь на личный опыт и накопленные представления. Предметом внимания взрослого становится содержание выдвигаемых аргументов, умение строить прогноз на основе прошлого опыта. В ходе дискуссии педагог помогает оформлять рассуждения в речи и выстраивать аргументы. Тем, кому эта работа трудна, он предлагает пока «принимать» аргументы взрослого, но уже в следующий раз попытаться сделать это самостоятельно.

Может оказаться, что прогноз погоды, вероятный, по мнению составившей его пары, не кажется таковым одноклассникам. В этом случае взрослый должен помочь заметить и зафиксировать различие точек зрения, записав разные мнения на доске и разделив детей на соответствующие их мнениям подгруппы, после чего предложить и тем, и другим привести аргументы своим оппонентам. Вначале предметом внимания и обсуждения становится соответствие слов символам, а затем — вероятность сочиненного прогноза погоды.

Чего можно добиться?

В процессе группового обсуждения каждый ребенок вынужден перекодировать не один, а несколько прогнозов погоды, оценивая вероятность всех получившихся в классе вариантов. Если обнаруживается ошибка, требуется не просто показать ее, но и объяснить, в чем она заключается, и как ее исправить. Обратите внимание: доказывать свою точку зрения нужно не учителю, а партнерам, с которыми легче начать спор, но не легче убедить в своей правоте. Упражнения этой части программы помогают сделать пусть небольшой, но важный шаг в обучении детей умению высказывать свое мнение, отстаивать его, аргументировано спорить. В ходе организованной и управляемой взрослым дискуссии ребенок учится понимать и подбирать те аргументы «за» и «против», которые он еще не всегда может сформулировать самостоятельно. «Выслушивая» других, он учится искать и находить нужные аргументы и их формулировки. Споря со сверстниками, рассуждая «вместе и вслух», ребенок учится тому, что впоследствии будет делать «сам и про себя». Как бы трудно ни было учителю организовывать коллективные обсуждения результатов деятельности каждого, без них невозможно формирование полноценных представлений о мире и коммуникативных навыков.

От внешнего контроля к самоконтролю

Обратите внимание на последний блок программы, включающий две серии упражнении. В первой компьютер отслеживает ошибки ребенка в подборе символов и «не принимает» противоречащие друг другу символы, выступая в роли учителя, взрослого человека. Во второй серии компьютер этого не делает — внешний контроль исключен. Теперь ребенок сам должен контролировать правильность выполнения задания. Предшествующими упражнениями и системой групповых обсуждений мы готовили ребенка к выполнению знакомых заданий без помощи взрослого. К концу работы с блоком «Погода на завтра» каждый ребенок должен уметь описывать погодные явления в разных знаковых формах, свободно переходя от символов к словам, а также составлять из фрагментов целостное непротиворечивое описание любой погоды.

Нравится — не нравится: диалоги

Диалоги не случайно называются «Нравится — не нравится». Разговор пойдет об эмоциональном отношении к погоде. Собеседником ребенка станет герой программы, с которым они и будут обсуждать, какую погоду любит каждый из них.

Даже если словарь ребенка по теме «Погода» весьма ограничен, это не значит, что нельзя учить его задумываться о своем отношении к погоде, выражать сове мнение в самых простых формах, интересоваться оценкой другого человека. Просто начать эту работу нужно на очень простом и доступном ребенку лексико-грамматическом материале, постепенно переходя от простых формулировок к более сложным. Программа предоставляет учителю возможность выбрать уровень сложности лексико-грамматического оформления диалога в соответствии с уровнем речевого развития детей и этапными задачами обучения, что позволит вовлечь в диалог даже самого «трудного» ребенка.

Вопросы героя программы побуждают собеседника представить себе погоду, о которой идет речь (мороз, жара, дождь и слякоть и др.), и выразить свое отношение. Это непростая задача для ребенка, нуждающегося в особой помощи, поэтому программа предлагает максимально облегченную форму ответов на вопрос — выбор из трех возможных: «Да», «Нет», «Не знаю». «Выслушав» ответ ребенка, герой программы скажет о том, как он относится к той же погоде, и задаст свой следующий вопрос. Так ведется диалог.

Сколько диалогов и чем они отличаются?

Блок «Нравится - не нравится» включает четыре диалога о погоде, в которых речь идет об одном и том же, но различается уровень сложности используемой в разговоре лексики и грамматических конструкций предложений. Понять эти различия можно из названий каждого диалога в подменю:

  • Поговорим
  • Какую погоду ты любишь?
  • Когда на улице
  • А мне нравится другое...

Диалог «Поговорим» — самый простой, признаки погоды выражены существительными, используются простые предложения, например: «Ты любишь дождь?» «Ты любишь снег?»

Диалог «Какую погоду ты любишь» чуть сложнее, признаки погоды выражены теперь прилагательными, конструкция простого предложения сохраняется. Например: «Ты любишь дождливую погоду?»

Диалог «Когда на улице...» еще сложнее, поскольку используются сложноподчиненные предложения. Например: «Ты любишь, когда на улице дождь?

Диалога «А мне нравится …» - наиболее сложный, так как вперемежку предъявляются разные типы вопросов, использованные в предыдущих сериях. У последнего диалога есть еще одна особенность, отраженная в его названии. Если ранее в разговоре герой высказывал мнение о погоде, не зависящее от ответа ребенка, то теперь он будет то соглашаться с ним, то противоречить ему. Так, если ребенок отвечает, что любит жаркую погоду, Коля может согласиться с ним и сказать: «Я тоже люблю, когда на улице жарко». В другом случае – если ребенок не любит грязь и слякоть, герой программы может высказать иное мнение - «А я люблю, когда на улице грязь и слякоть».

Прежде, чем обучать...

Родители, опытные учителя, и даже те, кто имеет небольшой опыт работы с детьми, нуждающимися в особой помощи, подтвердят – они общаются с трудом. Причину этого явления многие взрослые видят, прежде всего, в том, что словарь детей ограничен и грамматические трудности велики. Вот почему они верят в то, что их кропотливая, длительная, подчас героическая работа по расширению словарного запаса ребенка и развитию грамматического строя речи в какой-то момент приведет к тому, что он начнет свободно общаться. Так ли это? Лексико-грамматические трудности традиционно считаются и, действительно, являются одной из причин, затрудняющих общение ребенка. Однако есть и другие причины, труднее обнаруживаемые, но в не меньшей мере мешающие развитию общения. Задумаемся: если ребенок с трудом общается только потому, что испытывает лексико-грамматические трудности, то устранив их или, точнее - сведя к минимуму, мы должны увидеть полноценную коммуникацию. Используем программу, чтобы смоделировать такую ситуацию. Выберем в меню самый простой диалог, где используется надежно освоенная ребенком лексика и грамматические конструкции фраз. Предложим поговорить с героем о погоде, а затем выясним, что же ребенок «вынес» из общения, что он узнал об отношении собеседника к погоде.

Попробуйте провести такой эксперимент с каждым учеником своего класса. Оценивая результаты, помните, что нормально развивающийся ребенок семи лет с легкостью, без какой бы то ни было помощи или установки со стороны взрослого, выполняет это упражнение, не испытывая никаких трудностей в извлечении полной информации о собеседнике.

В ходе экспериментального обучения мы столкнулись с иной картиной поведения младших школьников с нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития, обучающихся в специальных школах разных регионов страны (см. фильм в приложении). Как правило, детей занимала сама возможность разговаривать с героем на экране компьютера, и они с удовольствием вступали в общение, довольно быстро выбирая ответы на задаваемые им вопросы, и лишь иногда задумывались, скорее всего, вспоминали ту или иную погоду. После того, как этот - очень несложный - диалог о погоде был завешен, педагог задавал простой вопрос — какую погоду любит собеседник ребенка — Коля. Из ответов детей следовало, что большинство из них либо не узнали ничего, либо очень немного о его отношении к погоде, а слабослышащие дети могли рассказывать о том, чего не было в диалоге вовсе, выдумывая ответы собеседника. Кто-то утверждал, что Коля любит снег, кто-то неуверенно говорил, что он любит жару, а кто-то — просто молчал. Всматриваясь в лица, глаза детей, прислушиваясь к интонации их ответов, легко было заметить, что они вовсе не расстроены тем, что почти ничего не узнали об отношении собеседника к погоде, хотя именно об этом разговаривали с ним. Данное обстоятельство не вызывало у них ни удивления, ни огорчения. А у некоторых ребят на лице была «написана радость» оттого, что они смогли ответить на все его вопросы. Дети ждали похвалы взрослого и не могли понять, чем он так огорчен. Почему же в процессе общения многие из них не только не извлекли информации о собеседнике, но и «не заметили» его?!

Пытаемся понять

Мы не можем сослаться на то, что не обеспечили мотивации для вступления в контакт, и дети не испытывали интереса к общению. Мы уже не можем апеллировать к лексико-грамматическим трудностям, так как максимально снизили их, выбрав самый простой диалог, в котором использовалась надежно освоенная детьми лексика и грамматические конструкции. Ясно, что дети испытывали трудности в иной области. Чтобы понять случившееся, задумаемся о том, что же должен сделать ученик в процессе предложенного общения. Попробуем выстроить всю цепочку задач. Ребенок должен понять вопрос партнера и представить себе погоду, о которой его спрашивают, определить свое эмоциональное отношение к ней, выразить с помощью готовых речевых форм, «услышать» отношение партнера к той же погоде, сравнить с собственным отношением и ожидаемым ответом.

Проблема состоит в том, что ребенок готов решать в общении лишь часть задач: он пытается понять вопрос собеседника и ответить на него, рассказав «о себе». В этом он видит свою главную задачу. Другие неотъемлемые задачи диалога, связанные с учетом собеседника, ребенок не только не решает, но, по-видимому, не замечает, да и собеседником для него Коля едва ли является. Скорее, он видит в нем «устройство», задающее вопросы, на которые надо отвечать. Складывается удивительная ситуация: глядя на разговаривающего с героем ребенка, взрослый думает, что тот общается, но именно этого-то он и не делает. Общение подменяется ответами на вопросы о себе.

Подчеркнем нашу глубокую убежденность в том, что нельзя объяснять подобные трудности общения только особенностями развития детей, нуждающихся в особой помощи. А не повинно ли в этом обучение? Не является ли подмена общения ответами на вопросы своего рода проекцией традиционной и доминирующей практики обучения? Много ли мы делаем для того, чтобы ребенок научился интересоваться мнением другого человека?! Помогаем ли научиться «слушать» и «слышать» собеседника, сотрудничать с ним, переспрашивая и уточняя то, что остается непонятным или не совсем понятным в разговоре?! Учим ли мы ребенка, задумываться о том, ради чего он вступает в коммуникацию, и что выносит из общения?!

В какой помощи нуждается ребенок?

Необходимо создать в обучении условия, при которых ребенок будет на доступном и интересном ему материале целенаправленно учиться «слушать» и «слышать» собеседника, извлекать из общения нужную информацию. Помочь в этом могут содержащиеся в программе диалоги в сочетании с определенной методикой работы учителя, которая представляет собой лишь один из возможных вариантов.

Сначала поможем удивиться

Прежде всего, необходимо показать ребенку, что его общение в значительной степени бессмысленно. Нужно помочь маленькому ученику удивиться нелепости ситуации. Начнем с того, что каждый сядет за свой компьютер и поговорит с Колей о погоде. Когда дети завершат диалог и получат приз в виде распускающегося букета цветов, они с радостью сообщат об этом. Чтобы проверить, что узнали ребята о своем собеседнике, учитель задает свой первый вопрос: «Какую погоду любит Коля?» Вопрос пишется на доске и представляет собой название таблицы, в графы которой по вертикали будут заноситься ответы каждого ребенка. Это поможет наглядно представить результат общения – извлеченную каждым информацию. Мы уже знаем, что таблица может оказаться в начале работы почти пустой. Отсутствие извлеченной информации и должны увидеть дети — увидеть и удивиться тому, что они разговаривали с Колей, но ничего не узнали о нем, хотя собеседник рассказывал о своем отношении к погоде. Как найти «потерянную» информацию?

Как только потеря информации станет очевидной, следует помочь задуматься о том, каким образом восстановить ее - «Как узнать, какую погоду любит Коля?». Понятно, что единственным средством восстановления «утерянной» информации является переспрашивание собеседника. Вы увидите, что для детей, нуждающихся в особой помощи, это вовсе не очевидно. Как правило, сначала они пребывают в недоумении, и может пройти несколько минут прежде, чем кто-то в классе догадается и скажет: «Нужно снова спросить Колю». Именно это «открытие» должен совершить каждый ребенок в классе.

Что хотим узнать, переспрашивая?

Повторный разговор учитель предваряет установкой: «Давайте поговорим еще раз и узнаем, какую погоду любит Коля?». Тем самым он привлекает внимание ребенка к собеседнику, нацеливает его на извлечение предоставляемой партнером информации, в данном случае — это отношение собеседника к погоде. Результаты общения учитель продолжает фиксировать в таблице. Ранее пустые графы постепенно начинают наполняться ответами детей. В таблице становится видимым вклад каждого. Ошибки не комментируются и не исправляются, так как пока важно дать детям возможность почувствовать радость оттого, что «со второго раза» они смогли кое-что узнать о собеседнике. Теперь, когда результаты общения каждого ребенка представлены в таблице, необходимо убедиться в достоверности извлеченной информации. Этому детей также необходимо специально учить.

Совпадает ли то, что «я» узнал, с тем, что «он» сообщил?

Теперь мы хотим сделать предметом внимания ребенка достоверность информации, которую он извлек из общения. Для этого необходимо обратить внимание на разницу мнений в таблице. (Например; один ребенок считает, что Коля любит снег, а другой полагает, что наш герой любит жару.) Выражая явное недоумение по этому поводу, учитель показывает детям, что не знает, чья информация достоверна, после чего задает вопрос — «Как узнать, кто из Вас прав?». Вы увидите, что многие дети еще не понимают, что арбитром в этом споре может быть лишь собеседник. Нужно помочь им понять, что только Коля может ответить, насколько правильно его поняли, а потому придется поговорить с ним еще раз. Заметьте, что диалог повторяется в третий раз. Учитывая цель данного этапа работы — проверку достоверности извлеченной информации — перестроим организацию деятельности детей. Предложим одному ученику, самому слабому, сесть за компьютер, а всем остальным — наблюдать за диалогом и последовательно сверять информацию в таблице с ответами Николая. Очень важно учить детей не бояться исправлений, спокойно корректировать свои ошибки и радоваться тому, что они все лучше понимают собеседника. После того, как в таблице останется только достоверная информация, необходимо подвести итог и уточнить, какую же погоду, все-таки, любит Коля.

Дополним недостающую информацию и вновь убедимся в ее достоверности

Далее речь пойдет о том, какую погоду Коля не любит. Учитель продолжает фиксировать внимание детей на собеседнике и нацеливает на извлечение недостающей части информации. На доске появляется аналогичная таблица, но теперь под названием «Какую погоду не любит Коля?» На этом этапе работы, дети, как правило, уже понимают, что узнать об этом можно, переспросив, а потому сами бегут к компьютеру. Диалог повторяется в четвертый раз!

После того, как все ответы детей занесены учителем в таблицу, он вновь просит проверить достоверность информации уже знакомым способом. Один ученик разговаривает с Колей, а все остальные проверяют таблицу, корректируя ошибки и обсуждая, кто был прав, а кто ошибался. В конце этой работы подводится итог — уточняется, какую погоду не любит Коля.

Теперь нужно составить из фрагментов целостное представление об отношении героя к погоде, для чего каждому ребенку предлагается рассказать о том, с кем он разговаривал и что узнал об отношении собеседника к погоде.

Многократно повторяя один и тот же диалог, дети каждый раз решали только одну задачу, выделенную для них учителем. С его помощью они учились «слушать» собеседника, извлекать из общения всю информацию и проверять ее достоверность, переспрашивая и уточняя. Для решения поставленных коммуникативных задач мы использовали компьютерную модель «живого» диалога в сочетании с определенной системой вопросов учителя, комбинацией индивидуальных и групповых форм деятельности, системой фиксации результатов общения в таблице.

Как мы видим, компьютерная модель нужна, прежде всего, потому, что виртуальный герой готов повторять диалог столько раз, сколько нужно каждому ребенку, чтобы извлечь всю информацию. При этом смысл и речевое оформление его высказываний остаются неизменными. Во-вторых, диалог с компьютерным героем долго остается привлекательным для ребенка младшего школьного возраста. В-третьих, только при наличии компьютерной модели «живого» диалога учитель может обеспечить одновременное общение каждого ребенка в классе с одним и тем же собеседником.

Заметьте, что все это время ребята работали с диалогом, в котором использовался надежно освоенный ими речевой материал. На таком простом и доступном материале необходимо работать с каждым ребенком до тех пор, пока он не научится самостоятельно извлекать из общения всю информацию в рамках заданного типа диалога. После того, как на модели ребенок научится решать поставленные задачи, необходимо обеспечить практику общения на основе освоенных форм деятельности, продолжая учить его сотрудничать с партнером, извлекать информацию, уточнять и дополнять ее.

Отойдем от компьютера...

Спросим у ребят, знают ли они, какую погоду любят их одноклассники, и если — нет, предложим расспросить друг друга, взять у друзей интервью, а затем рассказать о его результатах.

На этом этапе обучения собеседниками ребенка должны быть только те, кто ему близок и интересен: друзья, одноклассники, родители, соседи по дому, приятели по играм во дворе, любимые учителя и др. Следует также позаботиться о том, чтобы результаты общения каждого ребенка были представлены явно и стали доступны всем ребятам в классе. Итогом диалогов должны становиться рассказы (небольшие альбомы) о тех людях, с кем общался ребенок. И каждый такой текст должен быть удостоверен человеком, о чьих предпочтениях идет речь.

После того, как на модели самого простого диалога программы, ребенок научится решать поставленные коммуникативные задачи в жизни, можно перейти к другим видам диалога, показывая, что об одном и том же можно спрашивать и говорить по-разному.

Последний диалог программы может быть и рабочим, и контрольным. С его помощью Вы сможете надежно проверить, насколько хорошо научился ребенок извлекать нужную информацию из общения, и какие лексические и грамматические средства освоил в пределах диалогов о погоде.

Подведем некоторые итоги...

Предложенный методический вариант использования диалогов является одним из возможных и не исчерпывает системы работы по формированию сложнейшей для детей, нуждающихся в особой помощи, коммуникативной деятельности. Мы хотели лишь показать, как с помощью компьютерной программы сделать видимыми собственно коммуникативные трудности ребенка, и каком длительном развернутом и пошаговом обучении он нуждается для того, чтобы только начать осваивать некоторые коммуникативные задачи в пределах одной темы.

Небольшое отступление: что любит мама?

Возможно, для некоторых детей вопрос об их отношении к разной погоде прозвучит впервые. А если спросить об отношении мамы к погоде? Наши наблюдения показывают, что о симпатиях и антипатиях самого близкого человека дети часто просто не задумываются. К сожалению, многое, что касается внутреннего мира наших детей, часто остается «за кадром» учебного общения, поскольку основной задачей обучения детей, нуждающихся в особой помощи, многие считают прохождение школьной программы, усвоение знаний, которые фиксируются в контрольных работах. В современной жизни деятельность учителя, направленная на осознание таким ребенком ценности отношений, имеет особое значение в связи с тем, что материальные ценности начинают преобладать.

Приведем эпизод из опыта экспериментального обучения нормально развивающихся первоклассников — фрагмент разговора с учителем в компьютерном классе:

— А что любит твоя мама есть на завтрак?

— Не знаю. Я не смотрел.

— Мама ест то же самое, что ты? Или ты ешь вкусное всегда, а мама, если остается?

— Я ем всегда!

— Понятно. А мама?

— Не знаю. А какая разница?

Авторы глубоко убеждены, что в современной ситуации, как никогда необходимо обсуждать с детьми проблемы отношений, привязанностей, ролей, ответственности. Учить сопоставлять собственную жизнь и жизнь близких людей, которые заботятся о них, делая их жизнь счастливой часто в ущерб себе. А начинать следует с самого простого: формирования интереса к жизни и к мнению самых близких людей. Шаг на этом пути, пусть очень маленький, мы попытались сделать в блоке коммуникативных упражнений «Диалоги о погоде».

Поговорим о погоде

Этот блок упражнений поможет ребенку учиться выражать свои чувства и понимать чувства других - окружающих его людей.

В демонстрационной серии после включения телевизора на его экране появится надпись «Погода на завтра» и прогноз погоды в символах. Далее необходимо выбрать из меню оценок ту, что отражает отношение ребенка к завтрашней погоде: хорошая, плохая, прекрасная, неприятная и др. Компьютер вставит выбранное слово во фразу «Завтра будет ... погода». Так происходит введение ребенка в задачу.

В подменю включены два типа заданий:

  • Колино мнение (основа — символы; основа — слова)
  • Мое мнение (основа — символ, основа — слова).

Снег. Это хорошо или плохо?

В серии «Колино мнение» увидев прогноз погоды в символах, ребенок вспоминает свои разговоры с героем об отношении к погоде и выбирает из меню оценочных прилагательных подходящее слово: хорошая, очень хорошая, прекрасная, плохая, неприятная, неважная и др...

В диалогах герой выражал свое отношение к погоде, используя глаголы (люблю — не люблю; нравится — не нравится), в данном же упражнении от ребенка требуется не только вспомнить разговор, но и представить отношение Коли к погоде с помощью другой части речи – прилагательного. Пример, на экране символы: «+ 30, ясно». Ребенку нужно сообразить, что это жаркая погода; вспомнить о том, что Коля любит жару, и выбрать в меню прилагательное, при помощи которого герой мог бы выразить свое предпочтение. Если ребенок забыл, как Коля относится к жаркой погоде, он может вернуться к диалогу, и после этого выполнить задание.

В серии «Мое мнение» ребенок выражает личное отношение к описанной погоде, но теперь уже не с помощью простых слов «да», «нет» (как это было в диалогах), а пользуясь оценочными прилагательными. В помощь детям дается меню, включающее целый ряд таких прилагательных: от самых простых (плохая — хорошая) до достаточно сложных для детей, нуждающихся в особой помощи (замечательная, прекрасная, неважная, неприятная). После того, как ребенок выберет подходящее прилагательное, компьютер сам выстроит на экране законченную фразу. Так, если ребенок решил выразить свое отношение к погоде при помощи прилагательного «неважная» и выбрал это слово в меню, компьютер сам построит фразу: «Будет неважная погода».

Упражнения помогают взрослому выстроить работу по освоению ребенком умения выражать эмоциональное отношение к погоде, проходя путь от простых слов «да» и «нет» к оценочным прилагательным и далее к целой фразе.

Сочиняем прогнозы

Неприятная погода — это ...

Блок упражнений «Сочиняем прогнозы» направлен на решение очень сложных для «наших» детей задач, связанных с умением переходить от факта к оценке и от оценки к факту. Им предстоит понять, что одно и то же явление может вызывать разные чувства у людей. Так, одни считают жаркую погоду замечательной, а другие — неприятной. И наоборот: говоря о неприятной погоде, одни люди имеют в виду жару, а другие — холод. Разница оценок одного и того же явления, в данном случае — погоды, должна стать предметом внимания детей, поэтому упражнение они будут выполнять вдвоем с партнером.

Первый партнер оценивает погоду, представленную на экране телевизора в виде символов, после чего «выключает» телевизор. Прогноз пропадает, и на экране компьютера остаётся только оценка, например: «Погода очень хорошая». Второй партнер «сочиняет» прогноз погоды, ориентируясь на эту оценку. После этого дети сопоставляют прогнозы и ведут разговор о том, какую погоду каждый из них считает очень хорошей.

Многие дети, как показывает экспериментальное обучение, очень эмоционально реагируют на несовпадение представлений, а некоторые возмущаются тем, что партнер говорит глупости, считая, например, жаркую погоду плохой, в то время как она самая лучшая. Своим поведением они демонстрируют взрослым, что еще не готовы принять оценку, отличную от собственной, именно поэтому просят его выступить арбитром и строго объяснить партнеру, что он ошибается и должен немедленно исправить ошибку.

В ходе предложенной игры парами у детей возникает потребность в общении, предметом которого становится как разность эмоциональных оценок одного и того же явления, так и допустимость подобных различий. В таких дискуссиях дети начинают задумываться над тем, что оказывается - называя погоду неприятной, одни люди имеют в виду дождь со снегом, а другие — нестерпимую жару. Задача учителя — показать и убедить детей в том, что различие подобных оценок может быть предмет обсуждения, но ни в коем случае ни спора. Надо понимать, что люди по-разному чувствуют окружающий мир и, в частности, по-разному относятся к дождю, снегу, солнцу. У каждого человека могут быть свои, заслуживающие внимания и уважения, доводы. Нужно научиться формулировать их и приводить собеседнику в ходе разговора. Например: «Я люблю лето, потому что можно купаться в речке, собирать землянику на травинку, ловить бабочек». «А я люблю зиму и снег, потому что можно лепить снежную бабу, кататься на санках с горы. Зимой приходит Дед Мороз». Характер аргументов и сложность их речевого оформления могут варьироваться, но всех детей нужно учить понимать относительность эмоциональных оценок явлений окружающего мира, аргументировать свои оценки, быть терпимым к чужому мнению - уважать чувства других людей. Тема «погода» предоставляет прекрасный материал для решения этих задач с детьми младшего школьного возраста.

Поиграем

Для меня хорошая погода — это ... А для тебя?

Последний блок упражнений «Поиграем» также предназначен для работы парами, поскольку его цель — сделать предметом внимания и размышлений ребенка несовпадение эмоциональных оценок одного и того же факта.

На экране нарисованы два круга. Вверху экрана расположена строка, в которой компьютер предлагает в случайном порядке разные оценки погоды (приводятся оценки, использовавшиеся ранее). Например: «Погода неважная». Пользуясь меню символов, первый партнер «конструирует» в своем кругу погоду, которая соответствует приведенной оценке. После этого он нажатием клавиши «мыши» закрывает свой круг — «делает секрет». Теперь в игру вступает второй партнер, который должен в своем кругу сочинить прогноз погоды, ориентируясь на ту же оценку. После этого первый участник открывает свой круг, и на экране оказываются два прогноза погоды, соответствующие одной и той же оценке. Они сравниваются и обсуждаются. Задача педагога — с помощью упражнений данного блока помочь детям начать осознавать, что одна и та же оценка может даваться разным фактам, и, наоборот — один и тот же факт может по-разному оцениваться двумя людьми.

Мое мнение и мнение окружающих

Важнейшая задача педагога — учить детей задумываться о личном отношении к тем или иным фактам и явлениям окружающего мира, иметь собственное мнение, уметь выражать его и отстаивать аргументировано. Не менее важно учить ребенка воспринимать оценки других людей и быть готовым к тому, что его мнение совсем не обязательно совпадет с мнением окружающих. Все упражнения последних трех блоков этой программы помогают учить этому ребенка на близком и интересном для него материале темы «Погода».

Подведем итог и пойдем дальше

Итак, компьютерная программа «Погода» содержит несколько десятков разнообразных упражнений, которые будут казаться детям игрой. В действительности, эта программа помогает взрослому строить обучение, которое «ведет за собой» развитие ребенка. Это инструмент для выявления и преодоления трудностей в развитии знаковых операций, коммуникативной деятельности, социально-эмоциональном развитии. Использованием программы «Погода» не заканчивается работа над темой «Времена года». Мы подойдем к ней с новой стороны и предложим поразмышлять об одежде людей в разные сезоны года. Следующая часть программы «Одеваемся по погоде» — естественное развитие и продолжение темы.

Переходить к программе «Одеваемся по погоде» авторы рекомендуют после того, как ребенок поработал с программами «Четыре времени года» и «Погода», поскольку подбирать одежду ребенок должен, опираясь на освоенные ранее представления о погоде и ее сезонных изменениях.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Восприятие и переработка информации. Сопоставление оценок и мнений в общении. Обсуждаем погоду [Электронный ресурс] / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2012. –  Альманах №16. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-16/vosprijatie-i-pererabotka-informacii-sopostavlenie
Список литературы
  1. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Кукушкина, О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования [Электронный ресурс]: монография / О.И. Кукушкина. –– М.: Полиграф Сервис, 2005
  3. Кукушкина, О.И. Коммуникация в компьютерном классе [Текст] : [Из опыта работы по прогр. ' Мир за твоим окном ' для глухих и слабослышащих детей по теме ' Диалоги о погоде '] / О.И. Кукушкина // Дефектология. - 1995. - № 6. - С. 48-54.
  4. Малофеев, Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5. - С. 6-11.
  5. Тимофеева, Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы [Текст] / Ж.А. Тимофеева // Дефектология. - 1997. - № 2.
Статьи выпуска: