Помощь ребенку в дифференциации и осмыслении картины мира в контексте новых стандартов образования детей с ОВЗ / Альманах №17 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №17 "Специальная поддержка формирования картины мира ребенка с ОВЗ средствами компьютерных технологий: "Лента времени""

Помощь ребенку в дифференциации и осмыслении картины мира в контексте новых стандартов образования детей с ОВЗ

Н.Н. Малофеев ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва
О.С. Никольская ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва
О.И. Кукушкина ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва
Е.Л. Гончарова ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва

Необходимость разработки специального федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС) определена тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей. Специфика этих потребностей задается характером и степенью нарушения психического развития, однако в наиболее общем виде, для всех детей с ОВЗ, она может быть выражена как необходимость уделять особое внимание развитию жизненной компетенции ребенка.

Если «академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем, то компонент «жизненной компетенции» - как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми в каждодневной жизни. Формируемая жизненная компетенция ребенка обеспечивает развитие его активных отношений с окружением, является условием присвоения и использования академических достижений.

Соотношение компонентов «жизненной компетенции» и «академического» в структуре образования ребенка с ОВЗ определяется особенностями проблем разных категорий детей, отражает специфику разработки каждой области образования, и соответствует степени активности и независимости жизни, к которой мы готовим ребёнка, исходя из представлений о его возможностях и ограничениях. Задача формирования жизненной компетенции реализуется в каждой содержательной области, она актуальна для всех вариантов СФГОС, и ее значение возрастает от первого варианта к четвёртому.

Обязательным условием развития жизненной компетенции является целенаправленная помощь ребенку в дифференциации и осмыслении его картины мира и её временно-пространственной организации. Концепция СФГОС предусматривает оказание такой помощи всем категориям детей с ОВЗ, во всех вариантах стандарта. Опыт показывает, что в большинстве случаев она необходима детям даже, если к моменту поступления в школу их развитие приближается к возрастной норме и представляется вполне благополучным.

Развитие картины мира ребенка с ОВЗ в большей степени связано с реализацией такой содержательной области СФГОС как «Естествознание и практика взаимодействия с окружающим миром». Само название здесь отражает взаимодополняющие стороны образовательного процесса, а содержательные линии обучения раскрывают академический и практический компоненты:

  1. Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире.
  2. Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной и полноценной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
  3. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

Образование ребёнка с ОВЗ на начальной ступени может считаться качественным и удовлетворять взрослых при условии продвижения ребёнка по обоим направлениям – «академическому» и «жизненной компетенции».

Рассмотрим основные направления коррекционной работы по дифференциации и осмыслению картины мира ребенка и требования к ее результатам к концу начального школьного обучения.

Направления коррекционной работы Требования к результатам
Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности. Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, интересных ребенку достопримечательностей и др.
Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребёнка. Формирование умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком. Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Устанавливать взаимосвязь порядка природного и бытового уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя сообразно этому пониманию (выбрать одежду, спланировать свои занятия в соответствии с сезоном и погодой, быть готовым и уметь соответствовать складывающимся обстоятельствам: помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день, и т.д.).
Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности и ответственности во взаимодействии со средой. Развитие любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Развитие активности, представлений о собственной результативности и ответственности во взаимодействии с миром. Накопление опыта освоения нового при решении актуальных бытовых задач, экскурсий и путешествий, доступных экспериментов и направленных наблюдений.
Развитие способности ребёнка взаимодействовать в освоении окружающего с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок и др.). Умение передать свои впечатления от происходящего, представить соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей, делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.

Таким образом, основным результатом обучения видится не само накопление знаний об окружающем, а расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности; целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребёнка. Формирование умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком; внимания и интереса к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, пониманию значения собственной активности во взаимодействии со средой; развитие способности взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Помощь ребенку в дифференциации и осмыслении картины мира в контексте новых стандартов образования детей с ОВЗ [Электронный ресурс] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2013. –  Альманах №17. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-17/pomosch-rebenku-v-differenciacii-i
Список литературы
  1. Баенская Е.Р. Нарушения активного взаимодействия с окружающим миром у детей с аутизмом раннего возраста [Текст] / Е.Р. Баенская // Дефектология. – 2013. - № 3.
  2. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка [Текст] : метод. пособие к специализир. компьютер. программе 'Мир за твоим окном' / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова ; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Полиграф Сервис, 2008. - 144 с.
  4. Кукушкина, О.И. Я открываю мир. Во дворе. На даче. Дидактический материал по развитию мышления и речи : пособие для дошкольников и учащихся нач. классов : с прил. "Краткое методическое руководство" / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.: ил. + Прил. (63 с.: ил.).
  5. Малофеев, Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5. - С. 6-11.
  6. Никольская, О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение [Текст] / О.С. Никольская. – М. : МГППУ, 2008. – 464 с.
  7. Никольская, О.С. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования для детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] : проект / О.С. Никольская. – М.: Просвещение, 2013. – 29 с. – (Стандарты второго поколения).
  8. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования глухих детей [Текст] : проект / Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, Т.А. Соловьева. – М.: Просвещение, 2013. – 59 с. – (Стандарты второго поколения).
  9. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития [Текст] : проект / И.А. Коробейников, Е.Л. Инденбаум, Н.В. Бабкина. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
Статьи выпуска: