От редакции / Альманах №17 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №17 "Специальная поддержка формирования картины мира ребенка с ОВЗ средствами компьютерных технологий: "Лента времени""

От редакции

Новый выпуск Альманаха продолжает знакомить читателя с разработками сотрудников ИКП РАО в области использования компьютерных технологий для специальной поддержки развития детей с ОВЗ. В проекте специального образовательного стандарта особое внимание было уделено развитию жизненной компетенции детей с ОВЗ, что невозможно вне помощи ребенку в формирования полноценно осмысленной, упорядоченной и осмысленно дифференцированной картины мира. Даже в самых благополучных случаях дети с ОВЗ достаточно ограничены в формировании активного жизненного опыта, поэтому их представления о мире могут быть не только неполны и фрагментарны, но и недостаточно связаны с жизнью самого ребенка. В этих условиях страдает не только формирование реальных навыков жизни, но и развитие представления ребенка о себе, своих возможностях, притязаниях, возможность присвоения и реального использования академических знаний и умений. Как известно, одной из основ организации картины мира ребенка является освоение им представлений о временах года, порядке их смены в круговороте года. Применение компьютерных технологий показывает, что способность правильно разложить картинки еще не позволяет нам увериться в наличии у ребенка дифференцированных и аргументированных представлений о сезонах и календарном годе. Специалистам предлагается компьютерная программа «Лента времени» (авторы Е.Л.Гончарова, Т.К.Королевская, О.И.Кукушкина), позволяющая оценивать степень сформированности таких представлений. Эта программа позволяет учить ребенка не просто выделять и фиксировать признаки сезона, а формировать русло его размышлений о закономерной смене времен года в контексте личного опыта, событий внешней и внутренней жизни, собственной и близких людей. Она позволяет ребенку думать, вспоминать, сомневаться и, в итоге, уходить в своих суждениях от однозначности и стереотипности, создавать свою картину сезонов и своего года жизни. Приводятся данные о том, что применение этой технологии специального образования, показано не только детям с ОВЗ, она открывает новые возможности и для нормально развивающегося ребенка, может стимулировать когнитивное развитие. В приложении представлен многообразный картинный материала, используемый в «Ленте времени», и даны принципы его отбора, дополнения для разных региональных условий и индивидуальных нужд ребенка.

Печать
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями