Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах №18
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Детский аутизм: пути понимания и помощи

Детский аутизм: пути понимания и помощи
Детский аутизм , ранее считавшейся крайне редкой проблемой детского возраста, в последние годы выявляется настолько часто, что возникает вопрос: не накрывает ли нас настоящая «эпидемия» расстройств аутистического спектра. Что происходит с этими детьми, почему их так много, как им помочь, все ли мы делаем для них, к кому обратиться, и существуют ли надежные методы лечения, специального воспитания, обучения - все это активно обсуждается и волнует не только родителей и специалистов, но и многих других лично заинтересованных людей. Включаясь в это обсуждение, мы надеемся, что наш опыт поиска средств психолого-педагогической помощи детям с аутизмом будет использован для создания системы поддержки детей и их близких, подготовки специалистов и родителей к пониманию ребенка, выбору и реализации подходящих ему программ на всех этапах взросления и социализации. Мы рассчитываем представить в Альманахе серию выпусков, посвященных детскому аутизму. Первый – в большей степени посвящен общим вопросам, что поможет нам обосновать наш выбор направления и методов помощи психическому и социальному развитию детей с аутизмом. Мы познакомим читателей с клинико-психологической характеристикой детского аутизма, представим наше понимание закономерностей нарушения психического развития при аутизме и как, с психологической точки зрения, оцениваем степень трудностей развития ребенка с аутизмом. В то же время, уже в этом выпуске мы начинаем публикацию статей, посвященных практической психологической работе – в данном случае с типичными для таких детей страхами. Подробнее о выпуске»

Развитие клинико-психологических представлений о детском аутизме

О.С. Никольская
Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был выделен американским психиатром Л. Каннером, при том, что описания таких детей и попыток коррекционной работы с ними были известны уже с начала XIX века. Почти в это же время или даже раньше к постановке сходных клинических проблем пришли H. Asperger и С.С. Мнухин. Интенсивное изучение феномена детского аутизма началось именно с работ...
Читать статью   Ключевые словадетский аутизм, расстройства аутистического спектра, нарушения контакта, нарушение психического развития, биологическая дефицитарность, полиморфность проявлений

Особенности психического развития детей с аутизмом

О.С. Никольская, М.Ю. Веденина
Если в начале изучения синдрома часто подразумевалось, что лишь неконтактность ребенка мешает ему проявить свою компетентность и реализовать сохранные способности, то в настоящее время, детский аутизм рассматривается как первазивное (всепроникающее) нарушение развития, затрагивающее все сферы психики ребенка. И сами проблемы контакта таких детей в настоящее время рассматриваются в контексте этой множественной дефицитарности...
Читать статью   Ключевые словапервазивное нарушение развития, базально-энергетическая недостаточность, регуляция активности, инстинктивное поведение, трудности переработки и организации информации

Структура нарушения психического развития при детском аутизме

О.С. Никольская
Стремясь представить весь спектр множественных специфических проблем психического развития ребенка с аутизмом, мы останавливались и на попытках специалистов понять природу их возникновения. Фрагментарность картины мира аутичного ребенка связывалась с ослаблением существующей в норме тенденции объединять отдельные впечатления в целостный образ, а сложности установления эмоционального контакта и...
Читать статью   Ключевые словаискажение психического развития, дезадаптация, снижение порога дискомфорта, снижение активности, аутостимуляция, когнитивная дефицитарность

Психологическая классификация детского аутизма

О.С. Никольская
При общем типе нарушения психического развития дети с аутизмом имеют значительные индивидуальные различия. Среди типических случаев детского аутизма можно выделить детей с четырьмя основными моделями поведения, различающимися своими системными характеристиками. В рамках каждой из них формируется характерное единство доступных ребенку средств активного контакта со средой и окружающими людьми и форм аутистической...
Читать статью   Ключевые словахарактер аутизма, отрешенность, негативизм, поглощенность стереотипными интересами, ранимость в контактах

Страхи у детей с аутизмом. Часть 1.

Е.Р. Баенская, И.Е. Гусева / Источник: «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», 2013 г., №7
Легко возникающие страхи и повышенная тревожность, затрудняющие активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, характерны для многих нарушений психического развития. Проблема страхов является одной из наиболее выраженных поведенческих проблем и у детей с аутистическим развитием, при котором исходно отмечается особая чувствительность ребенка по отношению к ряду сенсорных воздействий...
Читать статью   Ключевые словастрахи, пугающие впечатления, дискомфорт, тревога, психический тонус, преодоление страшного

Страхи у детей с аутизмом. Часть 2.

Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, И.Е. Гусева
Страхи и тревожность у детей с аутизмом, как и остальные поведенческие проблемы, проявляются в зависимости от варианта синдрома в разных формах и с различной интенсивностью. Так, при самом глубоком нарушении взаимодействия с окружением может наблюдаться отсутствие чувства опасности, особое «бесстрашие» ребенка, для другого тяжелого варианта аутистического развития характерны множественные прочно фиксированные страхи...
Читать статью   Ключевые словастрахи, пугающие впечатления, дискомфорт, тревога, психический тонус, преодоление страшного