На современном этапе исследований в области изучения человека, а также многолетней практической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья очевидна необходимость активного взаимодействия всех специалистов, занимающихся ранней диагностикой и ранней коррекцией отклоняющегося развития у детей. Для реализации комплексного подхода в деле помощи проблемным детям и их семьям, взаимопонимание специалистов является центральным вопросом в системе коррекционного воздействия.
При профессиональном взаимодействии необходимо понимание каждым из специалистов (педиатром, невропатологом, психологом и педагогом-дефектологом) своей роли на каждом возрастном этапе развития ребенка и своего места в общей системе коррекционной помощи ребенку и его родителям.
На наш взгляд, уже в родильном доме желательно разработать и применять карту развития ребенка с указанием факторов риска, которая бы сопровождала ребенка при выписке и ориентировала бы педиатров на более внимательное отношение к психофизическому развитию малыша "группы риска".
В детской поликлинике в ходе наблюдения за ребенком "группы риска" желательно фиксировать темп и динамику его психофизического развития. В случаях замедленного темпа или отклонения в развитии детей группы риска желательно было бы проводить коррекцию отклоняющегося развития в детских поликлиниках на базе кабинетов здорового ребенка. Подготовленный к такой работе педиатр совместно с психологом и педагогом-дефектологом имеют возможность сориентировать и нацелить родителей на активную позицию по отношению к коррекционно- воспитательной работе со своим ребенком. В более сложных случаях, при очевидной патологии развития - при органическом поражении ЦНС, генетических нарушениях, очевидном отклоняющемся развитии - педиатру необходимо организовать комплексное обследование ребенка для уточнения состояния его анализаторов - слухового, зрительного, двигательного, а также состояния центральной нервной системы. В случаях выявленных нарушений родители должны постоянно получать систематическую консультацию и медико-ппсихолого-коррекционную помощь у специалистов (невропатолога, психолога, педагога-дефектолога и др.). Такую комплексную помощь они могут получать только в "центрах детства", где будет проводиться коррекционно-педагогическая работа с ребенком, а также будет оказываться психолого-педагогическая помощь родителям.
В детской поликлинике желательно иметь базу данных обо всех специализированных учреждениях в микрорайоне, округе, городе. Для обеспечения систематической коррекционной поддержки при каждом специализированном дошкольном учреждении возможна организация группы для детей с кратковременным пребыванием, где будет оказываться целенаправленная комплексная помощь ребенку и его родителям.
Вся эта сложная работа может быть организована лишь при большом внимании к вопросам подготовки и переподготовки кадров для работы с детьми раннего возраста, основанной на тесном взаимодействии специалистов различных профилей.
Таким образом, комплексный подход к раннему выявлению и ранней коррекции отклоняющегося развития предполагает наличие в нем следующих базовых блоков:
- скрининговое обследование всех новорожденных в родильных домах с указанием фактора риска в карте развития ребенка;
- расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках кабинетов развития ребенка в интересах родителей и детей;
- целенаправленное наблюдение за темпом психофизического развития ребенка группы риска по месту его жительства со стороны педиатра;
- создание "команды" специалистов для выявления характера отклонений и оказание своевременной помощи;
- организация "центров детства" в целях ранней диагностики и ранней коррекции отклоняющегося развития с опорой медико-психолого-педагогическую работу с проблемным ребенком и оказание психолого-педагогической поддержки родителям;
- раннее начало систематической коррекционной работы, в том числе и в группах кратковременного пребывания при специализированных дошкольных учреждениях;
- целенаправленная подготовка и переподготовка специалистов разных профилей для комплексной коррекционной работы с детьми раннего возраста.
Реализация этого подхода предусматривает осуществление целенаправленной государственной политики в этой области и разработку инструктивно-нормативных актов в целях создания в нашей стране "центров детства".