Методика педагогического обследования слуха детей с нарушенным слухом первого года жизни / Альманах №4 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №4 "Ранний возраст"

Методика педагогического обследования слуха детей с нарушенным слухом первого года жизни

Т.В. Пелымская "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования", Москва
Н.Д. Шматко "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования", Москва

Получить достоверную педагогическую характеристику состояния слуха у детей с его нарушениями на основе регистрации безусловных ориентировочных (поведенческих) реакций возможно лишь до 1,5 лет. У детей более старшего возраста происходит затухание безусловного ориентировочного рефлекса, и они уже не дают видимых реакций на многие слышимые звуки. Как правило, большинство детей, слух которых впервые обследуется в возрасте старше 1,5 лет, реагируют лишь на очень громкие (барабан, громкий голос) или на непривычные звуки. Достоверные данные о состоянии слуха этих детей можно получить лишь в ходе целенаправленной работы по выработке условной двигательной реакции на звук: звучание низко-, средне- и высокочастотных игрушек (барабан, дудка и шарманка) и голоса (шепот, разговорная громкость, громкий голос). Под такой реакцией понимается определенное игровое действие ребенка в ответ на звуковой сигнал.

Например:

Ира Б. (I г. 10 мес.) - здорова, психофизическое развитие соответствует возрасту, речи нет. При первичном предъявлении различных звучаний обернулась лишь на звук барабана и громкий голос. После этого в течение двух недель с девочкой проводились диагностические занятия, в ходе которых и педагог, и мама вырабатывали у нее условную двигательную реакцию на различные звуки. Выявилось, что слуху Иры доступно восприятие не только барабана, но и дудки, гармошки, шарманки, погремушки, а также голоса разговорной громкости.

Таким образом, детей старше 1,5 лет к исследованию слуха нужно специально готовить. Эта подготовка осуществляется сурдопедагогом и родителями в течение 2—4 недель. В это время их учат реагировать каким-либо игровым действием на звук, например в момент звучания игрушки или голоса надевать кольцо на стержень пирамиды, бросать пуговку в баночку, класть кубик в кузов машины и т.п. (см. методику выработки условной двигательной реакции на звук).

После выработки реакции определяется максимальное расстояние, с которого ребенок воспринимает звучание голоса и игрушек.

Когда условная двигательная реакция на звук у ребенка уже выработана, то в качестве источника звука может выступать и тон аудиометра. Следовательно, становится возможным аудиометрическое обследование малыша повсеместно используемым методом игровой пороговой тональной аудиометрии по условно-рефлекторной методике.

Подготовка к исследованию тонального слуха предполагает выработку условной двигательной реакции на вибрацию костного телефона в руке и лишь затем — на звучание тона в воздушном телефоне аудиометра. При этом исследование лучше начинать с частоты 250 Гц при интенсивности 70—80 дБ, так как этот сигнал не должен вызывать болевых ощущений и в то же время восприниматься абсолютным большинством детей.

Тональная аудиометрия в диагностический период проводится неоднократно до получения стабильных порогов. В ходе обследования у большинства детей наблюдаются значительные изменения в получаемой аудиограмме: пороги понижаются, и расширяется диапазон воспринимаемых частот.

При тональной аудиометрии исследуются пороги восприятия как по воздушному проведению (через головные телефоны – наушники), так и по костному (через костный телефон). Полученные данные позволяют врачу-сурдологу уточнить форму поражения слухового анализатора (кондуктивная, смешанная или сенсоневральная тугоухость).

Таким образом, в ходе диагностического обследования выявляются реакции ребенка как на звучащие игрушки, голос и шепот, так и на тоны аудиометра. Совокупность результатов педагогического и аудиометрического обследования позволяет оценить степень снижения слуха на начальном этапе коррекционной работы.

На основании получаемых данных можно выделить детей с нормальным слухом, с легкой, средней и тяжелой тугоухостью и глухотой.

Дети с нормальным слухом реагируют на звучание всех игрушек и шепота на расстоянии не менее 5 м.

Дети, отнесенные к слабослышащим с легкой тугоухостью, слышат звучание всех предлагаемых игрушек и голоса разговорной громкости на расстоянии не менее 4-5 м., а шепот — от ушной раковины до 1,5—2 м.. При аудиометрическом исследовании у этих детей отмечается снижение слуха до 55 дБ * при полном диапазоне воспринимаемых частот.

Дети, отнесенные к слабослышащим со средней тугоухостью, воспринимают низко- и среднечастотные звучания на расстоянии 4—5 м., а высокочастотные — 0,5—1,5 м. и реагируют на голос разговорной громкости на расстоянии 1—4 м., но шепот, как правило, не слышат. При аудиометрическом исследовании у этих детей имеет место снижение слуха на 55—75 дБ при частотном диапазоне до 4000— 8000 Гц.

Дети, отнесенные к слабослышащим с тяжелой тугоухостью, слышат низко- и среднечастотные звучания игрушек на расстоянии 3—5 м., а высокочастотные—близко от ушной раковины (0,1— 0,5 м.) и воспринимают звучание голоса разговорной громкости на расстоянии 0,4—1 м. (шепота не слышат). Эти дети имеют снижение тонального слуха на уровне 75—85 дБ при частотном его диапазоне до 4000—8000 Гц.

Среди глухих детей можно выделить две группы.

Первую составляют глухие дети со значительными остатками слуха. Они реагируют на звучание низкочастотных игрушек на большом расстоянии (2,5—5 м), среднечастотных — значительно ближе к уху; высокочастотные игрушки эти дети, как правило, не слышат. Они воспринимают звучание голоса разговорной громкости на расстоянии до 0,3 м. от ушной раковины. При аудиометрическом исследовании слуха отмечается его снижение на уровне 85—100 дБ при диапазоне воспринимаемых частот до 2000—8000 Гц.

Ко второй группе относятся глухие дети с незначительными остатками слуха. Они воспринимают только низкочастотные звучания (барабан) и голос повышенной громкости у ушной раковины. Эти дети имеют снижение тонального слуха более чем на 100 дБ при суженном частотном диапазоне.

Сопоставляя данные педагогического обследования слуха с результатами аудиометрического исследования, необходимо учитывать степень сохранности восприятия низких частот. У детей с относительно хорошей сохранностью восприятия частот 125 и 250 Гц при педагогическом обследовании слуха могут быть получены значительно лучшие резуль- таты, чем те, которых можно было бы ожидать исходя из средней потери слуха по данным тональной аудиометрии.

Например:

Таня А. (2г. 1 мес.) — здорова, психофизическое развитие соответствует возрасту, в речи отдельные лепетные слова. Девочка имеет среднюю потерю слуха 68 дБ, исходя из этого, следовало бы ожидать реакций на игрушки и голос, характерных для слабослышащих детей со средней тугоухостью. Однако вследствие того, что пороги слуховой чувствительности на частотах 125 и 250 Гц составляют 30 и 35 дБ, девочка реагирует на звучание барабана на расстоянии 5 м, а дудки, гармошки, погремушки и шарманки — 4м.; она воспринимает голоса разговорной громкости на расстоянии 4 м. и шепот у ушной раковины. Следовательно, имеют место результаты, аналогичные тем, которые отмечены у детей с легкой тугоухостью (до 55 дБ). Это связано с тем, что благодаря хорошей сохранности низких частот девочка может воспринимать на достаточно большом расстоянии низкочастотные компоненты предъявляемых звучаний, в том числе и высокочастотных (шарманка). Вместе с тем ее реакция на шепот подтверждает данные аудиологического обследования.

Сопоставление результатов тональной аудиометрии и педагогического обследования имеет большое значение при первичной оценке состояния слуха ребенка. В дальнейшем, в ходе целенаправленной работы по развитию слуховой функции, возможности ребенка в восприятии неречевых и речевых звучаний, как правило, расширяются. Особенно наглядно это проявляется при повторных обследованиях слуха детей, рано начавших заниматься.

При первом подозрении на снижение слуха нужно немедленно обратиться к врачу- сурдологу сурдологического кабинета по месту жительства. При этом ребенка до 1,5 лет не надо специально готовить к обследованию, скорее, наоборот, следует прекратить все проверки его слуха домашними способами, чтобы многократным повторением звуковых сигналов не вызвать торможения безусловных ориентировочных реакций на звук.

Ребенка же старше 1,5 лет целесообразно подготовить к исследованию слуха, т.е. начать вырабатывать условную двигательную реакцию на звучание речи и игрушек. Такая подготовка ускорит диагностику и позволит своевременно начать занятия с малышом.

Родителям полезно вести дневник наблюдений над реакциями ребенка. В нем отмечается, на какие звуки реагирует ребенок и с какого расстояния, может ли он определить местонахождение источника звука. В зависимости от возраста малыша в дневнике отмечаются результаты, получаемые либо на основе безусловных ориентировочных реакций (до 1,5 лет), либо на основе выработки условной двигательной реакции (после 1,5 лет). Дневник может выглядеть, например, так:

Таблица 1. Результаты наблюдений за реакциями ребенка

Источник звука 15 марта 17 апреля 20 мая
Шарманка 10 см. - -
Погремушка 30 см. 25 см. -
Дудка 3 м. 2,5 м. 2 м.
Гармошка 3,5 м. 3 м. 2 м.
Барабан 5 м. 5 м. 5 м.
Шепот - - -
Голос разговорной громккости 50 см. 30 см. У/Р*. 1

*У/Р здесь означает восприятия звукового сигнала у ушной раковины

Как видно из таблицы, ребенок стал воспринимать меньшее число звучаний и с более близкого расстояния. Это свидетельствует о возможном дальнейшем понижении слуха. В подобных случаях нужно срочно обращаться к врачу-сурдологу, так как своевременное лечение может приостановить этот процесс.

Если в ходе аудиолого-педагогического обследования у малыша выявлено хотя бы незначительное снижение слуха, необходимо немедленно начать проводить с ним коррекционную работу.

Здесь и далее имеется в виду средняя потеря слуха на основных речевых частотах: 500, 1000 и 2000 Гц. У/Р здесь означает восприятия звукового сигнала у ушной раковины.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Пелымская, Т.В.  Методика педагогического обследования слуха детей с нарушенным слухом первого года жизни [Электронный ресурс] / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2001. –  Альманах №4. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-4/metodika-pedagogicheskogo-obsledovanija-sluha-detej
Список литературы
  1. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни [Текст]: методическое пособие / сост.: Г.А. Таватркиладзе, Н.Д. Шматко. – М.: Полиграф сервис, 2001. – 160 с.
  2. Педагогическая помощь детям с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах [Текст]: инструктивно-методическое письмо / Э.В. Миронова, Т.В. Маркова, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. – М.: Типография Министерства здравоохранения СССР, 1990. – 70 с.
  3. Педагогические методики выявления детей с подозрением на снижение слуха (младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст) [Текст] / Э.В. Миронова, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 40 с.
  4. Проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии [Текст] / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Ю.А. Разенкова, Н.А. Урядницкая, Н.Д. Шматко // Дефектология. - 2000. - №6. - с. 3-8.
  5. Таварткиладзе, Г.А. Раннее выявление нарушений слуха у детей первых лет жизни [Текст]: методические рекомендации / Г.А. Таварткиладзе, Л.Д. Васильева. – М., 1988. – 15 с.
  6. Шматко, Н.Д. Если малыш не слышит… [Текст]: кн. для воспитателей и родителей / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская. – М.: Просвещение, 1995 – 126 с.
  7. Шматко, Н.Д. Педагогическое обследование слуха [Текст] / Н.Д. Шматко // Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. – С. 79-85; С. 102-106.