В отечественной научной традиции культура, опыт цивилизации рассматриваются как источник развития, а общение ребенка со взрослым - как условие его благополучного психического развития.
Большая база эмпирических данных, результаты многоаспектного анализа зарубежных исследований, рассмотрение общения с позиций деятельностного подхода способствовали появлению концепции генезиса общения, - целостной системы взглядов на то, как зарождается и изменяется общение ребенка со взрослыми и сверстниками (М.И. Лисина, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, С.В. Корницкая, Г.Х. Мазитова, С.Ю. Мещерякова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.). Общение определяется как «взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» (Лисина М.И., 1986. С.9).
Основанием для изучения общения матери и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна послужили результаты исследований, свидетельствующие, во-первых, о высокой индивидуальной вариативности развития ребенка с синдромом Дауна (Алехина А.В.; Пальмов О.И., Мухамедрахимов Р.Ж.; Панарина Л.Ю. и др.), и во-вторых, о зависимости развития ребенка с синдромом Дауна от его индивидуальных особенностей и от качества помощи окружающих близких (Шпек О.).
Нами была предпринята попытка изучения общения в паре «мать – ребенок», предполагающая равноценное внимание к характеристикам общения и ребенка и матери.
На начальном этапе был проведен анализ видеозаписей общения 33 пар «мать – ребенок с синдромом Дауна» (15) «мать – нормально развивающийся ребенок» (18). В группу входили дети второго и третьего годов жизни. В результате анализа были выделены, описаны и отобраны наиболее типичные феномены поведения матери и ребенка, повторяющиеся неоднократно в общении пары, или типичные для нескольких пар. Этапы анализа видеоматериалов описаны нами ранее (Одинокова Г.Ю., 2012).
В настоящей статье представлены феномены общения ребенка раннего возраста в норме и при синдроме Дауна. Каждый из феноменов рассматривался как действие общения 1 или характеристика действия общения, что согласуется с логикой исследования в научной школе М.И. Лисиной (от регистрируемого поведения, до анализа его внутреннего содержания).
Содержательный анализ действий общения, реконструкция лежащих в их основе потребностей и мотивов позволили отнести одни действия общения к признакам развития, а другие – к признакам нарушения развития общения. Последним в анализе уделено особое внимание, т.к. понимание содержания и того, что лежит в основе нарушения развития общения, необходимо для определения целей и направлений коррекционной помощи.
Ниже представлены признаки развития общения.
- Ребенок неоднократно проявляет инициативу в общении с матерью. Он привлекает к себе внимание взрослого, демонстрирует свои умения, побуждает к помощи, совместной деятельности, выражению отношения к себе и своим действиям, делится радостью или огорчением по поводу игры и т.д.
Ребенок В. (2 года) держит в руках картинки, рассматривает их. Мать стоит за спиной ребенка. Мальчик поворачивается к матери, смотрит на нее, протягивает картинки, вокализирует. Мать: «Картинки будем смотреть?» Ребенок одобрительно кивает головой. Мать и ребенок вместе рассматривают картинки, мать называет их. Позже ребенок протягивает матери игрушки, предлагая поиграть.
- Ребенок всегда или чаще всего отвечает на инициативы матери. Он принимает предложения матери, выполняет ее просьбы, отвечает на вопросы. Ребенок может отказаться от конкретной инициативы, предложения, выбрать что-то другое, или обратиться к матери со своей инициативой. У него нет игнорирования или протеста относительно обращений и предложений взрослого.
- Ребенок выбирает маленькую дистанцию при общении с матерью. Он находится от матери на расстоянии не далее зоны «вытянутой руки» взрослого: на коленях у матери или рядом с ней, обнявшись, или на небольшом расстоянии. Ребенок, умея передвигаться, может отходить от матери на большее расстояние, но предпочитает быть рядом с ней.
Ребенок Т. (2 г. 7 мес.) с матерью сидят рядом и рассказывают стихи: мать начинает, а ребенок договаривает окончание строк. Потом они играют игрушками, общаются друг с другом. На протяжении всей видеозаписи мать сидит на одном месте. Ребенок многократно встает на ноги, ходит вокруг матери, останавливается в удобном для него месте. При этом он не отходит от матери на большее расстояние.
- Ребенок использует разнообразные средства общения. При наличии и при отсутствии речи, ребенок использует разнообразные невербальные средства общения (экспрессивно-мимические, предметные, жесты). У него есть понимание речи, он правильно выполняет просьбы взрослого. При отсутствии речи, подготовительные этапы ее развития представлены вокализациями, лепетом, автономной речью.
2016-12-28
Фрагмент обучающего занятия (педагог Г.Ю. Одинокова). Педагог учит маму поощрять инициативу ребенка в игровом взаимодействии с ней2016-12-28
Фрагмент обучающего занятия (педагог Г.Ю. Одинокова). Педагог учит маму отвечать на инициативу ребенка в общении с ней и поддерживать ее.2016-12-28
Фрагмент диагностического занятия (педагог - Г.Ю. Одинокова). Ребенок участвует в пересказе сказки, используя разнообразные средства общения (экспрессивно мимические (в том числе жесты) и речевые)Феномены, описывающие инициативность, чувствительность и разнообразие средств общения, связаны положительными корреляционными связями. В этих же случаях с большой вероятностью встречается феномен «Ребенок выбирает маленькую дистанцию при общении с матерью». Это подтверждает предположение о том, что данный феномен является признаком развития общения.
Ниже перечислены признаки нарушения развития общения
- Ребенок ни разу (или однократно) не проявляет инициативу в общении с матерью. За время наблюдаемого взаимодействия ребенок не привлекает к себе внимание взрослого; в совместной деятельности занимает пассивную позицию, ожидая инициативы партнера; предпочитает индивидуальное исследование предметов, игрушек. Ребенок не ищет оценки своих действий, не ждет эмоционального отклика на свои переживания.
- Ребенок чаще игнорирует или отказывается отвечать на инициативы матери. Ребенок чаще не отзывается и не отвечает на предложения, вопросы матери, уклоняется от выполнения заданий, не допускает ее в свою игру и т.д. Ребенок может ответить на инициативу матери, но после неоднократных обращений; помощь ее принимает не сразу.
- Репертуар средств общения ребенка органичен – нет предметных или речевых средств общения. В общении с матерью у ребенка нет предметных средств, или отсутствуют жесты, или есть вокализации, но нет лепета и слов. Квалифицировать понимание речи, при невыполнении ребенком инструкций, представляется сложным. Невыполнение просьбы взрослого может быть связано как с нечувствительностью к его предложениям, так и с отсутствием понимания просьбы, высказанной вербально.
Описанные три феномена отнесены к признакам нарушения развития общения, поскольку они являются основными показателями задержки (или грубой задержки при отсутствии одного из параметров) в развитии общения (Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. (Смирнова Е. О. и др. 2003) ). - Ребенок отказывается от общения с матерью. Он уходит от матери, игнорирует ее предложения или отвечает на них протестом. Выход из контакта наблюдался в двух вариантах.
1 вариант – ребенок затихает, замирает в определенной позе, действия его затормаживаются, он «уходит в себя», на призывы матери к общению не отвечает или слабо протестует.
Ребенок Л. (2 г. 6 мес.) сидит на полу и играет с куклой. Игру с куклой инициировала мать, у нее много вопросов, предложений к ребенку. Девочка по просьбе матери и вместе с ней показала, как кукла танцует, где у нее ушки, как кукла спит. Вдруг Л. отбросила куклу в сторону, опустила руки, смотрит в пол. Мать берет цветные шарики небольшого размера, катит по одному к девочке: «Смотри, шарики, какие, лови!» Девочка, не глядя на мать, выразила жестом нежелание играть и общаться. Мать еще раз призывает ребенка поиграть, привлекает внимание к шарикам, ребенок не реагирует. Мать объяснила такое поведение ребенка усталостью.
2 вариант – ребенок разбрасывает предметы, протестует недовольными вокализациями, отвергающими жестами, отворачивается и отдаляется от матери.
На протяжении всей видеозаписи ребенок уходит от матери, предпочитает самостоятельно исследовать предметы и игрушки. Мать усаживает ребенка за стол.На столе перед Н. (1 г. 11 мес.) кубики и маленькая курочка. Девочка берет ее и изучает. Мать просит построить башню, забирает курочку (держит ее в руках): «Давай, построй башню, а потом курочку на нее посадишь!» Девочка пытается забрать игрушку у матери. Мать прячет игрушку, привлекает внимание к кубикам, ласково просит построить башню. Девочка вокализирует с недовольными интонациями, разбрасывает кубики, пытается перевернуть стол. Далее отворачивается, уходит от матери, на предложения матери не отвечает.В приведенных примерах дети протестовали против чрезмерной активности матерей и невнимания к их собственным интересам. Чрезмерная пассивность ребенка в общении с матерью, избегание контакта, повышенная возбудимость являются знаками нарушенной коммуникации (Папушек Х. и др., 2000). Равнодушие, отказ от общения со взрослым связывают с "ограниченной потребностью в общении" (Лисина М.И., 1986). - Ребенок при общении с матерью выбирает большую дистанцию (расстояние больше «вытянутой руки» взрослого). Обмен коммуникативными действиями происходит на большом расстоянии. Такая дистанция может устраивать ребенка продолжительное время.
Ребенок О. (2 года) и мать сидят на полу, рядом игрушки. Мать начинает «рассказывать» стихотворение «Мишка косолапый…», делает паузы, просит ребенка иллюстрировать его действиями: «Как шишка мишке в лоб? (как шишка ударила мишку в лоб). Ребенок встает на ноги и хочет уйти от матери. Она удерживает ребенка и просит показать определенные жесты. Ребенок падает, мать его удерживает, похлопывает, ласково разговаривает с ним. Ребенок поднимается, демонстрирует жест «отталкивания», направленный на мать. Мать сразу повторяет жест ребенка. Ребенок уходит от матери в другой конец комнаты, садится на пол. Через некоторое время берет игрушку и занимается ею. Мать зовет ребенка, показывает игрушку, просит подойти к ней. Ребенок смотрит на мать, но не подходит к ней. Несмотря на попытки матери привлечь внимание ребенка он уходит от нее и самостоятельно изучает игрушки. Комментарий. В такой ситуации матери приходится прилагать усилия, чтобы поддерживать контакт с ребенком: она говорит громче, в обращении использует более яркие эмоции, сама приближается к нему и т.д. Ребенок пассивен в общении, он занимает себя игрушками, с приближением матери может отдаляться от нее. На большой дистанции с матерью у «неречевого» ребенка в доступе оказывается ограниченный диапазон средств общения. В соответствии с этим выбор ребенком большого расстояния может указывать на избегание или равнодушие к интенсивному контакту с ней.
Итак, примеры отказа от общения с матерью и выбор большого расстояния во взаимодействии указывают на низкую заинтересованность в общении с матерью. Эти две особенности поведения ребенка чаще встречаются вместе, что подтверждается результатами корреляционного анализа. Следствием ограниченной потребности в общении является как сужение практики общения, так и неразвитость мотивов общения и средств, необходимых для этой деятельности (Лисина М.И., 1974). Следующие характеристики коммуникативных действий можно рассматривать как следствия ограниченной потребности в общении.
- «Специфические» коммуникативные действия ребенка. Ребенок совершает некоторые неожиданные, иногда опасные действия, переключая внимание матери. Мать отказывается от своей инициативы. Общение продолжается, оно «задано» действиями ребенка, которые воспроизводятся им неоднократно.
Ребенок Н. (1 г. 11 мес.) сидит на руках у матери, лицом к лицу. Мать ласково разговаривает с девочкой, ловит ее взгляд, целует ее, обнимает, просит показать ушки, ручки. Девочка не отвечает на вопросы матери, крутит головой, периодически кратковременно смотрит на мать. Неожиданно Н. резко откидывается назад, мать ловит ее: «Зачем так делаешь? Эй, упадешь!», – поднимает ее. Матери это не нравится. Девочка опять откидывается назад, мать ловит ее: «Не надо так делать!», – слегка тормошит, ласково разговаривает с ней, поднимает. Все это повторяется. Девочка совершает действия, рассчитывая на поддержку матери (по наблюдениям она была осторожна в самостоятельных движениях). На протяжении всей видеозаписи у ребенка не было зафиксировано инициатив в общении с матерью. Комментарий. Среди действий, которые переключали внимание матерей, были следующие: ребенок, несмотря на уговоры и запреты матери, сильно трет глаза, бьется головой об пол и др. Для привлечения внимания матери, вместо использования традиционных средств общения ребенок фактически изобретает «специфические» коммуникативные действия, которые легко объяснить как способы «плохого поведения». Можно предположить, что такие действия являются результатом отношений, в которых сдерживается или игнорируется инициативность ребенка.
- Коммуникативное действие ребенка содержит противоречия. В ответе ребенка содержатся средства общения, смысл которых противоречит друг другу (например, одновременно «да» и «нет»). Мать не понимает «послание» ребенка и говорит об этом.
Ребенок К. (1 г. 7 мес.) лежит на коленях у матери. Мать играет пальчиками ребенка, показывает «Сороку – ворону».
Ребенок:- Смотрит на мать;
- Замер, лежит спокойно;
- Вокализации недовольства;
- Вырывается, отталкивает мать.
Комментарий. Первый и второй сигналы говорят о том, что у ребенка есть интерес, ему нравится то, как играет мать. Третий и четвертый сигналы указывают на неожиданный протест. Этот феномен фиксировался в поведении ребенка именно в сочетании с высказыванием матери о том, что она не понимает ребенка (Феномен «Мать демонстрирует непонимание ребенка»).
Все признаки нарушения развития общения связаны между собой положительными корреляционными связями и особым образом группируются в наблюдаемом поведении детей.
При просмотре и анализе видеозаписей каждой из 33 пар «мать – ребенок» регистрировались феномены поведения обоих. Сравнительный анализ показал, что признаки нарушения развития общения ребенка в парах «мать – ребенок с синдромом Дауна» представлены многократно (от 3 до 7) – у 53,3%, а в парах «мать – нормально развивающийся ребенок» – у 16,7% (р≤0,05). У остальных пар (46,7% пар и 83,3% соответственно) признаки нарушения развития общения отсутствуют или представлены однократно.
Тот факт, что нарушения развития общения группируются у 8 из 15 детей с синдромом Дауна, говорит о неблагополучии в развитии общения у половины детей изучаемой выборки. У оставшихся 7 детей общение с матерями оказывается относительно благополучным. Обнаружена связь между наличием нарушений развития общения и более низким уровнем психического развития 2 : дети с признаками нарушений развития общения имели большее отставание (от 13 до 27 месяцев), дети без признаков нарушений – меньшее (от 3 до 20 месяцев).
Наличие феноменов, указывающих на неблагополучие в развитии общения, связано с особенностями поведения матери (Айвазян Е.Б., Одинокова Г.Ю., 2012). Анализ материнского поведения и корреляционный анализ действий ребенка и матери в общении требуют отдельного рассмотрения и описания.
Итак, выявления и констатации факторов неблагополучия в развитии общения детей с синдромом Дауна раннего возраста недостаточно для разработки программы коррекционной помощи. Содержательный и каузальный анализ феноменов – признаков нарушения развития общения показал, что слабая социальная активность, отказ и разные способы уклонения от общения с матерью, предпочтение одиночной и самостоятельной деятельности с предметами общению и игре с матерью указывают на ограниченную потребность в общении. Следствием этого являются неполный репертуар средств общения, особые формы привлечения внимания матери, противоречия в действиях общения.
Потребность ребенка в общении со взрослым является ключевой категорией концепции генезиса общения. Ее содержание состоит в стремлении к познанию и оценке других людей, а через них – к самооценке и самопознанию.
Результаты исследований показывают, что потребность в общении приобретается прижизненно (Лисина М. И., 1974; Мещерякова С. Ю., 1975; и др.). Она формируется на основе других потребностей ребенка, но не сводится к ним. Взрослый с рождения общается с ребенком особым образом: «любовно и бережно», «самозабвенно и преданно» (Лисина М. И., 1986). Он истолковывает поведение ребенка как поведение разумной личности, с собственными намерениями и желаниями. Со временем именно в таком обращении ребенок начинает нуждаться – так возникает потребность в общении в своем первоначальном содержании – как потребность в доброжелательном внимании взрослого. Параллельно развиваются способы, которыми ребенок запрашивает удовлетворение этой потребности. Появление «комплекса оживления» обозначает появление у ребенка потребности в общении со взрослым. В дальнейшем содержание коммуникативной потребности претерпевает закономерное развитие.
При первой форме общения – ситуативно-личностной – содержание потребности в общении представляет собой потребность в доброжелательном внимании взрослого, при второй – ситуативно-деловой – потребность в доброжелательном внимании взрослого и в сотрудничестве с ним и т.д.
Результаты нашего исследования показали, что большая часть детей с синдромом Дауна (53,3%) имеют выраженные нарушения в развитии общения, а анализ внутреннего содержания действий общения при этом указывает на слабо выраженную потребность в общении.
Представленные результаты и выводы обосновывают необходимость разработки комплекса педагогических мероприятий, направленных на преодоление неблагополучия в развитии общения матери и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна.
Цель комплекса – налаживание общения в паре «мать – ребенок» посредством создания условий для развития у ребенка потребности в общении.
При разработке комплекса необходимо учитывать, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на развитие внешних коммуникативных умений, но и внутренних - потребностно-мотивационных аспектов общения. Мероприятия должны включать работу как с ребенком, так и с матерью; обучение ребенка должно опираться на ведущую деятельность – предметную, с привлечением ресурсов эмоционально–личностного общения; работа с парой должна строиться по индивидуальной программе.