Последовательно рассмотрев этапы реабилитации детей с кохлеарными имплантами, мы показали, что на каждом из них ребенку необходим сурдопедагог. От этапа к этапу задачи, которые он решает, меняются.
1. Отбор кандидатов на операцию
Задачи сурдопедагога:
Проведение сурдопедагогического обследования ребенка и участие в психологическом обследовании для оценки
- общего и речевого развития;
- умений и навыков восприятия речи и неречевых звучаний;
- эффективности использования слуховых аппаратов.
Изучение семейной ситуации
- понимают ли родители, что успешная операция и хорошо работающий имплант сами по себе еще не гарантируют перехода ребенка в новый статус;
- готовы ли оказывать систематическую помощь ребенку на всех этапах его реабилитации;
- готовы ли родители перестраивать коммуникацию и взаимодействие с ребенком после операции.
2. Подготовка ребенка к операции кохлеарной имплантации
Задачи сурдопедагога:
По отношению к оглохшему
- сохранить ребенку речь;
- подготовить его к настройке речевого процессора;
- еще до операции включить семью в занятия с ребенком.
По отношению к глухому
- продолжать (или срочно начинать) систематическую и традиционную коррекционную работу;
- обратить особое внимание на формирование умений воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов неречевые (а по возможности и речевые) звучания;
- подготовить его к будущей настройке речевого процессора;
- включить еще до операции семью в коррекционные занятия с ребенком.
3. Хирургическое вмешательство
Задачи сурдопедагога:
Психологическая поддержка и информационная помощь семье оперируемого ребенка.
4. Этап заживления
Задачи сурдопедагога:
Использовать время пребывания ребенка в клинике и период заживления для работы с родителями, а также интересных и посильных ребенку развивающих занятий, включая в них членов его семьи. Добиваться понимания близкими того, что успешная операция и хорошо работающие импланты сами по себе еще не гарантируют перехода ребенка к естественному поведению слышащего, обычной коммуникации и спонтанному речевому развитию. Настраивать семью на оказание систематической помощи ребенку на всех дальнейших этапах его реабилитации. Специально готовить близких к решению сложной задачи перестройки после операции уже сложившихся и привычных всем форм коммуникации и взаимодействия Разъяснять семье необходимость подбора в будущем подходящего образовательного маршрута, включающего психолого-педагогическое сопровождение ребенка в новой среде.
5. Подключение речевого процессора, его первичная настройка
Задачи сурдопедагога:
Оценить безусловные ориентировочные реакции (например: замирание, поворот головы в ответ на звук и т.п.) ребенка при электростимуляции в процессе программирования речевого процессора. Выработать у ребенка условную двигательную реакцию на звук (например: в ответ на сигнал маленький ребенок надевает кольцо на стержень пирамиды, кладет кубик в кузов и т.п.). Выделять и анализировать непроизвольные и произвольные реакции ребенка на разнообразные звуки для оценки эффективности работы речевого процессора и системы кохлеарной имплантации в целом. Учить родителей замечать и фиксировать в дневнике наблюдений изменения в поведении ребенка - его непроизвольные и произвольные реакции на разнообразные звуки. Учить ребенка определять силу звучания (громко/тихо); количество звучаний; их длительность (долго/кратко), высоту (высоко/низко) и т.д. для уточнения в будущем режима настройки.
6. Психологическая адаптация ребенка к новым возможностям – первоначальный (запускающий) этап его реабилитации
Задачи сурдопедагога:
Помочь родителям в перестройке взаимодействия со своим изменившимся ребенком обеспечить переход к коммуникации с ним на естественной сенсорной основе:
- оглохшим детям требуется восстановить утраченную полноценную коммуникацию и речь;
- глухим детям с фразовой речью, сформированной до операции при нарушенном слухе, требуется реконструировать коммуникацию – перевести ее на естественную и полноценную сенсорную основу;
- глухим детям, у которых не удалось до операции сформировать речь, требуется запустить взаимодействие и заново формировать коммуникацию на естественной сенсорной основе;
- глухим детям до 2.5-3 лет, не владеющим фразовой речью в силу возраста, требуется обеспечить условия для естественного развития взаимодействия, коммуникации и становления речи на полноценной сенсорной основе, как это происходит в норме у детей первых лет жизни.
7. Подбор образовательной среды, адекватной новым возможностям ребенка
Задачи сурдопедагога:
Определить и рекомендовать родителям вариант образовательного маршрута, полезного ребенку, вставшему на путь естественного развития коммуникации и речи. Помочь родителям подобрать образовательное учреждение, соответствующее рекомендациям.
8. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении
Задачи сурдопедагога:
Помочь ребенку удержаться в новом образовательном учреждении, предупреждая и преодолевая разрывы между обучением и развитием. При необходимости помочь семье принять решение о смене образовательного маршрута