Компьютерный инструмент дифференциации и осмысления картины мира - «Лента времени» / Альманах №17 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №17 "Специальная поддержка формирования картины мира ребенка с ОВЗ средствами компьютерных технологий: "Лента времени""

Компьютерный инструмент дифференциации и осмысления картины мира - «Лента времени»

О.И. Кукушкина ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва

Введение

За годы дошкольного детства ребенок накапливает немало впечатлений, наблюдений и действий, связанных с сезонными явлениями. Не раз он видел, как начинается дождь, тают под мартовским солнцем сосульки, замерзают лужи, распускаются почки деревьев, опадают листья и др. Он страшился раскатов грома; замирал от сверкающих молний; приходил в восторг, поймав бабочку; недоумевал, когда зимой шел дождь вместо снега и др. Он с радостью избавлялся от шарфа, почувствовав первое весеннее тепло; прибегал с улицы из-за промокших в лужах сапог; сбрасывал с себя одеяло душной летней ночью; возвращался с дачи в город из-за того, что кончается лето. Все это случалось в жизни почти каждого ребенка, но насколько осмысленным оказался этот жизненный опыт? Что вынес ребенок из того, что видел, чувствовал, на чем останавливалось его внимание? Получить ответы на эти вопросы необходимо, так как единственно надежной основой формирования новых представлений о мире является жизненный опыт самого ребенка. Помочь выявить накопленный опыт и оценить его осмысленность помогает специализированная компьютерная программа «Лента времени», разработанная в Институте коррекционной педагогики РАО . Обратимся к этому компьютерному инструменту, чтобы лучше представить себе его возможности, сферу применения, методику работы и уникальные преимущества.

Собираем картину года в фотографиях, обсуждаем, рассказываем личные истории

Первый блок упражнений под названием «Что когда бывает?» включает четыре серии заданий. Во всех случаях предлагается просматривать на экране одну за другой фотографии окружающего мира и выдвигать гипотезу о том, с каким сезоном соотносится каждый образ, устанавливая на движущейся ленте года подходящий, по мнению ребенка, отрезок времени (зима, весна, лето, осень). Результат самостоятельной работы каждого ребенка запоминается компьютером и становится предметом обсуждения со взрослым и сверстниками.

От серии к серии последовательно усложняется образный материал. В первой серии ребенку легко различать времена года, так как на каждой из десяти фотографий можно увидеть множество ярких, существенных признаков определенного сезона. Во второй серии - чуть сложнее, поскольку таких признаков становится меньше. В третьей еще труднее – теперь нужно определить время года, опираясь хотя и на существенный, но единственный признак сезона. В четвертой серии ребенок сможет установить времена года лишь в том случае, если научился соотносить их с занятиями людей и праздниками. Выбирая серию, взрослый задает степень сложности задачи на соотнесение образа мира с временем года.

Во всех упражнениях блока «Что когда бывает?» фотографии появляются на экране по одной. Под фотографией расположена «лента года», отображающая движение времени от сезона к сезону. Она движется только в одном направлении – «из настоящего в будущее», двенадцать нажатий – двенадцать «шагов» - двенадцать месяцев - «круглый год». Словом и цветом обозначены на ленте только времена года. Задача ребенка – передвигать ленту года до тех пор, пока под фотографией не окажется название подходящего, по его мнению, сезона. Выбор подтверждается нажатием «Enter», после чего фотография с экрана исчезает и появляется следующая. Аналогичная работа проводится со всеми 10 фотографиями из набора в каждой серии (рис.1).

Рисунок 1.

тута есть картинка

Обратим внимание на зону «?» в правом нижнем углу экрана. Если ребенок по каким-то причинам, не может сразу уверенно определить время года, изображенное на фотографии и затрудняется в выборе сезона, то у него есть возможность воспользоваться зоной «?», что соответствует ответу – «не знаю», «не уверен», «сомневаюсь». В отличие от традиционных вариантов (четыре сезона – четыре выбора), у ребенка есть пятый выбор – он может отложить на некоторое время принятие решения и на следующем этапе работы обсудить свои сомнения со сверстниками и взрослым. В том случае, если ребенок воспользовался зоной «?», фотография исчезает с экрана, и появляется следующая. «Сложная» же фотография попадет в разряд «неопознанных» и появится только на следующем экране «Обсуждаем».

Если в ходе работы ребенок попросит помочь ему соотнести картину действительности с временем года, не следует торопиться подсказывать ответ. На исходном этапе работы от взрослого требуется иное: всячески поощрять попытки самостоятельного выбора, одобряя каждый сделанный шаг. Только при такой организации деятельности взрослый сможет оценить, насколько хорошо ребенок соотносит образы действительности со временем, есть ли у него затруднения, нуждается ли он в помощи, и какой именно.

После того, как ребенок самостоятельно расклассифицировал все десять предъявленных в серии фотографий, ему предлагается нажать «Enter» и тем самым перейти ко второму этапу работы – обсуждению сделанного. Экран так и называется : «Что когда? Обсуждаем». На этом экране представлен результат самостоятельной работы каждого ребенка - индивидуальная классификация, которая и становится предметом группового анализа и обсуждения. (рис.2).

Рисунок 2.

тута есть картинка

По просьбе взрослого ребенок последовательно «открывает» фотографии, отнесенные им к каждому сезону. Важно не просто показать свой выбор, но и объяснить сверстникам и взрослому, почему он отнес фотографию к определенному сезону: описать найденные приметы и подкрепить свою гипотезу личным опытом впечатлений, наблюдений и действий, рассказав запомнившуюся историю.

Стоит начать рассмотрение фотографий с зимних картин, поскольку эти образы, как правило, хорошо различаются детьми. Такое начало помогает ребенку обрести уверенность в своих силах, включиться в обсуждение. Задача взрослого – организовать обсуждение таким образом, чтобы в ходе этой работы дети учились выделять в картине действительности все существенные признаки времени года, корректно описывать найденные приметы в речи, использовать личный опыт впечатлений, наблюдений и действий, связанных с временем года, в качестве надежного аргумента. Приведем пример (рис. 3)

Рисунок 3.

тута есть картинка

Вначале взрослый ориентирует ребенка на описание в речи всех обнаруженных им примет времени: Почему ты думаешь, что это зима? - Потому что тут снегирь. Снегири к нам только зимой прилетают, а летом тут не живут.

Далее взрослый предлагает обсудить ответ: - Ребята, Вы согласны?

В случае совпадения мнений взрослый высказывает свою точку зрения, после чего предлагает ребенку обратиться к личному опыту зимних впечатлений и подкрепить свой ответ запомнившейся историей.

- Я согласна с вами. Снегири прилетают к нам только зимой, само название этой птицы происходит от слова «снег». А ты сам видел снегирей зимой? - Да! - Расскажи нам, как это случилось. -Один раз я с мамой ходил в парк зимой, мы кормили птиц. Я видел синиц. Они с желтыми грудками. И вдруг мама сказала: «Смотри, а вот снегирь». И я увидел. Он красивый. Грудка красная. Синиц было много, а снегирь один. После того, как ребенок описал одну найденную им существенную примету сезона, опираясь и на личный опыт впечатлений, взрослый ориентирует ребенка на поиск и описание всех других признаков зимы, представленных на фотографии. А что еще говорит о том, что это зима? Ну, снег, конечно. Верно. На фотографии хорошо видно, что снега очень много, он лежит везде: и на земле, и на ветках деревьев. А как ты думаешь, на улице холодно? Думаю, что холодно. Почему ты так думаешь? Снег не тает, значит холодно А еще почему? Снегирь … так сидит…

В случае затруднений ребенка в самостоятельном описании понятной ему ситуации, взрослый оказывает помощь, предлагая наиболее точное ее лексико-грамматическое оформление. - Ты хочешь сказать, что на улице так холодно, что снегирь даже нахохлился? - Да! - Повтори, пожалуйста. - Да, снегирь нахохлился от холода. Завершая обсуждение данной фотографии, взрослый предлагает подвести итог и описать все имеющиеся на фотографии приметы зимы. - Итак, ты думаешь, что на фотографии зима, потому что …

Обсуждая в дальнейшем, с каким сезоном года соотносится эта же фотография у других детей, педагог следует описанной логике обсуждения. Если ребенок допустил ошибки в подборе сезона и в ходе обсуждения убедился в этом при помощи сверстников и взрослого, ему предлагается самому скорректировать неточность – переместить фотографию из одного времени года в другое. В этом случае на перемещенных фотографиях будут появляться специальные «метки» (цвет того времени года, который ребенок ошибочно выбрал вначале), благодаря чему взрослый сможет увидеть, какие времена года ребенок пока еще путает между собой. Неуверенность ребенка в соотнесении образа действительности с временем года также будет обнаружена благодаря появлению «?». Введенные маркеры подскажут взрослому, какие времена года вызывают у ребенка трудности при дифференциации (рис.4).

Рисунок 4.

тута есть картинка

После того, как все фотографии обсуждены, можно переходить к финальному этапу работы. Нажав «Enter», вы сможете перейти к итоговому экрану под названием «Смотрим», где можно увидеть целостную «картину года», собранную самим ребенком на предшествующих этапах работы (рис. 5).

Рисунок 5.

тута есть картинка

Теперь остается в удобном темпе рассмотреть ее, переходя от сезона к сезону в календарном порядке. Восприятие ребенком этой целостной картины года, наполненной конкретным содержанием и «сложенной» им самим, проливает свет на подлинные результаты сотворчества со взрослым - маленький ученик радуется, огорчается, удивляется, остается безразличным, интересуется тем, что получилось у друзей.

При работе в группе важно вызвать интерес детей к панорамам года, которые получились у других, попытаться организовать разговор между «авторами» тех «картин года», которые заметно отличаются друг от друга. Важно увидеть, захочет ли ребенок снова выполнить весь цикл упражнений, чтобы изменить что-либо в своей панораме года. Если такое желание возникнет, его необходимо поддержать. Сравнение результатов первого и второго опыта поможет взрослому лучше понять достигнутый ребенком уровень осмысления явлений окружающего мира.

Собираем картину сезона – допустимые варианты

После того, как ребенок справится с упражнениями блока « Что когда бывает?», и мы убедимся в том, что он уже уверенно соотносит времена года с наиболее типичными для них картинами действительности (зима морозная, лето жаркое и др.) можно переходить ко второму блоку упражнений под названием «Что бывает ….(зимой, летом, осенью, весной) ?». Выполнение этих заданий поможет избежать формирования у детей стереотипных, ограниченных только типичными картинами, представлений о временах года. Используя упражнения второго блока программы, можно собрать и обсудить картины действительности, укладывающиеся во временные границы каждого сезона. Серии так и называются: Зима, Весна, Лето, Осень. Авторы программы так подобрали фотографии в каждой серии, чтобы представить и типичные для выбранного сезона картины действительности (снежная и морозная зима, жаркое сухое лето); и реже встречающиеся, но возможные (оттепель зимой, снег с дождем в декабре, прохладное дождливое лето); и те, что характерны для периода «межсезонья» (поздняя осень – начало зимы; конец зимы – начало весны).

В начале работы ребенку предлагается самостоятельно выбрать из предложенного набора фотографий те, что соответствуют, по его мнению, заданному на «ленте времени» сезону и таким образом составить картину из предложенных вариантов. (рис.6).

Рисунок 6.

тута есть картинка

Прежде, чем приступать к работе, взрослый должен помочь ребенку точно понять, что от него требуется, научить рассматривать фотографии с помощью курсорных стрелок (справа от фотографии), показать, как пользоваться кнопками «Да», «Нет» и непременно напомнить, что есть третий выбор - «?». В случае незнания или неуверенности можно, как и ранее, отложить на время принятие решения и обсудить позже свои сомнения со сверстниками и взрослым. После этих необходимых объяснений ребенок должен действовать самостоятельно.

Полезно приучать маленького ученика просматривать весь предлагаемый набор фотографий прежде, чем делать выбор. Если в ходе работы ребенок попросит помочь ему определить, относится ли изображенная картина природы к сезону, заданному на «ленте времени», не нужно торопиться предлагать верный ответ. И в этом блоке упражнений от взрослого требуется на первом этапе поощрять попытки самостоятельного выбора, одобряя каждый сделанный шаг. Только такая организация деятельности позволит оценить, насколько богат опыт ребенка, насколько он свободен от стереотипов, в какой мере «открыт» к восприятию возможных, в том числе неожиданных вариантов сезонных картин, насколько готов он к освоению понятия «межсезонье».

Помочь ребенку обсудить варианты картин действительности, укладывающиеся во временные границы сезона, педагог сможет на следующем этапе работы (рис.7).

Рисунок 7.

тута есть картинка

Если в начале работы с упражнением ребенок пытался составить образную картину сезона, исключая несоответствующие, по его мнению, варианты, то теперь требуется убедить партнеров в правильности сделанного выбора. Как и ранее, взрослый организует и направляет групповое обсуждение. Он предлагает каждому ребенку показывать на фотографии и описывать в речи те признаки, на которые он опирался при отнесении фотографии к определенному времени года и апеллировать к личным впечатлениям, рассказывая конкретные жизненные истории (Так бывает именно …. Я видел… Я помню, как однажды … Мне мама читала о том, как …. Мне папа рассказывал .. Когда я был в деревне бабушка мне показывала … и др.)

Обсуждение может быть организовано в паре «ребенок – взрослый», в группе «ребенок – взрослый – другие дети». В том случае, когда дети сталкиваются с незнакомой им картиной действительности, относя ее по этой причине в папку со знаком («?»),на помощь приходит взрослый. Он описывает фотографию, выделяет сезонные приметы и непременно рассказывает увлекательную запоминающуюся историю. Если в процессе обсуждения ни взрослый, ни партнеры по дискуссии не смогли повлиять на выбор ребенка (даже ошибочный!), пусть фотография пока останется на прежнем месте.

После того, как все фотографии обсуждены, исправлены в случае необходимости ошибки, можно переходить к финальному этапу работы. Авторы программы намеренно возвращают ребенка к ленте года, где теперь будет представлена «панорама» сезона, включающая разнообразные картины действительности: типичные, редкие, характерные для периодов межсезонья. Пользуясь специальной кнопкой, ребенок может в удобном для него темпе рассматривать сменяющие друг друга на протяжении сезона картины.

Дети увидят не только все отобранные ими к сезону и уже знакомые фотографии , но также и те, что добавили авторы, чтобы расширить представления детей, вызвать их интерес к разнообразию окружающего мира и границах его изменений, допустимых для каждого времени года. (рис.8).

Рисунок 8.

тута есть картинка

Управлять компьютерной программой «Лента времени» очень просто, для этого не требуется специальных знаний, достаточно уметь пользоваться «мышкой».

Уникальное преимущество

Взрослому предоставлена возможность вводить в программу новые наборы фотографий, дополняя уже имеющийся материал. Так, если представленные в программе сезонные картины действительности не соответствуют климатическим условиям того региона, где живут дети, т.е. не отражают реального опыта их впечатлений, наблюдений и действий, не следует отказываться от работы с «Лентой времени». Взрослый может подобрать из имеющихся у него или создать набор фотографий, отражающий региональные условия и адекватный опыту детей. Сделать это несложно, поскольку в меню программы представлена пошаговая инструкция по созданию дополнительного набора фотографий, описаны технические и собственно педагогические требования к этой работе.

«Региональный» набор целесообразно создавать для всех четырех серий каждого блока, поскольку в этом случае можно последовательно и контролируемо наращивать степень трудности решения задачи на соотнесение образов мира с календарной структурой года. Но и в том случае, когда представленные на фотографиях картины действительности вполне соответствуют климатическим условиям региона, важно дополнить имеющиеся наборы еще одним – персональным, предложив родителям подобрать в семейном архиве фотографии, отражающие жизнь ребенка. Создавая и используя в обучении персональные наборы фотографий, мы предоставляем детям необходимую возможность «вписывать» события своей жизни и жизни семьи в календарную структуру года. Работа с таким набором фотографий особенно интересна ребенку, он с радостью рассказывает о себе, старается сделать это как можно лучше, подробнее, готов с благодарностью принимать помощь взрослого в подборе наиболее точных и ярких способов описания случившегося. События жизни ребенка интересны не только ему, но и сверстникам в группе, поскольку связь отображенного на фотографии события со временем очевидна только для участника, остальным она не всегда ясна, и становится интересно спрашивать, узнавать и сравнивать.Работа с программой «Лента времени» станет еще более продуктивной и доставит истинное удовольствие ребенку, если взрослый (педагог или воспитатель детского сада) решится создать дополнительный набор фотографий, отражающий события его жизни. Дети очень внимательно разглядывают эти фотографии, с радостью берутся угадывать время действия, приводят аргументы, задают вопросы и с особым вниманием слушают рассказы столь значимого для них взрослого.

Итак, уникальное преимущество компьютерной программы «Лента времени» в сравнении с традиционными средствами обучения состоит в том, что с ее помощью можно составить вместе с ребенком множество дополняющих друг друга картин жизни применительно к каждому сезону и календарному году в целом. Такая работа необходима для предупреждения и преодоления однозначности, ситуативности и стереотипности представлений детей о временах года. Она поможет формировать русло размышлений ребенка об окружающем мире как о неотъемлемом и закономерно меняющемся контексте личного бытия, с которым так или иначе соотносятся события его внешней и внутренней жизни, а также жизни окружающих людей.

Поддержка в нужный момент

Призом ребенку служат анимированные фотографии разных времен года, появляющиеся на экране с музыкальным сопровождением. Например: бегут весенние ручьи, и плывет бумажный кораблик, подгоняемый задорной мелодией; или падает снег в волшебном свете фонарей под звуки рождественских колокольчиков. Непривычным для многих окажется то, что приз возникает на экране не автоматически и не в результате правильно выполненного задания. Кому-то из детей приз понадобится вскоре после начала работы, это поддержит желание продолжить непростое дело. Кому-то потребуется передохнуть в середине пути, чтобы успешно продолжить работу, а кто-то нуждается в поощрении только в случае правильно выполненного задания и в самом конце работы. Нам было важно подержать ребенка в тот момент, когда это, действительно, необходимо, а потому приз в программе «Лента времени» вызывается взрослым и весьма простым способом - нажатием функциональной клавиши F5.

Взрослый также может показать ребенку, как вызывается приз на экран, и предложить ему самому решать, когда требуется передышка или награда за сделанную работу. Этого не следует бояться, большинство детей, как показывает наш опыт, не злоупотребляют предоставленной возможностью. Взрослому же полезно увидеть, как ведет себя ребенок, если награда оказывается в его руках и воспользоваться ей он может в любой момент. Это помогает понять, на каком этапе работы ребенок устает, теряет интерес, испытывает трудности, как часто он хотел бы иметь награду и что в его работе достойно поощрения.

Кто, где и когда может использовать компьютерную программу «Лента времени»

Программа может быть полезна в различных детских образовательных учреждениях: массовых, комбинированных, специальных. Она особенно необходима детям, испытывающим трудности в освоении представлений о мире, осмыслении и обобщении своего опыта впечатлений, наблюдений и действий.

«Лента времени» может служить эффективным инструментом обучения дошкольников в разных предметных областях, применяться для организации фронтальной и индивидуальной работы.

Программа может быть с успехом использована и дома, с ее помощью родителям будет гораздо легче увлечь дошкольника той работой, которая ему необходима для осмысления происходящего с ним и вокруг него. Программа может искусно использоваться и старшим поколением семьи – бабушками и дедушками. Бесценной для ребенка является их готовность терпеливо и доброжелательно выслушивать его размышления, проявлять интерес к его соображениям, вести диалог, не оказывая давления и не торопясь получить единственно правильный ответ.

Компьютерная программа «Лента времени» поможет тем взрослым, кто дорожит развитием ребенка, хочет понять его трудности и помочь преодолеть их. В следующий раз мы расскажем о том, что удается узнать с помощью этой компьютерной программы о развитии представлений о мире у детей 6-7 лет, и какие педагогические выводы из этого следуют.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Кукушкина, О.И.  Компьютерный инструмент дифференциации и осмысления картины мира - «Лента времени» [Электронный ресурс] / О.И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2013. –  Альманах №17. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-17/kompjuternyj-instrument-differenciacii-i-osmyslenija
Список литературы
  1. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Кукушкина, О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования [Электронный ресурс]: монография / О.И. Кукушкина. –– М.: Полиграф Сервис, 2005. – [Гл. III] : Использование информационных технологий в области развития представлений о мире.
  3. Лента времени [Прикладная программа] : Цикл специализированных компьютерных программ "Картина мира". Программа первая / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова. — М.: Полиграф сервис, 2002. — 1 электрон, опт. диск (CD-ROM) : (205 Мб) : текстовые, граф., зв. данные.
  4. Малофеев, Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5. - С. 6-11.