Формирование механизмов слухового восприятия у детей раннего возраста в норме и при нарушении слуха / Альманах №2 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №2 "Ранний возраст"

Формирование механизмов слухового восприятия у детей раннего возраста в норме и при нарушении слуха

З.С. Алиева "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования", Москва

Психическая деятельность и речевое развитие ребенка тесно связаны с состоянием слуховой функции. Этим определяется необходимость раннего выявления нарушений слуха, проведения аудиолого-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию дефекта. Вместе с тем, применение методов исследования слуха, основанных на регистрации поведенческих реакций у детей раннего возраста, затруднено.

В последние годы большое распространение приобрели объективные методы исследования слуховой функции. Среди способов объективного исследования слуха наиболее широко используются - коротколатентные слуховые вызванные потенциалы (КСВП) и длиннолатентные слуховые вызванные потенциалы (ДСВП). КСВП отражают активность периферического отдела слухового анализатора (слуховой нерв, кохлеарные ядра, верхнеоливарный комплекс, боковая петля, нижние бугры четверохолмия). ДСВП отражают активность высших корковых отделов слухового анализатора (первичная слуховая кора).

Задача настоящего исследования заключалась в изучении механизмов слухового восприятия у детей первых месяцев и лет жизни в норме и при нарушении слуха.

Всего было исследовано 650 детей в возрасте от 2 недель до 2 лет.

Исследование показало, что у детей к 2-х месячному возрасту четко регистрируется весь компонентный состав слуховых вызванных потенциалов (СВП), характерный для взрослых нормально слышащих. При регистрации КСВП наиболее четко выражен и прослеживается до значений, близких к порогу звуковосприятия, Y компонент, а при регистрации ДСВП - комплекс N1-P2. Пороги появления СВП к 6- месячному возрасту составляют 10-15 дБ. nHL (нормальный порог слышимости), что соответствует дефинитивному типу. Показателем степени зрелости генерирующих СВП структур являются также амплитудно-временные параметры ВП. Выявлено, что с возрастом наблюдается закономерное укорочение временных параметров: пиковые латентности КСВП достигают дефинитивного типа по I компоненту к 6 месяцам, Ш и Y компонентам - к 1 году жизни. Амплитудные значения основных компонентов КСВП возрастают и достигают дефинитивного типа к 1 году жизни.

Пиковые латентности компонентов ДСВП с возрастом сокращаются, а амплитудные значения увеличиваются. Вместе с тем, корковые ВП детей этого возраста значительно отстают по своим параметрам от ДСВП взрослых нормально слышащих.

На основании проведенных исследований установлена гетерохронность созревания разных уровней слухового анализатора. Анализ амплитудно-временных характеристик КСВП и ДСВП у детей с нарушением слуха в сопоставлении с нормой выявил ряд отличий, свидетельствующих об особенностях функционирования слуховой системы в случаях патологии.

У детей с нейросенсорными нарушениями в отличие от нормы не наблюдается возрастной динамики временных параметров компонентов КСВП и ДСВП.

Установлены несколько типов зависимости амплитудных и временных параметров компонентов КСВП и ДСВП при нарастающей интенсивности стимула. Резкое возрастание амплитудно-временных параметров КСВП и ДСВП при незначительном увеличении интенсивности стимула отражает феномен ускорения нарастания громкости (ФУНГ) и является его электрографическим коррелятом.

Обнаруженный в исследовании факт отсутствия динамики временных параметров КСВП и ДСВП при нейросенсорных нарушениях слуха указывает на глубокие морфофункциональные изменения, происходящие на разных уровнях слухового анализатора. Наличие более коротколатентных КСВП и ДСВП у детей с нейросенсорными нарушениями по сравнению с СВП нормально слышащих детей, очевидно, связано с упрощением морфофункциональной организации стволовых и корковых отделов слухового анализатора, обусловленным уменьшением количества нервных элементов, участвующих в приеме и переработке слуховой информации и меньшей их дифференцированностью в случаях патологии.

Исследование порогов слуховой чувствительности у детей первых месяцев жизни (2-5 мес.) жизни выявило низкий процент детей с грубым нарушением слуха, в среднем пороги колебались в пределах 60-70 дБ. Этот факт представляется крайне важным, так как позволяют предполагать, что врожденные или рано возникшие нарушения слухового анализатора, как правило, не характеризуются значительными потерями слуха. Своевременная коррекция дефекта может предотвратить вторичные депривационные изменения, обусловленные ограничением сенсорного опыта, и обеспечить развитие слуховой функции. В работе Гетце (1983) указывается на решающее значение раннего, с первых недель жизни, слухопротезирования и ранней работы по развитию слуховой функции. Установлено, что в тех случаях, когда слухопротезирование проводилось в возрасте до 4-5 месяцев, у детей наблюдались более значительные успехи в аудиолого-педагогической коррекции, чем у детей, протезировавшихся в более поздние сроки.

