Подбор образовательной среды, адекватной новым возможностям ребенка, и его дальнейшее сопровождение / Альманах №21 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №21 "Кохлеарная имплантация: взаимодействие медиков и сурдопедагогов"

Подбор образовательной среды, адекватной новым возможностям ребенка, и его дальнейшее сопровождение

Е.Л. Гончарова ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва
О.И. Кукушкина ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Выбор дальнейшего образовательного маршрута имплантированным детям, успешно завершившим запускающий этап реабилитации и вставшим на путь естественного развития коммуникации и речи – трудная и ответственная задача сурдопедагога и семьи. Основными ориентирами для ее решения становятся близость развития ребенка к возрастной норме; а также понимание перспектив дальнейшего сближения ребенка с нормой в разных условиях обучения. Сурдопедагог может встретиться с большим разнообразием случаев:

  • развитие ребенка приближается к возрастной норме, но требуется следить за его дальнейшим благополучием и поддерживать его
Развитие ребенка с КИ пиближается к возрастной норме Фрагмент коррекционного занятия сурдопедагога с ребенком с КИ

2015-09-22

Фрагмент коррекционного занятия сурдопедагога (А.И. Сатаева) с ребенком с КИ. Развитие ребенка с КИ приближается к возрастной норме
  • развитие ребенка не приблизилось к возрастной норме, но есть возможность и перспектива сближения с ней при - условии систематической минимальной специальной поддержки
  • развитие ребенка не приблизилось к возрастной норме, но есть перспектива сближения с ней при значительной систематической специальной поддержке
  • развитие ребенка не приближается к возрастной норме и перспектива сближения с ней маловероятна даже при систематической и максимальной специальной помощи.

Очевидно, что каждой из названных групп детей понадобятся различные образовательные маршруты. Анализ накопленного в Институте коррекционной педагогике опыта успешной реабилитации позволяет представить варианты образовательных маршрутов, подходящих разным группам детей с кохлеарными имплантами, благополучно завершивших первоначальный этап реабилитации (см. таблицу 1)

Таблица 1. Образовательные маршруты детей с кохлеарными имплантами, благополучно завершивших первоначальный этап реабилитации

Группы детей с кохлеарными имплантами, благополучно завершивших первоначальный этап реабилитации и вставших на путь естественного развития Возможные образовательные маршруты
Развитие ребенка приближается к возрастной норме, но требуется следить за его дальнейшим благополучием и поддерживать его Интеграция в общеобразовательную среду при систематическом контроле за развитием и поддержке процесса адаптации в новой среде
Развитие ребенка не приблизилось к возрастной норме, но есть возможность и перспектива сближения с ней при условии систематической минимальной специальной поддержки Интеграция в общеобразовательную среду при минимальной, но систематической специальной поддержке процесса развития ребенка и его адаптации в новой среде
Развитие ребенка не приблизилось к возрастной норме, но есть перспектива сближения с ней при значительной систематической специальной поддержке Интеграция в комбинированную среду при значительной систематической специальной поддержке сурдопедагога, направленной на преодоление отставания в развитии
Развитие ребенка не приближается к возрастной норме и перспектива сближения с ней маловероятна даже при систематической и максимальной специальной помощи Рекомендуется специальная образовательная среда, ориентированная на слабослышащих детей, она оптимальна для дальнейшего развития такого ребенка

Подчеркнем, что каким бы благополучным ни казался ребенок к моменту завершения первоначального этапа реабилитации, он будет нуждаться в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении в том образовательном учреждении, куда придет учиться. Предметом внимания специалистов, сопровождающих имплантированного ребенка, становятся:

  • продвижение в развитии и преодоление ранее возникшего отставания от сверстников;
  • характер контактов и взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми в учреждении, общие со сверстниками и специфические проблемы в новой социальной среде;
  • понимание ребенком своих возможностей и ограничений, умение вступать в коммуникацию на эту тему;
  • особые образовательные потребности, обнаруживающиеся по ходу обучения и требующие удовлетворения силами сурдопедагога или специального психолога;
  • эффективность функционирования речевого процессора, необходимость его поднастроек.
Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Гончарова, Е.Л.  Подбор образовательной среды, адекватной новым возможностям ребенка, и его дальнейшее сопровождение [Электронный ресурс] / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2015. –  Альманах №21. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-21/podbor-obrazovatelnoj-sredyi,-adekvatnoj-novyim-vozmozhnostyam-rebenka,-i-ego-dalnejshee-soprovozhdenie
Статьи выпуска: