Психолого-педагогическая работа педагога-дефектолога с матерью в отделении по выхаживанию и реабилитации маловесных детей / Альманах №8 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №8 "Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии"

Психолого-педагогическая работа педагога-дефектолога с матерью в отделении по выхаживанию и реабилитации маловесных детей

О.Б. Половинкина ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Настоящее исследование направлено на поиск новых организационных форм оказания психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей первого года жизни с органическим поражением центральной нервной системы. Необходимость данного исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

  • увеличением количества детей, рожденных с травмами и патологией центральной нервной системы;
  • разнообразием научных подходов к использованию педагогического воздействия на детей младенческого возраста для коррекции и компенсации отклонений в развитии (Н.Д. Шматко, Ю.А. Разенкова, А.Н. Павлова, О.В. Баженова, Э.И. Леонгард и др.);
  • отсутствием программы по включению родителей, имеющих проблемного ребенка младенческого возраста в коррекционно-педагогический процесс в условиях стационара.

Данное исследование проводится в НИИ Педиатрии НЦЗД РАМН на базе отделения по выхаживанию и реабилитации маловесных детей совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО с 1.09.99 г.

В специализированных отделениях по выхаживанию недоношенных детей в процесс реабилитации, как правило, включена мать. Данные научной литературы свидетельствуют о том, что для обеспечения нормального психофизического развития ребенка недостаточно соблюдение условий для его выживания и роста, полноценного питания и правильного гигиенического ухода (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, А. Фрейд, Р. Шпитц, Дж. Робертсон, Дж. Боулби, М.И. Лисина, Т.Н. Листопад). Важнейшим фактором развития психики ребенка является его общение с взрослыми. Отсутствие такого общения приводит к психической депривации малыша. Мать прежде всех постигает язык телодвижений и потребностей своего ребенка и только ей одной дана способность ухаживать за младенцем с истинной нежностью и любовью. Поэтому пребывание матери в стационаре создает оптимальные условия для более эффективного выхаживания детей с проблемами здоровья после рождения. Матери участвуют в процессе кормления, совершают гигиенические процедуры, используют метод “Кенгуру”, как один из способов психологической адаптации ребенка, общаются со своим малышом.

Однако, в литературных источниках недостаточно освещен вопрос о включении матери в процесс ухода за ребенком в условиях стационара. Нет единого мнения относительно режима пребывания матерей в отделениях по выхаживанию грудных детей. Это снижает эффективность участия матери в реабилитационных мероприятиях. Врачи стационара считают, что включение родителей в реабилитационный процесс должно иметь системный характер. Это и послужило основанием для проведения совместного исследования в рамках реализации комплексного подхода к реабилитации детей группы риска специалистами НИИ Педиатрии РАМН и научными сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО.

Цель данной статьи - представить результаты первого этапа исследования, направленного на изучение позиции матери к воспитанию ребенка с органическим поражением центральной нервной системы.

Исследование включало в себя следующие методы: анкетирование родителей, беседы с матерями и ближайшими родственниками ребенка, наблюдение за взаимодействием матери с новорожденным.

При поступлении в стационар родителям раздавалась анкета-опросник, которая включала в себя серию вопросов, направленных на изучение:

  • социального статуса семьи;
  • наблюдательности родителей за реакциями своего ребенка и изменениями в его поведении;
  • педагогической компетентности родителей;
  • ориентировки семьи на виды помощи после выписки из стационара.

Особое внимание отводилось индивидуальной беседе с матерью и ближайшими родственниками ребенка, во время которой уточнялись и конкретизировались вопросы анкетирования. Это помогало получить более полную и индивидуальную картину отношения родителей к проблемам своего ребенка, позволяло лучше понять степень готовности родителей к участию в процессе медико-педагогической реабилитации ребенка. Таким образом, беседа превращалась в начальный инструктаж родителей, конструировала модель их поведения, вызывала стремление приобрести специальные знания, которые помогали им в дальнейшем более заинтересованно и предметно относиться к рекомендациям специалистов. Дополнительный эффект проводимых бесед выражался в повышении уровня доверия матери к сотрудникам отделения.

Наблюдение за взаимодействием матери и ребенка проходило в процессе игры, кормления и проведения гигиенических процедур.

Нами были обследованы 77 семей, чьи дети поступили в отделение по выхаживанию маловесных детей НИИ Педиатрии после рождения или обратились за помощью в первые три месяца жизни ребенка. У всех детей имелись значительные отклонения в здоровье после рождения (глубокая недоношенность, в сочетании с органическим поражением ЦНС, множественные врожденные пороки развития, судорожная готовность, синдром двигательных расстройств, гипертензионно-гидроцефальный синдром).

Анализ данных, полученных в результате указанных выше методов исследования, позволил выделить различные позиции матери по отношению к воспитанию проблемного ребенка. Условно эти позиции мы обозначили как активная, пассивная, отстраненная.

Активная позиция выявлена у 36% родителей, которые адекватно воспринимали информацию о состоянии здоровья ребенка, включались в процесс реабилитации, использовали полученную информацию о развитии ребенка во время пребывания в стационаре. Эти родители заинтересовались информацией о воспитании ребенка первых месяцев жизни, пришли на лекцию, посвященную вопросам ранней реабилитации ребенка методами педагогического воздействия, задавали вопросы, письменно фиксировали полученную информацию, эмоционально общались с ребенком до кормления, использовали игрушку для привлечения его внимания, обращались к педагогу с просьбой о совместном осмотре ребенка.

Пассивная позиция отмечалась у 38% родителей, которые безучастно, пассивно воспринимали информацию о состоянии здоровья ребенка. После беседы с врачом были эмоционально подавлены, растеряны. Анализ анкетных данных и наблюдение за этой группой родителей показали резкое снижение самооценки и пассивное участие в реабилитационных мероприятиях. Эта группа матерей механически выполняла рекомендации специалистов и, как правило, самостоятельной активности по отношению к воспитанию и обучению своего ребенка не проявляла. Часть родителей этой группы пришли на лекцию, пассивно восприняли информацию о воспитании ребенка первых месяцев жизни. Вместе с тем, они приобрели развивающие игрушки и начали использовать их во время общения со своим ребенком, но повторно к педагогу-дефектологу не обращались.

Отстраненная позиция отмечалась у 26% родителей. Они наиболее болезненно воспринимали информацию о проблемах здоровья ребенка, не принимали участия в реабилитационных мероприятиях, считая, что ответственность за состояние здоровья ребенка на данном этапе несут только врачи. Эта группа матерей оказалась не готова к восприятию информации о воспитании проблемного малыша, так как они не связывали настоящие проблемы ребенка с возможными нарушениями психического развития, родители думали в данном случае только о физическом здоровье малыша. Анализ анкетных данных подтвердил, что они не осознают необходимости соединения лечебных мероприятий с коррекционно-развивающими занятиями, и беспокоятся лишь о нормализации соматического состояния ребенка. У этих матерей наблюдалось чувство беспомощности и тревоги, отказ от взаимодействия с педагогом-дефектологом. Им крайне трудно быть объективными в рассуждениях о проблемах собственного ребенка. Они с недоверием относились к проведению коррекционно-педагогических мероприятий и были полностью сориентированы на медикаментозную помощь ребенку.

В дальнейшем, как показывает наблюдение за этой группой родителей, они постоянно меняли лечащего врача, обращались в разные медицинские учреждения, в целях установления “верного” диагноза, использовали нетрадиционные методы медицины. Многие из них являлись неоправданными оптимистами, избирательно относились к полученной информации, ориентируясь на положительные сведения о прогнозе здоровья ребенка.

Такие родители, как правило, убеждены в быстром, скором, полном излечении малыша, искажают полученные сведения о состоянии здоровья ребенка, надеются при помощи медикаментозных средств “сделать ребенка нормальным”. На наш взгляд, такая позиция родителей отрицательно сказывается на дальнейшей социализации их ребенка. Исходя из выявленных позиций матери к воспитанию проблемного ребенка, были определены разные организационные формы работы педагога-дефектолога с семьей, имеющей ребенка младенческого возраста с органическим поражением центральной нервной системы:

  1. Психолого-педагогическое обследование ребенка в присутствии матери. Для первичной диагностики и динамического наблюдения нами использовалась шкала оценки нервно-психического развития Эмилии Львовны Фрухт. Первичное психолого- педагогическое обследование было направлено на оценку ориентировочных реакций ребенка, для выявления его специфических образовательных потребностей. По результатам обследования педагог-дефектолог намечал стратегию и содержание коррекционной работы с ребенком и с семьей.
  2. Лекции были посвящены знакомству родителей с этапами психического развития ребенка; основами и принципами методов первоначального воспитания и обучения; организацией предметно-развивающего пространства для ребенка в семье; условиями реабилитации, лечения, ухода за малышом в стационаре и дома. В процессе лекций использовались видеосъемки и фотографии моментов взаимодействия детей с близкими взрослыми и педагогом, демонстрировались развивающие упражнения, соответствующие соматическому и физиологическому состоянию детей первых месяцев жизни. При этом отмечалась важность наблюдения за реакциями своего ребенка и изменениями в его поведении для создания оптимальных условий развития.
  3. Индивидуальные практические занятия педагога-дефектолога с ребенком проводились в присутствии матери в целях обучения ее правильному и содержательному взаимодействию со своим ребенком, так как она является самой заинтересованной в успехе реабилитации и больше всего времени проводит с ребенком. Педагог-дефектолог определял нагрузку, соразмерную физическим возможностям ребенка, указывал на положительные и специфические особенности, сильные и слабые стороны в развитии малыша, устанавливал количество занятий в течение дня и продолжительность одного из них, обеспечивал родителей необходимыми рекомендациями и описанием конкретных индивидуальных занятий и приемов работы с ним.
  4. Консультирование семьи (родственников) было направленно на формирование адекватной позиции к проблемам ребенка у родителей и ближайшего окружения, создание позитивного взаимодействия между членами семьи и активного участия в воспитании ребенка. Педагогу-дефектологу важно ориентировать усилия родителей не на дальнейший прогноз его психического развития, а на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно-развивающей среды учитывающей особенности ребенка и значимости систематического проведения коррекционно- педагогических занятий в условиях семьи.
  5. Наблюдение специалиста за характером взаимодействия родителей со своим ребенком направлено на изучение содержания общения родителей с малышом, темпа и динамики психомоторного развития в процессе целенаправленного коррекционного обучения.

На основании проведенного исследования и опыта работы педагога-дефектолога в условиях стационара с семьей, воспитывающей ребенка с органическим поражением центральной нервной системы, можно сделать некоторые выводы:

  • родители имеют разное отношение к специфическим потребностям малыша и по-разному включаются в коррекционно-педагогический процесс;
  • родители, имеющие пассивную и отстраненную позиции к воспитанию проблемного ребенка и максимально ориентированные на медицинскую помощь, нуждаются в разъяснении со стороны лечащего врача о необходимости совмещения медицинских реабилитационных мероприятий и психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии ребенка;
  • работа педагога-дефектолога с родителями должна начинаться с беседы о состоянии здоровья ребенка, особенностях психического развития и его потенциальных возможностях;
  • во время пребывания ребенка в стационаре важно знакомить родителей с основами раннего обучения и развития, оказывать непосредственную коррекционно-педагогическую помощь семье проблемного ребенка, формировать активную воспитательную позицию у родителей;
  • при поступлении ребенка в стационар необходимо разрабатывать четкую программу действий для матери, сочетающую медицинские реабилитационные мероприятия и коррекционно-педагогическое воздействие, а в дальнейшем и для всей семьи после выписки ребенка из стационара;
  • коррекционно-педагогическая помощь семье должна быть включена в систему комплексного подхода к ранней реабилитации детей группы риска в условиях медицинских учреждений (стационара, детской поликлиники и др.);
  • подчеркиваем, что комплексное сопровождение ребенка дает возможность увидеть проблемы в его развитии с разных сторон;
  • раннее включение родителей в коррекционную работу с ребенком позволяет, в большинстве случаев, нейтрализовать переживания родителей, изменить их позицию по отношению к воспитанию проблемного ребенка, а также сформировать адекватные способы взаимодействия со своим малышом.

Данное исследование еще раз подтвердило предшествующие выводы о том, что использование в комплексной реабилитации методов педагогической коррекции не только оказывает помощь ребенку, но и делает стиль внутрисемейных отношений здоровым, радостным и помогает родителям непрерывно совершенствоваться воспитании своего ребенка.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Половинкина, О.Б.  Психолого-педагогическая работа педагога-дефектолога с матерью в отделении по выхаживанию и реабилитации маловесных детей [Электронный ресурс] / О.Б. Половинкина // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2004. –  Альманах №8. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-8/psihologo-pedagogicheskaja-rabota-pedagoga-defektologa
Список литературы
  1. Bowlby J. Maternal care and mental health // World Health Organization monograph. 1951. Ser. 2.
  2. Freud A. Normality and pathology in childhood: assessments of development. New York, 1965.
  3. Robertson J., Bowlby J. Responses of young children to separation from their mothers // Courier of the international children's center. Paris, 1952. Vol. 2.
  4. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977.
  5. Баженова О.В., Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М.: Просвещение, 1972.
  6. Лисина М.И. Воспитание детей раннего возраста в семье. Киев, 1983.
  7. Листопад Т.Н., Левин А.Н. Клинико-психологические аспекты контакта матери и больного новорожденного // Здравоохранение советской Эстонии №6, 1988.
  8. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М., 1979.
  9. Шматко Н.Д., Разенкова Ю.А. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н. Павловой
  10. Щелованов Н.М., Шпитц Рене А., Коблинер Годфри В. Первый год жизни. М., 2000.
Статьи выпуска: