Некоторые аспекты психологического изучения беременности: от анализа практики к проектированию исследования / Альманах №8 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №8 "Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии"

Некоторые аспекты психологического изучения беременности: от анализа практики к проектированию исследования

Е.Б. Айвазян Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
Л.Е. Аронова Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
Н.А. Урядницкая ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Актуальность, значимость и необходимость исследований, посвященных различным аспектам психологии материнства, определяется остротой демографических, экологических и социально-экономических проблем, с которыми сталкивается современная Россия. Сегодняшняя ситуация характеризуется не только общим снижением рождаемости, но и прогрессирующим уменьшением доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей, повышением показателей осложнений беременности (угроза прерывания беременности – от 10 до 55%, поздний токсикоз – до 30%) и родов. По данным специальных исследований, доля здоровых новорожденных в течение 7 лет наблюдения снизилась с 48,3% до 26,5%. Известно, что физиологическое течение беременности и родового акта, состояние плода и новорожденного во многом зависит от психологического состояния женщины во время беременности (Акимова К.В., 1988; Рымашевский Н.В. и соавт., 1990). Кроме того, психологическое состояние женщины во время беременности, родов и первых лет жизни ребенка влияет на качество диадического взаимодействия и относится к числу факторов, определяющих психическое развитие ребенка на ранних этапах онтогенеза (Скобло Г.В., Дубовик О.Ю., 1992). Растет число социальных сирот и детей, подвергающихся жестокому обращению в собственной семье, что, по-видимому, связано с особенностями недетоцентрированной родительской культуры в России, которая характеризуется низким безусловным принятием и пониманием эмоциональных проявлений ребенка его родителями. В этой связи работа над формированием пренатальной общности, родительской привязанности и эмоционального контакта до рождения является особенно важной.

Эти проблемы ставят перед психологией ряд конкретных практических задач. Необходима разработка стратегий и методов диагностики тех отклонений в развитии материнского отношения, которые являются фактором риска развития психической патологии у детей. Нужны новые коррекционные и психотерапевтические подходы, направленные на изменение материнского отношения, родительской позиции и стиля воспитания по отношению к любому ребенку, в том числе к ребенку с отклонениями в развитии. Необходим анализ существующих и создание новых научно обоснованных программ адекватной психологической поддержки в период беременности.

В настоящей работе мы остановимся на трех аспектах психологического изучения беременности: 1 - анализ практической деятельности пренатальных центров г. Москвы, 2 - проблема развития внутренней картины беременности, 3 - формирование и структура родительского отношения в период беременности.

На основании изучения деятельности пренатальных центров г. Москвы можно говорить о наличии трех уровней мотивации, присущей женщине и побуждающей ее посещать занятия по пренатальному воспитанию и подготовке к родам: первый уровень – функциональный (потребность в получении информации, в овладении навыками и умениями), второй уровень – эмоционально-оценочный (потребность в решении психологических проблем и улучшении своего эмоционального состояния, получении психологической и социальной поддержки), третий, личностно-смысловой уровень - осознанная забота о благополучии будущего ребенка - включает в себя мотивацию первого и второго уровней. Можно отметить, что собственно психологический запрос – запрос на пренатальное воспитание в первичном смысле этого слова – практически не сформирован.

Программы различных пренатальных центров строятся в соответствии с выделенными уровнями мотивации. Например, на удовлетворение потребностей первого уровня мотивации направлены методики Вельвовского, Платонова, Николаева, Сыроватко, которые представляют своего рода рациональную психотерапию и предполагают отработку конкретных навыков поведения женщины в период беременности и в родах.

Отмечается недостаточность работы пренатальных центров на втором уровне мотивации: программами, как правило, предполагается, что решение эмоциональных и психологических проблем женщины и семьи в целом осуществляется в процессе групповой работы, при этом довольно мало внимания уделяется индивидуальным консультациям. Групповая форма работы, безусловно, является достаточно эффективной, однако в практике пренатальных центров нередки сложные внутрисемейные ситуации, депрессивные состояния у женщин, т.е. такие, когда наряду с групповой показана индивидуальная психотерапия.

На мотивацию третьего уровня ориентируются в основном центры Пренатального Воспитания, в которых особое внимание уделяется именно формированию пренатальной общности “мать-плод”. При более широкой трактовке можно рассматривать проводимые ими программы как реализацию системы пренатального воспитания. Это обобщающее понятие, используемое для описания организованного, систематического и целенаправленного воздействия на пренатальную общность "мать - плод", результатом которого является рождение ребенка, обладающего физическим здоровьем и психологической готовностью к развитию новых связей с миром. Кроме того, пренатальное воспитание формирует предпосылки ранней материнской адаптации.

Наличие социальной потребности в пренатальном воспитании, в частности, внутри медицины, тиражирование и перенесение опыта практик пренатального воспитания из других культур приводят в последние годы к массовости в сфере пренатального воспитания, поэтому остро стоит проблема психологической экспертизы и юстификации подобных инновационных проектов. Кроме того, можно обозначить такие проблемы, как проблема подготовки пренатальных инструкторов и обеспечения для них доступа к научной информации, недостаточность научно-исследовательской работы и изучения эффективности тех или иных программ, их влияние на ребенка, семью.

Все сказанное подтверждает тезис о необходимости работы с беременными групп социального и медицинского риска. Однако, в силу неразработанности проблем психопрофилактической работы по подготовке к беременности, родам и воспитанию ребенка в семье, особенно в отечественной психологии и практической деятельности, подобная работа в нашей стране проводится локально, коллективами энтузиастов, без должного контроля и экспертизы, зачастую не охватывает женщин групп риска или недоступна им. Вот почему в рамках работ по созданию системы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии у детей целесообразно было бы проведение исследовательских проектов по изучению особенностей формирования материнского отношения, поведения и взаимодействия в диаде "мать - ребенок" и "мать - ребенок с особыми потребностями", а также процессов трансформации, происходящих в семье в период перехода к родительству, с целью выработки научно обоснованных практических рекомендаций и создания комплексных программ психопрофилактики и психотерапии.

Многие исследователи рассматривают беременность, в особенности первую, как кризис развития, который включает в себя не только соматические, но и глубокие психологические изменения, поскольку подразумевает изменение социальной ситуации развития - конец существованию женщины как независимого отдельного существа и начало непременных и бесповоротных отношений мать – дитя. Беременность предъявляет новые эмоциональные и поведенческие задачи, решение которых будет определять адаптацию к следующим фазам развития: материнству и старению в менопаузе (Bibring & al., 1961; Э. Эриксон, 1959). Подход к беременности как к кризису возможен и на основе идей отечественных психологов (Л.С. Выготский). Беременность, особенно первая, может быть рассмотрена как распад старой и возникновение новой социальной ситуации развития, внутри которой возникают психологические новообразования. Психологический анализ периода беременности в контексте возрастного развития предполагает изучение таких психологических новообразований, как телесный опыт, развивающийся в связи с происходящей в организме перестройкой и с движениями плода, и эмоциональный опыт, связанный со становлением родительского отношения.

В соответствии с новым подходом к телесности, который базируется на идеях Л.С. Выготского о том, что натуральные психологические функции, превращаясь в собственно человеческие, «высшие», социальные по происхождению, радикально меняются (Николаева В.В., Арина Г.А. 1996), неправомерно сводить беременность только к физиологическим, организменным событиям, это некоторая субъективная реальность и феномен культуры. Так же как и болезнь, беременность не может быть презентирована субъекту иначе как в виде внутренней картины беременности. Интрацептивное восприятие в ее структуре не может быть однозначно определено свойствами раздражителей, связанными с перестройками в организме, оно наделяется смыслом будущего материнства и заряжается соответствующими этому смыслу аффектами. С момента подтверждения беременности в самосознании женщины начинает строиться образ будущего ребенка, который постепенно “обрастает” определенными ожиданиями и представлениями, возникает внутренний диалог матери с ним.

Параллельно осознанию телесных изменений, нарастающих по мере увеличения срока беременности, постепенно развивается эмоциональное отношение к ребенку, а возникновение нового сенсорного опыта, связанного с движениями формирующегося плода, заставляет женщину признать его отдельным человеческим существом со своей собственной жизнью (Брутман В. И., Радионова М. С., 1997). Начиная с этого времени можно говорить о формировании родительского отношения которое определяется как целостная система, включающая разнообразные чувства по отношению к ребенку, особенности восприятия и понимания характера ребенка и его поступков, а также поведенческие стереотипы, практикуемые в общении с ним (Варга А.Я., 1987). Наряду с эмоциональным отношением начинают формироваться родительские позиции и стиль воспитания. Исходя из этого можно предположить, что субъективное значение материнства и возникающее уже во время беременности родительское отношение к будущему ребенку определяют формирование внутренней картины беременности и семантическую организацию телесного и эмоционального опыта в ее структуре.

В структуре родительского отношения ядром, организующим систему взаимосвязей между такими компонентами, как восприятие и понимание ребенка, чувства по отношению к нему и реальное поведение, является образ ребенка, который можно рассматривать как систему элементов, которая развивается в онтогенезе под влиянием социокультурных факторов и на основе индивидуального опыта женщины. В этом отношении образ ребенка представляет собой специфическое образование: первоначально он базируется большей частью на культурных стереотипах (т.к. у женщины может отсутствовать индивидуальный опыт взаимодействия с детьми); в период первой беременности он начинает конкретизироваться и наполняться содержанием, однако интенсивные процессы формирования представлений о ребенке не подкрепляются восприятием и развернутым взаимодействием с младенцем, а следовательно, не корректируются в соответствии с реальной ситуацией. Можно предположить, что такая гетерохронность развития компонентов родительского отношения ставит определенные адаптационные задачи, которые женщина должна успешно решить в период беременности и после родов для того, чтобы взаимодействие с ребенком было адекватным и не искажалось чрезмерно ригидным психическим образом. Для иллюстрации этого положения можно привести пример выраженного диссонанса между сформированным образом и реальностью, который возникает в случае рождения ребенка с отклонениями в развитии. По всей видимости, в структуре кризиса родительского отношения в этом случае не последнее место занимает необходимость быстрой трансформации имеющегося образа ребенка и родительского отношения.

Сформулированные выше теоретические предположения нуждаются во всесторонней проверке в ходе эмпирических исследований.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Некоторые аспекты психологического изучения беременности: от анализа практики к проектированию исследования [Электронный ресурс] / Е.Б. Айвазян, Л.Е. Аронова, Н.А. Урядницкая // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2004. –  Альманах №8. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-8/nekotorye-aspekty-psihologicheskogo-izuchenija-beremennosti
Список литературы
  1. Дунаева З.М., Ростягайлова Л.И. Анализ данных клинико-психолого-педагогического обследования детей раннего возраста консультированных в Консультативно-диагностическом центре ИКП РАО. Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. Институт Коррекционной Педагогики РАО, М. – 1999.
  2. Зелинская Д.И. Актуальные проблемы детской инвалидности // Детский доктор. – 2000. - № 4.
  3. Малофеев Н.Н. Институт коррекционной педагогики РАО: наука – практике на рубеже веков [Текст] / Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова // Инновации в российском образовании: специальное (коррекц.) образование 1999. - М., 1999. - С. 159-194.
  4. Ранняя помощь детям с особыми потребностями и их семьям: Материалы конференции / Под ред. Ю.А. Разенковой, Е.Б. Айвазян – М.: Полиграф Сервис, 2003.
Статьи выпуска: