Задачи сурдопедагога на разных этапах реабилитации / Альманах №21 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №21 "Кохлеарная имплантация: взаимодействие медиков и сурдопедагогов"

Задачи сурдопедагога на разных этапах реабилитации

О.И. Кукушкина ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва
Е.Л. Гончарова ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Последовательно рассмотрев этапы реабилитации детей с кохлеарными имплантами, мы показали, что на каждом из них ребенку необходим сурдопедагог. От этапа к этапу задачи, которые он решает, меняются.

1. Отбор кандидатов на операцию

Задачи сурдопедагога:

Проведение сурдопедагогического обследования ребенка и участие в психологическом обследовании для оценки

  • общего и речевого развития;
  • умений и навыков восприятия речи и неречевых звучаний;
  • эффективности использования слуховых аппаратов.

Изучение семейной ситуации

  • понимают ли родители, что успешная операция и хорошо работающий имплант сами по себе еще не гарантируют перехода ребенка в новый статус;
  • готовы ли оказывать систематическую помощь ребенку на всех этапах его реабилитации;
  • готовы ли родители перестраивать коммуникацию и взаимодействие с ребенком после операции.

2. Подготовка ребенка к операции кохлеарной имплантации

Задачи сурдопедагога:

По отношению к оглохшему

  • сохранить ребенку речь;
  • подготовить его к настройке речевого процессора;
  • еще до операции включить семью в занятия с ребенком.

По отношению к глухому

  • продолжать (или срочно начинать) систематическую и традиционную коррекционную работу;
  • обратить особое внимание на формирование умений воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов неречевые (а по возможности и речевые) звучания;
  • подготовить его к будущей настройке речевого процессора;
  • включить еще до операции семью в коррекционные занятия с ребенком.

3. Хирургическое вмешательство

Задачи сурдопедагога:

Психологическая поддержка и информационная помощь семье оперируемого ребенка.

4. Этап заживления

Задачи сурдопедагога:

Использовать время пребывания ребенка в клинике и период заживления для работы с родителями, а также интересных и посильных ребенку развивающих занятий, включая в них членов его семьи. Добиваться понимания близкими того, что успешная операция и хорошо работающие импланты сами по себе еще не гарантируют перехода ребенка к естественному поведению слышащего, обычной коммуникации и спонтанному речевому развитию. Настраивать семью на оказание систематической помощи ребенку на всех дальнейших этапах его реабилитации. Специально готовить близких к решению сложной задачи перестройки после операции уже сложившихся и привычных всем форм коммуникации и взаимодействия Разъяснять семье необходимость подбора в будущем подходящего образовательного маршрута, включающего психолого-педагогическое сопровождение ребенка в новой среде.

5. Подключение речевого процессора, его первичная настройка

Задачи сурдопедагога:

Оценить безусловные ориентировочные реакции (например: замирание, поворот головы в ответ на звук и т.п.) ребенка при электростимуляции в процессе программирования речевого процессора. Выработать у ребенка условную двигательную реакцию на звук (например: в ответ на сигнал маленький ребенок надевает кольцо на стержень пирамиды, кладет кубик в кузов и т.п.). Выделять и анализировать непроизвольные и произвольные реакции ребенка на разнообразные звуки для оценки эффективности работы речевого процессора и системы кохлеарной имплантации в целом. Учить родителей замечать и фиксировать в дневнике наблюдений изменения в поведении ребенка - его непроизвольные и произвольные реакции на разнообразные звуки. Учить ребенка определять силу звучания (громко/тихо); количество звучаний; их длительность (долго/кратко), высоту (высоко/низко) и т.д. для уточнения в будущем режима настройки.

6. Психологическая адаптация ребенка к новым возможностям – первоначальный (запускающий) этап его реабилитации

Задачи сурдопедагога:

Помочь родителям в перестройке взаимодействия со своим изменившимся ребенком обеспечить переход к коммуникации с ним на естественной сенсорной основе:

  • оглохшим детям требуется восстановить утраченную полноценную коммуникацию и речь;
  • глухим детям с фразовой речью, сформированной до операции при нарушенном слухе, требуется реконструировать коммуникацию – перевести ее на естественную и полноценную сенсорную основу;
  • глухим детям, у которых не удалось до операции сформировать речь, требуется запустить взаимодействие и заново формировать коммуникацию на естественной сенсорной основе;
  • глухим детям до 2.5-3 лет, не владеющим фразовой речью в силу возраста, требуется обеспечить условия для естественного развития взаимодействия, коммуникации и становления речи на полноценной сенсорной основе, как это происходит в норме у детей первых лет жизни.

7. Подбор образовательной среды, адекватной новым возможностям ребенка

Задачи сурдопедагога:

Определить и рекомендовать родителям вариант образовательного маршрута, полезного ребенку, вставшему на путь естественного развития коммуникации и речи. Помочь родителям подобрать образовательное учреждение, соответствующее рекомендациям.

8. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении

Задачи сурдопедагога:

Помочь ребенку удержаться в новом образовательном учреждении, предупреждая и преодолевая разрывы между обучением и развитием. При необходимости помочь семье принять решение о смене образовательного маршрута

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Кукушкина, О.И.  Задачи сурдопедагога на разных этапах реабилитации [Электронный ресурс] / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2015. –  Альманах №21. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-21/zadachi-surdopedagoga-na-raznyix-etapax-reabilitaczii
Список литературы
  1. Кукушкина, О.И. Задачи сурдопедагога на разных этапах помощи детям с кохлеарными имплантами [Текст] / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Дефектология. — 2013. — № 6. — С. 21–32.
  2. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка. Монография. – М.: Полиграф сервис, 2014. – 192 с.
Статьи выпуска: