Нормальный ранний онтогенез как ориентир сурдопедагога на запускающем этапе реабилитации ребенка с КИ / Альманах №21 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №21 "Кохлеарная имплантация: взаимодействие медиков и сурдопедагогов"

Нормальный ранний онтогенез как ориентир сурдопедагога на запускающем этапе реабилитации ребенка с КИ

О.И. Кукушкина ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва
М.Р. Хайдарпашич ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва
А.И. Сатаева ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва
Коррекционное занятие с ребенком с КИ

Смысл кохлеарной имплантации и последующей реабилитации сурдопедагоги отечественной научной школы видят в переходе ребенка на путь естественного развития.

Проведенные в Институте коррекционной педагогики РАО многолетние психолого-педагогические исследования показывают, что успешная операция кохлеарной имплантации, подключение речевого процессора, его первичная настройка только открывают возможность перехода ребенка с КИ на путь естественного развития, однако воспользоваться новыми слуховыми возможностями сразу и самостоятельно такой ребенок, как правило, не может. Требуется специальная согласованная работа сурдопедагога и семьи по «запуску» новых слуховых возможностей.

Ориентиром в этой специальной работе сурдопедагогу служит логика развития слышащего ребенка первого года жизни, поэтому сурдопедагоги анализируют данные, накопленные в разных областях знания – аудиологии, сурдопедагогике, психологии развития и специальной психологии (Л.В. Нейман, Г.А. Таварткиладзе, Ф.Ф. Рау, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко, Е.Р. Баенская, О.С. Никольская и др.).

Если слуховой онтогенез рассматривается как развитие слуховой функции, то он осмысливается как последовательный переход ребенка первого года жизни от слухового сосредоточения к локализации звуков в пространстве, и далее – к дифференциации неречевых и речевых звучаний.

Схема нормального слухового онтогенеза как развитие слуховой функции

Работа с имплантированными детьми, нацеленная на переход ребенка на путь естественного развития, заставляет нас рассмотреть становление слуховой функции на первом году жизни иначе - в контексте становления и развития взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Схема нормального слухового онтогенеза в контексте развития взаимодействия ребенка с окружающим миром

Переход в этот контекст приводит к пониманию того, что за слуховым сосредоточением (по типу безусловных реакций) следует важнейший этап развития взаимодействия ребенка с окружающим миром – становление эмоционального диалога ребенка с близкими взрослыми, что особенно ярко проявляется в комплексе оживления. Возникает ответная эмоциональная реакция ребенка на близкого взрослого – складывается эмоциональное заражение. Ребенок впервые начинает отвечать звуками на голос матери, появляется первая улыбка и первые голосовые реакции в ответ на разговор с ним, он не просто радуется, когда к нему подходят, он проявляет инициативу в общении, начинает его активно требовать, активно гулить, у ребенка происходит активизация общих движений и голосовых реакций, он предвосхищает удовольствие от общения с близким взрослым. На первый план выходит потребность ребенка не просто в присутствии взрослого в глазном и тактильном контакте с ним, а в его дифференцированном эмоциональном отклике.

Рассматривая дальнейшее развитие слуховой функции в контексте развивающегося эмоционального взаимодействия ребенка с миром, мы иначе осмысливаем и следующий этап - локализация звука в пространстве происходит за счет того, что он осмысливается в ситуациях взаимодействия. У ребенка появляется поза прислушивания, он поворачивает голову в сторону источника звука потому, что звук приобретает смысл в ситуации взаимодействия с близким взрослым, появляется общее с ним сосредоточение на сенсорно яркой и звучащей игрушке, переживание общего удовольствия. В это же время гуление начинает переходить в лепет.

Следующий этап развития слуховой функции (дифференциация звучаний), также рассматривается в контексте развития взаимодействия ребенка с окружающим миром и осмысливается как различение неречевых и речевых звучаний за счет их осмысления во взаимодействии с близким взрослым. Ребенок начинает различать звучания в ситуации эмоционального взаимодействия потому, что связывает их с определенными впечатлениями. Реакция на звучания содержит эмоциональное отношение ребенка к услышанному: удивление, обида, грусть, гнев, радость, растерянность и смущение и др.

Содержание и логика работы сурдопедагога с имплантированным ребенком на запускающем этапе реабилитации определяется логикой нормального развития ребенка первого года жизни, поэтому так важен поворот от понимания закономерностей развития слуховой функции к осмыслению ее становления в контексте развития эмоционального взаимодействия с близкими взрослыми. Постепенное усложнение которого естественным образом потребует от ребенка все более полного использования новых слуховых возможностей.

Покажем, как в ходе запускающего этапа реабилитации ребенок, имплантированный в возрасте 2 лет и восьми месяцев, проходит этапы раннего онтогенеза:
Слуховое сосредоточение

Появление у ребенка с КИ слухового сосредоточения Фрагмент занятия сурдопедагога на запускающем этапе реабилитации ребенка с КИ. Появление слухового сосредоточения

2015-09-22

Фрагмент коррекционного занятия на запускающем этапе реабилитации ребенка с КИ. Первый этап раннего онтогенеза - появление слухового сосредоточения

Эмоциональный диалог

Появление у ребенка с КИ эмоционального диалога в процессе взаимодействия с мамой и сурдопедагогом Фрагмент занятия сурдопедагога на запускающем этапе реабилитации ребенка с КИ. Появление у ребенка с КИ эмоционального диалога в процессе взаимодействия с мамой и сурдопедагогом

2015-09-22

Фрагмент коррекционного занятия на запускающем этапе реабилитации ребенка с КИ. Второй этап раннего онтогенеза - появление эмоционального диалога в процессе взаимодействия с мамой и сурдопедагогом

Поиск источника звучания

Поиск источника звучания ребенком с КИ Фрагмент коррекционного занятия на запускающем этапе реабилитации ребенка с КИ. Поиск источника звучания ребенком с КИ

2015-09-22

Фрагмент коррекционного занятия на запускающем этапе реабилитации ребенка с КИ. Третий этап раннего онтогенеза - поиск источника звучания

Исследования Института коррекционной педагогики РАО показывают, что ребенок с КИ перейдет на путь естественного развития, если пройдет все этапы раннего слухового онтогенеза в контексте развития эмоционального взаимодействия с окружающим миром. Это необходимо вне зависимости от возраста, в котором проведена операция кохлеарной имплантации.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Нормальный ранний онтогенез как ориентир сурдопедагога на запускающем этапе реабилитации ребенка с КИ [Электронный ресурс] / О.И. Кукушкина, М.Р. Хайдарпашич, А.И. Сатаева // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2015. –  Альманах №21. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-21/normalnyij-rannij-ontogenez-kak-orientir-surdopedagoga-na-zapuskayushhem-etape-reabilitaczii-rebenka-s-ki
Список литературы
  1. Баенская, Е.Р. Нарушение аффективного развития ребенка в раннем возрасте как условие формирования детского аутизма [Текст] : дис. … докт. психол. наук : 19.00.10 : защищена 04.12.08 : утв. 17.04.09 / Елена Ростиславовна Баенская. – М., 2008. – 240 с.
  2. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни [Текст]: методическое пособие / сост.: Г.А. Таватркиладзе, Н.Д. Шматко. – М.: Экзамен, 2005. – 128 с.
  3. Кукушкина, О.И. Интерактивные модели нормального онтогенеза – инструмент формирования профессиональных компетенций дефектологов разного профиля [Текст] / О.И. Кукушкина // Специальное образование: материалы XI междунар. науч. конф., 22-23 апр. 2015 г. / под общ. ред. Проф. В.Н. Скворцова. – Спб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. – Т. I. – 308 с. – С. 21-23.
  4. Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи [Текст] : учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. Изд. 4-е / Л.В. Нейман. - М.: Просвещение, 1977. - 176 с.
  5. Пелымская, Т.В. Развитие нарушенной слуховой функции у детей первых двух лет жизни [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.00 / Тамара Валерьевна Пелымская. – М., 1988. – 155 с.
  6. Рау, Ф.Ф. Устная речь глухих [Текст] / Ф.Ф. Рау. – М.: Педагогика, 1973. – 304 с.
Статьи выпуска: