Запускающий этап реабилитации – решающая роль сурдопедагога / Альманах №21 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №21 "Кохлеарная имплантация: взаимодействие медиков и сурдопедагогов"

Запускающий этап реабилитации – решающая роль сурдопедагога

А.И. Сатаева ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Получив благодаря операции физическую способность слышать, ребенок не способен сразу и сам воспользоваться новыми возможностями. Поэтому возникает задача – побуждать и учить его ими пользоваться. Решить эту задачу могут специально подготовленные для этой работы специалисты психолого-педагогического профиля, и в первую очередь сурдопедагоги, овладевшие умением решать такого рода задачи. Смысл работы сурдопедагога на данном этапе реабилитации - помощь родителям в перестройке коммуникации и взаимодействия со своим изменившимся ребенком. Требуется обеспечить переход ребенка к коммуникации на естественной сенсорной основе. Это самый ответственный этап реабилитации – он запускает весь ее дальнейший процесс, и сурдопедагог играет здесь ведущую роль. Работа сурдопедагога ведется дифференцированно, это необходимо потому, что диапазон различий в развитии детей, поступающих к нему после операции, подключения процессора и первичной его настройки, очень значителен:

  • оглохшие дети, сохранившие речь и коммуникацию, сформированные на естественной сенсорной основе;
  • оглохшие дети дошкольного возраста, теряющие или потерявшие речь;
  • глухие дети, обладающие до операции развернутой речью, сформированной на слухо-зрительной основе, что возможно при раннем слухопротезировании и раннем начале коррекционной помощи;
  • глухие дети, обладающие развернутой речью, сформированной до операции на зрительно-слуховой основе;
  • глухие дети, у которых до операции не удалось сформировать развернутую словесную речь, и их коммуникация осуществляется другими средствами;
  • глухие дети до 2,5 3-х лет, еще не владеющие в силу возраста развернутой фразовой речью.

Дети с нарушенным слухом, имеющие дополнительные нарушения, могут оказаться в каждой из этих групп, за исключением третьей и четвертой. Цель работы сурдопедагога едина – формирование коммуникации и взаимодействия ребенка с близким окружением на естественной сенсорной основе. Задачи работы дифференцируются, исходя из понимания различий детей:

  • оглохшим детям требуется восстановить утраченную полноценную коммуникацию и речь;
  • глухим детям с фразовой речью требуется реконструировать коммуникацию перевести ее на естественную и полноценную сенсорную основу;
  • глухим детям, у которых не удалось до операции сформировать речь, требуется заново формировать коммуникацию на естественной сенсорной основе;
  • глухим детям, не владеющим фразовой речью в силу возраста, требуется обеспечить условия для естественного развития коммуникации и становления речи на полноценной сенсорной основе, как это происходит в норме.

Общим в работе сурдопедагога и обязательным во всех случаях является помощь родителям в перестройке коммуникации и взаимодействия со своим изменившимся ребенком. Первоначальный этап реабилитации будет проходить в разных семьях по-разному, однако, каким бы длительным ни оказался период реконструкции коммуникации ребенка с близкими людьми, предпочтительным является его пребывание в семье. Помещение ребенка с кохлеарными имплантами в образовательное учреждение до перевода коммуникации и взаимодействия с ближайшим окружением на естественную сенсорную основу может свести на нет все предшествующие усилия и семьи, и ребенка. Он еще не готов к естественной коммуникации и взаимодействию со слышащим окружением и тем более - к обучению в этой среде, но ему уже может повредить среда неслышащих, поскольку она не может стимулировать дальнейшее становление и укрепление естественной коммуникации и взаимодействия с людьми. Показателем благополучного завершения запускающего этапа реабилитации служит появление естественного «слухового» поведения ребенка и способности спонтанно осваивать речь в естественной коммуникации, как это и происходит у нормально слышащего ребенка раннего возраста.

Запускающий этап реабилитации ребенка с КИ Фрагмент занятия сурдопедагога на запускающем этапе реабилитации ребенка с КИ

2015-09-22

Фрагмент коррекционного занятия сурдопедагога (А.И. Сатаева) на запускающем этапе реабилитации ребенка с КИ.
Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Сатаева, А.И.  Запускающий этап реабилитации – решающая роль сурдопедагога [Электронный ресурс] / А.И. Сатаева // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2015. –  Альманах №21. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-21/zapuskayushhij-etap-reabilitaczii-–-reshayushhaya-rol-surdopedagoga
Список литературы
  1. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка. Монография. – М.: Полиграф сервис, 2014. – 192 с.
  2. Сатаева, А.И. Значение первоначального периода реабилитации глухого дошкольника после кохлеарной имплантации [Текст] / А.И. Сатаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 5. – С. 9-16.
  3. Сатаева, А.И. Первоначальный период работы с глухими дошкольниками после кохлеарной имплантации [Текст] / А.И. Сатаева // Дефектология. – 2012. – №2. – С. 50-62.
  4. Сатаева, А.И. Показатели завершения «запускающего» этапа реабилитации применительно к разным группам детей с кохлеарными имплантами [Текст] / А.И. Сатаева // Дефектология. – 2014. – №3. – С. 21-30.
Статьи выпуска: