От редакции / Альманах №25 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №25 "Дети с черепно-мозговой травмой. Междисциплинарная команда специалистов в реабилитации: взаимодействие медиков, педагогов и психологов"

От редакции

Номер Альманаха посвящен детям с черепно-мозговой травмой (ЧМТ).

Первые описания пациентовс ЧМТ сделаны в 1940-e годы психиатром-исследователем Груней Ефимовной Сухаревой, изучавшей на протяжении долгих лет детей с травмой, а также их психическое состояние.

«…Это мальчик Вася, 13 лет, приехал из дальнего поселка. Два месяца назад он был сильно избит человеком, необоснованно заподозрившим его в воровстве. По словам очевидца, мальчика сильно били по голове. В ночь после травмы он беспокойно спал, вскакивал, стремился куда-то бежать. На утро ничего не помнил о случившемся, был растерян, как будто чего-то боялся. Не сразу отзывался на обращенные к нему вопросы. Жаловался на головную боль, появились непроизвольные движения, потирал руками рот, косил глазами, закусывал губу…».

«До заболевания был послушным, тихим, уживчивым, несколько скрытным и молчаливым, учился хорошо, какими–либо длительными и тяжелыми инфекциями не болел. Со стороны наследственности ничего патологического не отмечается...»

Г.Е. Сухарева, 1940 г.

Невозможно оставаться безразличным и безучастным к неожиданным, а иногда и к критическим жизненным ситуациям, обусловленным черепно-мозговой травмой. Современная медицина располагает колоссальными возможностями в оказании помощи пациентам с ЧМТ: от хирургических и лечебных до психолого-педагогических. И, если ранее только врач пытался разобраться в тонкостях работы поврежденного мозга и связанных с этим последствиями, то сегодня в нашем распоряжении целая команда специалистов, которая по крупицам восстанавливает возможности пациента, опираясь на потенциал его психической активности во взаимодействии с ближайшим окружением.

Серия статей, представленных в Альманахе, демонстрирует синергию междисциплинарного подхода к реабилитации детей с ЧМТ. Каждый день, проведенный в стационаре, пациент со всех сторон побуждается к самому важному для него – выращиванию потребности возвращения и осознания «потерянного» мира. В условиях, когда взрослые, окружающие ребенка на разных этапах восстановления, всячески способствуют осмыслению и пониманию заново обретаемого им опыта взаимодействия, жизненная необходимость принять окружающий мир становится для него по-настоящему реальной.

Печать
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Статьи выпуска: