Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах №21
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Кохлеарная имплантация: взаимодействие медиков и сурдопедагогов

Кохлеарная имплантация: взаимодействие медиков и сурдопедагогов
Предлагаемый 21 выпуск Альманаха составлен из работ, посвященных медицинским, педагогическим и психологическим аспектам кохлеарной имплантации (КИ). Цель их объединения - представить актуальнейшую тему во всей ее полноте, убедить читателя, что, по крайней мере, в данном случае новые возможности медицины кардинально меняют и задачи психолого-педагогической коррекционной работы. Показать, что без развития в ней нового подхода специалистов, без постановки новых задач семейного воспитания имплантированного ребенка перспективы, заданные в медицине, не могут быть реализованы. Подробнее о выпуске»

Что выбирают родители, принимая решение о кохлеарной имплантации

Н.Н. Малофеев
Получающая все большее распространение, кохлеарная имплантация детей с нарушением слуха требует не только модернизации сурдопедагогической практики, но и особой разъяснительно-просветительской работы с родителями. По убеждению автора, эффективность кохлеарной имплантации зависит и от качества сурдопедагогического сопровождения прооперированного ребенка, и от характера речевого взаимодействия с ним близких взрослых.
Читать статью   Ключевые словаКИ, кохлеарная имплантация, Конвенция о правах инвалидов, помощь глухим, самодостаточное культурное и лингвистическое меньшинство глухих

Современные достижения кохлеарной имплантации. Медицинские аспекты

Г.А. Таварткиладзе
Кохлеарные импланты (КИ) представляют собой биомедицинские электронные устройства, обеспечивающие преобразование звуков в электрические импульсы с целью создания слухового ощущения путем непосредственной стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва (СН).
Читать статью   Ключевые словааудиология, биомедицинские электронные устройства, слуховая система, электрическая стимуляция слухового нерва, бинауральная имплантация, КИ, кохлеарная имплантация

Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию: вклад сурдопедагога

Э.В. Миронова, А.И. Сатаева
Отбор пациентов начинается с обследования, в ходе которого выявляются показания и противопоказания к ее проведению. При этом должны учитываться и медицинские, и психологические, и педагогические аспекты, поэтому диагностика проводится с участием специалистов разного профиля, у каждого из которых строго определенная роль
Читать статью   Ключевые словаКИ, кохлеарная имплантация, помощь глухим детям, сурдопедагогика, педагогическое обследование, взаимодействие родителя с ребенком

Сурдопедагогическое сопровождение ребенка и его семьи при подготовке к операции и пребывании в клинике

Н.Д. Шматко
От момента принятия положительного решения до проведения операции может пройти достаточно много времени. Подчеркнем, что время ожидания операции не должно быть потерянным для развития ребенка, поэтому и до операции необходима педагогическая работа, как с ребенком, так и с его семьей
Читать статью   Ключевые словаКИ, кохлеарная имплантация, задачи сурдопедагога, глухота, сенсоневральная тугоухость, слухопротезирование, коррекционная работа сурдопедагога

Этап подключения речевого процессора, его первичная настройка: аудиолог и сурдопедагог

А.И. Сатаева, В.В. Бахшинян
Подключение речевого процессора производится через 4-6 недель после операции. В этой работе участвует как аудиолог, так и сурдопедагог
Читать статью   Ключевые словаКИ, кохлеарная имплантация, настройка речевого процессора, настроечные сессии, аудиология, сурдопедагогика

Запускающий этап реабилитации – решающая роль сурдопедагога

А.И. Сатаева
Получив благодаря операции физическую способность слышать, ребенок не способен сразу и сам воспользоваться новыми возможностями. Поэтому возникает задача – побуждать и учить его ими пользоваться
Читать статью   Ключевые словаКИ, кохлеарная имплантация, коммуникация, взаимодействие родителя и ребенка, показатели благополучной реабилитации

Нормальный ранний онтогенез как ориентир сурдопедагога на запускающем этапе реабилитации ребенка с КИ

О.И. Кукушкина, М.Р. Хайдарпашич, А.И. Сатаева
Смысл кохлеарной имплантации и последующей реабилитации сурдопедагоги отечественной научной школы видят в переходе ребенка на путь естественного развития
Читать статью   Ключевые словаКИ, кохлеарная имплантация, развитие слуховой функции, нормальный слуховой онтогенез, взаимодействие, эмоциональное развитие, эмоциональный диалог

Подбор образовательной среды, адекватной новым возможностям ребенка, и его дальнейшее сопровождение

Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина
Выбор дальнейшего образовательного маршрута имплантированным детям, успешно завершившим запускающий этап реабилитации и вставшим на путь естественного развития коммуникации и речи – трудная и ответственная задача сурдопедагога и семьи. Основными ориентирами для ее решения становятся близость развития ребенка к возрастной норме; а также понимание перспектив дальнейшего сближения ребенка с нормой в разных условиях обучения
Читать статью   Ключевые словакохлеарная имплантация, образовательный маршрут, реабилитация ребенка с КИ, развитие, варианты развития, коррекционная работа, возрастная норма, группы детей с КИ

Задачи сурдопедагога на разных этапах реабилитации

О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова
Последовательно рассмотрев этапы реабилитации детей с кохлеарными имплантами, мы показали, что на каждом из них ребенку необходим сурдопедагог. От этапа к этапу задачи, которые он решает, меняются
Читать статью   Ключевые словакохлеарная имплантация, реабилитация ребенка с КИ, психолого-педагогическое обследование ребенка с КИ, варианты развития, задачи сурдопедагога, психологическая адаптация, подбор образовательной среды, сопровождение

Изменение статуса ребенка с кохлеарными имплантами на разных этапах реабилитации

Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина
До момента подключения речевого процессора сурдопедагог имеет дело с детьми с тяжелым нарушением слуха, их статус определен и известен. Ребенок может характеризоваться как глухой, слабослышащий с тяжелой тугоухостью, оглохший (сохранивший речь или теряющий ее), глухой ребенок с дополнительными нарушениями. До момента подключения речевого процессора для успешной работы с каждой группой детей сурдопедагогу достаточно устоявшихся привычных классификаций. Они служат ему ориентирами для построения столь необходимого дифференцированного подхода к обучению. На данном этапе специалисту достаточно традиционных профессиональных компетенций
Читать статью   Ключевые словаКИ, кохлеарная имплантация, подключение речевого процессора, сурдопедагогика, реконструкция коммуникации, взаимодействие родителей и ребенка, задачи сурдопедагога

Современный инструмент поиска литературы для разных этапов реабилитации ребенка с КИ

И.И. Кукушкин
Ввиду того, что статус ребенка в ходе операции кохлеарной имплантации и последующей реабилитации меняется, родителям и специалистам необходимы разные ориентиры и разная профессиональная литература на различных этапах работы.
Читать статью   Ключевые словаЭлектронная библиотека, специальная психология, коррекционная педагогика, дефектология, профессионалоьно-ориентированный поиск, литература по КИ, кохлеарная имплантация