В комплексе электрофизиологических исследований слуха особое место принадлежит сопоставлению порогов появления СВП с порогами слуховой чувствительности, установленными по поведенческой аудиометрии.

Сопоставление результатов электрокорковой аудиометрии с данными исследования поведенческих реакций выявило у детей в возрасте 2 месяца - 2 года расхождение порогов слуховой чувствительности. Так, на тоны частотой 1000 Гц в 69 % величина расхождения превышала 25 дБ., в остальных случаях величина колебалась в пределах 10-15 дБ. Выраженность указанных расхождений порогов слуховой чувствительности у детей первых месяцев и лет жизни может быть обусловлена тем, что данные о состоянии слуха ребенка, полученные при регистрации поведенческих реакций, часто бывают завышенными. Опыт исследования порогов слуховой чувствительности в свободном звуковом поле свидетельствует о неустойчивости компонентов ориентировочного рефлекса: у одних детей реакции возникают спонтанно, тогда как у других они обнаруживаются лишь при высоких интенсивностях звуковых стимулов (Кузьмичева Е.П.,1983). Л.В. Нейман (1965) обращает внимание на то, что у детей , с нарушением слуха, отсутствуют навыки прислушивания к звуку и в связи с этим они реагируют лишь на стимулы, интенсивность которых значительно превышает пороговую, что приводит к гипердиагностике степени нарушения слуха.

Анализ результатов исследования в соответствии с ранее полученными данными Л.А. Новиковой, Н.В. Рыбалко (1987), Л.А. Новиковой, З.С. Алиевой (1995) свидетельствует о зависимости величины и частоты встречаемости расхождений порогов слуховой чувствительности по электрофизиологическим и поведенческим реакциям от возраста и слухового опыта и позволяет прийти к заключению о том, что с помощью объективных методов можно выявить предельные сенсорные возможности слуховой чувствительности. Однако при отсутствии своевременной акустической коррекции и аудиолого-педагогической работы с детьми, направленной на развитие слуховой функции, резервные возможности могут быть не реализованы вследствие депривационных изменений, возникающих в слуховой системе при дефиците афферентации, что приводит к повышению порогов слуховой чувствительности с возрастом. Наличие пороговых ВП, отражающих приход возбуждения в кору, является необходимым, но недостаточным для возникновения слуховых ощущений. Дефицит слуховых ощущений приводит к несформированности или нарушению сложных систем связей, обеспечивающих восприятие и опознание звукового стимула при сохранности нервных элементов проекционных отделов слуховой коры, являющихся основным генератором ДСВП. Можно думать, что в случаях нейросенсорных нарушений в слуховой системе вследствие дефицита афферентации могут наступать морфофункциональные изменения, усугубляющие первичный дефект. Вероятно наибольшую чувствительность к депривации проявляют структуры слухового анализатора, обеспечивающие высшие интегративные функции, о чем свидетельствует более высокий процент повышения порогов слуховой чувствительности по поведенческим реакциям. При длительном ограничении слухового опыта депривационные изменения могут затрагивать не только высшие интегративные функции, связанные с восприятием и опознанием акустических раздражителей, но и развиваться на более низких уровнях интеграции слуховой информации- в проекционных областях коры, на что указывает повышение с возрастом порогов слуховой чувствительности по электрокорковым реакциям при нейросенсорной глухоте.

Важным представляется факт, свидетельствующий об относительной стабильности порогов слуховой чувствительности по данным КСВП, что может служить еще одним убедительным доказательством депривационных процессов на более высоких уровнях слухового анализатора.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Алиева, З.С.  Формирование механизмов слухового восприятия у детей раннего возраста в норме и при нарушении слуха [Электронный ресурс] / З.С. Алиева // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2000. –  Альманах №2. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-2/formirovanie-mehanizmov-sluhovogo-vosprijatija-u
Список литературы
  1. Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. — М., «Медицина», 1965. — 183 с.
  2. Новикова Л.А., Алиева З.С. Электрофизиологическое исследование порогов слуховой чувствительности у детей первых месяцев и лет жизни при нейросенсорных нарушениях слуха // Сб. научн. трудов. Глухота и тугоухость у детей. — 1993. — С. 6-21.
  3. Новикова Л.А., Рыбалко Н.В. Нейросенсорные нарушения слуха у детей (электрофизиологическое исследование). — М.: «Педагогика». —1987.
Статьи выпуска: