Альманах №19

От редакции

В этом выпуске альманаха мы продолжаем публикацию статей, посвященных проблеме детского аутизма. Мы планируем познакомить читателя с историей клинического и психолого-педагогического изучения феномена аутизма в России, с тем, как развивались представления о необходимых аутичным детям формах помощи в нашей стране (статья О.С.Никольской). Здесь же мы публикуем статью М.Ю.Ведениной, в которой содержится обзор основных коррекционных подходов к синдрому детского аутизма на Западе.

Основной темой номера станет обсуждение и обоснование коррекционного подхода, разработанного сотрудниками ИКП РАО (статья О.С.Никольской, Е.Р.Баенской). Понимание данного подхода невозможно без обращения к проблеме раннего развития аффективной сферы и фиксации признаков нарушения этого развития при формирующемся синдроме. Этим темам будут посвящены материалы Е.Р.Баенской, здесь же будет определено понятие «совместно-разделенного переживания», являющееся центральным для понимания сути данного коррекционного подхода.

Мы продолжаем публикации, посвященные практической психологической помощи детям с аутизмом, и, обращаясь к раннему возрасту, представим метод игровой холдинг терапии (статья М.М.Либлинг). Это трансформация известного за рубежом и до сих пор вызывающего споры метода, который в нашей модификации оказался достаточно эффективным в помощи семьям, воспитывающим аутичных детей раннего и дошкольного возраста.

Статьи выпуска:

    Изучение проблемы детского аутизма в России

    Никольская О.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Изучение проблемы детского аутизма в России

    детский аутизм
    глубокое первазивное расстройство
    модель аутистического развития
    медико-психолого-педагогического изучение
    Аннотация

    Изучение проблемы детского аутизма в России

    В статье анализируется история клинического и психолого-педагогического изучения аутизма в нашей стране за последние 45 лет. Выделяются этап разработки этой темы преимущественно в русле психиатрии, а также этап медико-психолого-педагогического изучения аутистического развития в НИИ Дефектологии с конца 70-ых годов. Кратко изложена модель аутистического развития как глубокого первазивного расстройства, связанного с нарушением активности и снижением порога аффективного дискомфорта в контактах аутичного ребенка со средой.

    Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом

    Веденина М.Ю.

    Читать

    Ключевые слова

    Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом

    о современных подход к коррекции аутизма
    пути помощи
    DIR-модель
    метод Floor-time
    Аннотация

    Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом

    Благодаря данной публикации читатель сможет получить представление о современных подходах к коррекции аутизма за рубежом. Каждое из рассмотренных в статье направлений базируется на своих теоретических позициях, по-своему видит общую картину расстройства и его причины. Из описанных путей помощи наиболее близким к нашему подходу, несмотря на разницу в теоретических основаниях, представляется DIR-модель (метод Floor-time)

    Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода

    Баенская Е.Р. , Никольская О.С.

    Читать

    Ключевые слова

    Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода

    autistic disorder
    affective development
    self-stimulation
    joint emtional experiences
    Аннотация

    Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода

    Статья посвящена основам подхода к коррекции аутистических расстройств развития, разработанном в Институте коррекционной педагогики. Изложена модель нарушения развития аффективной сферы аутичного ребёнка, которая лежит в основе данного коррекционного подхода. Описаны и обоснованы важнейшие этапы психокоррекционной работы: подключение взрослого к активности аутичного ребенка, развитие совместных переживаний, их смысловая проработка и усложнение. Акцент в статье сделан на развитии активных осмысленных отношений аутичного ребёнка с миром как главной цели всего психокоррекционного воздействия.

    Закономерности раннего эмоционального развития в норме

    Баенская Е.Р.

    Читать

    Ключевые слова

    Закономерности раннего эмоционального развития в норме

    закономерности раннего нормального эмоционального развития
    аффективная жизнь младенца
    совместно разделенное действие
    совместно разделенное переживание
    отношение с окружением
    Аннотация

    Закономерности раннего эмоционального развития в норме

    В статье прослеживается ход нормального становления аффективной сферы ребенка в раннем возрасте, анализируются его последовательные достижения в развитии отношений с окружением, в формировании индивидуального аффективного опыта. По аналогии и в дополнение к принятому в отечественной психологии развития понятию «совместно разделенное действие» вводится понятие «совместно разделенное переживание», определяющее исток и движущую силу развития индивидуальной аффективной жизни младенца.

    Раннее аффективное развитие детей с аутизмом

    Баенская Е.Р.

    Читать

    Ключевые слова

    Раннее аффективное развитие детей с аутизмом

    аутистический дизонтогенез
    синдром аутизма
    формы аффективного взаимодействия ребенка
    детский аутизм
    Аннотация

    Раннее аффективное развитие детей с аутизмом

    В публикации рассматриваются первые характерные признаки формирующегося синдрома детского аутизма; прослеживается динамика ранних трудностей аффективного развития ребенка, искажающих ход психического онтогенеза; выделяются их сочетания, характерные для разных вариантов аутистического дизонтогенеза. Прослеживается связь наиболее ярких проявлений сложившегося синдрома аутизма с первичной дефицитарностью ранних форм аффективного взаимодействия ребенка с близкими; определяется основное направление и содержание коррекционной помощи.

    Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения

    Либлинг М.М.

    Читать

    Ключевые слова

    Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения

    игровая холдинг терапия
    дети с аутизмом
    привязанность ребенка к матери
    психологический механизм
    Аннотация

    Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения

    Статья рассказывает об игровой холдинг терапии – модификации известного зарубежного метода. Читатель познакомится с опытом применения игровой холдинг терапии в коррекционной помощи детям с аутизмом и их семьям. Приводится исследование психологического механизма данного метода, показавшее, что в процессе игровой холдинг терапии формируется привязанность аутичного ребенка к матери, качественно сопоставимая с привязанностью ребенка младенческого и раннего возраста к матери при нормальном онтогенезе. Уточняются методические рекомендации и обсуждаются этические аспекты терапии
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности