Альманах №21

От редакции

Предлагаемый 21 выпуск Альманаха составлен из работ, посвященных медицинским, педагогическим и психологическим аспектам кохлеарной имплантации (КИ). Цель их объединения - представить актуальнейшую тему во всей ее полноте, убедить читателя, что, по крайней мере, в данном случае новые возможности медицины кардинально меняют и задачи психолого-педагогической коррекционной работы. Показать, что без развития в ней нового подхода специалистов, без постановки новых задач семейного воспитания имплантированного ребенка перспективы, заданные в медицине, не могут быть реализованы.

Статья Н.Н. Малофеева, открывающая этот выпуск, рассматривает этический аспект выбора родителей неслышащих детей в пользу кохлеарной имплантации, что особенно актуально в случае раннего возраста ребенка. Автор подчеркивает, что выдающееся достижение медицины, удачно проведенная операция кохлеарной имплантации сама по себе еще не гарантирует обретения ребенком возможности перейти в мир слышащих. Не противопоставляя миры слышащих и глухих людей, автор ведет читателя к мысли о том, что ответственным в данном случае будет выбор семьей сообщества, открывающего данному ребенку в его конкретных условиях жизни наилучшие перспективы социального развития.

Статья пионера кохлеарной имплантации Г.А. Таварткиладзе подробно освещает ее медицинские аспекты. Здесь понятно объясняется, что такое кохлеарные импланты, принцип их работы, показывается, что их применение в корне меняет подход к лечению сенсоневральной глухоты. Дается история разработки кохлеарных имплантов, представляются современные достижения – успехи и нерешенные вопросы, намечаются новые перспективы.

В последующих статьях рассматриваются вопросы взаимодействия разнопрофильных специалистов на всех этапах работы с ребенком, начиная с отбора кандидатов на кохлеарную имплантацию (А.И. Сатаева, Э.В.Миронова). Авторами показывается, что наряду с задачами организации необходимых медицинских исследований, с работой врача сурдолога/аудиолога, уже на этом этапе необходимо изучение возможностей ребенка сурдопедагом и психологом, оценка условий его семейного воспитания, что решение о показаниях к операции целесообразно принимать на основании всей совокупности полученных данных.

Необходимость сурдопедагогического сопровождения ребенка и его семьи, конкретизируется в задачах работы такого специалиста на этапах подготовки к операции, в начальный послеоперационный период и в период первичного подключения и настройки речевого процессора (Н.Д. Шматко, А.И. Сатаева, В.В. Бахшинян). Показано, что в послеоперационный период ведущую роль начинает играть именно сурдопедагог. Он побуждает и ребенка начать пользоваться обретенной способностью слышать и помогает родителям соответственно перестроить каждодневную коммуникацию. Этот этап рассматривается как самый ответственный, запускающий весь дальнейший процесс реабилитации, поскольку именно по его завершении, а не автоматически после успешно проведенной операции, у ребенка появляется способность слышать (статья А.И. Сатаевой) и возможность спонтанно осваивать речь в естественной коммуникации.

Показывается, что новый коррекционный подход заключается в приведении ребенка с КИ к естественному ходу психического развития. Содержание и логика коррекционной работы в связи с этим начинают определяться логикой нормального онтогенеза. В статье О.И. Кукушкиной. М.Р. Хайдарпашич и А.И. Сатаевой показывается, что развитие вновь обретенной слуховой функции ребенка в данном случае целесообразно рассматривать не изолированно, а в контексте становления ранних форм взаимодействия и, прежде всего, эмоционального взаимодействия ребенка и близкого взрослого. Подчеркивается, что это необходимо и эффективно даже вне зависимости от возраста, в котором проведена операция кохлеарной имплантации.

Далее показана важность адекватного выбора нового образовательного маршрута для детей, успешно прошедших запускающий этап реабилитации, обозначены ориентиры решения этой задачи, представлены варианты, соответствующие разным индивидуальным возможностям детей. Обоснована необходимость создания новых форм организации обучения детей с имплантами, позволяющих обеспечить как их интеграцию в новое детское сообщество, так и специальное сопровождение.

В следующей статье систематизируются и детализируются задачи сурдопедагога на разных этапах реабилитации ребенка от отбора кандидатов на операцию до выбора образовательной среды, соответствующей новым возможностям детей и осуществления психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном учреждении. Авторы показывают принципиальную новизну этих задач. Впервые в процессе коррекционной работы специалисты и родители имеют дело с принципиальным последовательным изменением статуса ребенка. Здесь теряется опора на привычные классификации, дифференцировавшие подходы к коррекционному обучению и домашнему воспитанию. Ребенок с КИ обретает после операции новые возможности и реализуя их в процессе коррекционной работы, постепенно входит в русло нормального развития. В связи с этим ставится вопрос о необходимости формирования у сурдопедагога новых профессиональных компетенций, предполагающих большую ориентацию специалиста на нормальный ход развития и поворот от поиска и реализации «обходных путей» обучения к реконструкции взаимодействия и поддержке естественного хода событий в развитии и социализации ребенка с КИ.

Изменение статуса ребенка с КИ и динамичная смена задач в работе сурдопедагога и семьи требуют постоянной смены ориентиров для поиска литературы и рабочих материалов, что обеспечивает созданная в Институте коррекционной педагогики РАО уникальная виртуальная библиотека, представленная в заключительной статье Альманаха.

Статьи выпуска:

    Что выбирают родители, принимая решение о кохлеарной имплантации

    Малофеев Н.Н.

    Читать

    Ключевые слова

    Что выбирают родители, принимая решение о кохлеарной имплантации

    КИ
    кохлеарная имплантация
    Конвенция о правах инвалидов
    помощь глухим
    самодостаточное культурное и лингвистическое меньшинство глухих
    Аннотация

    Что выбирают родители, принимая решение о кохлеарной имплантации

    Получающая все большее распространение, кохлеарная имплантация детей с нарушением слуха требует не только модернизации сурдопедагогической практики, но и особой разъяснительно-просветительской работы с родителями. По убеждению автора, эффективность кохлеарной имплантации зависит и от качества сурдопедагогического сопровождения прооперированного ребенка, и от характера речевого взаимодействия с ним близких взрослых.

    Современные достижения кохлеарной имплантации. Медицинские аспекты

    Таварткиладзе Г.А.

    Читать

    Ключевые слова

    Современные достижения кохлеарной имплантации. Медицинские аспекты

    аудиология
    биомедицинские электронные устройства
    слуховая система
    электрическая стимуляция слухового нерва
    бинауральная имплантация
    КИ
    кохлеарная имплантация
    Аннотация

    Современные достижения кохлеарной имплантации. Медицинские аспекты

    Кохлеарные импланты (КИ) представляют собой биомедицинские электронные устройства, обеспечивающие преобразование звуков в электрические импульсы с целью создания слухового ощущения путем непосредственной стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва (СН).

    Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию: вклад сурдопедагога

    Сатаева А.И. , Миронова Э.В.

    Читать

    Ключевые слова

    Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию: вклад сурдопедагога

    КИ
    кохлеарная имплантация
    помощь глухим детям
    сурдопедагогика
    педагогическое обследование
    взаимодействие родителя с ребенком
    Аннотация

    Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию: вклад сурдопедагога

    Отбор пациентов начинается с обследования, в ходе которого выявляются показания и противопоказания к ее проведению. При этом должны учитываться и медицинские, и психологические, и педагогические аспекты, поэтому диагностика проводится с участием специалистов разного профиля, у каждого из которых строго определенная роль

    Сурдопедагогическое сопровождение ребенка и его семьи при подготовке к операции и пребывании в клинике

    Шматко Н.Д.

    Читать

    Ключевые слова

    Сурдопедагогическое сопровождение ребенка и его семьи при подготовке к операции и пребывании в клинике

    КИ
    кохлеарная имплантация
    задачи сурдопедагога
    глухота
    сенсоневральная тугоухость
    слухопротезирование
    коррекционная работа сурдопедагога
    Аннотация

    Сурдопедагогическое сопровождение ребенка и его семьи при подготовке к операции и пребывании в клинике

    От момента принятия положительного решения до проведения операции может пройти достаточно много времени. Подчеркнем, что время ожидания операции не должно быть потерянным для развития ребенка, поэтому и до операции необходима педагогическая работа, как с ребенком, так и с его семьей

    Этап подключения речевого процессора, его первичная настройка: аудиолог и сурдопедагог

    Бахшинян В.В. , Сатаева А.И.

    Читать

    Ключевые слова

    Этап подключения речевого процессора, его первичная настройка: аудиолог и сурдопедагог

    КИ
    кохлеарная имплантация
    настройка речевого процессора
    настроечные сессии
    аудиология
    сурдопедагогика
    Аннотация

    Этап подключения речевого процессора, его первичная настройка: аудиолог и сурдопедагог

    Подключение речевого процессора производится через 4-6 недель после операции. В этой работе участвует как аудиолог, так и сурдопедагог

    Запускающий этап реабилитации – решающая роль сурдопедагога

    Сатаева А.И.

    Читать

    Ключевые слова

    Запускающий этап реабилитации – решающая роль сурдопедагога

    КИ
    кохлеарная имплантация
    коммуникация
    взаимодействие родителя и ребенка
    показатели благополучной реабилитации
    Аннотация

    Запускающий этап реабилитации – решающая роль сурдопедагога

    Получив благодаря операции физическую способность слышать, ребенок не способен сразу и сам воспользоваться новыми возможностями. Поэтому возникает задача – побуждать и учить его ими пользоваться

    Нормальный ранний онтогенез как ориентир сурдопедагога на запускающем этапе реабилитации ребенка с КИ

    Сатаева А.И. , Хайдарпашич М.Р. , Кукушкина О.И.

    Читать

    Ключевые слова

    Нормальный ранний онтогенез как ориентир сурдопедагога на запускающем этапе реабилитации ребенка с КИ

    КИ
    кохлеарная имплантация
    развитие слуховой функции
    нормальный слуховой онтогенез
    взаимодействие
    эмоциональное развитие
    эмоциональный диалог
    Аннотация

    Нормальный ранний онтогенез как ориентир сурдопедагога на запускающем этапе реабилитации ребенка с КИ

    Смысл кохлеарной имплантации и последующей реабилитации сурдопедагоги отечественной научной школы видят в переходе ребенка на путь естественного развития

    Подбор образовательной среды, адекватной новым возможностям ребенка, и его дальнейшее сопровождение

    Кукушкина О.И. , Гончарова Е.Л.

    Читать

    Ключевые слова

    Подбор образовательной среды, адекватной новым возможностям ребенка, и его дальнейшее сопровождение

    кохлеарная имплантация
    образовательный маршрут
    реабилитация ребенка с КИ
    развитие
    варианты развития
    коррекционная работа
    возрастная норма
    группы детей с КИ
    Аннотация

    Подбор образовательной среды, адекватной новым возможностям ребенка, и его дальнейшее сопровождение

    Выбор дальнейшего образовательного маршрута имплантированным детям, успешно завершившим запускающий этап реабилитации и вставшим на путь естественного развития коммуникации и речи – трудная и ответственная задача сурдопедагога и семьи. Основными ориентирами для ее решения становятся близость развития ребенка к возрастной норме; а также понимание перспектив дальнейшего сближения ребенка с нормой в разных условиях обучения

    Задачи сурдопедагога на разных этапах реабилитации

    Гончарова Е.Л. , Кукушкина О.И.

    Читать

    Ключевые слова

    Задачи сурдопедагога на разных этапах реабилитации

    кохлеарная имплантация
    реабилитация ребенка с КИ
    психолого-педагогическое обследование ребенка с КИ
    варианты развития
    задачи сурдопедагога
    психологическая адаптация
    подбор образовательной среды
    сопровождение
    Аннотация

    Задачи сурдопедагога на разных этапах реабилитации

    Последовательно рассмотрев этапы реабилитации детей с кохлеарными имплантами, мы показали, что на каждом из них ребенку необходим сурдопедагог. От этапа к этапу задачи, которые он решает, меняются

    Изменение статуса ребенка с кохлеарными имплантами на разных этапах реабилитации

    Кукушкина О.И. , Гончарова Е.Л.

    Читать

    Ключевые слова

    Изменение статуса ребенка с кохлеарными имплантами на разных этапах реабилитации

    КИ
    кохлеарная имплантация
    подключение речевого процессора
    сурдопедагогика
    реконструкция коммуникации
    взаимодействие родителей и ребенка
    задачи сурдопедагога
    Аннотация

    Изменение статуса ребенка с кохлеарными имплантами на разных этапах реабилитации

    До момента подключения речевого процессора сурдопедагог имеет дело с детьми с тяжелым нарушением слуха, их статус определен и известен. Ребенок может характеризоваться как глухой, слабослышащий с тяжелой тугоухостью, оглохший (сохранивший речь или теряющий ее), глухой ребенок с дополнительными нарушениями. До момента подключения речевого процессора для успешной работы с каждой группой детей сурдопедагогу достаточно устоявшихся привычных классификаций. Они служат ему ориентирами для построения столь необходимого дифференцированного подхода к обучению. На данном этапе специалисту достаточно традиционных профессиональных компетенций

    Современный инструмент поиска литературы для разных этапов реабилитации ребенка с КИ

    Кукушкин И.И.

    Читать

    Ключевые слова

    Современный инструмент поиска литературы для разных этапов реабилитации ребенка с КИ

    Электронная библиотека
    специальная психология
    коррекционная педагогика
    дефектология
    профессионалоьно-ориентированный поиск
    литература по КИ
    кохлеарная имплантация
    Аннотация

    Современный инструмент поиска литературы для разных этапов реабилитации ребенка с КИ

    Ввиду того, что статус ребенка в ходе операции кохлеарной имплантации и последующей реабилитации меняется, родителям и специалистам необходимы разные ориентиры и разная профессиональная литература на различных этапах работы.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности