Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию: вклад сурдопедагога / Альманах №21 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №21 "Кохлеарная имплантация: взаимодействие медиков и сурдопедагогов"

Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию: вклад сурдопедагога

Э.В. Миронова ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва
А.И. Сатаева ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Отбор пациентов начинается с обследования, в ходе которого выявляются показания и противопоказания к ее проведению. При этом должны учитываться и медицинские, и психологические, и педагогические аспекты, поэтому диагностика проводится с участием специалистов разного профиля, у каждого из которых строго определенная роль. Как известно, кохлеарная имплантация показана детям с двухсторонней сенсоневральной глухотой или тугоухостью высокой степени в тех случаях, когда слухопротезирование оказывается недостаточно эффективным. Сурдолог/аудиолог осуществляет отиатрический осмотр и полное клинико-аудиологическое обследование, включающее: исследование различных классов слуховых вызванных потенциалов и отоакустической эмиссии; акустическую импедансометрию, тональную пороговую и речевую аудиометрию; в свободном звуковом поле проводится аудиометрия, для малышей с визуальным подкреплением. Для определения эффективности проведенного до операции слухопротезирования проверяется способность ребенка воспринимать речь на слух в индивидуальных слуховых аппаратах. Обязательным является проведение радиологического обследования пациента: компьютерная томография височных костей, а при необходимости - магнитно-резонансная томография височных костей с целью выявления особенностей их анатомического строения. При отборе кандидатов на операцию также рекомендуется:

  • консультация генетика и проведение генетического анализа для выявления наследственной природы тугоухости и глухоты,
  • промонториальное тестирование (для взрослых) – заключение о наличии функционально сохранных волокон слухового нерва,
  • консультация невропатолога для определения неврологического статуса пациента с проведением электроэнцефалографического исследования (ЭЭГ),
  • консультация отоневролога для получения заключения о состоянии вестибулярного аппарата и показаниях к кохлеарной имплантации.

В ходе подготовительных исследований уточняются данные, непосредственно необходимые для проведения операционного вмешательства. С этой целью перед операцией проводятся консультации:

  • отохирурга (обсуждение вопросов, связанных с проведением операции, возможных осложнениях и рисках),
  • педиатра или терапевта (определение соматического состояния пациента),
  • анестезиолога (обсуждение вопросов, связанных с планируемым хирургическим вмешательством под общим обезболиванием).

Обязательной частью дооперационного исследования является сурдопедагогическое и психологическое обследование ребенка. Эти исследования определяют сложившиеся до операции уровень общего и речевого развития ребенка, умения и навыки слухового восприятия речи и неречевых звучаний, а также эффективность использования слуховых аппаратов. Следует оценивать также условия семейного воспитания ребенка, среди которых особенно важны:

  • понимание родителями того, что успешная операция и хорошо работающий имплант сами по себе еще не гарантируют перехода ребенка в новый статус;
  • решимость семьи оказывать систематическую помощь ребенку на всех этапах его реабилитации,
  • готовность родителей меняться – перестраивать привычную коммуникацию и взаимодействие с ребенком после операции;
  • понимание семьей необходимости подбора подходящего ребенку с кохлеарными имплантами образовательного маршрута, обеспечивающего ему возможность психолого-педагогического сопровождения и получения специальной помощи.

На основании анализа всей совокупности этих данных принимается решение - ребенок становится или не становится кандидатом на операцию кохлеарной имплантации.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Миронова, Э.В.  Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию: вклад сурдопедагога [Электронный ресурс] / Э.В. Миронова, А.И. Сатаева // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2015. –  Альманах №21. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-21/otbor-kandidatov-na-koxlearnuyu-implantacziyu-vklad-surdopedagoga
Список литературы
  1. Королева, И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха) [Текст]: 2-е изд., спр. и доп. / И.В. Королева. – Санкт-Петербург, КАРО, 2012. – 752 с.
  2. Миронова, Э.В. Обучение внезапно оглохших (детей и взрослых) восприятию устной речи [Текст]: учебно-методическое пособие / Э.В. Миронова. – М.: Институт учебника «Пайдейя», 2000. – 304 с., ил.
  3. Сатаева, А.И. Кохлеарная имплантация как средство помощи глухим детям [Текст] / А.И. Сатаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 1. – С. 55-63.
Статьи выпуска: