Современный инструмент поиска литературы для разных этапов реабилитации ребенка с КИ / Альманах №21 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №21 "Кохлеарная имплантация: взаимодействие медиков и сурдопедагогов"

Современный инструмент поиска литературы для разных этапов реабилитации ребенка с КИ

И.И. Кукушкин ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Ввиду того, что статус ребенка в ходе операции кохлеарной имплантации и последующей реабилитации меняется, родителям и специалистам необходимы разные ориентиры и разная профессиональная литература на различных этапах работы.

Требуется неограниченный доступ к результатам научного поиска и, прежде всего, в виртуальном пространстве. А так как диапазон различий в развитии детей с кохлеарными имплантами достаточно велик, при выборе литературы специалистам и родителям недостаточно ориентировки только на состояние слуха ребенка, требуется ориентировка на развитие.

Созданная Институтом коррекционной педагогики РАО электронная библиотека «Отечественная научная школа специальной психологии и коррекционной педагогики» включает произведения, касающиеся изучения и обучения детей не только с различными нарушениями слуха: глухих, слабослышащих, оглохших, имплантированных, но и с различными вариантами социального и психического развития детей. Это единственная виртуальная библиотека по сурдопедагогике, открывающая возможность смены ориентиров для подбора литературы на разных этапах кохлеарной имплантации.

Предложенный способ первоначальной каталогизации массива литературы позволяет сразу ориентироваться на развитие ребенка и его статус.

Разделы электронной библиотеки

Как видно на рисунке, в подкаталогах собраны произведения, отражающие систему работы с ребенком с кохлеарными имплантами, развитие которого оценивается как:

  • возрастная норма;
  • риск отклонения от возрастной нормы;
  • нарушенное развитие.

Библиотека оснащена как привычным поиском (по фамилии автора, названию работы, жанру и др.), так и профессионально ориентированным. Это означает, что теперь можно использовать профессиональные ключи для подбора нужной литературы.

Приведем те из них, что могут быть актуальны при подборе публикаций, раскрывающих различные аспекты изучения и обучения детей с кохлеарными имплантами:

  • направление (проблема) исследований (например, можно выбрать «Психолого-педагогические проблемы кохлеарной имплантации»);
  • вид нарушения (например: «глухота, «тугоухость», «ранооглохшие», «позднооглохшие», «имплантированные»);
  • возрастной период развития лиц, рассматриваемых/упоминаемых в произведении (например: «младенческий», «ранний», «дошкольный», «школьный», «постшкольный»);
  • адресат в соответствии с современной номенклатурой специалистов (например: «родители», «сурдопедагоги», «психологи», «логопеды», «методисты», «воспитатели», «преподаватели и студенты педагогических вузов» и др.);
  • актуальность произведения для современной практики помощи детям с нарушенным слухом.

Если пользователя, например, интересует литература по проблеме интеграции ребенка с кохлеарными имплантами в общеобразовательную среду, достаточно выбрать соответствующее направление исследований из ряда предложенных. В результате такого поискового запроса будет собран массив публикаций о том, как включить ребенка с кохлеарными имплантами в общеобразовательную среду.

Также возможно отобрать публикации по сурдопедагогике, раскрывающие интересующий возрастной период развития. Например: воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста, или воспитание и обучение слабослышащих детей раннего возраста, или помощь детям дошкольного возраста с кохлеарными имплантами.

Отбирать произведения возможно и по совокупности доступных для поиска параметров. Предположим, что специалиста интересует обучение осмысленному чтению младшего школьника с кохлеарными имплантами. В этом случае следует выбрать вид нарушения – нарушения слуха, имплантированные; указать возрастной период развития – младший школьный возраст; отметить проблему – читательское развитие и обучение чтению; ограничить выбор литературы актуальными для современного этапа работами; указать интересующий адресат – сурдопедагог. Если же в собранном массиве литературы специалиста интересует исключительно методический аспект работы, он легко сможет найти методики диагностики и обучения чтению, уточнив поисковый запрос выбором соответствующего жанра – методика. После этого можно перейти к детальному изучению описаний каждой публикации в отобранном массиве.

Описания произведений виртуального каталога также уникальны, поскольку позволяют получить более полную, чем это бывает обычно, ориентировку в его содержании еще до момента прочтения, ведь наряду со стандартными библиотечными указателями в карточку произведения включены и профессиональные индексы.

В описании публикации (карточке произведения) наряду с традиционными библиотечными указателями представлены собственно профессиональные, поэтому подобрав интересующий массив литературы, пользователь сразу получает первоначальную ориентировку в содержании каждой найденной работы.

Родители и специалисты, работающие с имплантированными детьми, впервые могут самостоятельно подбирать литературу, необходимую на каждом из этапов кохлеарной имплантации. Так, на этапах отбора кандидатов на операцию КИ и подготовки к ней, необходимо использовать литературу, представленную в подкаталоге «Изучение и коррекция выявленных нарушений развития». Так как массив содержит более полутора тысяч работ, его следует ограничить в соответствии с видом нарушения слуха у ребенка («тугоухость», «глухота», «оглохшие»), выбрав соответствующее значение фильтра «Упоминаемые в работе нарушения».

При переходе к первоначальному (запускающему) этапу реабилитации ребенка – этапу психологической адаптации к новым возможностям, меняются ориентиры. Родителям и специалистам теперь понадобится литература, посвященная проблемам перестройки коммуникации и речи ребенка с кохлеарными имплантами. Теперь в значении фильтра «Упоминаемые в работе нарушения» необходимо указывать «имплантация».

По завершении первоначального этапа реабилитации ребенок переходит к коммуникации на полноценной сенсорной основе, спонтанному освоению речи и встает на путь естественного развития, вследствие чего ориентиры специалистов и родителей вновь меняются. Теперь их может интересовать вопрос поддержки нормального развития и коррекции сложившихся ранее вторичных нарушений, которые еще не могли быть устранены в ходе запускающего этапа реабилитации. Сейчас следует обращаться к подкаталогу «Норма и поддержка нормального развития», где представлены работы, которые могут быть использованы для преодоления дисбаланса между обучением и развитием.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Кукушкин, И.И.  Современный инструмент поиска литературы для разных этапов реабилитации ребенка с КИ [Электронный ресурс] / И.И. Кукушкин // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2015. –  Альманах №21. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-21/sovremennyij-instrument-poiska-literaturyi-dlya-raznyix-etapov-reabilitaczii-rebenka-s-ki
Статьи выпуска: