Методика выявления значимых раздражителей для стимулирования гуканья, гуления и лепета / Альманах №3 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №3 "Ранний возраст"

Методика выявления значимых раздражителей для стимулирования гуканья, гуления и лепета

Ю.А. Разенкова "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования", Москва

Материал - яркая озвученная игрушка.

Методика выявления: наблюдают за ребенком в течение 20-30 мин.

Рекомендуется наблюдать за ребенком в период наибольшей голосовой активности - через 10-15 мин после еды, после занятия, после общения с матерью и т.д.

  1. Если ребенок не гукает и не гулит, вызывают зрительное сосредоточение на взрослом, находящемся в поле зрения ребенка. Наблюдают за поведением ребенка.
  2. Если ребенок не начинает издавать звуки для привлечения взрослого, взрослый, наклоняясь и удаляясь от ребенка, разговаривает с ним, произносит повторно гласные звуки. Наблюдает за ребенком в течение 1-3 мин, так как звуковая реакция у детей может быть отсроченной по времени.
  3. Если не удалось вызвать звуковую активность и на эмоционально-речевое общение со взрослым, последний показывает ребенку яркую звучащую игрушку, вызывает зрительное и слуховое сосредоточение на ней, продолжая общаться с ребенком. Наблюдает за поведением ребенка. Можно повторить общение с привлечением игрушки.
  4. При дальнейшем отсутствии звуков взрослый, наклоняясь к ребенку, тормошит его, поглаживает его ручки, ножки, щекочет, ласково разговаривая с ребенком. Удаляется от ребенка и снова наклоняется, тормоша его. Затем наблюдает за поведением ребенка в течение 1-3 мин.
  5. Если и при тактильно-эмоциональном общении звуков вызвать не удается, логопед пытается вокализовать выдох ребенка с помощью упражнений дыхательной гимнастики:
  • исходное положение - лежа на спине. Ритмичные надавливания на грудную клетку, ее боковые и передние поверхности, исключая грудину. На выдохе ребенка логопед произносит звуки гуканья, гуления. Возраст ребенка - от 2 нед. до 3 мес;
  • исходное положение - лежа на спине. Слегка отвести согнутые руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола (вдох), затем мягко прижать их согнутыми к боковым поверхностям грудной клетки (выход). На выдохе ребенка логопед произносит звуки гуканья, гуления. Возраст ребенка - 3-6 мес;
  • взрослый придерживает руки ребенка, отводит их в сторону и вверх (вдох) и скрещивает руки на груди (выдох) попеременно (правую на левую, левую на правую). На выдохе ребенка логопед произносит звуки гуления, лепета. Возраст ребенка - 6-12 мес.
  • начиная с семимесячного возраста появляется новая ведущая линия развития - предпосылки формирования понимания речи. Обследование ребенка по этой линии развития проводится по методике диагностики нервно-психического развития.

Комплексное логопедическое обследование включает в себя так же оценку слуховых реакций, зрительных реакций, эмоций и эмоционального поведения, общих движений на основании диагностики нервно-психического развития детей 1-го года жизни. Раздел "Движения руки и действия с предметом" включает проверку ребенка не только по показателям нервно-психического развития, но и по ряду других показателей. В этом разделе отмечают аномалии строения рук: положение пальцев кисти руки при непроизвольных движениях, при схватывании пальца взрослого, игрушек; выведение большого пальца при захвате предметов; движения пронации - супинации кисти руки; зрительно-моторную координацию рук; формирование дифференцированных захватов и противопоставление пальцев рук, что является важным диагностическим моментом в формировании звуковых и речевых реакций на 1-м году жизни. Логопедическое обследование проводят по показателям, соответствующим возрасту ребенка; если умение отсутствует, - проверяют развитие по показателям предыдущего возрастного периода или последующего периода. За нормальное развитие ребенка 1-го года жизни принимается формирование умений в пределах 1 мес.

Итогом логопедического обследования является анализ полученных данных в форме речевого заключения. Мы выделяем нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один-два эпикризных срока (1-2 мес.), что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (3 мес. и более) и задержанное развитие, которое включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития.

Задержка темпов развития предполагает, что ребенок отстает от своего нормально развивающегося сверстника только по срокам формирования психических процессов и речи, что задержка обусловлена замедлением темпа созревания мозговых структур и их функций при отсутствии качественных изменений в центральной нервной системе.

Задержка развития предполагает, что у ребенка качественно ухудшено формирование психических процессов и речи, а также то, что он отстает от своего нормально развивающегося сверстника по срокам формирования этих процессов.

По степени выраженности задержанное развитие предполагает деление на легкую задержку, значительную задержку (среднюю), грубую задержку (тяжелую).

О легкой задержке развития говорит тот факт, что становление возрастных навыков запаздывает не более чем на один-два эпикризных срока (1-2 мес.). При этом отмечается тенденция к постепенному сокращению временного дефицита по мере роста и коррекции. При средней задержке (отставание на два-четыре эпикризных срока, или 2-4 мес.) временной дефицит становления возрастных навыков не имеет тенденции к сокращению, а иногда и нарастает по мере усложнения формирующихся функций. Появляющиеся навыки неполноценны или имеют качественные особенности.

Тяжелая задержка развития характеризуется выраженным временным дефицитом становления возрастных навыков, превышающим пять эпикризных сроков (5-6 мес.) и неуклонно увеличивающимся отставанием по мере роста ребенка. Возрастные функции либо не появляются, либо рудиментарны и грубо изменены.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Разенкова, Ю.А.  Методика выявления значимых раздражителей для стимулирования гуканья, гуления и лепета [Электронный ресурс] / Ю.А. Разенкова // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2001. –  Альманах №3. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-3/metodika-vyjavlenija-znachimyh-razdrazhitelej-dlja
Список литературы
  1. Дети–сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред Е.А. Стребелевой – М.: Полиграф сервис, 1998.
  2. Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: Материалы научно-практической конференции / Институт коррекционной педагогики РАО, Школа клинической электроэнцефалографии и нейрофизиологии им. Л.А. Новиковой. - М. Полиграф сервис, 1999.
  3. Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка. Методические рекомендации. Часть 1 // Дефектология - 1998. - № 1.
  4. Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка. Методические рекомендации. Часть II // Дефектология. – 1998. - № 2.
  5. Разенкова, Ю.А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни группы риска в условиях дома ребенка [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Ю.А.Разенкова. – М., 1997. – 169 с.
  6. Стребелева Е.А., Орлова А.Н., Разенкова Ю.А. Шматко Н.Д. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.