Альманах №6
03.02.2003 Дата публикации статьи: 03.02.2003
Альманах №6 · Ранний возраст
Альманах №6 · Ранний возраст

Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка

Разенкова Ю.А. «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Введение

Безотрадным социальным фактом последнего десятилетия является увеличение количества детей, поступающих на попечение государства. По данным Деткого фонда, показатели социального сиротства за 1995-1996 гг. возросли вдвое по сравнению с предыдущими годами. В настоящее время в домах ребенка России воспитывается более 20,5 тыс. детей, треть из них составляют малыши первого года жизни с различными отклонениями в развитии.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, который не может интерпретироваться как простое отставание в психическом развитии. Это явление должно рассматриваться как многоуровневое, отражающее влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики и т.д.).

Экспериментальные данные убедительно доказывают, что для воспитанников домов ребенка с различными проблемами в развитии характерны в большей мере, чем для "домашних" детей, малая подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения над процессами торможения, трудности адаптации, значительное снижение психической активности, отставание в развитии познавательной деятельности, уплощение эмоциональной сферы [16,8]. В первые месяцы жизни последовательность и сроки формирования ориентировочных реакций, умений и навыков у детей дома ребенка с различными нарушениями в развитии и таких же детей, воспитывающихся в семье, как правило, не имеют существенных различий. Развитие детей в этот возрастной период определяют не социально- психологические, а биологические факторы риска, такие, как выраженные нарушения мозгового кровообращения и ликворо-динамики. Однако уже к 3 мес. у детей дома ребенка нарастает отставание в развитии зрительных, слуховых реакций, эмоций и социального поведения. Одна из причин - ограниченность новых впечатлений и отсутствие эмоционально насыщенного и личностно ориентированного общения со взрослым. Разница в темпе развития детей из дома ребенка и из семьи увеличивается к тому периоду, когда у детей должны активно развиваться общие движения (ползание, умение садиться, сидеть, вставать, стоять и переступать), подражание, первые предметные действия, лепет, подготовительные этапы понимания речи (уровень, соответствующий 7-8-му месяцу жизни нормально развивающегося ребенка). При этом темп развития большинства детей, воспитывающихся в семье, значительно ускоряется, в то время как у детей дома ребенка к этому периоду нарастает отставание в развитии. В свою очередь, значительное отставание в развитии предпосылок понимания речи, в формировании лепета, подражания, первых предметных действий и общих движений приводит к тому, что становление всех взаимосвязанных с ними функциональных систем происходит только на втором-третьем году жизни.

В то же время чем раньше у воспитанников домов ребенка диагностируется отставание в развитии и осуществляется необходимое коррекционно-развивающее воздействие, тем меньше выражена степень отставания к концу первого года жизни и тем большая вероятность того, что дальнейшая коррекционная работа дает положительные результаты.

Таким образом, раннее коррекционное вмешательство (на первых месяцах жизни) может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воздействие в условиях дома ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя, на реализацию потребности ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого, а позднее - в сотрудничестве с ним.

Ребенок, обучение которого, вследствие задержки в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их будут организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.

Целью методических рекомендаций является оказание помощи практическим работникам домов ребенка в разработке и составлении индивидуальной программы развития для каждого ребенка.

В методических рекомендациях представлены основные подходы к разработке различных программ - адаптационных, профилактических и коррекционно-развивающих, а также указания к построению индивидуальной программы. Выписки из истории развития детей с образцами конкретных программ помогут специалистам сделать первые шаги в выборе стратегии коррекционно-развивающего обучения.

Оценка уровня и темпа развития ребенка

Тщательно разработанная индивидуальная программа должна основываться на точном определении того, что может и чего не может делать ребенок с проблемами в развитии. Хорошая программа та, которая дает малышу возможность продвинуться вперед и добиться успеха.

Слишком трудная программа не позволит малышу проявить себя. Слишком легкая не будет стимулировать его психическую активность. Программа должна основываться на анализе данных из истории развития ребенка (учетная форма 112), на объективной оценке уровня и темпа развития малыша, его поведенческих реакций.

Наиболее доступной и простой в использовании в условиях дома ребенка является диагностика нервно-психического развития и схема наблюдения за поведением детей первого года жизни [7,9]. В основе этой методики лежит понимание того, что у всех детей умения и навыки формируются в одинаковом порядке и последовательности. Оценка, сделанная на основе использования данной методики, показывает, что ребенок может делать, а чего не может. С ее помощью возможно решить вопрос о том, каковы должны быть следующие ступени развития ребенка и как он может осваивать новые навыки, опираясь на уже имеющиеся. Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни при первичном обследовании позволяет выявить раннее отставание в развитии ребенка, а в дальнейшем, при ежемесячном контроле, предоставляет возможность следить за успехами малыша. Данная методика помогает контролировать адекватность поставленных целей в индивидуальной программе развития, позволяет видеть, когда и какие изменения необходимо внести в программу развития и содержание индивидуального занятия.

Анализ истории развития ребенка, диагностика его нервно-психического развития и наблюдение за поведенческими реакциями - именно по этим направлениям проходит первичное изучение ребенка.

Кроме того, дефектолог выявляет уровень общения ребенка со взрослым. Методом наблюдения оцениваются его звуковые реакции: крик, кряхтенье, чмоканье, гуканье, гуление, лепет, а также первые лепетные слова. Совместно с невропатологом оценивается рефлекторная деятельность ребенка, состояние нервно-мышечного тонуса, физические особенности и аномалии развития. Первичное обследование ребенка проводится специалистом в течение 10 дней со дня поступления его в учреждение. Все полученные данные сопоставляются, анализируются и в обобщенном виде заносятся в историю развития ребенка, которая является обязательной учетной формой для всех специалистов, работающих в данном учреждении.

Задачи индивидуальной коррекционной программы

Индивидуальная коррекционная программа в условиях дома ребенка должна решать задачи адаптации малыша к новым условиям воспитания; профилактики раннего отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных психической депривацией; ранней коррекции отклонений в развитии на основе создания оптимальных условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка. Таким образом, адекватный выбор приоритетной задачи является главным условием эффективности педагогической работы в доме ребенка.

Виды индивидуальной коррекционной программы

Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении. Это объясняется тем, что опыт ребенка невелик и приспособление к новым условиям представляет определенную трудность.

Индивидуальная адаптационная программа необходима тем детям, которые длительное время находились в стационаре до поступления в дом ребенка (более 5 мес.). Преобладание у них безучастного, вялого и эмоционально отрицательного состояния создает неблагоприятные предпосылки для общего развития. Поэтому в течение первых полутора- двух месяцев с этими детьми должны проводиться занятия, направленные в первую очередь на установление эмоционального контакта со взрослым.

Организм маленького ребенка раним, подвержен заболеваниям, и поэтому для детей, перенесших соматические заболевания, важно создать условия для адекватного развития в восстановительный после заболевания период.

Индивидуальная адаптационная программа необходима детям, поступающим в дом ребенка из семьи в возрасте после полугода. К этому времени у них уже сформировалась привязанность к близкому человеку, и малыши трудно переносят разлуку, отказываются от контактов со взрослыми и детьми.

В этом случае целью адаптационной программы будет создание психолого-педагогических условий для подготовки ребенка к общению, установление доверительной связи между взрослым и малышом, поддержание радостного настроения, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.

Только тогда, когда между взрослым и ребенком установятся доверительные отношения, можно приступить к коррекционно-развивающим занятиям.

В качестве примера приведем выписку из истории развития Валерии Б., 1989 г. рождения.

Девочка поступила в дом ребенка из семьи 07.12.1989 г. в возрасте 7 мес. с диагнозом детской поликлиники: "Перинатальная энцефалопатия гипоксического генеза, синдром нервно-рефлекторной возбудимости, синдром двигательных нарушений". Мать ребенка - студентка, брак не зарегистрирован, девочка помещена в дом ребенка временно.

Данные анамнеза. Ребенок от первой беременности, первых родов. Беременность протекала с явлениями токсикоза и угрозой прерывания. Роды без особенностей. Масса при рождении - 3000 г, длина - 49 см, оценка по шкале Апгар 7/8 баллов. Вскармливание смешанное. До поступления в дом ребенка не болела.

Данные психолого-педагогического обследования в возрасте 7 мес. Девочка очень тяжело переживает разлуку с матерью: постоянно плачет, плохо успокаивается на руках у взрослого, сон прерывистый, длительность сна нарушена. В бодрствовании беспокойна, часто кричит или безучастно лежит в манеже, на игрушки не реагирует, во время крика обильно срыгивает. За 10 дней пребывания в доме ребенка потеряла 170 г массы тела.

Заключение. Выраженные отклонения в поведении ребенка в связи с нарушенными аффективно- личностными связями с матерью.

Психолого-педагогическое обследование ребёнка целесообразно провести через месяц.

Индивидуальная адаптационная программа Валерии Б.

  • Нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности; стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения со взрослыми.
  • Знакомство с обстановкой группы.
  • Знакомство со взрослыми, работающими в группе.
  • Вовлечение ребенка в самую простую и доступную игру: выполнение повторных игровых движений; привлечение внимания ребенка к своим ручкам и ножкам, звучащим и красочным игрушкам; стимулирование желания поиграть вместе со взрослым.
  • Установление доверительных отношений со взрослыми, в результате чего должна сформироваться заместительная привязанность.
  • Вовлечение ребенка в игровую ситуацию с участием других детей в целях нормализации эмоционального поведения и развития первых контактов между малышами.

Индивидуальная программа профилактики раннего отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии ребенка необходима детям, развитие которых в первые месяцы жизни соответствует возрастной норме. Дело в том, что они нуждаются в усилении развивающего воздействия в целях устранения вероятности отставания в младенческом и раннем возрасте вследствие неадекватных эмоционально-личностных воздействий. Основное внимание должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в доброжелательном внимании и сотрудничестве со взрослым, на развитие потребности в сенсорных впечатлениях, в психической и двигательной активности.

Рассмотрим в качестве примера выписку из истории развития Дениса Т., 1987 г. рождения.

Мальчик поступил в дом ребенка 14.09.1987 г. в возрасте одного мес. из ДКБ № б г. Москвы с диагнозом:

"Перинатальная энцефалопатия гипоксического генеза, синдром нервно-рефлекторной возбудимости".

Данные анамнеза. Ребенок отказной, от 38-летней одинокой женщины, состоящей на учете в психоневрологическом диспансере (шизофрения), от одиннадцатой беременности, четвертых родов. Сведения об отце ребенка в документах отсутствуют. Беременность протекала с явлениями токсикоза. Роды без особенностей. Ребенок передан на попечение государства в связи с болезнью матери. В больнице мальчик не болел. На искусственном вскармливании находится с 7-дневого возраста.

Данные психолого-педагогического обследования в возрасте одного месяца. Хорошо фиксирует яркую игрушку, лицо взрослого. Явное предпочтение при фиксации отдает лицу взрослого. На звук погремушки и других озвученных игрушек дает длительное слуховое сосредоточение. Выложенный на живот, поднимает и некоторое время удерживает голову. В ответ на эмоционально-речевое общение появляется первая мимолетная улыбка и отдельные звуки гуления: "гы", "гу", "а-э". Отмечается тремор подбородка, языка и ручек. Нервно-мышечный тонус физиологический. Поведенческие реакции: формируется суточный ритм сна и бодрствования, засыпает сразу, сон спокойный, бодрствование не всегда выдерживает, иногда засыпает в манеже, требователен, не любит лежать мокрым.

Заключение.

Развитие ребенка соответствует возрастной норме.

Индивидуальная программа профилактики раннего отставания в развитии Дениса Т.

  • Формирование предпосылок к эмоциональному общению: стимулирование улыбки и первых звуков гуканья; развитие умения фиксировать лицо взрослого и прислушиваться к его голосу; установление доверительной связи между ребенком и взрослым; удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослого.
  • Развитие зрительных ориентировочных реакций: стимулирование длительного зрительного сосредоточения и слежения за игрушкой, рассматривания лица взрослого; удовлетворение потребности ребенка в разнообразных зрительных впечатлениях.
  • Развитие слуховых ориентировочных реакций: закрепление умения прислушиваться к голосу взрослого, звучанию игрушки и других предметов; стимулирование "ищущих" поворотов головы в сторону голоса взрослого и неречевых источников звука; удовлетворение потребности ребенка в разнообразных звуковых впечатлениях.
  • Развитие общих движений: развитие умения лежать на животе, приподнимать и длительно удерживать голову; удовлетворение потребности в двигательной активности: свободное пеленание, частая смена позы во время бодрствования и проведения занятий.
  • Развитие подготовительных этапов активной речи: стимулирование звуковой активности и воспроизведение повторных звуков гуканья.
  • Развитие движений руки: стимулирование разведения пальчиков, сжатых в кулачок; стимулирование хватательного рефлекса.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа направлена на раннюю коррекцию отклонений в развитии и создание оптимальных условий для формирования основ личности и познавательной активности ребенка. Она должна способствовать, с одной стороны, устранению вероятности нарастания отставания в первые три года жизни, а с другой - постепенному ускорению темпа развития ребенка. При планировании индивидуальной программы развития необходимо учитывать основные направления и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями в условиях дома ребенка (Ю.А.Разенкова, 1997).

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых малышу доступно в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха. Содержание программы должно быть предметом обсуждения дефектолога и воспитателей группы. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях дефектолога, а какие - на занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Помните, что развитие ребенка в разных областях может проходить неравномерно.

Ниже, в качестве примера, приведена выписка из истории развития Коли К., 1987 г. рождения.

Мальчик поступил в дом ребенка 21.07.1988 г. в возрасте 7 мес. из ДКБ №6 г. Москвы с диагнозом: "Перинатальная энцефалопатия гипоксически-асфиксического генеза, синдром нервно-рефлекторной возбудимости, синдром мышечной гипотонии, синдром вегетативно- висцеральных нарушений, гипотрофия 1-й степени, рахит. Задержка психомоторного развития".

Данные анамнеза. Ребенок отказной, от 42-летней одинокой женщины, страдающей алкоголизмом, перенесшей сифилис, от пятой беременности, четвертых родов. Масса при рождении - 2700 г, длина - 47 см, оценка по шкале Апгар 7/8 баллов. Из роддома ребенка перевели в больницу, где он перенес отит, ринит, ОР-ВИ. В периоде новорожденности отмечался синдром угнетения центральной нервной системы.

Данные психолого-педагогического обследования в возрасте 7 мес. Мальчик отстает по ряду показателей на шесть месяцев по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. В развитии зрительных ориентировочных реакций отмечается только длительное зрительное сосредоточение на игрушке или лице взрослого. Может некоторое время следить за перемещающейся игрушкой или передвигающимся человеком. На обращение взрослого или звук игрушки появляются ищущие повороты головы. Иногда поворачивает голову в сторону голоса взрослого. В ответ на эмоционально-речевое общение улыбается, издает тихие повторные звуки гуления. Отмечаются выраженные нарушения нервно-мышечного тонуса в жевательных и мимических мышцах; снижен тонус в мышцах губ - губы плотно не смыкаются, во время кормления пища подтекает из углов рта; язык распластан в полости рта. Наблюдается тремор кончика языка и подбородка.

Лежа на животе, пытается поднимать и некоторое время - не более 5с - удерживать голову. Активные движения рук отсутствуют. Кулачки раскрыты. Сам игрушки не захватывает. Вложенную игрушку не удерживает, быстро теряет.

В поведении отмечаются вредные привычки в виде сосания пальцев, раскачивания, нарушено засыпание, сон недлительный, прерывистый, бодрствование малоактивное. Во время кормления бутылочку руками не придерживает, навык еды из ложки не сформирован. После кормления наблюдается обильное срыгивание.

Заключение.

Выраженное отставание в развитии ориентировочных реакций, эмоций, социального поведения и движений; дисгармоничный темп развития по ведущим линиям; значительные отклонения в развитии поведенческих реакций у ребенка с перинатальной, энцефалопатией гипоксически-асфиксического генеза, синдромом нервно-рефлекторной возбудимости, синдромом мышечной гипотонии, синдромом вегетативно-висцеральных нарушений, гипотрофией 1-й степени, рахитом, значительной задержкой психомоторного развития.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа Коли К.

  • Формирование предпосылок к эмоциональному общению со взрослым: стимулирование эмоционально положительных реакций ребенка улыбки, контактного взгляда в глаза, ритмичных движений ручками и ножками, звуков гуления; установление доверительной связи между ребенком и взрослым; удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослого.
  • Развитие зрительных ориентировочных реакций: развитие зрительного сосредоточения на лице человека или игрушке ребенок в вертикальном положении на руках у взрослого; формирование умения фиксировать взгляд и длительно следить за игрушкой, лежа на животе, поворачивать голову на голос взрослого, лежа на животе; удовлетворение потребности ребенка в разнообразных зрительных впечатлениях.
  • Развитие слуховых ориентировочных реакций: развитие умения поворачивать голову в сторону звука и голоса взрослого, лежа на спине и лежа на животе; удовлетворение потребности ребенка в разнообразных звуковых воздействиях.
  • Нормализация тонуса рук: нормализация тонуса рук и пальцев средствами укрепляющего массажа и приемами лечебной физкультуры.
  • Развитие движений руки и зрительно-моторной координации: развитие умения захватывать другую ручку, захватывать, ощупывать и отпускать игрушку, вложенную в руку, находящуюся над рукой; развитие умения ощупывать руками свое лицо и лицо взрослого, свою коленочку, ножку.
  • Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции: нормализация пониженного тонуса жевательных и мимических мышц средствами массажа и специальными артикуляционными упражнениями.
  • Развитие подготовительных этапов активной речи: стимулирование воспроизведения звуков гуления; развитие звукового взаимодействия со взрослым.
  • Развитие общих движений: развитие умения, лежа на животе, поднимать и некоторое время удерживать голову; для закрепления этого навыка подготовить адаптационные приспособления: клиновидную подушку, валик, надувной круг.
  • Формирование первых контактов между детьми: стимулировать умение фиксировать взгляд на другом ребенке, рассматривать его, улыбаться ему.
  • Формирование первых навыков в кормлении: умения придерживать бутылочку руками.

С ребенком целесообразно проводить два коротких индивидуальных занятия в разные отрезки бодрствования. Занятия начинать не ранее чем через 30 мин. после кормления. Избегать резкой смены положения тела ребенка, ограничить двигательную нагрузку, внимательно наблюдать за состоянием ребенка.

Общие рекомендации к построению индивидуальной программы

Первый этап. Проведите психолого-педагогическое обследование и наблюдение за поведенческими реакциями ребенка, проанализируйте историю его развития. Сопоставьте все полученные данные. Запишите их в виде заключения. Второй этап. Определите приоритетную задачу индивидуальной программы ребенка. Третий этап. Проанализируйте, что малыш может делать, а чего еще не умеет. Четвертый этап. Решите, чему новому его нужно научить в первую очередь, а что необходимо закрепить на занятиях и в бодрствовании. Пятый этап. Определите, какие задачи будут реализованы на занятиях у дефектолога, а какие - на занятиях у воспитателя. Шестой этап. Разделите каждое умение на составляющие его действия. Помните, все новое нужно вводить постепенно, двигаться маленькими шажками, чтобы ребенок был в состоянии это новое освоить. Седьмой этап. После того как ребенок овладел одной из задач программы, внесите в нее изменения и дополнения. Составление индивидуальной программы развития (адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет дефектологу и воспитателю максимально эффективно реализовать программное содержание, защитит специалистов от односторонности в работе и возможных упущений, поможет разумно использовать рабочее время. Индивидуальная программа на первом году жизни ребенка составляется сроком на один месяц. Далее ее содержание дополняется или изменяется.

Индивидуальная программа должна быть записана в истории развития ребенка (учетная форма 112) после записи результатов его обследования и заключения дефектолога. Новое содержание программы или все последующие дополнения и изменения должны быть также зафиксированы в истории развития ребенка.

Вместо заключения

Процесс разработки индивидуальной программы открывает большие возможности для творческого поиска педагога. Ни одно методическое пособие не может точно учесть все потребности конкретного ребенка. Не следуйте слепо указаниям, думайте, наблюдайте за детьми, анализируйте составленные вами программы. Помните, что хорошо построенная и тщательно выполненная программа поможет малышу с ранним отставанием в развитии продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без коррекционной помощи. Надеемся, что эта работа окажется для вас интересной и увлекательной.

  • 1. Костяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М., 1970.
  • 2. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
  • 3. Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте / Пер. с чешского. Прага. 1984.
  • 4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  • 5. Мещерякова С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка // Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М., 1982.
  • 6. Разенкова Ю.А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни группы риска в условиях дома ребенка: Дис. канд. пед. наук. М., 1997.
  • 7. Фрухт Э.Д. Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни // Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М., 1979.
  • 8. Фрухт Э.Л. Педагогическая работа в доме ребенка // Руководство для врачей домов ребенка / Под ред. Л.В.Дружининой. М., 1987.
  • 9. Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей 1-го года жизни // Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста / Под ред. проф. В.А. Доскина. М., 1996.

Библиография


Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №6 2003 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-6/soderzhanie-individualnyh-programm-razvitija-detej (Дата обращения: 28.03.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности