Что выбирают родители, принимая решение о кохлеарной имплантации / Альманах №21 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №21 "Кохлеарная имплантация: взаимодействие медиков и сурдопедагогов"

Что выбирают родители, принимая решение о кохлеарной имплантации

Н.Н. Малофеев ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

В Российской Федерации на рубеже 1990-х годов родители, в том числе и родители детей-инвалидов, впервые получили право выступать наряду с государством «заказчиком» дошкольного и школьного образования. Но обретя право выбирать формы и системы образования, родители столкнулись с проблемой, до того им неведомой. Прежде цели и задачи образования ребенка с нарушением слуха задавало государство, оно же выстраивало сеть специальных дошкольных и школьных учебных заведений. Теперь родитель получил законодательно закрепленное право и свободу самостоятельного выбора образовательного маршрута ребенка. Уместен вопрос, а осознают ли взрослые, что, принимая решение в пользу имплантации, они выбирают для (за) своего ребенка «мир слышащих» или «мир глухих». Кому-то подобные размышления могут показаться нелепыми, бытует мнение, что рожденный глухим мечтает обрести слух и войти в мир звуков! Однако не всё столь просто и однозначно.

Привилегия человека с нарушенным слухом на самоидентификацию есть суть Конвенции о правах инвалидов, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006 года. Российская Федерация юридически закрепила эту возможность, приняв Федеральный закон от 03.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Нормативный акт предписывает принимать людей с нарушением слуха как «культурное и лингвистическое» меньшинство, следовательно, его представители могут самостоятельно решать вливаться ли им в «слышащее большинство».

Кохлеарная имплантация не просто медицинская процедура, не просто выбор в пользу лучшего слуха и речи, но и выбор социального сообщества. Мы должны быть готовы к тому, что не слышащие родители могут не согласиться на имплантацию своего глухого ребенка. Нам также известны случаи, когда подростки, прооперированные по желанию слышащих родителей, через короткое время требовали «вернуть глухоту», ибо их соученики, друзья, избранник или избранница сердца остались в «мире глухих»!

Сурдопедагоги отечественной научной школы едины в понимании того, что человек с раннего возраста лишенный слуха, как и любой другой человек с ограниченными возможностями здоровья, имеет право на максимально возможное для себя самовыражение в общественной жизни, образовании, трудовой деятельности, творчестве. Задача же государства и общества так организовать его медицинское обслуживание, социальную поддержку, воспитание и образование, чтобы он смог, осознанно выбирая свой путь, полностью реализовать себя как своеобразная и самоценная личность.

Доказано, что кохлеарная имплантация наиболее эффективна в раннем возрасте - в пору, когда решение за малыша принимают взрослые, поэтому так важна полнота и достоверность информации, ориентиры для принятия столь важного для ребенка и всей семьи решения.

Принятое родителями на веру суждение человека малосведущего или негативно оценивающего кохлеарную имплантацию может иметь для глухого малыша тяжелые последствия – будет упущен шанс. Впрочем, и оптимистические рассказы о том, что ребенок, учившийся в специальной школе, после операции непременно и сразу перейдет в общеобразовательную, где будет успешен, не менее пагубны. Согласно, зарубежным данным, только 67% родителей детей с кохлеарными имплантами удовлетворены результатом. Несовпадение ожиданий семьи и реальных возможностей имплантированного ребенка, объясняется нередко отсутствием достоверной информации и квалифицированной помощи сурдопедагога на этапе реабилитации.

Многолетний опыт экспериментальной работы сотрудников Института коррекционной педагогики РАО с имплантированными детьми, убеждает в том, что разочарований может быть много меньше, если родителям, да и не только им, станет понятно, что сами по себе выдающиеся достижения медицины не гарантируют обретения имплантированным ребенком статуса слышащего человека. Успех обеспечивает междисциплинарная практика, в которой важную, а на определенных этапах реабилитации, решающую роль играет сурдопедагог.

В свою очередь, сурдопедагог, работающий с имплантированным ребенком и его семьей, нуждается в специальной (ныне отсутствующей) подготовке. Как можно скорее следует ввести новую специализацию, сочетающую классическое сурдопедагогическое знание и принципиально новые профессиональные компетенции, о которых рассказывает этот выпуск Альманаха. Не менее необходимы перемены в деле организации воспитания и обучения детей с нарушенным слухом. Вслед за созданием комбинированных детских садов, доказавших свою эффективность на практике, должна быть узаконена комбинированная образовательная организация, способная обеспечить интеграцию детей, специалистов и родителей.

Только при условии развития междисциплинарной практики работы медиков и сурдопедагогов, создания системы надежного подготовки и переподготовки сурдопедагогов для работы с имплантированными детьми и реконструкции системы образовательных учреждений можно быть уверенным в том, что имплантированный ребенок сможет взрослеть, дружить, осваивать профессию, любить, переживать радость и горе в выбранном родителями «мире слышащих».

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Малофеев, Н.Н.  Что выбирают родители, принимая решение о кохлеарной имплантации [Электронный ресурс] / Н.Н. Малофеев // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2015. –  Альманах №21. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-21/chto-vyibirayut-roditeli,-prinimaya-reshenie-o-koxlearnoj-implantaczii
Список литературы
Статьи выпуска: