Детский аутизм: пути понимания и помощи
Альманах №18 · Выпуск первый · 2014 год
Развитие клинико-психологических представлений о детском аутизме
Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был выделен американским психиатром Л. Каннером, при том, что описания таких детей и попыток коррекционной работы с ними были известны уже с начала XIX века. Почти в это же время или даже раньше к постановке сходных клинических проблем пришли H. Asperger и С.С. Мнухин. Интенсивное изучение феномена детского аутизма началось именно с работ...
Ключевые слова
Развитие клинико-психологических представлений о детском аутизме
детский аутизмрасстройства аутистического спектра
нарушения контакта
нарушение психического развития
биологическая дефицитарность
полиморфность проявлений
Особенности психического развития детей с аутизмом
,
Если в начале изучения синдрома часто подразумевалось, что лишь неконтактность ребенка мешает ему проявить свою компетентность и реализовать сохранные способности, то в настоящее время, детский аутизм рассматривается как первазивное (всепроникающее) нарушение развития, затрагивающее все сферы психики ребенка. И сами проблемы контакта таких детей в настоящее время рассматриваются в контексте этой множественной дефицитарности...
Ключевые слова
Особенности психического развития детей с аутизмом
первазивное нарушение развитиябазально-энергетическая недостаточность
регуляция активности
инстинктивное поведение
трудности переработки и организации информации
Структура нарушения психического развития при детском аутизме
Стремясь представить весь спектр множественных специфических проблем психического развития ребенка с аутизмом, мы останавливались и на попытках специалистов понять природу их возникновения. Фрагментарность картины мира аутичного ребенка связывалась с ослаблением существующей в норме тенденции объединять отдельные впечатления в целостный образ, а сложности установления эмоционального контакта и...
Ключевые слова
Структура нарушения психического развития при детском аутизме
искажение психического развитиядезадаптация
снижение порога дискомфорта
снижение активности
аутостимуляция
когнитивная дефицитарность
Психологическая классификация детского аутизма
При общем типе нарушения психического развития дети с аутизмом имеют значительные индивидуальные различия. Среди типических случаев детского аутизма можно выделить детей с четырьмя основными моделями поведения, различающимися своими системными характеристиками. В рамках каждой из них формируется характерное единство доступных ребенку средств активного контакта со средой и окружающими людьми и форм аутистической...
Ключевые слова
Психологическая классификация детского аутизма
характер аутизмаотрешенность
негативизм
поглощенность стереотипными интересами
ранимость в контактах
Страхи у детей с аутизмом. Часть 1.
,
Легко возникающие страхи и повышенная тревожность, затрудняющие активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, характерны для многих нарушений психического развития. Проблема страхов является одной из наиболее выраженных поведенческих проблем и у детей с аутистическим развитием, при котором исходно отмечается особая чувствительность ребенка по отношению к ряду сенсорных воздействий...
Ключевые слова
Страхи у детей с аутизмом. Часть 1.
страхипугающие впечатления
дискомфорт
тревога
психический тонус
преодоление страшного
Страхи у детей с аутизмом. Часть 2.
, ,
Страхи и тревожность у детей с аутизмом, как и остальные поведенческие проблемы, проявляются в зависимости от варианта синдрома в разных формах и с различной интенсивностью. Так, при самом глубоком нарушении взаимодействия с окружением может наблюдаться отсутствие чувства опасности, особое «бесстрашие» ребенка, для другого тяжелого варианта аутистического развития характерны множественные прочно фиксированные страхи...
Ключевые слова
Страхи у детей с аутизмом. Часть 2.
страхипугающие впечатления
дискомфорт
тревога
психический тонус
преодоление страшного