Несколько слов в предисловии / Альманах №27 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №27 "Комплексная реабилитация младенцев с перинатальной патологией в условиях педиатрической практики: современные возможности и перспективы развития"

Несколько слов в предисловии

Л.С. Намазова-Баранова ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва

Современные возможности реабилитации детей с последствиями перинатальной патологии

Сочетанная перинатальная патология, включающая поражения ЦНС (центральной нервной системы), внутриутробную инфекцию, аномалии развития, является основной причиной не только детской инвалидности, но и пограничных расстройств.

В связи с успехами внедрения современных акушерских технологий, первичной реанимации и интенсивной терапии больных новорожденных, в том числе недоношенных с экстремально низкой массой тела, увеличилась «выживаемость» тяжело пострадавших внутриутробно детей и соответственно приобрели особую медико-социальную значимость проблемы их реабилитации, отдаленного развития и социализации. Возможности решения этих проблем связаны не только с предотвращением или смягчением перинатальных поражений ЦНС, но и с адекватной медико-педагогической коррекцией функциональных дефектов, в том числе первично-психической деятельности у пострадавших детей. Последнее приобретает особую важность в связи с расшифровкой тонких патологических механизмов поражения нервных клеток при перинатальной гипоксии и ишемии (представление об апоптозе, т.е. о постепенной, отсроченной во времени, гибели нейрона, а также о значительных пластических возможностях детского организма).

По отношению к новорожденным и детям первых месяцев жизни, ведущие отечественные специалисты считают более точным термин «абилитация», т.е. не столько восстановление утраченных функций, сколько создание условий для адекватного возрастного формирования умений и навыков. Тем не менее, термин «реабилитация» остается более распространенным в отечественной и зарубежной литературе. Понятие «реабилитация» не является синонимом понятия «лечение», в то же время адекватное лечение ребенка с первых минут жизни – необходимое условие успешной последующей реабилитации. В большинстве клиник (в том числе в клинике ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России) под реабилитацией понимают максимальное восстановление здоровья детей с перинатальной патологией, начиная с I и II этапов выхаживания и далее на этапе амбулаторной помощи детям с использованием широких возможностей медицинской и психолого-педагогической помощи.

Частота рождения маловесных детей в последние годы не имела тенденции к снижению. У детей, родившихся преждевременно или с низкой массой тела, наиболее высок риск отдаленной инвалидизации.

У значительной части этих детей отмечаются различные неврологические, сенсорные, а также соматотропные отдаленные нарушения, что затрудняет социализацию детей и ухудшает качество их жизни. В связи с этим, особое значение имеет разработка эффективных методов восстановительного лечения (абилитации и реабилитации) детей с низкой массой тела при рождении. Эти методы могли бы применяться с первых дней – недель жизни (в неонатальном периоде).

На примере БЛД (бронхолегочной дисплазии) во многих специализированных стационарах под восстановительным лечением недоношенных детей, поучивших респираторную поддержку в неонатальном периоде, подразумевают в первую очередь медикаментозные воздействия. Не отрицая важной роли индивидуально подобранной посиндромной лекарственной терапии, следует указать, что для данной категории детей довольно трудно подобрать адекватную дозировку многих медикаментов и проконтролировать эффективность их применения вследствие особенностей фармакокинетики и фармакодинамики у описываемого контингента пациентов. Большинство лекарственных средств, применяемых в первые недели и месяцы жизни детей с перинатальной патологией, обладают конкретной направленностью на отдельные функциональные системы организма, чаще всего на центральную нервную систему и ее определенные структуры. Традиционное лечение и реабилитация по отдельным нозологическим единицам не позволяет осуществлять терапию с позиции целостного организма. Кроме того, в последние годы во всем мире прослеживается тенденция к ограничению использования лекарственной терапии, что объясняется значительным распространением аллергических заболеваний и загрязнением ксенобиотиками окружающей среды. В связи с этим, в реабилитации таких детей ведущую роль отводят немедикаментозным методам воздействия, которые по сравнению с лекарственной терапией характеризуются более мягкой (щадящей) нагрузкой на организм, причем, как правило, на несколько функциональных систем или на весь организм одновременно. Таким образом, общие принципы реабилитации предполагают следующее:

  1. Раннее начало реабилитации – вторая – третья неделя жизни (включай крайне маловесных недоношенных детей).
  2. Строго индивидуальный подход к больному ребенку (в зависимости от возраста, степени зрелости, тяжести основной патологии, характера сопутствующих заболеваний, индивидуальных конституционально-генетических характеристик).
  3. Подход с позиций целостного организма ребенка (нельзя заниматься только коррекцией неврологических нарушений). Как правило, у большинства детей раннего возраста нарушения носят нейросоматический характер. У части детей соматические проявления перинатального поражения мозга преобладают в клинической картине (пример - вегето-висцеральные нарушения).
  4. Комплексное использование различных факторов – медикаментозных, физических, психолого-педагогических.
  5. Меры реабилитации на различных этапах оказания помощи ребенку должны иметь необходимую преемственность (логичную последовательность). Этапность реабилитационных мероприятий предполагает последовательное использование различных приемов и способов коррекции, а также обеспечение процесса реабилитации в различных условиях: в стационаре II этапа (отделение выхаживания); в стационаре III этапа (психоневрологическое отделение или отделение восстановительного лечения и реабилитации детей с последствиями перинатальной патологии в режиме дневного стационара); в детской поликлинике (амбулаторное отделение реабилитации) и обязательно в семье больного ребенка.

Только работая вместе, мы – педиатры и другие детские врачи-специалисты, педагоги-дефектологи, психологи, логопеды и, конечно, родители, все члены семьи родившегося нездоровым малыша, сможем достичь наилучших результатов!

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Намазова-Баранова, Л.С.  Несколько слов в предисловии [Электронный ресурс] / Л.С. Намазова-Баранова // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2016. –  Альманах №27. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-27/neskolko-slov-v-predislovii
Список литературы
  1. Баранов А.А. Профилактическая педиатрия: руководство для врачей. М.: Союз педиатров России, 2012. – 744 с.
  2. Диагностика и комплексная реабилитация перинатальной патологии новорожденных детей. Руководство под ред. проф. Г.В.Яцык. Москва, изд. «ПедиатрЪ», 2012. - 155 с.
  3. Избранные клинические рекомендации по неонтологии. Байбарина Е.Н., Дегтярев Д.Н. - М. «ГЭОТАР – Медиа», 2016. – 131 с.
  4. Классификация перинатальных поражений нервной системы и их последствий у детей первого года жизни. Методические рекомендации. - М. ФГОУ "ВУНМЦ Росздрава", 2007. - 88 с.
  5. Принципы этапного выхаживания недоношенных детей. Под ред. чл-корр РАМН, проф. Л.С Намазовой-Барановой. – М. ПедиатрЪ, 2013. – 240 с.
Статьи выпуска: