Целью психолого-педагогической реабилитации после операции КИ мы считаем перевод ребенка на путь естественного развития слухового восприятия, коммуникации и речи. В ходе исследования был сразу выделен этап реабилитации, на котором осуществляется запуск новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи на новой сенсорной основе.
Запускающий этап реабилитации начинается с работы над становлением эмоционального диалога ребенка с КИ с близкими на принципиально новой полноценной сенсорной основе, как это происходит у слышащих родителей слышащего ребенка на первом году его жизни.
В соответствии с теоретическим подходом к реабилитации детей после КИ [1]становление эмоционального диалога рассматривается как «точка запуска» новых слуховых и речевых возможностей ребенка в норме[2,3,4], и в ходе реабилитации мы хотим добиться того же результата[5,6]. Содержание работы сурдопедагога с ребенком с КИ и его семьей определяется логикой становления и развития взаимодействия слышащего ребенка первого года жизни с близкими.
Система работы сурдопедагога на запускающем этапе реабилитации включает четыре педагогические сессии:
- Ориентировочная.
- Запуск эмоционального взаимодействия ребенка с близкими на новой сенсорной основе.
- Запуск понимания речи.
- Запуск спонтанного освоения речи в естественной коммуникации.
Принципиальным для созданной системы работы сурдопедагога является определение задач как по отношению к ребенку с КИ, так и его семье.
Рассмотрим подробнее содержание работы сурдопедагога в каждой сессии и показатели их завершения.
Ориентировочная сессия
Эта сессия является по смыслу подготовительной для всей дальнейшей работы. В ходе сессии сурдопедагог устанавливает эмоциональный контакт с ребенком с КИ, оценивает его продолжительность, осуществляет пробы и определяет условия сохранения контакта, наблюдает и оценивает наличие и качество взаимодействия ребенка с КИ с сурдопедагогом и характер взаимодействия семьи со своим прооперированным ребенком.
Разработаны показатели завершения ориентировочной сессии по отношению к ребенку и по отношению к родителям.
Ориентировочная сессия считается завершенной:
- по отношению к ребенку при условии сохранения эмоционального контакта сурдопедагога с ним на протяжении всего занятия;
- по отношению к семье при условии появления активных попыток родителей наладить взаимодействие со своим ребенком в течение занятия с сурдопедагогом.
Сессия 1. Запуск эмоционального взаимодействия ребенка с близкими на новой сенсорной основе
Ведущей задачей первой сессии является запуск эмоционального диалога с ребенком на новой сенсорной основе.
В ходе сессии сурдопедагог вовлекает ребенка с КИ в эмоциональный диалог, характерный для слышащего ребенка раннего возраста, используя интересующие его, сенсорно яркие (и, как правило, звучащие) предметы и действия с ними. Вызывается отклик на «захватывающие» игровые действия, сопровождаемые эмоционально-смысловым комментарием. При анализе отклика ребенка на эти игровые действия главным предметом внимания становится улыбка и голосовые реакции.
Для перестройки сенсорной основы эмоционального взаимодействия с привычной зрительно-слуховой на слухо-зрительную и слуховую требуется особая речь сурдопедагога. Акцентирование интонации для помощи ребенку в освоении ее смысло-различительной роли; намеренное утрирование ритмико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи – утрированная мелодичность, напевность, ярко выраженные модуляции голоса и их быстрая смена, намеренная смена темпа речи с медленного на быстрый, намеренная смена громкости голоса – от шепота до нормальной разговорной громкости и выше, охват широкого частотного диапазона.
В ходе сессии 1 родителям демонстрируется успешный опыт эмоционального взаимодействия сурдопедагога с ребенком на новой сенсорной основе. Сурдопедагог целенаправленно вовлекает их в организованный им эмоциональный диалог и «передает» новые способы взаимодействия с ребенком.
Мы выделили показатели становления эмоционального диалога с ребенком с КИ на новой сенсорной основе:
- Наличие у ребенка эмоционального отклика: улыбка, заразительный смех, пристальный и выразительный зрительный контакт, активизация голосовых вокализаций, выразительность и выраженность интонации в вокализациях, двигательное возбуждение, видимое сближение с сурдопедагогом (приближение корпуса), выразительность позы.
- Проявление инициативных действий, которое выражается в произвольном стремлении ребенка взять на себя роль ведущего.
- Видимое удовольствие и радость от совместных эмоциональных переживаний.
- по отношению к ребенку, когда налажено и развивается эмоциональное взаимодействие с сурдопедагогом и с родителями на новой сенсорной основе. Показателями завершения служат активизация голосовых реакций ребенка с КИ, понимание и использование им интонации в ее естественной смысло-различительной функции.
- по отношению к семье, когда родители на занятиях с сурдопедагогом не только участвуют в эмоциональном диалоге, но и сами активно инициируют его. В обыденной жизни начинают применять, освоенные на занятиях способы эмоционального взаимодействия с ребенком на новой сенсорной основе.
- когда он способен к участию в эмоциональном взаимодействии, требующем уже понимания речи в конкретной ситуации;
- когда он сам проявляет инициативу во взаимодействии с сурдопедагогом и близкими.
- когда родители способны вне занятий вести эмоциональный диалог со своим ребенком с опорой на развивающееся понимание звучащей речи.
- естественное слуховое поведение, характерное для слышащего ребенка раннего возраста (живой интерес к звукам, желание и стремление экспериментировать с ними; способность самостоятельно искать и находить источник звука в естественных бытовых условиях – дома, на улице, в транспорте, в магазине, поликлинике – ребенок начинает самостоятельно искать источник звука и, обнаружив его, ведет себя адекватно услышанному; активизация голосовых реакций);
- естественная коммуникация, характерная для слышащего ребенка раннего возраста (эмоциональная включенность ребенка в коммуникацию; способность использовать интонацию в ее смыслоразличительной функции; способность инициировать контакты с окружающими слышащими людьми, используя как невербальные, так и доступные ему вербальные средства; общаться, не обязательно глядя на собеседника; воспринимать доступные вопросы и словесные инструкции и адекватно реагировать на них в ситуации и вне ситуации наглядного выбора и т.д.);
- способность спонтанно осваивать речь в естественной коммуникации, как это происходит у нормально слышащего ребенка раннего возраста;
- переход к естественному для слышащего поведению в социуме и к естественному развитию коммуникации и речи.
- переход родителей к взаимодействию со своим ребенком на новой сенсорной основе;
- овладение естественными способами взаимодействия с ребенком в повседневной жизни, характерными для родителей слышащих детей;
- способность получать удовольствие от взаимодействия с ребенком.
Первая сессия – «Запуск эмоционального взаимодействия на полноценной сенсорной основе» считается завершенной:
Сессия 2. Запуск понимания речи
Смысл этой сессии заключается в помощи ребенку с КИ в освоении понимания звучащей речи в ситуациях эмоционального взаимодействия, как это происходит у слышащего ребенка первого года жизни.
Сурдопедагог продолжает развивать эмоциональный диалог, побуждая ребенка с КИ к инициативным действиям теперь уже с помощью речи. Понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого становится обязательным условием продолжения интересного эмоционального насыщенного взаимодействия. При этом сурдопедагог приветствует любую доступную ребенку, в том числе невербальную, ответную реакцию, соответствующую смыслу диалога.
Родителям сурдопедагог демонстрирует возможность взаимодействия с их ребенком уже на основе понимания речи. Он «передает» родителям необходимые для этого способы взаимодействия и стимулирует их к организации такого взаимодействия вне занятий.
Вторая сессия «Запуск понимания речи» считается завершеннойпо отношению к ребенку с КИ:
Вторая сессия считается завершенной по отношению к семье:
Сессия 3. Запуск спонтанного освоения речи в естественной коммуникации
Смысл этой сессии заключается в создании условий для спонтанного освоения речи в ситуациях эмоционального взаимодействия, как это происходит у слышащего ребенка первого года жизни. Сурдопедагог продолжает развивать понимание звучащей речи, не ограничиваясь, по возможности, наглядными ситуациями, но главное – создает на занятиях условия, при которых инициативное высказывание самого ребенка становится обязательным для продолжения интересного эмоционального насыщенного взаимодействия. Сурдопедагог приветствует любые ответные реакции ребенка, но поощряет особенно вербальный ответ. В ходе взаимодействия сурдопедагог переводит невербальные (изобразительные жесты, вокализации, лепет и др.) ответные инициативные реакции ребенка в доступную речевую форму. Так создаются условия для закономерного перехода ребенка с КИ от лепета к первым протословам, что соответствует логике нормального раннего речевого онтогенеза.
«По прошествии 11 мес. пользования кохлераным имплантом, Миша много говорит на своем языке. У него уже более 80 слов, которые он произносит по-своему, усеченно. Особенно радует нас то, что Миша уже начал говорить предложениями:
Папа у-у-м чичи (папа уехал чинить машину).
Пи ляля (спит девочка, нельзя шуметь).
Абаб цум (у собаки болит лапка (очень переживает)).
Ань-ань ати (фонтан закрыли на зиму).
Абу эм (арбуз большой).
Одил фу-у дядя м-м (дядя сдул крокодила и увез на машине).
Дядя, абаб, мя-мя (просит включить мультфильм «Бременские музыканты).
Стал говорить много! Повторяет все. Хорошо или плохо получается, но повторяет ВСЕ! Старается говорить предложениями. Иногда копирует взрослых и говорит в телефонную трубку на своем языке много и долго (как мама)».
Сурдопедагог демонстрирует родителям успешный опыт уже доступной ребенку вербальной коммуникации в ходе эмоционального диалога, организует аналогичное взаимодействие родителей с ним, чтобы убедиться в том, что взрослые способны осуществлять продолжительный эмоциональный диалог, побуждая своего ребенка к использованию доступных ему речевых средств. Так сурдопедагог «передает» родителям на занятиях необходимые способы взаимодействия, стимулирует их к использованию такого взаимодействия в естественных жизненных ситуациях. Третья сессия завершает запускающий этап реабилитации.
Показатели завершения запускающего этапа реабилитации по отношению к ребенку:
Показатели завершения запускающего этапа реабилитации по отношению к родителям:
«Конечно, работа не закончена, развивается правильная устная речь, но то счастье, которое мы получили от общения с нашим «слышащим» сыном, оно часто переполняет меня до слез. Постоянные вопросы, он такая «почемучка», рассуждения – это радость, огромная радость и все это мы получили благодаря кохлеарной имплантации. Походы в цирк, театр, семейные просмотры мультфильмов, организация детских праздников, поездки по стране и за границу, занятия спортом – мир вокруг нас такой прекрасный и интересный…».
Переход ребенка с КИ и его близких к естественному взаимодействию и развитию коммуникации и речи, позволяет родителям уже самим следить за развивающимися возможностями ребенка, решать вопрос о дальнейшем обучении и создавать условия для полноценной социализации в естественной речевой среде.
«К полутора годам пользования кохлеарным имплантом, когда Оле было 4 года 2 мес. словарный запас становился все больше. Она знала цвета, фигуры, говорила предложениями, рассказывала произошедшие события, общалась с незнакомыми взрослыми и детьми.
Когда Оле исполнилось 4,5 года (прошло около 2 лет после подключения речевого процессора), она сделала значительные успехи в общем и речевом развитии. Речь стала еще более эмоционально окрашенной, предложения развернутыми. Дочка рассказывает увиденное, произошедшее, делает выводы. Четко просматривается логика в общении. Все более умело употребляются в речи прилагательные, наречия, местоимения, существительные (в том числе и в уменьшительно-ласкательной форме: «Мам! Смотри, какая маленькая белочка! и т.п.). Ребенок делает успехи в математике (сложение и вычитание в пределах 5-ти, даже пытается, и вполне успешно, складывать в уме без наглядных опор). Пересказывает чьи-либо слова (говорит брату: «А мама сказала: Нельзя включать телевизор!»; маме: «Мам! Тетя Ира сказала Тане: «Нельзя выбегать на дорогу!» и т.п.).
Стала больше просить почитать ей книжки. С удовольствием слушает сказки, сама их потом пересказывает (особенно любит это делать с мамой, по ролям); всегда поправляет, если я (или кто-либо другой) в рассказе пропускает что-то («Не-е-т! Забыла сказать: «Мама сказала: «Красная шапочка! Не разговаривай в лесу с волком!». Оля очень забавно придумывает продолжение сказкам (например, сказка «Три поросенка»: «У волка заболела (т.е. обжог) попа, он побежал в лес к медведю. Говорит: «Мишка, мишка! Помоги, у меня попа болит! Мишка говорит: «Надо укол!» – «Я боюсь!» – «Не бойся! Ап! И все!» – «Ну, ладно!» (изображает, как медведь делает волку укол). – «Спасибо!» – «На здоровье!» Волк стал добрый и пошел к поросятам танцевать» …)».
«Марина быстро нашла здесь друзей, сейчас уже говорит по-английски фразами, не стесняется, шпарит с ошибками, конечно, но с большим желанием общаться. Русский, вроде бы, не растеряли и движемся вперед. В школе очень хорошее отношение к чтению и письму у детей, без напряга, и они читают простые книжечки… Для меня большая загадка – как она умудряется что-то воспринимать в школе, там в классе очень шумно... но и к такому, получается, можно приспособиться. Сейчас у Марины уже хорошо улеглось в сознании, что такое разные языки, что дома мы говорим по-русски (хотя играет сама с собой она иногда по-английски и песенки поет), в школе говорим по-английски, бывает родной язык, семьи из разных стран говорят дома на разных языках, есть язык, который все учат и он общий. При этом Марина набрасывается на русскоговорящих взрослых, очень любит поговорить». Успешно проведенный запускающий этап реабилитации сближает родителей со своим ребенком, они начинают лучше понимать друг друга. Дети с КИ в семье становятся настолько «эмоционально открытыми», общительными, чуткими и отзывчивыми, что порой, как отмечают сами родители, они начинают забывать о том, что ребенок родился глухим.