От редакции / Альманах №21 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №21 "Кохлеарная имплантация: взаимодействие медиков и сурдопедагогов"

От редакции

О.С. Никольская ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Предлагаемый 21 выпуск Альманаха составлен из работ, посвященных медицинским, педагогическим и психологическим аспектам кохлеарной имплантации (КИ). Цель их объединения - представить актуальнейшую тему во всей ее полноте, убедить читателя, что, по крайней мере, в данном случае новые возможности медицины кардинально меняют и задачи психолого-педагогической коррекционной работы. Показать, что без развития в ней нового подхода специалистов, без постановки новых задач семейного воспитания имплантированного ребенка перспективы, заданные в медицине, не могут быть реализованы.

Статья Н.Н. Малофеева, открывающая этот выпуск, рассматривает этический аспект выбора родителей неслышащих детей в пользу кохлеарной имплантации, что особенно актуально в случае раннего возраста ребенка. Автор подчеркивает, что выдающееся достижение медицины, удачно проведенная операция кохлеарной имплантации сама по себе еще не гарантирует обретения ребенком возможности перейти в мир слышащих. Не противопоставляя миры слышащих и глухих людей, автор ведет читателя к мысли о том, что ответственным в данном случае будет выбор семьей сообщества, открывающего данному ребенку в его конкретных условиях жизни наилучшие перспективы социального развития.

Статья пионера кохлеарной имплантации Г.А. Таварткиладзе подробно освещает ее медицинские аспекты. Здесь понятно объясняется, что такое кохлеарные импланты, принцип их работы, показывается, что их применение в корне меняет подход к лечению сенсоневральной глухоты. Дается история разработки кохлеарных имплантов, представляются современные достижения – успехи и нерешенные вопросы, намечаются новые перспективы.

В последующих статьях рассматриваются вопросы взаимодействия разнопрофильных специалистов на всех этапах работы с ребенком, начиная с отбора кандидатов на кохлеарную имплантацию (А.И. Сатаева, Э.В.Миронова). Авторами показывается, что наряду с задачами организации необходимых медицинских исследований, с работой врача сурдолога/аудиолога, уже на этом этапе необходимо изучение возможностей ребенка сурдопедагом и психологом, оценка условий его семейного воспитания, что решение о показаниях к операции целесообразно принимать на основании всей совокупности полученных данных.

Необходимость сурдопедагогического сопровождения ребенка и его семьи, конкретизируется в задачах работы такого специалиста на этапах подготовки к операции, в начальный послеоперационный период и в период первичного подключения и настройки речевого процессора (Н.Д. Шматко, А.И. Сатаева, В.В. Бахшинян). Показано, что в послеоперационный период ведущую роль начинает играть именно сурдопедагог. Он побуждает и ребенка начать пользоваться обретенной способностью слышать и помогает родителям соответственно перестроить каждодневную коммуникацию. Этот этап рассматривается как самый ответственный, запускающий весь дальнейший процесс реабилитации, поскольку именно по его завершении, а не автоматически после успешно проведенной операции, у ребенка появляется способность слышать (статья А.И. Сатаевой) и возможность спонтанно осваивать речь в естественной коммуникации.

Показывается, что новый коррекционный подход заключается в приведении ребенка с КИ к естественному ходу психического развития. Содержание и логика коррекционной работы в связи с этим начинают определяться логикой нормального онтогенеза. В статье О.И. Кукушкиной. М.Р. Хайдарпашич и А.И. Сатаевой показывается, что развитие вновь обретенной слуховой функции ребенка в данном случае целесообразно рассматривать не изолированно, а в контексте становления ранних форм взаимодействия и, прежде всего, эмоционального взаимодействия ребенка и близкого взрослого. Подчеркивается, что это необходимо и эффективно даже вне зависимости от возраста, в котором проведена операция кохлеарной имплантации.

Далее показана важность адекватного выбора нового образовательного маршрута для детей, успешно прошедших запускающий этап реабилитации, обозначены ориентиры решения этой задачи, представлены варианты, соответствующие разным индивидуальным возможностям детей. Обоснована необходимость создания новых форм организации обучения детей с имплантами, позволяющих обеспечить как их интеграцию в новое детское сообщество, так и специальное сопровождение.

В следующей статье систематизируются и детализируются задачи сурдопедагога на разных этапах реабилитации ребенка от отбора кандидатов на операцию до выбора образовательной среды, соответствующей новым возможностям детей и осуществления психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном учреждении. Авторы показывают принципиальную новизну этих задач. Впервые в процессе коррекционной работы специалисты и родители имеют дело с принципиальным последовательным изменением статуса ребенка. Здесь теряется опора на привычные классификации, дифференцировавшие подходы к коррекционному обучению и домашнему воспитанию. Ребенок с КИ обретает после операции новые возможности и реализуя их в процессе коррекционной работы, постепенно входит в русло нормального развития. В связи с этим ставится вопрос о необходимости формирования у сурдопедагога новых профессиональных компетенций, предполагающих большую ориентацию специалиста на нормальный ход развития и поворот от поиска и реализации «обходных путей» обучения к реконструкции взаимодействия и поддержке естественного хода событий в развитии и социализации ребенка с КИ.

Изменение статуса ребенка с КИ и динамичная смена задач в работе сурдопедагога и семьи требуют постоянной смены ориентиров для поиска литературы и рабочих материалов, что обеспечивает созданная в Институте коррекционной педагогики РАО уникальная виртуальная библиотека, представленная в заключительной статье Альманаха.

Печать
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Статьи выпуска: