Изменение статуса ребенка с кохлеарными имплантами на разных этапах реабилитации / Альманах №21 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №21 "Кохлеарная имплантация: взаимодействие медиков и сурдопедагогов"

Изменение статуса ребенка с кохлеарными имплантами на разных этапах реабилитации

Е.Л. Гончарова ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва
О.И. Кукушкина ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

До момента подключения речевого процессора сурдопедагог имеет дело с детьми с тяжелым нарушением слуха, их статус определен и известен. Ребенок может характеризоваться как глухой, слабослышащий с тяжелой тугоухостью, оглохший (сохранивший речь или теряющий ее), глухой ребенок с дополнительными нарушениями. До момента подключения речевого процессора для успешной работы с каждой группой детей сурдопедагогу достаточно устоявшихся привычных классификаций. Они служат ему ориентирами для построения столь необходимого дифференцированного подхода к обучению. На данном этапе специалисту достаточно традиционных профессиональных компетенций. После подключения речевого процессора сурдопедагоги имеют дело с детьми с кохлеарными имплантами, статус которых меняется – они «уже не глухие, но еще не слышащие». Благодаря проведенной операции ребенок уже способен воспринимать звуковые сигналы, надежно воспринимать неречевые звучания и реагировать на них, однако он продолжает вести себя в быту как глухой человек, опираясь на умения и навыки, сформированные ранее в условиях тяжелого нарушения слуха.

Статус ребенка с КИ. Уже не глухой, но еще не слышащий Фрагмент коррекционного занятия сурдопедагога с ребенком с КИ

2015-09-22

Фрагмент коррекционного занятия сурдопедагога (А.И. Сатаева) с ребенком с КИ. Статус ребенка с КИ - уже не глухой, но еще не слышащий

Для ребенка сохраняют особое значение зрительные опоры и привычные средства восприятия речи и самой коммуникации: чтение с губ, письменная речь, дактилология, жестовая речь, привычка контролировать произношение при помощи кинестетических опор и пр. Не успели перестроиться и родители: радуясь успешно проведенной операции, они часто продолжают общаться с ребенком привычными, способами и средствами, выработанными раньше - в период воспитания ими ребенка как глухого. Так, они просят его повернуться или сами поворачивают лицом к себе во время разговора, говорят неестественно, утрируют артикуляцию, много раз повторяют сказанное без просьбы ребенка об этом, подкрепляют свою речь жестами, письменной речью, используют дактилологию, контролируют произношение отдельных звуков и т.д. До тех пор, пока не произойдет перестройка на новой сенсорной основе коммуникации и взаимодействия ребенка с кохлеарными имплантами в семье, в его повседневной жизни, он сохраняет этот особый (промежуточный, неопределенный и противоречивый) социально-психологический статус – уже не глухой, еще не слышащий. Перестройка повседневной коммуникации и взаимодействия ребенка с ближайшим окружением - задача первоначального или запускающего этапа реабилитации. В случае его благополучного завершения статус ребенка с кохлеарными имплантами вновь меняется – сурдопедагог имеет дело с детьми, которые начинают вести себя и взаимодействовать с окружающими как слышащие.

Статус ребенка с КИ. Ребенок начинает вести себя и взаимодействовать с окружающими как слышащие Фрагмент коррекционного занятия сурдопедагога с ребенком с КИ

2015-09-22

Фрагмент коррекционного занятия сурдопедагога (А.И. Сатаева) с ребенком с КИ. Статус ребенка с КИ - ребенок начинает вести себя и взаимодействовать с окружающими как слышащий

И вновь мы вынуждены сказать, что сурдопедагог-практик впервые имеет дело с таким ребенком. Эти новые явления в сурдопедагогике определяют потребность в новых профессиональных компетенциях. Традиционной компетенции было достаточно лишь до момента подключения речевого процессора, потому что статус ребенка еще не изменился, и специалист мог решать традиционные задачи традиционными методами. После подключения речевого процессора начинается запускающий этап реабилитации, когда сурдопедагог впервые встречается со «слышащим глухим» и впервые встает перед задачей реконструкции процесса коммуникации и взаимодействия ребенка с близким окружением, перевода на естественную сенсорную основу. Для этого требуется понимание сурдопедагогом законов нормального развития ребенка раннего возраста, естественных условий развития коммуникации и взаимодействия. Новой для сурдопедагога является и задача реконструкции естественной среды коммуникации и взаимодействия ребенка в семье. Теперь он должен уметь воссоздавать естественные условия и воспроизводить модели нормального взаимодействия, учить родителей перестраиваться на естественный лад в общении, т.е. предлагать семье примеры и образцы нормального взаимодействия с ребенком и главное - помогать их осваивать. Результатом работы должно стать естественное («слуховое») поведение ребенка в повседневной домашней жизни, поскольку такое поведение исключительно на занятиях со специалистом хотя и является достижением, но не может рассматриваться как искомый результат его работы. Смысл сурдопедагогической помощи заключается в том, чтобы перевести ребенка на путь нормального развития аналогично тому, как это происходит со слышащим малышом раннего возраста в семье и служит основой дальнейшего продуктивного и спонтанного (без специальных занятий) развития его коммуникации, речи, взаимодействия с миром. Именно поэтому даже выдающийся сурдопедагог не может без включения родителей и изменения жизни ребенка в семье решить данную задачу. Равно как родители без помощи специалиста не смогут перестроить жизнь ребенка после операции. Понятно, что традиционных профессиональных компетенций недостаточно для решения новых задач и сурдопедагогу, и логопеду, и специальному психологу, и детскому психологу. Всем этим специалистам требуется дополнительное профессиональное обучение – освоение компетенций, необходимых для реконструкции повседневного поведения ребенка на естественной сенсорной основе, обеспечения спонтанности развития вербальных и невербальных средств коммуникации, свойственной нормальному раннему онтогенезу, избавления ребенка от прежде выработанных и привычных «обходных путей», которые теперь перестают помогать и начинают тормозить его развитие. Только освоив новые компетенции, сурдопедагог может обеспечить благополучное завершение запускающего этапа реабилитации. После этого он будет иметь дело с ребенком, который уже начал вести себя как слышащий,

Ребенок с КИ ведет себя как слышащий. Благополучно завершен запускающий этап реабилитации Фрагмент коррекционного занятия сурдопедагога с ребенком с КИ

2015-09-22

Фрагмент коррекционного занятия сурдопедагога (А.И. Сатаева) с ребенком с КИ. Благополучно завершен запускающий этап реабилитации. Ребенок с КИ ведет себя как слышащий

но имеет особый тип развития, поскольку приобретенные ранее в период глухоты вторичные нарушения не могут быть преодолены полностью на протяжении первоначального этапа реабилитации. Теперь специалист должен уметь помочь родителям подобрать образовательное учреждение, соответствующее изменившимся возможностям данного ребенка, помочь ему удержаться в нем, непременно предупреждая и преодолевая разрывы между обучением и развитием. При необходимости специалист рекомендует переосмыслить содержание и объем проводимой дополнительной коррекционной работы или сменить образовательный маршрут. И вновь мы сталкиваемся с ситуацией недостаточности традиционной компетенции психолога и дефектолога, решающего задачи сопровождения ребенка нормально развивающегося или с нарушением развития. И в этом случае требуется освоение новых профессиональных компетенций. Впервые сурдопедагогика имеет дело со столь выраженной динамикой социально-психологического статуса ребенка с тяжелым нарушением слуха и не менее выраженной динамикой задач сурдопедагога в процессе реабилитации ребенка, что требует продуманной подготовки специалистов и использования современных технологичных инструментов: электронных библиотек обучающих детских случаев, интерактивных моделей профессиональной работы специалиста с ребенком с КИ на разных этапах реабилитации, виртуальных профессиональных практик сурдопедагога и логопеда, электронных библиотек по сурдопедагогике, позволяющих менять профессиональные ориентиры при подборе литературы на разных этапах кохлеарной имплантации и последующей реабилитации.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Гончарова, Е.Л.  Изменение статуса ребенка с кохлеарными имплантами на разных этапах реабилитации [Электронный ресурс] / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2015. –  Альманах №21. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-21/izmenenie-statusa-rebenka-s-koxlearnyimi-implantami-na-raznyix-etapax-reabilitaczii
Список литературы
  1. Кукушкина, О.И. Динамическая классификация детей с кохлеарными имплантами — новый инструмент сурдопедагога / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова [Текст] // Дефектология. –№ 3. 2014. – С. 29-35.
  2. Кукушкина, О.И. Изменение статуса ребенка в процессе кохлеарной имплантации и реабилитации — новое явление в сурдопедагогике [Текст] / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Дефектология. — 2014. — № 1. — С. 14–16.
  3. Кукушкина, О.И. Интерактивные модели нормального онтогенеза – инструмент формирования профессиональных компетенций дефектологов разного профиля [Текст] / О.И. Кукушкина // Специальное образование: материалы XI междунар. науч. конф., 22-23 апр. 2015 г. / под общ. ред. Проф. В.Н. Скворцова. – Спб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. – Т. I. – 308 с. – С. 21-23.
  4. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка. Монография. – М.: Полиграф сервис, 2014. – 192 с.
Статьи выпуска: